Великое русское слово: тексты к уроку + презентация (Office 2007)


Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью...Что такое Родина? – весь народ. Это его культура, его язык. А.Н.Толстой





Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок;

все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценнее самой вещи. Н.В.Гоголь





Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий. Могучий, правдивый и свободный русский язык ! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома ? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу !

И.С.Тургенев «Русский язык».





Материал к конкурсу чтецов

Читая стихи .


Любопытно,забавно и тонко :

Стих, почти непохожий на стих.

Бормотанье сверчка и ребёнка

В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи

Изощрённость известная есть.

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть ?


И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла ?


Нет! Поэзия ставит преграды

Нашим выдумкам, ибо она

Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.


Тот, кто жизнью живёт настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

Н.Заболоцкий





Слово

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.


И нет у нас иного достоянья !

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный-речь.

И.Бунин




Н.С. Гумилев

Слово

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо Свое, тогда

Солнце останавливали Словом,

Словом разрушали города.


И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к Луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.


А для жизни низкой были числа,

Как домашний подъяремный скот.

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает.


Патриарх седой, себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число.


Но забыли мы, что осияно

Только слово от земных тревог

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово – это Бог.


Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества.

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

* * *

В. Я. Брюсов

Родной язык


Мой верный друг! Мой враг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи – как дым алтарный!

Как вызов яростный – мой крик.


Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил,

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

Твои богатства, по наследству,

Я, дерзкий, требую себе.

Призыв бросаю, - ты приветствуй,

Иду, - ты будь готов к борьбе!


Но, побежден иль победитель,

Равно паду я пред тобой:

Ты – Мститель мой, ты – мой Спаситель,

Твой мир – навек моя обитель,

Твой голос – небо надо мной!

* * *




А.А.Ахматова

Мужество


Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем,

Навеки!

Февраль 1942 г.


* * *

С.Я.Маршак

Словарь


Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы чувств не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать. Век заживать чужой…»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.


В.С. Шефнер

Устная речь


Гаснет усталая словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.


Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь, людское чудо-

Не скудела в наши дни.


* * *


Владислав Ходасевич


В том честном подвиге,

В том счастье песнопений,

Которому служу я каждый миг,

Учитель мой - твой чудотворный гений,

И поприще – волшебный твой язык.


И пред твоими слабыми сынами

Еще порой гордиться я могу,

Что свой язык, завещанный веками,

Любовней и ревнивей берегу…


* * *

Юрий Левитанский

Откуда вы приходите, слова,

Исполненные доброго доверья?

По-моему, , оттуда, где трава.

По-моему, оттуда, где деревья…

…И тропка нас уводит в старину,

Туда, где бродит пращур волосатый

По травам, не имеющим названья…

…В нем глухо пробуждается художник,

И, сладкие испытывая муки,

Он ждет вас, нерожденные слова.

Он что-то удивительное лепит,

Мешая краски, запахи и звуки.

Сначала это только смутный лепет,

И вдруг он превращается в слова.

Тогда травой становится трава,

А этот сумрак зыблющийся – лесом…

…И я беру из рук его слова.

Они еще звенят, как титева

И как стрела, что пущена из лука.

Они из цвета, запаха и звука.

На них еще не высохла роса.

В них травы отразились и деревья.

И у меня от них кружится голова,

Пока я их несу тебе – слова

Исполненные доброго доверья.



«Великое русское слово»

Цели урока: работать над умением обучающихся соблюдать орфоэпические нормы языка; развивать навык грамотной и красивой речи.; формировать уважительное и бережное отношение к русскому языку; повышать культуру речи учащихся; воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: таблицы с высказываниями классиков о русском языке, на партах тексты со стихотворением и задания, мультимедийная презентация

- Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о настоящих чудесах. И в первую очередь, о чуде великого русского языка. Будем учиться бережному отношению к нашему родному языку.

(чтение цитат):

Человек через слово всемогущ:

язык – всем знаниям и всей природе ключ

Г.Р. .Державин (cлайд2)

Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.Гоголь (слайд3)

-Почему Г.Р.Державин говорит, что «человек через слово всемогущ»? как вы понимаете это высказывание?

-А о каких законах русского языка говорит Н.В.Гоголь?

-Давайте погрузимся сегодня в эти законы и перелистаем журнал, который так и называется «Великое русское слово»

Страница первая «Речь правильная и хорошая».(слайд4)

Писатель А.Н.Толстой отмечал: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Послушайте внимательно стихотворение Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля»; в конце стихотворения мальчик задаст вопрос, вам необходимо будет на него ответить.

/Учитель читает стихотворение, у детей на парте листы со стихотворением/

Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор»,

«Дилектор входит в кабинет…»,

«Закрыт  м а г`а з и н на обед…»,

«Хозяйка моет  с т а к а н`ы…»,

«Секёт свеклу…»,

«Пекёт блины…».

И до меня дошёл черёд:

Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал, не шутя:

Пусть и его зовут П е т`я.

- П е т`я! – несётся со двора, -

Тебе домой идти пора!

- Не трогай малыша, П е т`я,

Ведь ты большой, а он дитя!

«П е т`я» обижен на ребят:

- Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

(Ю. Тимянский)


- Как бы вы ответили на вопрос мальчика? /Ответы детей/

- Почему нельзя нарушать произносительные нормы? /Ответы детей/

-Куда бы вы посоветовали ему обратиться, чтобы научиться правильно произносить слова?

-Как думаете, в какой словарь? /Ответы детей/

На доске:

Орфоэпический словарь. ( слайд5)

- Прочитайте ещё раз стихотворение, найдите слова, которые Петя произносил неправильно.

- Запишем их правильно в тетрадь и поставим ударение.

Коридор, директор, магазин, стаканы, сечёт, печёт, портфель, свёкла.

-А вот ещё попробуйте расставить ударение в словах:

Звонит, свекла, красивее, каталог, торты, жалюзи, договор, квартал, , , , щавель, положил. (слайд6)


Страница вторая «богатство русского языка»( слайд7)

Вы знаете, что настоящий кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках, которые хранят опыт народный, дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают нас. Знать много пословиц и поговорок значит не только хорошо владеть родным языком и средствами его выразительности, но и быть человеком мудрым. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки

Какие пословицы и поговорки о языке вы знаете?

  • От доброго слова язык не усохнет.

  • Каков разум, таковы и речи.

  • Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу.

  • Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

  • Живое слово дороже мертвой буквы.

Собери “рассыпавшуюся” пословицу:

Насмешишь, людей, поспешишь.
(“Поспешишь – людей насмешишь”
Не, рубить, чай, дрова, пить
“Чай пить – не дрова рубить”
Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим.
“За чужим погонишься, своё потеряешь.”
День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать
“Скучен день до вечера, коли делать нечего”.

. Давно известно и доказано, что русский язык – один из богатейших языков мира. .А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия “засмеяться”! Если человек засмеется негромко или исподтишка, то говорят – хихикнул, если внезапно – фыркнул, прыснул, если громко – захохотал, разразился смехом.

-Как называются такие слова? (синонимы)

С обратной стороны ваших листочков написано слово, прочитайте его про себя, а теперь, работая в паре, подберите к нему как можно больше синонимов (слова: передвигаться, красивый, говорить)

-Ну что ж, и с этим заданием справились хорошо, перелестнём ещё одну страницу нашего журнала


Страница третья «Эта простая сложная орфография»( слайд8)


-Мы сегодня с вами не просто перелистываем журнал, а ещё и поработаем в нём. В любом печатном издании есть люди профессии корректор.

-кто знает, чем они занимаются?

-правильно, исправляют ошибки. Вот и на этой странице журнала оказалось много ошибок, давайте их исправим.


Дети, перед вами письмо одной не очень грамотной девочки Оли. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.( слайд9)

Дядя, прашу тебя, по маги твоей плимяннице Оле,
А то небудет наги в этой противной школи.
Мне вчера за дектант на слова учитель паставил «два»,
А сам сказал, что маю работу даже несмок прачитать .
Попраси его, дядя, исправить двойку и паставить мне пять.

-молодцы, и здесь хорошо поработали, но как вы помните, в любом журнале есть реклама. Вот и вы поработайте дома и попробуйте придумать дома рекламу русскому язык. Какие бы слова вы подобрали, чтобы люди относились к языку бережно, стали бы изучать законы языка.

(слайд10)



Слайд 1
«Великое русское слово»
Слайд 2
Человек через слово всемогущ: язык – всем знаниям и всей природе ключ Г.Р. .Державин
Слайд 3
Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.Гоголь
Слайд 4
Страница 1 Речь правильная и хорошая
Слайд 5
Для чего этот словарь Все мы говорим больше и чаще, чем пишем. Но далеко не все и не всегда задумываются над особенностями устной речи, которые нельзя не учитывать при общении. Нарушение правил устной речи ведёт к непониманию говорящими друг друга, делает речь некрасивой, неграмотной. Разрешить такую ситуацию может только орфоэпический словарь. Заглядывайте в него почаще.
Слайд 6
Звонит, свекла, красивее, каталог, торты, жалюзи, договор, квартал, щавель, положил.
Слайд 7
Страница 2 Богатство русского языка
Слайд 8
Страница 3 Эта простая сложная орфография
Слайд 9
Дядя, прашу тебя, памаги Тваей плимяннице оли, А то небудет её наги В этой пративной школе. Мне вчера за дектант на слава Учитель паставил «два», А сам сказал, что маю работу Даже несмок прачитать. Попраси его, дядя, исправить «двойку» И паставить мне «пять». Исправь ошибки
Слайд 10
а з о б и с а п С ! к о р у

Полный текст материала Великое русское слово: тексты к уроку + презентация (Office 2007) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лосева Ирина Владимировна  радость
06.04.2010 4 13231 2194

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК