Статья "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как фактор повышения качества обучения"
На вопрос о том, чего не делает учитель в школе, чаще можно получить ответ, что учитель в школе делает всё: учит, воспитывает, развивает и т.д. Да, это так. Но согласитесь, что не хватает времени, чтобы затронуть самое главное – струны детской души, всё как-то мимо души получается, знания предмета на первом месте. А ведь главный настройщик детской души – Учитель, и настраивает он детскую душу так, чтобы она всё больше и больше была открыта свету, чтобы больше вбирала в себя тепла, хранила себя в чистоте, делала мир вокруг добрее и красивее.
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.
Ребёнок, как и взрослый человек, стремиться выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребёнок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но это далеко не так. Именно в школьный период нужна помощь педагога, чтобы обрести возможность для самореализации, для выражения своего «я». Здесь могут послужить как отдельные педагогические приёмы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества.
Отличают творческую деятельность такие черты как воображение, интуиция, образность, а так же сферы воображения, интуиции, образного мышления.
Важным приёмом творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, нестандартное решение.
Интеллект человека развивается только при решении различных проблем. Правильно составленные вопросы развивающих игр построены в форме маленькой проблемы. Эти вопросы – тренировка интеллектуальных способностей людей. Различные словесные игры помогают увеличить словарный запас, извлекать из памяти малоупотребительные слова и переводить их в активно используемый запас, развивают способность взглянуть на предмет с иной, неожиданной стороны. Игра легко позволяет человеку решать те задачи, которые в другой форме решаются с трудом. Вопросы не должны напоминать те, которые задаются на школьных уроках, жизнь не делится на физику или математику. Задача составителя – найти такую информацию, где в скрытой форме требуются знания той или иной науки. Таким образом, активизируются способности, необходимые для развития творческой личности: интуиция, логическое и ассоциативное мышление, способность к свободному поиску, умение анализировать, выделять главное и отбрасывать противоречивую информацию.
На уроках русского языка, изучая тему «Омонимы», я провожу игру «Пентагон».
Командам нужно «вычислить» загаданный предмет, понятие, явление, воспользовавшись наименьшим числом подсказок ведущего. В каждом туре 5 подсказок. (Отсюда и название игры: «пента» по-гречески – пять).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фиденко Наталья Александровна
→ natalyafidenko 03.12.2018 0 1293 371 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.