Текст выступления на семинаре "Формирование УУД: союз традиций и инноваций?"


Мы недолжны категорически отказываться от традиционных принципов, целей, методов, форм, средств образования. Изменить подход к обучению, дать возможность учащимся проявлять больше самостоятельности в освоении научной информации, в выборе способа получения и усвоения знаний - вот, что мы можем сделать сейчас, в условиях перехода к обучению по стандартам второго поколения.
Я расскажу и покажу, какие универсальные учебные действия можно формировать на уроках русского языка в 7 классе, в том числе и на материале традиционных заданий.

Фрагмент

Наш круглый стол будет состоять из двух частей: мое выступление о формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка с использованием традиционных и инновационных средств обучения, далее вам будут предложены задания, обсуждением которых и завершится работа нашего круглого стола.

Сегодня школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем  же тогда заключается задача школы? Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Изменение цели образования совершенно не означает, что мы должны категорически отказаться от традиционных принципов, целей, методов, форм, средств образования. Изменить подход к обучению, дать возможность учащимся проявлять больше самостоятельности в освоении научной информации, в выборе способа получения и усвоения знаний  - вот, что мы можем сделать сейчас, в условиях перехода к обучению по стандартам второго поколения.

Я расскажу и покажу, какие универсальные учебные действия  можно формировать на уроках русского языка в 7 классе, в том числе и на материале традиционных заданий. Делать  я это  буду,  используя возможности интерактивной доски. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения. Благодаря своим возможностям, интерактивная доска позволяет формировать универсальные учебные действия интересно, увлекательно,  развивая познавательные потребности ребенка, усиливая мотивацию.

Задание 1.

Составить схему классификации частей речи. В начале выполнения задания учащимся открыто лишь название схемы. Учитель просит ребят вспомнить, на какие группы делятся все части речи, и обосновать ответ. Используя имеющиеся знания, учащиеся классифицируют объекты, т.е., проводя анализ (выявляя общие признаки) и синтез (составляя целое из частей), группируют  все части речи в 3 группы: самостоятельные, служебные, междометия, составляют схему. Вы видите, что использование интерактивной доски превращает задание в увлекательное действо.

Это задание не придумано мною вчера, а схема не подготовлена  к сегодняшнему семинару. Накануне я пыталась вспомнить, с какого времени я использую в работе это задание и подобные ему, и не смогла. Мне кажется, что чуть ли не с самого начала своей педагогической деятельности. Мне нравились логичность, ёмкость, наглядность схем, таблиц, и ребятам нравилось, что можно уместить скучный параграф в такую краткую форму, причем, т.к. схема не давалась в готовом виде, а выстраивалась совместными усилиями, то запоминалась быстро. Т. е. я хочу сказать, что мы, я имею в виду, учителя, и раньше все это делали. Но в сегодняшних условиях, создавая вместе с ребятами такие схемы, мы должны обращать их внимание на то, что систематизирование – это прием, который можно использовать не только при изучении частей речи, не только на уроках русского языка, а в разных областях знаний и даже в каких-то жизненных ситуациях. Т.е. мы должны не только дать им инструмент для работы, но и показать его многофункциональность.


Полный текст материала Текст выступления на семинаре "Формирование УУД: союз традиций и инноваций?" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Морева Ольга Васильевна  shar8562
18.09.2014 1 3222 455

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК