Информационная справка "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"


Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Киселева Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №7 г.Петровска Саратовской области


В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа-технологий на человека, потому что для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное явление пришло и в школу: в процессе развития информационной коммуникации зрительный образы стали преобладать над текстовыми.

Предметы русский язык и литература не являются исключением, т.к. очень важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. А применение в процессе обучения мультимедийных технологий способствует частичному решению данной проблемы. Ведь электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, приблизить, например, максимально литературного героя, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания. Поэтому я считаю, что при использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным,аудитивным), а значит лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Одним словом, уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала.

Проводимую работу по использованию ИКТ могу условно разделить по следующим направлениям:

  1. использование готовых программных продуктов;

  2. работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher);

  3. работа с ресурсами Интернет;

  4. работа с интерактивной доской.

Если говорить об использовании готовых программных продуктах, то хотелось бы

остановиться на мультимедиа-пособии из серии «Виртуальная школа» «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» и «Уроки литературы Кирилла и Мефодия».

Их цель - помочь школьникам освоить курс русского языка за любой класс на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала (от 16 (5 кл.) до 49 (7 кл.) уроков по курсу, более 150 иллюстраций, более 20 анимаций, около 150 аудиофрагментов, 131 интерактивный тренажер, 490 тестов, более 100 проверочных заданий, около 100 терминов и понятий в справочнике, экзамен по курсу, многократное прохождение одной и той же темы и урока, тестирование по темам и урокам, дневник успеваемости, копирование и печать энциклопедических статей и иллюстраций) – вот то, что стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся при использовании данных дисков.

Неоценимую помощь в работе мне оказывает программа "Фраза", которая является своеобразным электронным репетитором, разработанным опытными преподавателями русского языка, методистами и психологами. "Фраза" содержит около

4 000 заданий по ВСЕМ темам курса русского языка средней школы, в том числе около

1 000 заданий для подготовки к выпускным экзаменам.

Задания систематизированы в соответствии с программой изучения русского языка в общеобразовательных учреждениях России. С помощью этой программы можно повысить уровень грамотности письма, изучить и повторить правила орфографии и пунктуации, тщательно проверить знания и моментально восполнить пробелы. «Изюминка» этой программы состоит в том, что «репетитор» следит за каждым шагом обучающегося, мгновенно реагируя на ошибки; в случае затруднения выводит на экран соответствующие правила с примерами и исключениями; помогает сразу исправить свои ошибки; позволяет зрительно запоминать только верные написания; в конце работы подводит итоги и выставляет оценку, ведет статистику успеваемости.

В своей деятельности использую электронные словари.

В последнее время издательство «Просвещение» предлагает диски к учебникам литературы (программа В.Я.Коровиной). С большим вниманием учащиеся слушают актерское чтение произведений, отвечают на вопросы, которые им задаѐт компьютер.

При подготовке к урокам использую Интернет – ресурсы: каталог информационных ресурсов по русскому языку, расположенный на сайте «Словесник» http://slovesnik-oka.narod.ru/index.htm, по литературе - коллекция литературных сайтов http://www.lit-info.ru/articles/sites.htm, «Грамота.ру» http://www.gramota.ru/, тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/, полный свод правил вместе с алгоритмами этих правил на портале «Основные правила грамматики русского языка» http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm, коллекция: «Русская и зарубежная литература для школы» http://litera.edu.ru/.

Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint.

Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

-обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

-психологически облегчает процесс усвоения;

-возбуждает живой интерес к предмету познания;

- расширяет общий кругозор учащихся и повышает производительность труда.


Новые возможности образовательному процессу в совокупности с персональным компьютером дает ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА, которая не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.

ИД помогает мне и в организации групповой и индивидуальной работы, предоставляет возможность коллективного и индивидуального выполнения задания у доски, привлечения большего числа учащихся к активным формам работы.


Я считаю, что современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.



Август 2010г.


Полный текст материала Информационная справка "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Киселева Ирина Владимировна  Irishka
30.08.2010 3 7763 1167

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК