Вариант экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе.


Вариант экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе.



Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.


С1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания.


А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного.


( Д.С.Лихачёв)









Часть 2


Прочтите текст и выполните задания А1–А7.



(1)«Все, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наше собственное. (2)Природа представила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет. (3) Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всем желании». (4) Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50 году от Р. Х.

(5) Древние философы первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью.

(6) Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. (7) Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, изменять его как следует не сумели, а значит, и не берегли. (8) Прогресс – он ведь к тому сводится, по мнению делового человека , чтобы сэкономить этому деловому человеку время. (9) Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолёт. (10) Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров - телевизоры, вместо гусиного пера – шариковую ручку. (11) Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы – все изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. (12) Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. (13) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. (14) Не только у него – цейтнот становится всеобщим. (15) Недостаёт времени на друзей, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы, не думая, постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев. (16) Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. (17) Время куда-то исчезает, его становится всё меньше.



( По Д. Гранину)


Задания А1–А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного

текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых

только один правильный. Ответы на задания А1–А7 обведите кружком.


А1

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос:

«Почему люди должны ценить время?»

1) Древние философы завещали потомкам ценить время.

2) Время необходимо деловому человеку, чтобы двигать прогресс.

3) Ценить время нужно, чтобы не нарушать режим дня.

4) Время – это единственная вещь, которую нельзя вернуть.



А2

Какое высказывание противоречит содержанию текста?

1)Прогресс сводится к тому, чтобы сэкономить человеку время.

2) Времени не хватает у людей разных поколений.

3)Древние люди не умели ценить время.

4)Современному человеку недостаёт времени на любование природой.


А3

В каком предложении текста наиболее полно выражена основная мысль?

1) 8 2) 11 3)14 4)15



А4

Какое значение имеет слово цейтнот в предложении 14?

1) острый недостаток времени;

2) невыполнение задуманного;

3) ускорение;

4) дефицит.


А5

Чему, по мнению Д Гранина, необходимо научиться современному человеку?

1) читать труды древних философов;

2) пользоваться ЭВМ;

3) беречь и ценить время;

4)чаще совершать прогулки на природе.


А6

В каком предложении текста употреблены синонимы?

1) 5 2) 7 3) 9 4) 13.



Задания В1–В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на

задания В1–В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если

нужно, запятыми.


В1 Замените слово ЭВМ из предложения 13 синонимом. Напишите этот синоним.


В2 Из предложений 10-12выпишите слово с чередующейся безударной гласной

в корне.


В3 Из предложений 7 выпишите слово, в котором правописание приставки

зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после

приставки буквой.


B4 В предложении 6 найдите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «В кратких формах причастий пишется одна буква н». Выпишите найденное причастие .



B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.


Эскалаторы,(1) компьютеры,(2) универмаги,(3) телетайпы,(4) электробритвы – все изобретается для того,(5) чтобы сберечь человеку время.


B6 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями

сложносочинённого предложения.


Деловой человек наращивает скорости,(1) внедряет ЭВМ,(2) переделывает универмаги в универсамы,(3) печатает газеты фотоспособом,(4) а дефицит времени увеличивается.


B7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями

сложноподчинённого предложения.


Прогресс – он ведь к тому сводится,(1) по мнению делового человека ,(2) чтобы сэкономить этому деловому человеку время.


B8 Замените словосочетание деловой человек (предложение

13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием

со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


B9 Выпишите грамматическую основу предложения 7.


B10 Среди предложений 1–4 найдите предложение с обращением.

Напишите номер этого предложения.



B11 Среди предложений 13-17 найдите предложение с обособленным

обстоятельством. Напишите номер этого предложения.



B12 Укажите количество грамматических основ в предложении 11.



B13 Среди предложений 10-12 найдите сложное бессоюзное предложение.

Напишите номер этого предложения.


B14Среди предложений 13-17 найдите предложение с

Бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.







Часть 3


Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе

или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием

сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.


Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания в

письменной речи.

С2.1 .

Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны запятые?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Д Гранина

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, ил­люстрирующие разные функции запятой.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Ан­тона.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




Антон Кирилл


С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл

финала текста: «Время куда-то исчезает, его становится всё меньше»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,

подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Ответы



А1

4

А2

3

АЗ

4

А4

1

А5

3

А6

1



В1

компьютер

В2

возрастают

ВЗ

измерял

В4

уверены

В5

1,2,3,4

В6

4

В7

2

В8

человек дела

В9

Они измерять не умели и не берегли

В10

1

В11

15

В12

2

В13

10

В 14

15




Полный текст материала Вариант экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шевляк Ирина Алексеевна  Шелли
04.02.2010 1 5862 1564

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК