Разработка урока по русскому языку по теме "Сложноподчинённое предложение"; 9 класс


1


БЕРЕЗОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ











Русский язык



Итоговый урок по теме «Сложноподчинённое предложение»

Урок – пресс-конференция

«Журналисты о…сложноподчинённом предложении»


9 класс




Работу подготовила

Сенчук Вера Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Березовской общеобразовательной школы

Раздольненского районного совета

Республики Крым










с.Березовка, 2014 г.

Итоговый урок по теме «Сложноподчинённое предложение»

Урок-пресс-конференция по русскому языку «Журналисты о…сложноподчинённом предложении»


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о сложноподчинённом предложении;

закрепить умения и навыки различать изученные виды сложноподчинённых предложений, определять их структуру, уместно использовать в речи;

совершенствовать пунктуационные навыки расстановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях;

развивать устную и письменную речь учащихся, логическое мышление, творческое воображение;

воспитывать любовь к русскому языку;

проводить профориентационную работу.

Оборудование: словари, презентации.


Ход урока

  • Объявление темы, цели, задач урока.

Мотивация учебной деятельности

На уроке русского языка мы поговорим о выборе профессии. Выбор профессии – дело ответственное и непростое, каждый из вас должен готовиться к будущей профессии заранее. Не секрет, что многим из вас нравится профессия журналиста. Так попробуем же быть журналистами хотя бы на протяжении одного урока.

Окунуться в мир этой сложной профессии нам помогут знания по теме «Сложноподчинённое предложение».

Наш урок мы назовём «Журналисты о…сложноподчинённом предложении»


  • Лексико-орфоэпическая, лексико-орфографическая работа

  • Объясните лексическое значение слов «пресс-конференция», «профессия», «журналист», «интервью», «пресс-центр», «актуальность» и другие.

  • Объясните правописание слов

  • Составьте предложения с этими словами

Журналист – литературный работник, занимающийся журналистикой.

Журналистика – литературно-публицистическая деятельность в журналах, газетах.

Неологизмы – радиожурналист, тележурналист.

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

Пресс-конференция – собрание представителей органов массовой информации, проводимое официальными лицами с целью информирования по актуальным вопросам; встреча общественных, государственных деятелей, учёных и др. с журналистами для беседы и ответов на их вопросы.

Пресс-центр (пресс-бюро) – 1) Служба информации, организуемая для обслуживания (информационного и организационного) журналистов во время съездов, конгрессов и т.д.; 2) Постоянно действующие органы информации при редакциях крупных газет, агентствах печати, телеграфных агентствах и др.

Актуальный – 1) Очень важный для настоящего момента; 2) Существующий, проявляющийся в действительности.

Интервью – предназначенное для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом.

Интервьюер – журналист, интервьюирующий кого-нибудь.

Интервьюировать – получать интервью от кого-нибудь.


  • Актуализация знаний

  • Пресс-конференция «Всё о сложноподчинённом предложении»

Представители пресс-центра (их выбирают прямо на уроке из лучших знатоков русского языка) отвечают на вопросы журналистов.

Ориентировочные вопросы:

  1. Какой главный признак сложноподчиненных предложений?

  2. С помощью каких союзов и союзных слов соединяются главное и придаточное предложения?

  3. Чем отличаются подчинительные союзы от союзных слов?

  4. Какую роль играют в сложноподчинённом предложении указательные слова?

  5. Какое место может занимать придаточное предложение по отношению к главному?

  6. На какие три основные вида делятся придаточные предложения?

  7. Расскажите об особенностях интонации в сложноподчинённых предложениях.

  8. Расскажите о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными.

  9. От каких слов в главном предложении зависят придаточные изъяснительные?

  10. На какие виды делятся придаточные обстоятельственные?

  11. На какие вопросы отвечают придаточные места? и др.


  • Повторение изученного

  • «Какое интервью получилось»

Результаты конференции

Один из «журналистов» «пересказывает» содержание беседы

  • Творческое задание

Два «журналиста» пишут сочинения-миниатюры на тему «Что бы я рассказал(а) своему братику(сестричке) о сложноподчиненном предложении»;

«Какие качества необходимы журналисту?»

Проверка через 15-20 минут.

  • Конкурс «журналистов»

(распределительный диктант)

Выписать сложноподчинённые предложения с придаточными:

1 вариант – обстоятельственными цели;

2 вариант – определительными;

3 вариант – изъяснительными.

Предложения

Весна, которую мы так ждали, пришла на землю и в сердца людей.

Хорошо жить тому, чья душа и мысли добра желают людям.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание.

Вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых.

Тот, кто жизнью живет настоящей, кто к поэзии с детства привык, вечно верует в животворящий, полный разума русский язык (Н.Заболоцкий).

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Какие добрые советы-предложения могут помочь будущим журналистам?


  • Тренировочные упражнения на осмысление знаний, умений и навыков

  • Журналистский тренинг

(объяснительный диктант)

Задание: определить тип сложноподчинённых предложений.

Любое живое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками (условия).

Писать надо только тогда, когда чувствуешь в себе новое, важное содержание, ясное для себя, но непонятное людям, когда потребность выразить это содержание не даёт покоя (Л.Толстой) (условия, когда = если).

Кем бы вы ни стали, ребята, пусть рядом с вами будут любимые книги (уступки).

Пускай наносит вред врагу не каждый воин, но каждый в бой иди! (уступки).

  • Игра «Материал в номер»

(оценивается быстрота и правильность выполнения работы журналистами, предложения записывать не надо, только определить вид сложноподчинённого предложения).

  1. Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему отечеству (придаточное образа действия и степени).

  2. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (Л.Толстой) (придаточное места).

  3. Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А.Чехов) (придаточное времени).

  4. Кто помогает людям, у того свои желания сбываются (придаточное изъяснительное).

  5. Молодёжь должна быть достойна эпохи, в которой она живёт (придаточное определительное).

  6. Где нет знаний, там нет и смелости (придаточное места).

  7. Если рвёшь розы, думай о шипах! (придаточное условия).


  • Задания по развитию связной речи, культуре речи и стилистике

  • «Редакторская правка» (творческий диктант)

Распространенные члены предложения заменить придаточными условия и записать полученные сложноподчиненные предложения.

При сильной простуде вам на помощь придет липа.

Имея искусные руки, вы сможете из древесины липы изготовить замечательную посуду.

Поле, оставленное на одно лето незасеянным, постепенно очистится от сорняков.

  • Игра «Обзор печати»

«Журналисты» заслушивают «статьи коллег» и дают профессиональные советы (см. «Творческое задание»)


  • Подведение итогов урока

Сегодня мы были журналистами. Тот, кому понравилась эта роль, напишет дома сочинение-миниатюру «Как мы были журналистами», используя сложноподчинённые предложения.

Остальные выпишут из учебника для 9 класса (по выбору) по пять сложноподчинённых предложений с придаточными условия и цели.


  • Заключительное слово учителя

«Все работы хороши – выбирай на вкус», - говорит пословица. Но я уверена, что всегда при выборе любой профессии вам пригодится знание русского языка. Хочу напомнить строки стихотворения С. Данилова:

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.




Полный текст материала Разработка урока по русскому языку по теме "Сложноподчинённое предложение"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сенчук Вера Николаевна  LarionovaVera
08.12.2014 3 2858 500

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 3
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 redhotcshilipepers • 19:08, 03.02.2015
Вера Николаевна! Вы творчески подходите к изучению трудных тем. Спасибо за замечательную идею.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 redhotcshilipepers • 17:38, 30.01.2015
Материал показался очень интересным и доступным. Мне трудно увлечь девятиклассников игрой: считают себя слишком взрослыми и самостоятельными. Завтра на уроке попробую воспользоваться Вашими советами. Спасибо.
[Материал]
avatar
1 pravda123 • 06:34, 13.12.2014
Спасибо за материал, потому что изучение синтаксиса это является проблемной ситуацией для учащихся любого возраста, поэтому нужно детей учить не только говорить, но и писать, а без синтаксиа никуда...
[Материал]