Конспект урока литературы с презентацией "Творческая мастерская " Понятие об эпитете. Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться!"
Конспект урока по литературе с презентацией.
Урок по теории литературы в 5 классе даёт обучающимся начальные знания об эпитете. В него включены разноуровневые задания, право их выбора предоставляется пятиклассникам. Итог урока – творческие работы детей. Презентация позволяет экономить время урока, наглядно демонстрировать картины природы к лирическим произведениям, включённым в его ход видеть красоту сельских пейзажей родного посёлка. В презентации использованы фотографии автора.
Крупская Светлана Анатольевна, МОУ « Разгонская средняя общеобразовательная школа», директор школы, учитель русского языка и литературы.
Фото
автора
Логин для входа в uNet-вебтоп (www.unet.com) , электронный адрес - svekrupskaya@yandex.ru
Использованная литература:
Журнал Литература в школе. № 2 – 2002 г..
Т.Рик. Доброе утро Имя Прилагательное! – М,: Астрель, 1999.
Я иду на урок литературы. – М.: Первое сентября, 2001.
Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.
5 класс.
ТЕМА: УРОК-МАСТЕРСКАЯ « ЗДЕСЬ МАЛО УВИДЕТЬ, ЗДЕСЬ НАДО ВСМОТРЕТЬСЯ…». ПОНЯТИЕ ОБ ЭПИТЕТЕ.
Цель:
Ознакомить пятиклассников с понятием «эпитет»; научить их применять полученные знания в различных видах деятельности на уроках русского языка и литературы.
Задачи урока:
Обучающие:
Сформировать навык нахождения эпитета в художественном тексте.
Начать выработку умения подбирать эпитеты к именам существительным, отрабатывать умения и навыки частичного анализа лирического произведения.
Учить пятиклассников отличать эпитеты от грамматических определений.
Мотивировать развитие навыка нахождения эпитета в тексте.
Развивающие:
Формирование умения сравнивать тексты с включенными в них эпитетами от текстов с без их применения.
Формировать умение делать выводы о роли эпитетов в тексте, обобщать изучаемые литературные факты и понятия.
Развивать монологическую речь уч-ся и навык выразительного чтения лирических текстов.
Развивать познавательный интерес уч-ся к литературе и художественному творчеству.
Воспитывающие:
Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
Формировать правильное отношение к природе, учить пятиклассников «видеть» и «всматриваться» в её красоту.
Добиваться осознанности при изучении понятий теории литературы.
Воспитывать любовь к чтению, учить уч-ся видеть красоту русского литературного языка на примере творчества русских поэтов.
Оборудование: 1. мультимедийная презентация к уроку; 2) карточки-тренажёры; 3) распечатки стихотворения К. Бальмонта « Снежинка»; 4) принадлежности для рисования
( краски, кисти, бумага), 5) аудиозапись музыки П.И.Чайковского « Времена года».
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Мотивационно - целевой блок.
Вступительное слово учителя.
- Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит скучную дорогу, лес, деревья.
Второй, посмотрев на этот же пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу. А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он смог увидеть синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белые стволы берёз, увенчанные изумрудными кронами. У разных людей различный дар зрения.
- Чем различаются картины, увиденные разными людьми? Почему у разных людей разный дар зрения? Как вы понимаете эти слова?
- Какие слова помогли третьему человеку красочно и образно описать пейзаж, который только он смог по-настоящему « увидеть», а нам представить его? (синее море васильков, влажная чернота пахоты, ослепительно-белые стволы берёз, изумрудные кроны).
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Понятие об эпитете» (Слайд №1).
- Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? Какова цель нашей работы? Постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской? ( Слайд № 2.)
- Почему наш урок будет носить название мастерская? ( Мы будем чему-то учиться, а, может быть, что-то и сами смастерим, сделаем, создадим).
- Девиз нашего урока : «МЫ ТВОРЦЫ!» ( Слайд № 3). Итак, вперёд!
II. Блок «Изучение нового материала».
Пробуждение жизненных впечатлений (Слайд № 4).
- Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивы, трудолюбивый, искренний и др..)
- А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь: алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи.( Роза).
- Определите время суток по его признакам (работа по вариантам: называют признаки – угадывают время суток. Например, прохладное, ясное, росистое, благоухающее – утро).
- При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений.
2. Анализ первоначального определения ( слайд № 5).
- Прочитайте выразительно строки из сказки А.С.Пушкина.
А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя
сидят
Злыми жабами глядят.
- Какие слова помогают нам представить героинь А.С.Пушкина? Понравились ли они вам? Почему не понравились? ( кривою поварихой, злыми жабами).
- Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.
3. Обобщение ответов в виде опорного конспекта. Работа в тетрадях. Определение постепенно выводится на слайд № 6).
Эпитет – художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое выделяет свойства, качества; передаёт отношение автора; заражает настроением; создаёт образ.
Блок « Творческая мастерская».
Подмастерья.
-Кто такие подмастерья? ( Ученики, помощники мастера)
Отличительные особенности эпитетов от грамматических определений
( Слайд № 7)
Задание:
Подчеркните эпитеты.
День чудесный! – субботний день.
Золотое сердце – золотое кольцо.
Лисий характер – лисий хвост.
День как бы хрустальный – длинный день.
б) Роль эпитетов в стихотворении К.Бальмонта « Снежинка» (распечатки стихотворения лежат на партах каждого уч-ся).
Задание:
Выписать эпитеты, которые создают «образ» снежинки и делают его незабываемым.
Стихотворение может выразительно прочитать учитель, либо заранее подготовленный ученик.
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Такая чистая,
Такая смелая!
Дорогой бурною
легко проносится
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая.
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Кружится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
земли касается
Звезда хрустальная
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
- Укажите, где в стихотворении движение, полёт, вихрь, а где любование и восхищение?
- Как передать эту смену настроения при чтении?
- Какой вы представили снежинку?
в) Игра « Соревнование с поэтом».
Задание:
Ввести эпитеты в стихотворение А.Фета, которые помогут представить нарисованную поэтом картину. Посоревнуйтесь с автором. (Уч-ся работаю на карточках-тренажёрах) ( Слайд № 8).
(Чудная) картина,
Как ты мне родна:
(Белая) равнина,
(Полная) луна.
Свет небес (высоких)
И (блестящий) снег
И саней (далёких)
(Одинокий) бег.
В случае затруднения можно провести коллективное обсуждение предлагаемых уч-ся эпитетов или предложить ряд слов-определений, которые можно использовать при работе, причём, среди них должны быть и те, которые нельзя ввести в стихотворение.
«Мы творим!». Мастера художественного слова.
Уч-ся предлагаются разноуровневые задания творческого характера (уч-ся 1 и 2 групп работают с карточками–тренажёрами). Желательно, чтобы задания выбирали сами уч-ся.
1 группа |
2 группа |
3 группа. |
4 группа |
Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева « Чародейкою Зимою» и рисование к нему живописной акварельной иллюстрации, выбор названия для своей работы ( строка из стихотворения с использованием эпитета) |
Введение в текст эпитетов так, чтобы картина стала зримой. конкретной, выразительной. ВСТРЕЧА С … ЛЕСОМ. Я шагнул (а) на… тропинку и замер(ла) от… . Меня обступили… деревья. Рукой я дотронулся до… берёзки. Залюбовался … сосной. Замер рядом с … осинкой и пошептался с ней. Спрятался под …елью, приподняв её … ветки. У каждого дерева свой характер, его нужно… . |
Прослушивание музыки П.И.Чайковского « Времена года». Словесно нарисовать картину, которую вы представили. |
Написать рассказ или стихотворение, используя эпитеты так, чтобы читатель смог представить себе картину, которую автор нарисовал. |
После самостоятельной работы рассматриваются 2-3 законченных работы уч-ся. Остальные предлагается доработать дома и представить на следующем уроке.
Итоги урока. Рефлексия (Слайд № 9)
Вопросы к уч-ся:
– Назовите секреты эпитета.
- Как увидеть эпитеты в тексте?
- Какова их роль в художественном тексте?
- А какой эпитет вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?
- Как вы можете оценить работу нашей творческой мастерской?
2. Заключительное слово учителя.
Сегодня каждый из вас попробовал быть художником слова. Мы наблюдали за творениями поэтов и композиторов, которые подарили нам, прекрасные произведения искусства. Таким людям необходимо быть чуткими, внимательными и неравнодушными, умеющими замечать, казалось бы, незаметное. Так давайте учиться у них «вслушиваться» и «всматриваться» в окружающую нас природу. Дар зрения необходимо развивать. Пробуйте свои силы и наполняйте мир красочными эпитетами. УДАЧИ ВАМ!
Домашнее задание:
Доработать разноуровневые задания, незаконченные на уроке.
Выучить опорный конспект, проиллюстрировав его своими примерами.
Использованная литература:
Журнал Литература в школе. № 2 – 2002 г..
Т.Рик. Доброе утро Имя Прилагательное! – М,: Астрель, 1999.
Я иду на урок литературы. – М.: Первое сентября, 2001.
Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Крупская Светлана Анатольевна
→ Романовская 06.11.2010 7 15509 1493 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.