Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательной фонетики"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Час занимательной фонетики
(Внеклассное мероприятие по русскому языку)
Разработчик:
Терентьева Г.И.,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
г. Радужный
2008
Цели занятия:
Повторить, обобщить и углубить сведения о звуках и буквах русского языка, об их роли в общении людей;
Развивать познавательный интерес к урокам русского языка, культуру речи и общения;
Выявить лучшего знатока раздела «Фонетика. Графика»;
Формировать коммуникативные компетенции (навык работы в команде, умение ставить вопрос), учебно-познавательные компетенции (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления);
Развивать креативные навыки продуктивной деятельности (добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем);
Оборудование: плакат «Кто знает Аз и Буки, тому и книги в руки», карточки с заданиями, маршрутный лист на каждого ученика, эмблема «Знаток фонетики»
Методический комментарий. Данное занятие проводится после изучения темы «Фонетика, Графика. Орфография» и углубляет знания учащихся по теме в нетрадиционной форме. В целях организованного проведения занятия класс заранее делится на несколько групп (команд), выбираются координаторы из числа учеников, подготовленных и проконсультированных учителем, готовятся маршрутные листы (образец в приложении) на каждого ученика. После каждого задания координатор проставляет в листах баллы, полученные учениками. Количество баллов по каждому заданию определяет учитель заранее. Данное занятие может быть проведено в форме путешествия по стране «Фонетика. Графика. Орфография».
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на внеклассном занятии, посвященном знатокам русского языка. Я рада видеть улыбки на ваших лицах, заинтересованные глаза, нетерпеливые взгляды. А тему нашей сегодняшней встречи вы попробуете определить сами.
Введение в тему занятия
На доске вы видите слово «кочка», подберите к нему слова, которые отличались бы другим согласным звуком. Кто больше?
Справка. Дочка, точка, кочка, почка, мочка, ночка, …
Что мы видим на доске? А что произносим? Какая же тема будет на сегодняшнем занятии? О чем пойдет речь?
Вступительное слово учителя
Цель нашего занятия - повторить, обобщить и углубить сведения о звуках и буквах русского языка, об их роли в общении людей. Проведем командные и личные соревнования на лучшего знатока фонетики. Вы узнаете также о неизвестных вам сторонах русского языка, «будете учиться слушать и слышать волшебные звуки нашей речи, учиться чувствовать и понимать мысли, передаваемые ими, поймете, что не может быть ничего ближе и дороже человеку, чем родной язык, родное слово – волшебное слово, оно согревает своим теплом все, к чему прикладывается родная страна, родной дом, родная мать, родной язык…» (по Л.В.Щербе).
- Девиз нашего занятия:
Кто знает Аз и Буки, тому и книги в руки.
- Как вы понимаете это высказывание?
Справка. Знание алфавита дает человеку возможность познать многое через чтение книг.
- Русский народ издавна высоко ценил знания, с большим уважением относился к людям, умеющим читать и писать, создал много пословиц о роли азбуки в познании.
4. Работа в теме занятия
Задание 1.
Прочитайте пословицы. О чем в них сказано? Чем отличается последняя пословица от предыдущих? Знаете ли вы, почему в старину так говорили? Актуально ли это утверждение сегодня?
Аз да буки – начало науки.
Сперва аз да буки, а потом и науки.
Аз, буки, веди страшат, как медведи.
Буквы кривые, да смысл прямой.
Без букв и грамматики не учатся и математике.
Справка. Обучение грамоте было трудным на Руси, давалось оно зубрежкой. Вот как об этом написала Н Кончаловская в книге «Наша древняя столица»:
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И учили буквы так:
А да Б как Аз и Буки,
В как Веди, Г – глагол,
И учитель для науки
По субботам их порол.
- Как называется наука, которая изучает язык?
Справка. Лингвистика – наука о языке, в ней есть разделы, изучающие различные его стороны: звуки речи, слова, предложения.
- Какой раздел науки изучает звуковую сторону языка?
Справка. Фонетика знакомит со звуками речи, ударением, интонацией, учит произносить звуки речи, читать текст, делить его на фразы, такты, слова и звуки.
-Какой раздел науки изучает графическую сторону письма?
Справка. Графика знакомит со способами обозначения звуков на письме.
- Сколько же звуков и букв в русском языке?
Справка. Гласных звуков – 6. согласных – 36, всего – 42 звука. Знаков букв в русском языке 33.
Задание 2.
Вам известно, что звуки речи составляют слова, каждое слово обозначает какое-то понятие. Имеют ли такое свойство – обозначать понятие – звуки речи? Произнесите звуки речи [п],[р], [к], и [а], [о], [ы].
Будет ли понятно, что вы хотели сказать, если вы произнесете каждый звук в отдельности или в том порядке, в котором они поданы?
Составьте слова, используя только гласные или согласные. Возможно ли это сделать? А теперь объедините их и составьте возможно больше слов, используя данные звуки. (Запись на доске производят представители команд).
Справка. Парк, карп, парок, пар, пры[к], рак, ры[п]ка, п[а]ро[к], порка…
Вывод. Сам по себе звук речи не обозначает какого-нибудь понятия, но если звуки определенным образом подобраны в слове, то они приобретают смысл.
Задание 3.
Дана две пары слов, из них одно – имя существительное, другое – глагол. Чем еще различаются эти слова?
Вез - воз
нос – нес
сади - сады
воды – води
Справка. Пары слов отличаются наличием твердых и мягких согласных звуков [в]оз- [в’]ез, [н]ос – [н’]ес, са[д]ы – са[д’]и, во[д]ы – во[д’]и.
Задание 4.
Что общего в каждом ряду слов?
а) еж, голубь, морковь, лебедь, гриб, лошадь;
б) яблоко, ель, юла, елка, юбилей, Югра;
в) салазки, варежки, шубка, сказка, крапивка;
Справка. а) оглушение на конце слова; б) начальная буква обозначает два звука; в) оглушение перед глухой согласной
Задание 5.
Решите задачу. Вы уже знаете, что если слово начинается с согласного, то перед ним надо употребить предлог «о»: о тетради, о столе, о книге, о человеке, а перед гласной – «об»: об арбузе, об ученике, об орехе, об утке… Правильно ли мы говорим: о яблоне, о ерше, о елке, о Югре? Почему?
Справка. Употребление предлога с указанными слова верно, так как начинаются эти слова с согласного звука: о [йа]блоке, о [йэ]рше, о [йо]лке, о [Йу]гре.
Задание 6.
Решите задачу. Известно, что глухой согласный остается глухим, если он стоит перед гласным: сом, том, палка, а перед звонким согласным глухой звук озвончается: косьба, молотьба, сделать, бегать. Объясните, почему глухой согласный не озвончается в следующих словах: снять, срезать, смять, слизать, с Яшей?
Справка. Глухой согласный звук не озвончается перед следующими согласными звуками: [н], [л], [м], [р], [в], [й].
Задание 7.
Прочитайте, что здесь написал Я.Козловский:
«Веснушкамнетусносанеисчезаютсносаянежалеламыланостерпеливомылазависелоотмылавеснушкияотмыла».
Справка. «Веснушкам нету сноса, не исчезают с носа, я не жалела мыла, нос терпеливо мыла, зависело от мыла, веснушки я отмыла».
Индивидуальные задания 7.
Каких гласных здесь не хватает?
А) каюта, земля;
Б) огонь, елка;
В) капля, житель;
Г) вишня, вода;
Индивидуальные задания 8.
Сколько раз встречается указанный согласный звук?
[з’] Зина обратилась с просьбой к Лизе.
[н’] Пионер Николаев запустил в небо планер.
[к] Язык мой – друг мой.
[в] На дворе трава, на траве дрова.
Индивидуальные задания 9.
Запишите пять слов на непроверяемую гласную по теме: 1. Школа 2. Стадион 3. Театр 4. Учеба 5. Семья.
Индивидуальные задания 10.
1).Обозначьте ударение в словах: щавель, процент, досуг, обеспечение, средства, хозяева, документ, фарфор
Справка: щавель, процент, досуг, обеспечение, средства, хозяева, документ, фарфор
2). Решите звуковую пропорцию:
б : п = д : ?
т : д =ф : ?
с : з = п : ?
ж : ш = г : ?
Индивидуальные задания 11.
Выполните фонетический разбор слов (два слова по желанию):
Боец, мысль, сельдь, съедешь, польет, честный, близкий, вьюга, возчик, семья, каюта, стоят, свитер, все, сбить, льет.
5. Итоги занятия.
Сегодня мы закончили изучение фонетики и графики. Надеюсь, вы убедились, как важно знать законы фонетики и графики, чтобы правильно говорить и писать. А теперь подсчитайте набранные баллы. (Подводятся итоги участия команд, а также определяются знатоки фонетики, вручаются эмблемы «Знаток фонетики».).
Маршрутный лист
для путешествия по стране «Фонетика. Графика. Орфография»
выдан _____________________________________________________________
Станция назначения |
Место для ответа |
Отметка координатора |
Пословица |
|
|
Звуки и буквы |
|
|
Пары слов |
|
|
Задача - предлог |
|
|
Задача - согласный |
|
|
Задача - предложение |
|
|
Гласная |
|
|
Согласная |
|
|
Орфографическая |
|
|
Орфоэпическая 1) |
|
|
2) |
|
|
Фонетический разбор |
|
|
Справка: в графе «отметка координатора» возможно проставление баллов, полученных за выполнение задания, и возможен вариант проставления символов красного цвета, при условии, что ученик дал неверный ответ, и зеленого, при условии, что ученик дал верный ответ. Такая вариативность зависит от цели, поставленной учителем на занятии.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Терентьева Галина Ивановна
→ elenaropot1 13.07.2010 0 8738 2411 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.