Статья и презентация "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"
XXI век. В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.
Долгое время я скептически относилась к применению ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя на уроке, а на уроках литературы нужно воспитывать и развивать эмоциональную сферу ребёнка, а не «технотизировать» его личность. Но постепенно, начиная делать первые шаги в освоении компьютера, поняла, как я заблуждалась. Теперь компьютер мой первый советчик и помощник.
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе.
Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети
• с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;
• более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;
• формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации;
• расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке – тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к художественным произведениям. Как это знакомо? Теперь на уроках многих учителей это картина из прошлого. В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.
Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.
Моя подготовка в этой области складывалась из нескольких этапов:
1. Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование).
2. Прохождение краткосрочной курсовой подготовки в областном ресурсном центре по теме « Создание сетевого информационного пространства педагога»
3. Участие в работе дистанционного областного семинара по данной теме.
4. Обучение использованию сети Интернет в учебном процессе (теоретическая подготовка). Изучение специальной литературы.
И ещё, моими учителями очень часто были мои ученики. Не секрет, что они сегодня компетентнее во многих вопросах, касающихся компьютерной техники. Мы учились вместе – учили друг друга!
Своими целями при обучении русскому языку и литературе я сделала:
1. Повышение мотивации обучения.
2. Развитие познавательной активности учащихся.
3. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам.
Задачи:
• Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
• Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
• Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.
В своих презентациях к урокам русского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока (Приложение № 1, 2). Кроме того, я демонстрирую не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций (Приложение № 3 – презентация к уроку русского языка в 5 классе «Простые и сложные предложения», план-конспект урока).
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей про
веркой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда их придумывают мои ученики сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕГЭ, начиная уже с 5 класса (Приложение № 4 –презентация к уроку русского языка в 5 классе «Тире между подлежащим и сказуемым», план-конспект урока).
В качестве домашнего задания я предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить презентацию (в 5-6 классах совместно с учителем (Приложение № 5, 6. Урок зачёт по теме «Имя прилагательное», урок внеклассного чтения в 9-11 классах « Мы довоёвываем в своих песнях»).
Очень часто в свои уроки литературы я вставляю видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева и других.
Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мои ученики в полном объеме просмотрели дома фильм Сергея Бондарчука « Война и мир» и новую версию этого фильма, совместный проект -Франция и Россия. Позже на уроке их обсуждение вылилось в бурную дискуссию о их достоинствах и недостатках.
В течение нескольких лет я создаю домашнюю видеотеку, её материалы часто используя на уроках литературы. Показав один из эпизодов фильма по одноимённому произведению А.С.Пушкина « Барышня-крестьянка», я сумела заинтересовать детей творчеством поэта так, что в течение нескольких дней в школе после уроков устраивались сеансы по просмотру фильмов по произведениям А.С Пушкина, на них приходили дети из других классов.
Помню, какое бурю впечатлений в моем детстве вызывало посещение театра! Именно там, а не на уроках литературы в школе я узнала творчество Гоголя, Островского, Грибоедова, Чехова. У меня была такая возможность! А у моих учеников такой возможности нет! ИКТ и здесь приходят на помощь! Прочитать драматическое произведение это одно, а увидеть его на сцене – совсем другое. Теперь на уроке литературы есть возможность познакомится с театральными постановками великих драматургов. На урок пришёл « Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» Н.А.Осторвского, «Вишневый сад» А.П.Чехова. Не жалею времени на просмотр пьес в полной версии! Чтобы не «смазывать» впечатления от просмотренного приходится идти на изменение расписания уроков, иногда занимать уроки отсутствующих по разным причинам учителей. Поверьте, это того стоит!
На дистанционных курсах« Создание сетевого информационного пространства педагога» нам было предложено написать эссе на тему «Интернет в школе». Я приведу текст своей работы в полном объёме:
«Интернет на уроке. Ещё совсем недавно - это было из области фантастики, особенно в сельской школе. Теперь мои ученики получили возможность, как и их городские сверстники, не выходя из дома, побывать в разных уголках мира, быстро получить необходимые сведения, поучаствовать в различных конкурсах.
Интернет пришел на урок! И вот мы уже в Ясной Поляне, бродим по толстовским местам или слушаем экскурсовода в музее С.А.Есенина в селе Константиново, читаем дневники М.А.Булгакова.
Хочешь проверить свои знания. Опять на помощь придёт Интернет. «Штурмуем» тесты ЕГЭ! Никто не сомневается в объективности компьютера – оценит быстро и точно, укажет на ошибки, над которыми позже можно будет поработать.
А как Интернет облегчил подготовку докладов и рефератов. Именно здесь можно быстро найти биографический и фотоматериал.
Кто ещё сомневается в необходимости и нужности Интернета?»
Хочу привести несколько примеров использования средств Интернета на своих уроках. Сразу отмечаю, что чаще всего я использую их на этапе самостоятельной подготовки уч-ся к урокам. В процессе работы я поняла, что прежде чем предлагать задания с использованием Интернета необходимо соблюдать следующие требования:
• в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты, а лучше в письменном виде предложены сайты, рекомендованные для выполнения данного задания. Ссылки на тематические ресурсы я сама нахожу, чаще всего, на сайте сетевого объединения методистов (СОМ) или ввожу фразу поиска в Yandex и Google. Это только кажется, что поисковая работа – это просто. На самом деле – это достаточно сложно, так как из всего многообразия предлагаемой информации нужно выделить и выбрать только самое главное и необходимое –«отделить зёрна от плевел»;
• прежде чем предлагать задание ученикам, связанной с использованием не только Интернета, но и любой ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно представлять, что в результате он должен получить;
• нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредить о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним;
• обеспечить достаточный ресурс времени для выполнения задания (я его предлагаю примерно за 1-3 недели до планируемого проведения урока, иногда больше);
• предупредить учеников о критериях оценивания работы:
• показать практическую значимость выполняемого уч-ся задания, упомянув о том, что их работы могут потом использоваться как учебные пособия на уроках в других классах. Здесь же я чаще всего даю понятие об авторском праве, а после того, как ученик сдал работу прошу разрешения для её использования;
• список тем для подобного вида работ лучше предложить заранее перед изучением большой темы, творчества конкретного писателя, чтобы у уч-ся было право выбора;
• программа реализации задания Word, PowerPoint;
• объём работы.
Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет:
1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.
2. Создание мультимедийной презентации по теме (Приложение № 5, 6, 7. Урок- зачёт по теме «Имя прилагательное», урок внеклассного чтения в 9-11 классах
« Мы довоёвываем в своих песнях», внеклассное мероприятие по русскому языку «Когда слова становятся крылатыми»). Сразу отмечаю, что создание полных самостоятельных версий презентаций можно поручать только старшеклассникам. Ученики 5-8 классов будут являться авторами лишь нескольких слайдов или работать над ней совместно с учителем. Эта работа наиболее сложная и трудоёмкая и предлагаю её я не так часто и не всем ученикам.
3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
4. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
5. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. В сельских библиотеках не всегда можно найти необходимый материал. Для этого я предлагаю, например, Педагогический http://dictionary.fio/ru\. Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме. Условие – они должны быть понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их присутствующим на уроке уч-ся.
6. Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённыё с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя. Я предпочитаю работу в содружестве – «учитель – ученик»: доклад ученика+презентация учителя, часто очень уч-ся находим готовые презентации к урокам в Интернете и используем их. Например, ученики мне предложили ряд презентаций по творчеству А.С.Пушкина Ясинской Светланы Георгиевны МОУ СОШ № 2 г. Череповца. На сайте учителя есть ссылка с разрешением использовать бесплатно данные материалы. Нам они очень понравились – и украсили наши уроки. Использую в своей работе такие сайты: www.rusedu.ru, www.openklass.ru, www.edu.doal.ru.
После самостоятельной работы со средствами Интернет я предлагаю наиболее удачные работы оценить и учителю информатики, поэтому ученик может получить сразу две оценки за качественно выполненное задание. А за создание исторической галереи по роману « Война и мир» ученики 10 класса получили оценки ещё и по истории.
Ещё я использую Интернет для подбора музыкального сопровождения к урокам литературы. Не очень часто, но всё же необходимый материал я могу найти. Романсы на стихи Сергея Есенина, Ф. Тютчева, которые редко можно найти на CD дисках неоднократно в этом учебном году звучали на наших уроках.
Выручает нас и электронная библиотека Либрусек. В нашей школьной и сельской библиотеках не всегда можно найти необходимые тексты. Так, стихотворения новокрестьянских поэтов Н. Клюева, С. Клычкова, их портреты, биографические данные, произведения мы смогли найти только там. Главы из романа А.И.Солженицыа « Архипелаг ГУЛАГ», «Фауста» Гёте пришлось распечатывать и давать для прочтения детям домой. Только таким образом мы могли познакомиться с произведениями этих авторов.
Ещё один из приёмов применяя ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников. В практике своей работы я использую «Энциклопедию русской литературы», «Фраза», «Кирилл и Мефодий. Русский язык.5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», «ЕГЭ по русскому языку», диски MP3 c записью текстов литературных произведений (И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.Ю.Лермонтов и др..), «Русская литература XVIII-XXU век» и многие другие.
В учебнике «Энциклопедия русской литературы» часто использую страничку «Литературное кафе», в котором можно прослушать или просмотреть фрагмент литературного произведения. Этот метод подачи учебного материала помогает в самом начале изучения произведения заинтересовать детей, побудить их к его прочтению. Так начинались уроки в 10 классе по изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в 9 классе – романа «Евгений Онегин». В разделе « Учебник» можно найти и биографические данные писателя, и теоретические сведения, и довольно разнообразный иллюстрационный материал. При контроле знаний уч-ся в конце учебного года пользуюсь разделом «Тесты». Почему я редко их использую? Составлены они не в соответствии с учебной программой конкретного класса, а по всему курсу русской литературы. С ними могут в полном объёме справиться только ученики 11 класса. В остальном, использование этого учебника очень удобно: все темы подразделены на временные периоды, что облегчает поиск.
Необходимо, чтобы этот электронный учебник был установлен на домашнем компьютере учителя, чтобы при подготовке к уроку он мог предусмотреть, на каких этапах урока он будет использоваться, чтобы не терять время, быстро научиться работать с его разделами, при необходимости распечатать тексты.
Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я использую на своих уроках тоже очень часто не только для того, чтобы ознакомить уч-ся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и очень нужный урок.
Электронный учебник «Русский язык. Репетитор» часто применяю на уроке контроля знаний обучающихся (Приложение № 7). Так с его использованием я проводила урок в 11 классе « Готовимся к ЕГЭ». Компьютер фактически на подобных уроках играет роль «электронного учителя», осуществляя контроль за уровнем сформированности орфографических и пунктуационных навыков у конкретного ученика.
Задания здесь подобраны по принципу - «от простого к сложному»:
1) Вставить пропущенные буквы в слова из словосочетаний типа пол..скать бельё, прил..скать ребёнка.
2) Опознавание орфографических и пунктуационных правил. Например, выбрать из предложенных нескольких рядов ряд слов с проверяемой безударной гласной корня.
3) Умение обнаруживать орфограмму и пунктограмму в тексте, работать над решением орфографических и пунктуационных задач.
Программа комментирует правильность ответа сообщениями: «гениально», «вундеркинд», «ещё подумай» и т.д.. По завершению компьютер оценивает ученика баллами – 100 %-«5», 90 % -«4», 80 % -3. В награду за хорошие результаты откроется страница «Перемена», где можно прочитать школьный анекдот или интересную историю из жизни знаменитых людей. Урок заканчивается, а желание поработать с учебником остаётся – дети приходят для этого в компьютерный класс после уроков.
Мой опыт работы обучения орфографии и пунктуации при помощи компьютера говорит об эффективности данной технологии, что, мне кажется, объясняется следующим:
• ученик работает активно и самостоятельно;
• изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер, тщательно проверяя и сразу же оценивая работу;
• применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными;
• у ученика вырабатывается умение работать соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура;
• формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.
С опытом работы по данной теме я неоднократно выступала на заседаниях школьных методических объединений, давала открытые уроки, где демонстрировала их применение:
1. Открытый урок русского языка в 5 классе по теме « Простые и сложные предложения».
2. Открытый урок русского языка в 11 классе «Повторение орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ».
3. Разновозрастной интегрированный урок внеклассного чтения в 9-11 классах « Мы довоёвываем в своих песнях…» (творчество В.С.Высоцкого).
4. Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-9 классах «Когда слова становятся крылатыми…» и другие.
На муниципальном уровне в 2009 году я заняла 1 место в конкурсе методических разработок по теории литературы, где представляла разработку урока литературы в 5 классе «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться… Понятие об эпитете» с попутным применением ИКТ, участвовала в районном мастер-классе, где наряду с опытом работы по применению технологии критического мышления рассказывала об использовании в учебном процессе компьютерных технологий.
В 2009 году приняла участие в дистанционном областном конкурсе « Учителя в сети» с разработками двух веб-квестов по теме. В данное время эти материалы размещены на сайте областного территориального центра на личной страничке этого конкурса.
В 2009-2011 учебном году мои ученики Капралова Марина (9 класс), Вильчик Светлана (11 класс), Мироновский Василий (11 класс) приняли участие во всероссийском дистанционном конкурсе книголюбов «Мы достойные внуки великой Победы», его результаты в данное время не объявлены.
Начиная с 2007 года, я работаю над внедрением информационно-коммуникативных технологий в уроки русского языка и литературы. Мною проводился сравнительный анализ использования ИКТ на моих уроках (применение мультимедийных презентаций и электронных учебников), начиная с 2007 года: в 2007-2008 учебном году при недельной нагрузке в 14 часов использование данной технологии на уроке составляло – 9, 6 %; в 2008-2009 учебном году – 20, 6 % ( 14 часов учебной нагрузки), в 2009-2010 учебном году – 31, 7 % (21 час учебной нагрузки). Больший процент (67 использование ИКТ – это уроки литературы в 9-11 классах.
Хочу отметить, что качество знаний обучающихся по русскому языку выросло с 60 % до 67 %, по литературе с 61 % до 70 %. В 2010 году 100 % уч-ся 11 класса сдали ЕГЭ по русскому языку и получили аттестаты о среднем (полном) образовании (Приложения № 9, 10).
Обучающиеся 9 класса во время итоговой аттестации 2007-2008 учебного года показали 100 % успеваемость, 80 % - качество знаний (традиционная форма итоговой аттестации), в 2009-2010 учебном году итоговая аттестация проводилась в новой форме: из 6 уч-ся – 5 справились с заданиями ГИА (83,3%), качество знаний при этом составило – 66 %.
Несомненно, достичь таких результатов помогло, в том числе, и внедрение в практику моей работы ИКТ.
Планирую продолжить работу над данной темой и в 2010 году начать дистанционное обучение в ИКТ – школе в рамках Ассоциации «ОСЬ» на курсах при Восточно_Сибирской Государственной академии образования (ВСГАО).
В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.
Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Крупская Светлана Анатольевна
→ Романовская 06.11.2010 14 61459 5773 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК