Статья "Система непрерывного повышения квалификации как условие развития профессионализма педагога"



Система непрерывного повышения квалификации как условие развития профессионализма педагога


Морякова Надежда Владимировна,

заместитель директора по научно-методической работе,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 39» г. Ангарска Иркутской обл.


Цель работы муниципальной

методической службы

отвечать на вызовы времени

М.М.Поташник

Муниципальное методическое объединение педагогов-словесников является связующим звеном между жизнедеятельностью коллектива словесников отдельно взятой школы, эффективным педагогическим опытом других образовательных учреждений муниципалитета и государственной системой образования в целом.

Для достижения и поддержки качества филологического образования необходима система непрерывного обучения и совершенствования профессионализма педагогических кадров. Цель работы методического совета учителей русского языка и литературы – создание условий для успешной самореализации педагогов и повышения уровня их профессиональной компетентности. Ключевые направления деятельности: организация работы по повышению квалификации учителей русского языка и литературы; методическая помощь в подготовке учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ; обновление содержания образования и программного обеспечения образовательного процесса в условиях профильного обучения; изучение уровня методической подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и интересов.

Система непрерывного повышения квалификации учителей-словесников структурирована по зонам методических затруднений, выявляемым итоговым анкетированием педагогов по окончанию учебного года.

Немало вопросов вызывает оценочная деятельность на уроке, проблема повышения мотивации обучающихся к изучению филологических дисциплин, механизмы внедрения в учебно-воспитательный процесс эффективных педагогических технологий (технология критического мышления, метод проектов, использование ИКТ и электронных образовательных ресурсов в обучении русскому языку и литературе, технология дебатов, кейс-технология и др.), научно-исследовательская деятельность педагогов и школьников, система подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Актуальны на сегодняшний день вопросы предпрофильной и профильной подготовки обучающихся и апробирование новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.

В связи с введением в 2007\2008 учебном году в региональный компонент базисного учебного плана 1 часа предмета «Писатели Восточной Сибири» (в 5 классе, а в 2008\2009 – и в 6 классе) и курса «Основы православной культуры» (на выбор учителя), возникла необходимость в обеспечении программно-методического сопровождения данной инновации.

Введение курса «Писатели Восточной Сибири» непосредственно связано с реализацией муниципальной концепции воспитания детей и молодёжи «Сибирский характер как ценность» и идеей формирования социально-адаптированной личности, достойного представителя региона, хранителя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций, носителя региональной социальной памяти.

Изменения в РБУП ориентированы на получение высокой образованности путем изучения литературно-художественного наследия, основ духовной культуры, языков народов, населяющих Восточную Сибирь, а также на формирование политического сознания жителя Сибири, выработку гражданской ответственности, способности к проявлению социальной активности в условиях местного самоуправления и становления гражданско-правового общества. Изучение литературно-художественного наследия Восточной Сибири и духовной культуры Байкальского региона сопряжено с изучением таких дисциплин, как «Иркутская область в России и мировом сообществе», «История Восточной Сибири», «Байкаловедение», «География Байкальского региона», «Граждановедение», «Экологическая культура», «Экология и природа Восточной Сибири», «Научное познание мира».

На основании запросов педагогов-словесников на базе образовательных учреждений города созданы муниципальные проблемно-творческие группы, деятельность которых координирует муниципальный методический совет.

Проблемно-творческая группа «Реализация принципа преемственности между I и II ступенями школы в системе развивающего обучения» на базе МОУ «СОШ № 25» способствует решению комплексных дидактических и исследовательских задач в системе развивающего обучения II ступени школы и выбору соответствующего комплекта учебно-методического сопровождения.

Педагоги МОУ «СОШ № 17» в тесном взаимодействии со словесниками других школ оказывают консультативную и методическую помощь в проведении уроков по программе «Писатели Восточной Сибири». Автор программы - Ольга Никифоровна Шахерова, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка, иностранных языков и МХК ИПКРО. Благодаря налаженному сотрудничеству, педагоги прошли обучение на авторских курсах повышения квалификации ИПКРО «Культура и литература Сибири» на базе школы № 17 г. Ангарска.

Деятельность муниципальной ПТГ «Анализ художественного текста» ведётся в школе № 27 с углублённым изучением английского языка» и направлена на оказание методической помощи молодым специалистам в обучении школьников целостному восприятию художественного текста.

Муниципальная ПТГ «Подготовка к ЕГЭ и новой форме итоговой аттестации в 9 классе» на базе гимназии № 8 объединяет педагогов-профессионалов разных школ и способствует обобщению и распространению эффективного педагогического опыта в режиме перехода к внешней экспертизе качества предоставляемых образовательных услуг.

Не утрачивает актуальности проблема организации научно-исследовательской и проектной деятельности педагогов и школьников. Муниципальная проблемно-творческая группа под руководством преподавателей лицея № 2 транслирует опыт педагогов-инноваторов по формированию ключевых компетенций личности и выработке активной исследовательской позиции современного школьника.

Неотъемлемой частью воспитания учебной культуры является культура оформления письменных работ (в том числе научно-исследовательских и проектных), что обусловливает актуальность работы проблемно-творческой группы учителей русского языка и литературы по созданию сборника методических рекомендаций «Единый орфографический режим письменных работ школьников».

Школа № 15 объединила учителей русского языка и литературы, активно внедряющих в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы. Муниципальная проблемно-творческая группа организует семинары-практикумы, открытые уроки, оказывает методическую поддержку педагогам.

По итогам работы проблемно-творческих групп выпускаются сборники методических материалов «В помощь учителю». Авторские находки учителей размещаются на образовательных порталах и проходят конкурсный отбор в фестивалях, форумах и конференциях различных уровней.

Поскольку важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход, в ближайшем будущем учебные программы и методы обучения ожидает обновление с использованием элементов компетентностного подхода. Готовить педагогов к этим изменением необходимо уже сейчас. Для руководителей школьных методических объединений и их резерва организуются семинары, посвящённые вопросам качественных изменений в образовательной политике государства, изучению и обсуждению нормативных документов и формированию активной позиции педагога-профессионала.

Сегодня очевидно, что потенциал и ресурсы одного, даже самого успешного образовательного учреждения, всегда будут меньшими по сравнению с объединёнными усилиями сети учреждений. Потому нарабатывается опыт сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями, работающими по общей методической теме «Компетентностный подход как обязательный инструмент формирования качественного образовательного пространства в современных условиях». Апробируется такая форма совместного педагогического поиска, как межшкольная научно-практическая конференция «Компетентностный подход в образовании» (МОУ «СОШ № 39» и МОУ «ОСОШ № 7»), цель которой - поиск оптимальных путей внедрения компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс, расширение и укрепление социального партнёрства для решения общих методических задач.

Программа непрерывного повышения квалификации рассчитана на разные категории преподавателей (молодые специалисты, учителя-инноваторы, стажисты) и направлена на формирование у педагогов готовности к самообразованию, выработке современного стиля мышления и потребности учиться всю жизнь.









Полный текст материала Статья "Система непрерывного повышения квалификации как условие развития профессионализма педагога" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Морякова Надежда Владимировна  Nadya2010
28.10.2010 1 5937 475

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК