Доклад "Использование ИКТ для развития УУД на уроках русского языка и литературы"


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №5 г. Сергиева Посада»


Кафедра учителей русского языка и литературы


Русский язык и литература










Доклад



по теме «Использование ИКТ для развития УУД на уроках русского языка и литературы»
















Выполнила: Морева О.В.

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории






Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных. Так как сегодня школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника, то приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Все это становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В этом отношении, конечно, возможности компьютерных средств обучения переоценить трудно. Привлечение таких средств позволяет формировать универсальные учебные действия интересно, увлекательно, развивая познавательные потребности ребенка, усиливая мотивацию. Кроме того, использование ИКТ на уроках разных учебных дисциплин дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.

Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении изученного, отработке умений и навыков, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний.

Теперь конкретнее о том, как можно использовать и как используют наши учителя ИКТ на уроках. Начнем с самого простого. Имея современную технику, учитель получает возможность создавать печатные материалы к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих уроков учителя печатают тестовые задания, карточки — задания; созданные совместно с учащимися во время занятий схемы, таблицы. Одной из форм работы при обучении русскому языку является создание папки «Подготовка к экзамену». В них учащиеся собирают обобщающие таблицы, схемы, памятки, свои работы с пометами учителя. Вот пример таблицы «Обособленные члены предложения», создававшейся совместными усилиями в течение 3 уроков, впоследствии выполненной самими ребятами в электронном виде.











ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обособленные члены выделяются интонацией в устной речи и запятой или тире на письме

Обособление определений

Обособление приложений

Обособление обстоятельств

Обособление уточняющих членов предложения

1. Все виды определений, стоящие после существительного

* Туча, облегавшая полнеба, постепенно рассеялась.

* Эта мысль, простая и ясная, не давала покоя.

* Дальше начинался город, с высокими домами, лавками, складами. (Обособление зависит от интонации)

2. До и после личного местоимения.

* Взволнованный, он говорил долго.

* Она, всё ещё взволнованная, говорила и говорила.

3. Причастный оборот с добавочным обстоятельственным значением перед существительным (вопрос возможен и от глагола)

Раненный в плечо, солдат не мог поднять руку. (Почему?)

4. Определение и существительное разделены членами предложения.

Овеянные оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады.

1.

Распространённые приложения – нарицательные существительные с зависимыми словами до и после определяемого существительн.

* Он пришёл с сыном, десятилетним мальчиком, на выставку.

* Спутница наша, удача нас не покинет.

2. Одиночное приложение после нарицательного и собственного имени. Может быть - тире.

* Я подружился с Гайдаром, удивительным человеком, прошедшим суровую школу жизни.

* Мой хозяин, доктор, всегда был занят каким-либо делом.

* Я шёл по улице с приятелемзамечательным художником.

3. Любое приложение до и после личного местоимения.

* Участник форума, он успешно выступил с докладом.

4. Приложения со словами: по имени, по фамилии, по прозвищу и союзом как (в значении причины).

* Верный слуга, по имени Иван, спас его. * Петру, как отличнику, вручили медаль.

1. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие до или после глагола.

* Поток стремился навстречу морю, гремя камнями.

* Журча, ещё бежит за мельницу ручей.

*Волны несутся, гремя и сверкая.

* плащ Запахнув и фуражку крепче надвинув, он закрыл глаза.

2. Обстоятельство с предлогом несмотря на:

* В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.

3. С целью усиления обстоятельства с предлогами: благодаря, согласно, вопреки, по причине, в случае, ввиду, вследствие:

* Командир, по случаю награждения, созвал подчинённых.

* Вопреки плохой погоде, мы продолжили путь.

1. Обстоятельства места и времени (вопросы: где именно? когда именно?)

* Слева, у плотины, стучали топоры.

* Завтра, в полдень, состоится собрание.

2. Могут быть обособлены другие члены предложения: определения, обстоятельство образа действия, дополнения, подлежащее и сказуемое:

* Коричневый, почти красный, цвет почвы удивлял.

* Она взглянула озорно, по-девичьи.

* Я привязался к семейству, даже к старому поручику.

* Проснулся другой мальчик, Гаврик.

* Она была очень молода, не старше двадцати лет.

3. Дополнения с предлогами: кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, сверх, наряду с, включая.

* Все, за исключением командира, почувствовали облегчение.

* Кроме школьников, в вечере

участвовали родители.


Ребята обмениваются материалами и, таким образом, у каждого накапливается довольно обширный учебный материал, который всегда находиться под рукой. Это, конечно, большое подспорье для ученика и учителя, намного упрощающее работу и повышающее эффективность обучения.

Но особое внимание в своем выступлении я хотела бы уделить использованию в образовательном процессе интерактивной доски. Какие возможности интерактивной доски мы используем в своей работе?

Во-первых, интерактивную доску можно использовать просто в качестве большого экрана, на котором с помощью проектора, соединенного с компьютером, мы можем демонстрировать различные видеофильмы по школьной программе (а такие сейчас в огромном количестве можно скачать в Интернете совершенно бесплатно). В этом году, например, я скачала запись спектакля «Ревизор» театра Сатиры. Разумеется, весь спектакль в рамках уроков мы не могли посмотреть, но ключевые сцены ребята увидели. Известно, что школьники сегодня очень мало читают, так что демонстрация хорошего видеофильма позволяет восполнить этот пробел (пусть частично), позволяет учителю рассчитывать на работу учащихся при анализе просмотренного эпизода, а также помогает заинтересовать ребят изучаемым произведением, мотивировать их на чтение.

Интерактивная доска как экран очень удобна и при проведении внеклассных мероприятий, например, тематических классных часов. Так, к 50-летию первого полета человека в космос учащиеся получили задание найти материал, посвященный этому событию, и имели возможность продемонстрировать найденные в Интернете фотографии, презентации своим одноклассникам, прокомментировать их. Такой классный час проходит гораздо интереснее, т.к. устная информация сопровождается визуальным рядом. Кроме того, давая такое задание, мы активизируем мыслительную деятельность учащихся, включаем их в поисковую работу.

В настоящее время очень популярны такие уроки, где учебный материал представлен в программе PowerPoint, т.е. в виде презентаций. Это наиболее удачная форма наглядных пособий, дающая возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от темы, а схемы, рисунки, таблицы и т. п. наглядные пособия на бумажных носителях уходят в прошлое, т.к. быстро выходят из строя, плохо видны с последних парт, в конце концов, они просто несовременны.

Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в этот вид деятельности и сами создают презентации. На уроках литературы, в частности, наиболее часто это происходит при изучении биографии писателя. Эти работы обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством, иллюстрации к произведениям; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни писателя. В отдельных случаях презентация бывает основой для урока - заочной экскурсии. Это оживляет ход урока, пробуждает в обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяет образно представить жизнь и личность писателя.

Выполняя такую работу в среде информационных технологий, школьники учатся понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, т.е. формируются УУД.

Но наиболее ценны презентации, созданные самим учителем, с помощью которых он имеет возможность увеличить эффективность обучения на любом этапе урока. Яркие краски, увлекательная анимация, безусловно, не оставят равнодушными никого из обучающихся. Все это способствует освоению учебного материала, повышает активность учеников на уроке, позволяет организовать совместную работу для решения общей задачи, поставленной учителем.

Разработка презентации для урока является длительным процессом, который требует серьезных затрат времени учителя. Но в то же время необходимо отметить, что компьютер в значительной мере снижает трудоемкость оформления создаваемых схем, образцов, текстов, таблиц, графиков и рисунков. Презентация современна и перспективна, она позволяет учителю вносить изменения, уточнения, учитель может в любом месте приостановить показ, вернуться к предыдущим слайдам, делая при этом комментарии по теме, что обеспечивает лучшее осмысление и осознание учебного материала.

Презентация может оформляться не только всевозможными картинками, но и схемами, графиками, таблицами и т. п., может содержать в себе кроссворды, тесты и сопровождаться звуками, музыкой и речью, что позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Она позволяет лучше запечатлеть в сознании учащихся образы, дает возможность ближе и лучше рассмотреть какие - то события, факты, схемы, явления; применить игровой момент.

Теперь обратимся непосредственно к уникальным возможностям интерактивной доски. Обо всех, разумеется, рассказать в рамках моего выступления невозможно. Расскажу о тех инструментах, которые использую в своей работе.

Во-первых, это работа со схемами. При подготовке к уроку составляется схема (классификации частей речи). В начале выполнения задания учащимся открыто лишь название схемы. После того, как ребята вспоминают, на какие группы делятся все части речи, открывается вся схема. Используя имеющиеся знания, учащиеся группируют части речи, выявляют элементы схемы и восстанавливают ее в увлекательной форме. Одну и ту же схему можно использовать несколько раз: при объяснении нового материала, на уроках обобщения знаний. Учителя русского языка знают, что части речи являются предметом изучения во всех классах, и заготовленная один раз подобная схема может быть многократно использована. Таким образом, интерактивная доска освобождает учителя от затратных во временном отношении рутинных операций по созданию таких схем на каждом уроке в каждом классе. Увеличивается темп урока, информация воспринимается быстрее при использовании интерактивной доски.

Во-вторых, работа с текстами. На одной странице заранее набирается текст с пропущенными орфограммами (можно набрать отдельные слова, т.е. приготовить своеобразный словарный диктант), на другой странице – тот же текст в том виде, в котором он должен будет получиться в тетрадях учащихся после выполнения задания: списать текст, вставив пропущенные орфограммы. Используя эти две страницы, можно удобно и быстро выполнить задание. Другой вариант работы – текст с намеренно допущенными ошибками. После написания работы учащиеся проверяют ее по следующей странице и выставляют себе оценки. Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают оценки.

Очень удобна такая форма работы при проведении контроля знаний в виде тестов (распечатанных на листах или выведенных на экран). Сначала ребята выполняют задание и сдают работы, потом открываем ответы и даем возможность учащимся осознать свои результаты, задать вопросы, обсудить отдельные задания. Это очень важно, т.к. позволяет учителю осуществлять обратную связь с обучающимися и дает возможность получить оперативную информацию о предварительных результатах усвоения материала, а обучающиеся узнают о своих ошибках и анализируют их на данном уроке, а не через день-два. Ребенок видит свои ошибки, корректирует знания и умения, определяет оценку.

Конечно, такая работа особенно необходима в 9-х и 11-х классах, готовящихся к ГИА и ЕГЭ. Здесь интерактивная доска просто незаменима. Продемонстрировать способы сжатия текста (для написания первой части ГИА – сжатого изложения), дать возможность тут же попробовать применить способы сжатия (и это делается наглядно, быстро, для всего класса сразу), разобрать композицию сочинения-рассуждения, поработать с отдельными его частями, разобрать типичные ошибки, создать правильный вариант комментария проблемы текста – это и многое другое просто, удобно, наглядно, экономя драгоценное время, можно сделать с помощью интерактивной доски.

Итак, использование интерактивной доски позволяет интенсифицировать обучение, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, а также наличие обратной связи, на основе которой осуществляются индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивает беспрерывный контроль над деятельностью учащегося.

В-третьих, на интерактивной доске можно приготовить и выполнить разнообразные и увлекательные задания для уроков закрепления изученного. Например, выполняя задание по теме «мягкий знак на конце слов после шипящих», ученики должны применить ранее систематизированные знания, распределить слова в два столбика: с Ь на конце и без него. (Это делается на интерактивной доске способом «перетаскивания» слов, очень живо, интересно, а можно предложить ребятам самостоятельную работу, т.е. доску оставить без изменений). Далее мы имеем возможность выбрать форму проверки задания: можно предложить ребятам, сидящим за одной партой, поменяться тетрадями и проверить работы друг у друга, а можно открыть вторую часть доски и устроить самопроверку.

Кроме того, интерактивная доска позволяет делать пометы и записи поверх выводимых на экран изображений. Я использую данную форму на уроках русского языка, например, при изучении пунктуации при деепричастном обороте, когда предложение очень объёмно и его запись занимает много времени на уроке. Работаем на заранее подготовленной странице, выделяем цветным пером деепричастный оборот, обозначаем его границы, расставляем запятые. Все изменения, сделанные на странице, не сохраняются, поэтому ее можно использовать на уроках в других классах.

Интерактивные доски позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.

Учителя, начавшие работать с интерактивной доской, отмечают положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. Учителя утверждают, что благодаря использованию интерактивной доски они успевают преподнести больше информации за меньшее время, информация становится более доступной и понятной, ученики - более активными и заинтересованными на уроке, более нацеленными на работу.

Мы надеемся, что наши технические возможности будут улучшаться и позволят нам использовать и другие формы работы на уроке. Например, сейчас существует множество разнообразных интерактивных тренажеров. Выполняя задания на таких тренажерах, ученик действует самостоятельно, учитель сразу получает на своем компьютере результаты работы. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задания. После выполнения работы программа выставляет баллы, и ученик видит, что его оценка не зависит от учителя. Все это способствует развитию у детей нормальной самооценки, а также значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся.

Может быть, скоро время потребует от нас перехода на электронные домашние задания. На эту мысль нас наталкивает сегодняшняя ситуация с электронными дневниками. Кстати, некоторые учителя уже используют Интернет для рабочего общения с учениками и их родителями. Так, на странице электронного дневника я заранее размещаю для общего доступа вопросы к уроку-зачету по изучаемой теме, тем самым мотивирую учащихся на освоение материала, позволяю им планировать свою учебную деятельность, информирую родителей о ходе учебного процесса.

Подводя итог, хочу сказать, что любое техническое средство не может использоваться весь урок, согласно санитарно-гигиеническим нормам (не более 20 минут). Даже использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Компьютер никогда не заменит учителя, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Но я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников, помогает развивать навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, формирует у школьников умение работать с информацией, развивает коммуникативные способности, создает благоприятный психологический климат на уроках.





Полный текст материала Доклад "Использование ИКТ для развития УУД на уроках русского языка и литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Морева Ольга Васильевна  shar8562
19.09.2014 1 3249 531

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК