Статья "Воспитание учащихся на национальных традициях и обычаях"


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»









СТАТЬЯ



Воспитание учащихся

на национальных

традициях и обычаях.








учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Наврузова Ирина Наврузовна







Набережные Челны

2010

Сегодня становится очевидным, что в условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура. Именно она выступает основой межнационального общения, кладезем мудрости, запасником педагогической мысли и нравственного здоровья. Это наши истоки.

Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти прошлого, лишенный исторического опыта своего и других народов, способен жить только сегодняшним днем.

И поэтому важнейшей основой нравственного воспитания детей и подростков является возрождение принципа народности, согласно которому обучение, воспитание и вся система образования строится с учетом психологии, языка, культуры народа, его традиций и национальных особенностей.

Отечественная культура (прежде всего русский язык и литература, отечественная история и география, родная природа и др.) раскрывается в системе разработанных учебных программ. Но так как наша школа с русским этно-культурным компонентом образования, мы имеем больше возможностей приобщиться к истокам народной жизни, к ее обычаям и традициям.

Прежде всего это происходит на уроках словесности, где ребята постепенно постигают родную культуру, что позволяет им понять себя, свои возможности. Перед ними открывается путь целостного духовного роста. В курсе «Русская народная словесность» учащиеся знакомятся со складом мышления русского народа, раскрывают значимость слова в жизни человека, вникают в смысл мифов, сказок, вслушиваются в песни, понимают обычаи, образы и верования. Без знания народной словесности невозможно восприятие письменной словесности, осознание закономерностей ее развития.

Простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них первоначальных нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству.

С помощью пословиц ребятам прививаются такие качества, как доброта, добросердечность («Ласковое слово – что весенний день»), уважение к старшим («Старый конь борозды не портит»), гостеприимство и признательность («Хорош тот, кто поит и кормит, а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит»), скромность («Смирный в артели – клад»), трудолюбие («Сегодняшней работы на завтра не покидай!»), хозяйственность («Не красна изба углами, красна пирогами»), смелость («Волка бояться, так и в лес не ходить»), любовь к родине, патриотизм («Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Где сосна взросла, там она и красна»). Фольклор является как бы моральным кодексом, выработанным многовековым опытом трудящихся, используемым как средство убеждения в воспитательной практике.

Курс «Русская словесность Х-ХVIIвв.» является продолжением курса «Русская народная словесность» и охватывает важный период в становлении Руси. В процессе изучения текстов удается восстановить облик человека, жившего на Руси в тот или иной период, представить его мировоззрение, понятие о нравственности, сравнить с потребностями и мировоззрением современного человека.

Основная задача учителя на данном этапе – помочь учащимся представить самобытную словесность старого времени, познакомить их с преданными забвению жанрами русской словесности ( моление, слово, житие, позорище, послание, поучение, исповедь). Это поможет ребятам по-новому увидеть произведения авторов так называемого «нового времени», ибо в творчестве своем они, безусловно, связаны с интеллектуальными корнями своего народа. Так, читая отрывок из «Моления Даниила Заточника», мы находим народные представления о глупости – уме, богатстве – бедности («Не лиши хлеба нищего мудрого, не вознеси до облак глупого богатого. Ибо нищий мудрый что золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупый что шелковая подушка, соломой набитая»[1, с. 21]), а в «Пчеле» (сборнике изречений, цитат, афоризмов) слова о почитании родителей («Кто думает позаботиться о родителях, пусть взглянет на аистов. Они ведь, видя родителя своего от старости ослабевшим, вокруг него стоя, охраняют своими крыльями, и пищу щедро подают, и, когда кто захочет лететь, помогают ему, понемножку облегчая крыльями своими» [1, с. 23]).

Практическим воплощением теоретических знаний о жизни и быте наших предков является ежегодно проводимый в школе месячник русской культуры, традиционно открывающийся масленицей, в которой принимают участие не только дети, но и их родители. В ходе праздника звучат народные песни, проводятся игры, конкурсы. Все это сопровождается выходом коробейников, предлагающих блины, оладьи, чай. Все вырученные средства перечисляются в Дом Ребенка или распределяются между сиротами нашей школы.

Масленице предшествуют классные часы, при подготовке к которым ученики изучают историю возникновения, истоки этого праздника, собирают тематические игры, песни. В каждом классе оформляется выставка собранных работ, проводит-ся классный вечер с развлекательной программой.

Месячник заканчивается фольклорным праздником «На завалинке», где ребята в народных костюмах, в сопровождении гармоники, балалайки показывают инсценировки русских сказок, поют песни, частушки, разучивают танцы, игры.

Проведение таких массовых мероприятий с привлечением родителей формирует у учащихся нравственно-эстетические качества.

Воспитание учащихся на национальных традициях и обычаях возвышает духовные потребности детей, приобщает к труду взрослых, позволяет развить существенные личностные качества:

  • ответственность, волю, характер;

  • духовную самоотдачу, служение людям, милосердие как естественное состояние.

Через русскую народную песню, обрядовую музыку детьми открывается и эмоционально постигается мудрость и глубина русской души.

А нужно нам это для того, чтобы не быть иностранцами на своей родине, чтобы сформировать человека честного, любящего Отечество, способного постоять за него и за веру предков.

Список используемой литературы


  1. Г.П.Веселов и др. «Предки о воспитании юных», М., «Просвещение», 1994


  1. Г.К.Семвко «Современные образовательные технологии», М., «Народное образование», 1998


  1. А.Н.Хузиахметов «Воспитание личности школьника», Казань, «Матбугат йорты», 2002

5



Полный текст материала Статья "Воспитание учащихся на национальных традициях и обычаях" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Наврузова Ирина Наврузовна  IrinaNavruzova
27.10.2010 2 6594 525

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК