Конкурс чтецов "Строки, опаленные войной" для 5-11 классов


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»









Конкурс чтецов

"Строки, опаленные войной" для 5-11 классов










учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Наврузова Ирина Наврузовна










Набережные Челны

2010

1.Вступительное слово учителя.

История человечества изобилует войнами. Но войны, подобной второй мировой, мир не знал никогда. Развязанная немецким фашизмом, она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов лю­дей, страшной, кровавой метой пометив 30—40-е годы нашего столетия. Более 56 миллионов человеческих жизней унесла эта война, сотни тысяч городов и сел сравняла с землей.

В 1941 году вторая мировая война вступила в свою основную и решающую фазу. Вероломно нарушив Пакт о ненападении, гитлеровские войска 22 июня начали наступление на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война советского народа, во многом определившая дальнейший ход всей мировой истории.

(звучит песня «Священная война»)


2. Когда гремели пушки, музы не молчали.

С первых же дней грандиозной бит­вы наши писатели встали в один строй со всем сра­жающимся народом. Свыше тысячи писателей были на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Как корреспонденты фрон­товых и центральных газет находились в действующей армии такие известные мастера нашей литературы, как М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Си­монов, А. Сурков, Б. Лавренев, Л. Соболев и многие другие.

Особенно активно развивалась в эти годы лирическая поэзия. Читая произведения, написанные и подписанные разными авторами в разные периоды ВОв и в послевоенные годы, мы заново переживаем то, чем жила страна, чем жил фронт в те незабываемые дни и годы.


(чтение стихотворений учащимися 5 – 6 классов)

(возможно: «Час мужества пробил» - стихотворения о ходе войны)

3. Чтение воспоминания А.Вознесенского (кн. «Была война», стр.51):

Жилось нам туго.

Все, что привезли, сменяли на продукты.

Отец был в ленинградской блокаде.

Говорили, что он ранен.

Мать, приходя с работы, плакала.

И вдруг отец возвращается худющий,

небритый, в черной гимнастерке

и с брезентовым рюкзаком...

Потом мы все пошли смотреть,

что в рюкзаке. Там была тускло-желтая

банка американской тушенки

и книга художника под названием «Гойя».

Я ничего об этом художнике не знал.

Но в книге расстреливали партизан,

мотались тела, повешенных,

корчилась война.

Об этом же ежедневно

говорил на кухне черный

бумажный репродуктор.

Отец с этой книгой летел

через линию фронта.

Все это связалось в одно страшное имя

Гойя.

Гойя так гудели эвакуационные

поезда великого переселения народа,

Гойя так стонали сирены и бомбы

перед нашим отъездом из Москвы,

Гойя так выли волки за деревней,

Гойя так причитала соседка,

получив похоронку, Гойя...


(звучит песня «Темная ночь»)


(чтение стихотворений учащимися 7 -8 классов)

(возможно: стихотворения о жизни в тылу)

(Поэты первого послевоенного поколения - о жизни в тылу

написали пронзительные,

обжигающие стихи о жизни

во время Великой Отечественной войны

в тылу.

У Олега Шестинского и Юрия Воронова

это блокадный Ленинград,

где было подчас тяжелей,

чем на фронте.

У Ольги Фокиной и Николая Благова

это колхозные села и поля

и образы самых близких людей,

матерей, деливших военный хлеб

на две неравные части

большую для фронта,

меньшую для детей, не оставляя себе

почти ничего.

Написаны эти образы с не меньшей силой

и чистотой, чем у самых талантливых

их сверстников-прозаиков...

У Глеба Горбовского и Анатолия

Жигулина это горестные прифронтовые

дороги в слезах и золе.

У Игоря Шкляревского

сиротское детство

в детдомах,

у Евгения Евтушенко

и Роберта Рождественского

это военная Сибирь.

Стихи написали не дети, а поэты.

Они создали в лирике картины

советского тыла

в Великой Отечественной войне,

запечатлели его немеркнущий дух.)


4.Чтение воспоминания Е.Евтушенко (кн. «Была война», стр.162): - дети на войне

Наше поколение по возрастной причине

не участвовало в Великой Отечественной

войне, но горечь первых отступлений,

страдания под гнетом оккупации,

блокадный голод, липкий хлеб эвакуации

пополам с полынью и лебедой,

шелест похоронок в руках наших матерей,

смертельный страх потерять

продуктовые карточки,

спрятанные в холщовый мешочек

на шее,

все это было суровой начальной школой

нашего поколения.

Когда нам не хватало тетрадок,

мы писали диктанты на газетах,

между строк сообщений Информбюро,

и мы были сами похожи на эти хрупкие,

неуверенные буковки между строками

истории нашего народа.

Собирая колоски на полях

или лекарственные растения в тайге,

шефствуя над ранеными фронтовиками,

в госпиталях или над семьями

погибших воинов,

будучи связными в партизанских отрядах

или пастушьим кнутом подгоняя коров

к грузовым вагонам, идущим на фронт,

мы чувствовали себя маленькими

солдатами

Советской Армии,

борющейся против фашистских

захватчиков.

Война унижала нас голодом, холодом,

нищетой, и в то же время война

возвышала нас ощущением причастности

к истории, ощущением самих себя

как части великого народа,

единого в своем стремлении к победе.

Мы дети Великой Отечественной войны,

мы это зеленые, еще некрепкие побеги

на древке Знамени Победы,

водруженного над рейхстагом.


(звучит песня «Солнечный круг»)


(чтение стихотворений учащимися 9-11 классов)

(возможно: чтение стихотворений – дети на войне)


5. Долгих 1415 дней и ночей шла Вов, около 30 миллионов жизней унесла. Но долгожданный День Победы пришел. День и великой радости, и великой печали.

(звучит песня «День Победы»)

(возможно: «Ради жизни на земле» - стихи о возвращении с войны)

6. Чтение отрывка из поэмы Р. Рождественского «Реквием»:

Вечная

Слава

Героям!

Вечная слава

Вечная слава!

Вечная

слава

героям!

Слава героям!

Слава!!!

...Но зачем она им,

эта слава,—

мертвым?

Для чего она им,

эта слава,—

павшим?

Все живое —

спасшим.

Себя —

не спасшим.

Для чего она им,

эта слава,—

мертвым?..

Если молнии в тучах заплещутся жарко

и огромное небо

от грома оглохнет,

если крикнут

все люди земного шара,—

ни один из погибших

даже не вздрогнет.

Знаю:

солнце

в пустые глазницы не брызнет!

Знаю:

песня

тяжелых могил не откроет!

Но от имени

сердца,

от имени

жизни

повторяю

Вечная

Слава

Героям!..

И бессмертные гимны,

прощальные гимны

над бессонной планетой

плывут величаво.

Пусть

не все герои,—

те,

кто погибли,—

павшим

Вечная слава!

Вечная слава!..

Вспомним всех поименно,

горем

вспомним

своим...

Это нужно

не мертвым!

Это надо — живым!

Вспомним

гордо и прямо

погибших в борьбе...

Есть

великое право:

забывать о себе!

Есть

высокое право:

пожелать и посметь!..

Стала

Вечною Славой

мгновенная смерть!

(звучит песня «Журавли»)


7. Итоги.


Полный текст материала Конкурс чтецов "Строки, опаленные войной" для 5-11 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Наврузова Ирина Наврузовна  IrinaNavruzova
01.11.2010 1 7487 635

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 mtv1551 • 20:31, 14.11.2010
Неплохой литературно-музыкальный монтаж. Интеграция учеников разного возраста - замечательная идея
[Материал]