Опыт работы МБОУ "Гимназия №5 г. Сергиева Посада" по созданию мониторинга образовательных результатов обучения в условиях реализации ФГОС



Опыт работы МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада»

по созданию системы мониторинга

предметных, метапредметных, личностных образовательных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

ФГОС ООО - это новый подход к современной школе. Процесс учения понимается теперь не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, и первые в этом перечне – требования к личностным образовательным результатам обучающихся, затем - к метапредметным образовательным результатам, и только потом - к предметным образовательным результатам. Такое ранжирование, конечно, не означает, что какие-то из этих результатов более значимы.

Личностные включают в себя:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

- систему значимых социальных и межличностных отношений,

- систему ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

- социальные компетенции,

- правосознание,

- способность ставить цели и строить жизненные планы,

- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

Метапредметные – это освоенные обучающимися

- межпредметные понятия,

- универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),

- способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,

- самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности,

- организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,

- построение индивидуальной образовательной траектории;

Предметные результаты – это освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета

- умения специфические для данной предметной области,

- виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,

- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,

- владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

_______________________________________________________________


Такой подход к обучению в новых стандартах не случаен. Сегодня педагоги отмечают рост числа учащихся с низким уровнем обучаемости, что объясняется слабой мотивацией учащихся. А ведь только при желании достичь личностных результатов возможны высокие показатели в учебе. Поэтому переход от требований достижения знаний, умений, навыков к требованиям достижения личностных, метапредметных и предметных результатов закономерен и актуален.

Осуществление этой цели становится возможным благодаря формированию универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Это - личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия (презентация).

Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися УУД. Поэтому с 2009 года (в этом году уже в четвертый раз) мы проводим мониторинг, целью которого является определение уровня сформированности личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных образовательных УУД обучающихся. И первое, с чего мы начали, это проведение диагностической работы по окончании учащимися начальной школы при формировании пятых классов.

Диагностическая работа состоит из 10 заданий.

Первое задание – диктант и следующие четыре задания тестового типа оценивают предметные результаты.

В каком слове все согласные звуки твердые?

  1. чащоба

  2. широко

  3. пятак

  4. карета

или

Укажите грамматическую основу предложения:

Вот над зеленой елочкой появилась первая звездочка.

  1. появилась звездочка

  2. над зеленой елочкой

  3. появилась над елочкой

  4. первая звездочка

- 6 задание направлено на выявление умения строить  логическое рассуждение, что относится к познавательным УУД, способствующим достижению метапредметных результатов:

Объясните, почему в словосочетаниях видим друга и пишем письмо у глаголов разные окончания?

Видим друга- ____________________________________________

пишем письмо - ___________________________________________

- 7 задание оценивает уровень внимания и самоконтроля, т.к. в нем оговорено количество ошибок, допущенных в тексте. Значит, ученик сможет самостоятельно оценить правильность выполнения учебной задачи – это регулятивные УУД  (метапредметные результаты). Кроме того, это задание проверяет простейшие навыки смыслового чтения (познавательные УУД): восстановление недостающей информации (На привалах мы собираем ???, стараемся приготовить еду повкуснее), восстановление логики повествования (В нашем районе??? неприступных гор, непроходимых болот, но есть прелестныи уголки…), нахождение противоречивой информации (До еды нужно все прибрать, непременно погасить костер)

Прочитайте текст, проверьте его, исправьте в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой. В тексте 10 ошибок.

Учитель предложил нам изучать природу родного края. В нашем районе???неприступных гор, непроходимых болот, но есть прелестныи уголки, беспредельные дали, места, связанные с преданиями о славном прошлом родной земли.

Каждые воскресенья мы отправляемся в поход.общение с природой всегда прекрасно! В лесу мы собираем растения, под бираем причудливые корни деревьев, находим шишки, перышки: все это пригодится для икрушек на елку. На привалах мы собираем???, стараемся приготовить еду повкуснее, но ведь в походе вкусна даже пригоревшая кша. До еды нужно все прибрать, непременно погасить костер. Эти походы обогащает нас, приучают наблюдать природу, а различные приключения вырабатывают мужество, умение приспосабливаться к сложным условиям, преодолевать усталость.

- 8 задание, состоит из вопросов по предшествующему тексту.

Продолжи предложения своими словами, при этом используй не более 3-4 слов.

  1. Изучая природу родного края, можно узнать о ______________________________________

  2. Самое интересное в походе – это _____________________________________________________

  3. Походы помогают нам ______________________________________________________

  4. Узнавать много нового и интересного можно не только ________________________________________________________________, но и ___________________________________________________________


Это задание также проверяет навыки смыслового чтения: осмысление информации, содержащейся в тексте; извлечение необходимой информации из текста; формулирование простых суждений на основе текста, а также составление суждений на основе личного опыта (4 вопрос) – познавательные УУД.

-9 задание исследует уровень коммуникации учащегося.

Не все ученики одинаково отнеслись к предложению учителя каждое воскресенье ходить в поход в лес.

Саша считает, что поход в лес – это интересное и увлекательное занятие.

Лена не хочет каждое воскресенье рано вставать, ей больше нравится с родителями ходить на каток или в музей.

А Женя предпочитает познавать новое через Интернет.

  1. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему?___________________________________________________

  2. Как ты относишься к предложению учителя? ___________________________________________________________


Выполняя это задание, учащиеся демонстрируют сформированность коммуникативных УУД: учет разных точек зрения, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, элементарное обоснование высказанного суждения.

- 10 задание предполагает рефлексивную самооценку своей деятельности, т.е. оценивает сформированность личностных УУД.

Ответь на вопросы.

  1. Как ты считаешь, что важнее для хорошего ученика: хорошая память или умение понимать, сравнивать, обобщать?

___________________________________________________________________


  1. Какие еще нужны качества, чтобы быть хорошим учеником? ______________________________________________________________


  1. Можешь ли ты себя назвать хорошим учеником? Почему?

______________________________________________________________


  1. Достаточно ли занятий в школе, чтобы быть образованным человеком?

_______________________________________________________________


  1. Используешь ли ты другие способы получения знаний, кроме уроков в школе?

________________________________________________________________


Это задание позволяет оценить такие личностные результаты обучающегося, как: формирование мотивов к обучению и самосовершенствованию, ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания, сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех (из требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования)


Разработаны и критерии оценивания диагностической работы.

Задание № 1.

20 баллов – все выполнено правильно

минус 4 балла – орфографическая ошибка

минус 2 балла – пунктуационная ошибка


Если диктант написан безошибочно, то он оценивается 20 баллами, если допущены ошибки, то количество баллов уменьшается в зависимости от того, какие ошибки были сделаны.

Задание № 2 – 6.

Тестовые задания оцениваются так:

Правильный ответ – 1 балл

Неправильный ответ – 0 баллов


Задание № 7(уровень сформированности регулятивных УУД).

(текст с ошибками).

0 – 2 пропущенные ошибки – высокий уровень внимания (3 балла)

3 – 4 пропущенные ошибки – средний уровень внимания (2 балла)

Более 5 пропущенных ошибок – низкий уровень внимания – (1 балл)


Задание № 8 (уровень сформированности познавательных УУД).

Каждый правильный ответ – 0,5 балла

Задание содержит 4 вопроса по тексту о походе, значит, максимально учащийся может получить 2 балла.


Задание № 9 (уровень сформированности коммуникативных УУД).

Высокий уровень: учитывает различие позиций и может высказать и обосновать свое мнение (3 балла)

Средний уровень: допускает, что разные мнения по-своему справедливы, но не может обосновать ответ (2 балла)

Низкий уровень: исключает возможность разных точек зрения, принимает одну сторону, другую считает однозначно неправильной (1 балл)


Задание № 10(уровень сформированности личностных УУД).

3 балла – указывает на необходимость самоизменения и саморазвития

2 балла – называет достижения

1 балл – дает односложные ответы


После проверки работ заполняется ведомость, которая ясно показывает уровень сформированности УУД у каждого учащегося:


Результаты диагностической работы

поступающих в 5-е гимназические классы.



п/п

Фамилия, имя

Класс, школа

Задание 1.

Грамотность

Max 20 баллов

Задания

2 – 6.

Тест

Max 5 баллов

Задание 7. Уровень внимания и самоконтроля

(высокий, средний, низкий)

3, 2, 1 баллов

Задание 8.

Умение понимать и анализировать текст

0,5-2 балла

Задание 9.

Уровень коммуникации (высокий, средний, низкий)

3, 2, 1 баллов

Задание 10.

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

3, 2, 1 баллов

Итого

Max 35 баллов

1.










2.










3.










4.










5.











Эту информацию используют впоследствии классные руководители и учителя-предметники в работе с будущими пятиклассниками.

Затем составляется сводная таблица:


УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Уровни

Низ

Сред

Выс

Низ

Сред

Выс

Низ

Сред

Выс

0 б

Колич. учащихся


27


77


30


56


51


27


40


81


13


44


90

Доля от общего колич.учащ.


21%


57%


22%


42%


38%


20%


30%


61%


9%


33%


67%

Всего поступивших


134


134


134


134


Это результаты диагностической работы, проведенной в 2009г. Анализируя их, можно отметить, что самое большое количество обучающихся (56 чел из 134) имеют низкий уровень сформированности коммуникативных УУД (42%), а высокий уровень показывают лишь 27 чел. (20%). Зато большинство обучающихся (90 чел. из 134) обладают высоким уровнем познавательных УУД (67%). Если учитывать выше среднего уровень обученности поступивших, то можно было предположить в дальнейшем достижения высокого уровня обученности, но мониторинг в 6 и 7 классах (среди этих же учащихся) показывает результаты, гораздо ниже тех, что наблюдались в 5 классе. Объяснение этому заключается в том, что довольно низкий уровень сформированности коммуникативных, регулятивных и средний уровень личностных УУД, к которым относится мотивация, очень сильно влияет на успешность обучения.

Для педагогического коллектива гимназии приоритетными являются технологии личностно-ориентированного обучения, которые в большей степени способствуют формированию УУД. Это следующие технологии: педагогика сотрудничества; развитие критического мышления посредством чтения и письма; технология проектного обучения; технология уровневой дифференциации обучения; игровые технологии, а также частно-предметная технология Е.Н.Ильина «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека».


Далее мы продолжили мониторинг в 5-7 классах, выделив из основной образовательной программы основного общего образования такое направление, как чтение в составе УУД. Чтение в составе УУД занимает важное место, так как навык чтения считается фундаментом всего образования. Требования к уровню чтения обучающихся сводятся не только к овладению техникой чтения.

Наиболее полное определение грамотности чтения таково: осмысление письменного текста, рефлексия или размышление о его содержании и перенос его в сферу личного сознания.

В 2010-2011 году были определены основные умения грамотного чтения для 5-6 и 7 классов.

5-6 классы.

1) Скорость чтения- 110-120 слов в минуту;

2) Умение озаглавить текст;

3) Умение находить информацию в явном виде;

4) Умение находить информацию в неявном виде.


Текст для чтения в 5 кл. «Когда цветет папоротник?» (149 слов) содержит информацию о происхождении названия растения, об особенностях растения и местах распространения. После чтения в течение 1 минуты учащиеся отмечают количество прочитанных слов, при необходимости дочитывают текст и отвечают на вопросы, не глядя в текст.

  1. Чем не похож папоротник на другие растения?

  • формой листьев

  • способом размножения

  • временем цветения

  • интересным (необычным) вкусом

  • тем, что это довольно-таки редкое растение


  1. Что обозначает древнерусское слово «папороть»?

_____________________________________________________________________

  1. Встречается ли папоротник в наших лесах?

_____________________________________________________________________


Первый вопрос на сопоставление содержащейся в разных частях текста информации и предложенных ответов, на второй вопрос есть прямой ответ в тексте, а на третий вопрос можно ответить, используя скрытую информацию (В любом лесу непременно встретишь папоротник).


Полученные данные показывают, что высокая скорость чтения не является основным условием формирования информационных, коммуникативных и интеллектуальных умений учащихся, поэтому учителя создают систему упражнений по формированию навыков смыслового чтения, которые положительно повлияют на формирование этих умений.


7 класс.

1) Умение озаглавить текст;

2) Умение находить информацию в явном и неявном виде;

3) Умение делить текст на смысловые части;

4) Умение аргументировать ответ с опорой на текст и свой жизненный опыт.


Результаты проверки показали, что учащиеся владеют умениями 1), 2), так как для них это привычные упражнения, которые в основном связаны с репродуктивным уровнем восприятия текста, что является низким уровнем освоения смыслового чтения. Для формирования навыков рефлексивного чтения как наиболее развитого вида чтения нужна определённая система заданий, таких как: постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них, составление вопросного плана и составление опорных записей, составление сводных таблиц и т. д.

Данные упражнения востребованы в учебной практике, так как могут применяться при изучении многих предметов.


Дальнейшая работа по созданию системы мониторинга личностных, метапредметных, предметных образовательных результатов предполагает проведение диагностических работ по литературе в 7 классе при выборе учащимися расширенных курсов изучения учебных предметов, а также в этом учебном году в рамках мониторинга образовательной деятельности гимназии по гуманитарному циклу – диагностика обучаемости в 5, 6 классах, диагностика уровня владения обучающимися общеучебными мыслительными навыками в 5, 6 класссах, диагностика уровня владения организационными и коммуникативными ОУУН 5, 6 классов, диагностика модальности и полушарности у обучающихся 5,6 классов.


Способом оценки личностных результатов учащихся, используемым в образовательной программе гимназии, является также оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио. Порфолио – это фиксирование достижений учащихся, собрание наглядных доказательств образовательной деятельности ученика, направленное на контроль новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД. Такой вид деятельности обучающегося, как создание собственного портфолио, способствует формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать, а также предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Разделы портфолио обучающихся нашей гимназии:

1. Титульный лист с основными сведениями об обучающемся.

2. Участие в предметных олимпиадах, конкурсах.

3. Участие в научно-практических конференциях.

4. Социальная практика. (Участие в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях в рамках дополнительного образования)

5. Образовательный рейтинг обучающегося.

Разработаны критерии оценивания содержания каждого из разделов портфолио. По окончании 9 класса подсчитывается рейтинг обучающегося, учитываемый при формировании 10-х классов. После 11 класса учащиеся предоставляют свои портфолио в экзаменационные комиссии вузов, и известны случаи, когда именно портфолио имело решающее значение при зачислении наших выпускников в вуз.


Работа по определению уровня сформированности личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД учителями кафедры русского языка и литературы «Гимназии №5» продолжается, что особенно важно в условиях современных требований к образованию.






Полный текст материала Опыт работы МБОУ "Гимназия №5 г. Сергиева Посада" по созданию мониторинга образовательных результатов обучения в условиях реализации ФГОС смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Морева Ольга Васильевна  shar8562
18.09.2014 0 2305 536

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК