Великое русское слово: тексты к уроку + презентация (Office 2007)
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью...Что такое Родина? – весь народ. Это его культура, его язык. А.Н.Толстой
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок;
все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценнее самой вещи. Н.В.Гоголь
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий. Могучий, правдивый и свободный русский язык ! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома ? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу !
И.С.Тургенев «Русский язык».
Материал к конкурсу чтецов
Читая стихи .
Любопытно,забавно и тонко :
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребёнка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощрённость известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть ?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла ?
Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Тот, кто жизнью живёт настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Н.Заболоцкий
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья !
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный-речь.
И.Бунин
Н.С. Гумилев
Слово
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали Словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к Луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для жизни низкой были числа,
Как домашний подъяремный скот.
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осияно
Только слово от земных тревог
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово – это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
* * *
В. Я. Брюсов
Родной язык
Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик.
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил,
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю, - ты приветствуй,
Иду, - ты будь готов к борьбе!
Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты – Мститель мой, ты – мой Спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!
* * *
А.А.Ахматова
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем,
Навеки!
Февраль 1942 г.
* * *
С.Я.Маршак
Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы чувств не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать. Век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
В.С. Шефнер
Устная речь
Гаснет усталая словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь, людское чудо-
Не скудела в наши дни.
* * *
Владислав Ходасевич
В том честном подвиге,
В том счастье песнопений,
Которому служу я каждый миг,
Учитель мой - твой чудотворный гений,
И поприще – волшебный твой язык.
И пред твоими слабыми сынами
Еще порой гордиться я могу,
Что свой язык, завещанный веками,
Любовней и ревнивей берегу…
* * *
Юрий Левитанский
Откуда вы приходите, слова,
Исполненные доброго доверья?
По-моему, , оттуда, где трава.
По-моему, оттуда, где деревья…
…И тропка нас уводит в старину,
Туда, где бродит пращур волосатый
По травам, не имеющим названья…
…В нем глухо пробуждается художник,
И, сладкие испытывая муки,
Он ждет вас, нерожденные слова.
Он что-то удивительное лепит,
Мешая краски, запахи и звуки.
Сначала это только смутный лепет,
И вдруг он превращается в слова.
Тогда травой становится трава,
А этот сумрак зыблющийся – лесом…
…И я беру из рук его слова.
Они еще звенят, как титева
И как стрела, что пущена из лука.
Они из цвета, запаха и звука.
На них еще не высохла роса.
В них травы отразились и деревья.
И у меня от них кружится голова,
Пока я их несу тебе – слова
Исполненные доброго доверья.
«Великое русское слово»
Цели урока: работать над умением обучающихся соблюдать орфоэпические нормы языка; развивать навык грамотной и красивой речи.; формировать уважительное и бережное отношение к русскому языку; повышать культуру речи учащихся; воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: таблицы с высказываниями классиков о русском языке, на партах тексты со стихотворением и задания, мультимедийная презентация
- Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о настоящих чудесах. И в первую очередь, о чуде великого русского языка. Будем учиться бережному отношению к нашему родному языку.
(чтение цитат):
Человек через слово всемогущ:
язык – всем знаниям и всей природе ключ
Г.Р. .Державин (cлайд2)
Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.Гоголь (слайд3)
-Почему Г.Р.Державин говорит, что «человек через слово всемогущ»? как вы понимаете это высказывание?
-А о каких законах русского языка говорит Н.В.Гоголь?
-Давайте погрузимся сегодня в эти законы и перелистаем журнал, который так и называется «Великое русское слово»
Страница первая «Речь правильная и хорошая».(слайд4)
Писатель А.Н.Толстой отмечал: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
Послушайте внимательно стихотворение Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля»; в конце стихотворения мальчик задаст вопрос, вам необходимо будет на него ответить.
/Учитель читает стихотворение, у детей на парте листы со стихотворением/
Рассказ школьного портфеля
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор»,
«Дилектор входит в кабинет…»,
«Закрыт м а г`а з и н на обед…»,
«Хозяйка моет с т а к а н`ы…»,
«Секёт свеклу…»,
«Пекёт блины…».
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал, не шутя:
Пусть и его зовут П е т`я.
- П е т`я! – несётся со двора, -
Тебе домой идти пора!
- Не трогай малыша, П е т`я,
Ведь ты большой, а он дитя!
«П е т`я» обижен на ребят:
- Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
(Ю. Тимянский)
- Как бы вы ответили на вопрос мальчика? /Ответы детей/
- Почему нельзя нарушать произносительные нормы? /Ответы детей/
-Куда бы вы посоветовали ему обратиться, чтобы научиться правильно произносить слова?
-Как думаете, в какой словарь? /Ответы детей/
На доске:
Орфоэпический словарь. ( слайд5)
- Прочитайте ещё раз стихотворение, найдите слова, которые Петя произносил неправильно.
- Запишем их правильно в тетрадь и поставим ударение.
Коридор, директор, магазин, стаканы, сечёт, печёт, портфель, свёкла.
-А вот ещё попробуйте расставить ударение в словах:
Звонит, свекла, красивее, каталог, торты, жалюзи, договор, квартал, , , , щавель, положил. (слайд6)
Страница вторая «богатство русского языка»( слайд7)
Вы знаете, что настоящий кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках, которые хранят опыт народный, дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают нас. Знать много пословиц и поговорок значит не только хорошо владеть родным языком и средствами его выразительности, но и быть человеком мудрым. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки
Какие пословицы и поговорки о языке вы знаете?
От доброго слова язык не усохнет.
Каков разум, таковы и речи.
Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Собери “рассыпавшуюся” пословицу:
Насмешишь, людей,
поспешишь.
(“Поспешишь – людей
насмешишь”
Не, рубить, чай, дрова,
пить
“Чай пить – не дрова
рубить”
Потеряешь, за, погонишься,
своё, чужим.
“За чужим погонишься,
своё потеряешь.”
День, коли, до,
нечего, скучен, вечера, делать
“Скучен
день до вечера, коли делать нечего”.
. Давно известно и доказано, что русский язык – один из богатейших языков мира. .А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия “засмеяться”! Если человек засмеется негромко или исподтишка, то говорят – хихикнул, если внезапно – фыркнул, прыснул, если громко – захохотал, разразился смехом.
-Как называются такие слова? (синонимы)
С обратной стороны ваших листочков написано слово, прочитайте его про себя, а теперь, работая в паре, подберите к нему как можно больше синонимов (слова: передвигаться, красивый, говорить)
-Ну что ж, и с этим заданием справились хорошо, перелестнём ещё одну страницу нашего журнала
Страница третья «Эта простая сложная орфография»( слайд8)
-Мы сегодня с вами не просто перелистываем журнал, а ещё и поработаем в нём. В любом печатном издании есть люди профессии корректор.
-кто знает, чем они занимаются?
-правильно, исправляют ошибки. Вот и на этой странице журнала оказалось много ошибок, давайте их исправим.
Дети, перед вами письмо одной не очень грамотной девочки Оли. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.( слайд9)
Дядя, прашу тебя, по маги
твоей плимяннице Оле,
А то небудет
наги в этой противной школи.
Мне вчера
за дектант на слова учитель паставил
«два»,
А сам сказал, что маю работу
даже несмок прачитать .
Попраси его,
дядя, исправить двойку и паставить мне
пять.
-молодцы, и здесь хорошо поработали, но как вы помните, в любом журнале есть реклама. Вот и вы поработайте дома и попробуйте придумать дома рекламу русскому язык. Какие бы слова вы подобрали, чтобы люди относились к языку бережно, стали бы изучать законы языка.
(слайд10)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лосева Ирина Владимировна
→ радость 06.04.2010 4 13213 2194 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.