Конспект урока литературы с презентацией "Творческая мастерская " Понятие об эпитете. Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться!"


Конспект урока по литературе с презентацией.

  1. Урок по теории литературы в 5 классе даёт обучающимся начальные знания об эпитете. В него включены разноуровневые задания, право их выбора предоставляется пятиклассникам. Итог урока – творческие работы детей. Презентация позволяет экономить время урока, наглядно демонстрировать картины природы к лирическим произведениям, включённым в его ход видеть красоту сельских пейзажей родного посёлка. В презентации использованы фотографии автора.

  2. Крупская Светлана Анатольевна, МОУ « Разгонская средняя общеобразовательная школа», директор школы, учитель русского языка и литературы.

  1. Фото автора




  1. Логин для входа в uNet-вебтоп (www.unet.com) , электронный адрес - svekrupskaya@yandex.ru



Использованная литература:


  1. Журнал Литература в школе. № 2 – 2002 г..

  2. Т.Рик. Доброе утро Имя Прилагательное! – М,: Астрель, 1999.

  3. Я иду на урок литературы. – М.: Первое сентября, 2001.

  4. Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.



1


5 класс.

ТЕМА: УРОК-МАСТЕРСКАЯ « ЗДЕСЬ МАЛО УВИДЕТЬ, ЗДЕСЬ НАДО ВСМОТРЕТЬСЯ…». ПОНЯТИЕ ОБ ЭПИТЕТЕ.

Цель:

Ознакомить пятиклассников с понятием «эпитет»; научить их применять полученные знания в различных видах деятельности на уроках русского языка и литературы.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Сформировать навык нахождения эпитета в художественном тексте.

  2. Начать выработку умения подбирать эпитеты к именам существительным, отрабатывать умения и навыки частичного анализа лирического произведения.

  3. Учить пятиклассников отличать эпитеты от грамматических определений.

  4. Мотивировать развитие навыка нахождения эпитета в тексте.

Развивающие:

  1. Формирование умения сравнивать тексты с включенными в них эпитетами от текстов с без их применения.

  2. Формировать умение делать выводы о роли эпитетов в тексте, обобщать изучаемые литературные факты и понятия.

  3. Развивать монологическую речь уч-ся и навык выразительного чтения лирических текстов.

  4. Развивать познавательный интерес уч-ся к литературе и художественному творчеству.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

  2. Формировать правильное отношение к природе, учить пятиклассников «видеть» и «всматриваться» в её красоту.

  3. Добиваться осознанности при изучении понятий теории литературы.

  4. Воспитывать любовь к чтению, учить уч-ся видеть красоту русского литературного языка на примере творчества русских поэтов.

Оборудование: 1. мультимедийная презентация к уроку; 2) карточки-тренажёры; 3) распечатки стихотворения К. Бальмонта « Снежинка»; 4) принадлежности для рисования

( краски, кисти, бумага), 5) аудиозапись музыки П.И.Чайковского « Времена года».

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационно - целевой блок.

Вступительное слово учителя.

- Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит скучную дорогу, лес, деревья.

Второй, посмотрев на этот же пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу. А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он смог увидеть синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белые стволы берёз, увенчанные изумрудными кронами. У разных людей различный дар зрения.

- Чем различаются картины, увиденные разными людьми? Почему у разных людей разный дар зрения? Как вы понимаете эти слова?

- Какие слова помогли третьему человеку красочно и образно описать пейзаж, который только он смог по-настоящему « увидеть», а нам представить его? (синее море васильков, влажная чернота пахоты, ослепительно-белые стволы берёз, изумрудные кроны).

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Понятие об эпитете» (Слайд №1).

- Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? Какова цель нашей работы? Постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской? ( Слайд № 2.)

- Почему наш урок будет носить название мастерская? ( Мы будем чему-то учиться, а, может быть, что-то и сами смастерим, сделаем, создадим).

- Девиз нашего урока : «МЫ ТВОРЦЫ!» ( Слайд № 3). Итак, вперёд!

II. Блок «Изучение нового материала».

  1. Пробуждение жизненных впечатлений (Слайд № 4).

- Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивы, трудолюбивый, искренний и др..)

- А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь: алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи.( Роза).

- Определите время суток по его признакам (работа по вариантам: называют признаки – угадывают время суток. Например, прохладное, ясное, росистое, благоухающее – утро).

- При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений.

2. Анализ первоначального определения ( слайд № 5).

- Прочитайте выразительно строки из сказки А.С.Пушкина.

А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой
Около царя сидят

Злыми жабами глядят.

- Какие слова помогают нам представить героинь А.С.Пушкина? Понравились ли они вам? Почему не понравились? ( кривою поварихой, злыми жабами).

- Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.

3. Обобщение ответов в виде опорного конспекта. Работа в тетрадях. Определение постепенно выводится на слайд № 6).

Эпитет – художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое выделяет свойства, качества; передаёт отношение автора; заражает настроением; создаёт образ.

  1. Блок « Творческая мастерская».

  1. Подмастерья.

-Кто такие подмастерья? ( Ученики, помощники мастера)

  1. Отличительные особенности эпитетов от грамматических определений

( Слайд № 7)

Задание:

Подчеркните эпитеты.

День чудесный! – субботний день.

Золотое сердце – золотое кольцо.

Лисий характер – лисий хвост.

День как бы хрустальный – длинный день.

б) Роль эпитетов в стихотворении К.Бальмонта « Снежинка» (распечатки стихотворения лежат на партах каждого уч-ся).

Задание:

Выписать эпитеты, которые создают «образ» снежинки и делают его незабываемым.

Стихотворение может выразительно прочитать учитель, либо заранее подготовленный ученик.

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Такая чистая,

Такая смелая!


Дорогой бурною

легко проносится

Не в высь лазурную,

На землю просится.


Лазурь чудесную

Она покинула

Себя в безвестную

Страну низринула.


В лучах блистающих

Скользит, умелая.

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.


Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.


Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.


Но вот кончается

Дорога дальняя,

земли касается

Звезда хрустальная


Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!


- Укажите, где в стихотворении движение, полёт, вихрь, а где любование и восхищение?

- Как передать эту смену настроения при чтении?

- Какой вы представили снежинку?

в) Игра « Соревнование с поэтом».

Задание:

Ввести эпитеты в стихотворение А.Фета, которые помогут представить нарисованную поэтом картину. Посоревнуйтесь с автором. (Уч-ся работаю на карточках-тренажёрах) ( Слайд № 8).

(Чудная) картина,

Как ты мне родна:

(Белая) равнина,
(Полная) луна.


Свет небес (высоких)

И (блестящий) снег

И саней (далёких)

(Одинокий) бег.

В случае затруднения можно провести коллективное обсуждение предлагаемых уч-ся эпитетов или предложить ряд слов-определений, которые можно использовать при работе, причём, среди них должны быть и те, которые нельзя ввести в стихотворение.

  1. «Мы творим!». Мастера художественного слова.

Уч-ся предлагаются разноуровневые задания творческого характера (уч-ся 1 и 2 групп работают с карточками–тренажёрами). Желательно, чтобы задания выбирали сами уч-ся.

1 группа

2 группа

3 группа.

4 группа

Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева

« Чародейкою Зимою» и рисование к нему живописной акварельной иллюстрации, выбор названия для своей работы

( строка из стихотворения с использованием эпитета)

Введение в текст эпитетов так, чтобы картина стала зримой. конкретной, выразительной.

ВСТРЕЧА С … ЛЕСОМ.

Я шагнул (а) на… тропинку и замер(ла) от… . Меня обступили… деревья. Рукой я дотронулся до… берёзки. Залюбовался … сосной. Замер рядом с … осинкой и пошептался с ней. Спрятался под …елью, приподняв её … ветки. У каждого дерева свой характер, его нужно… .

Прослушивание музыки П.И.Чайковского

« Времена года». Словесно нарисовать картину, которую вы представили.

Написать рассказ или стихотворение, используя эпитеты так, чтобы читатель смог представить себе картину, которую автор нарисовал.


После самостоятельной работы рассматриваются 2-3 законченных работы уч-ся. Остальные предлагается доработать дома и представить на следующем уроке.

  1. Итоги урока. Рефлексия (Слайд № 9)

  1. Вопросы к уч-ся:

– Назовите секреты эпитета.

- Как увидеть эпитеты в тексте?

- Какова их роль в художественном тексте?

- А какой эпитет вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?

- Как вы можете оценить работу нашей творческой мастерской?

2. Заключительное слово учителя.

Сегодня каждый из вас попробовал быть художником слова. Мы наблюдали за творениями поэтов и композиторов, которые подарили нам, прекрасные произведения искусства. Таким людям необходимо быть чуткими, внимательными и неравнодушными, умеющими замечать, казалось бы, незаметное. Так давайте учиться у них «вслушиваться» и «всматриваться» в окружающую нас природу. Дар зрения необходимо развивать. Пробуйте свои силы и наполняйте мир красочными эпитетами. УДАЧИ ВАМ!




Домашнее задание:

  1. Доработать разноуровневые задания, незаконченные на уроке.

  2. Выучить опорный конспект, проиллюстрировав его своими примерами.




















Использованная литература:


  1. Журнал Литература в школе. № 2 – 2002 г..

  2. Т.Рик. Доброе утро Имя Прилагательное! – М,: Астрель, 1999.

  3. Я иду на урок литературы. – М.: Первое сентября, 2001.

  4. Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.


6


Слайд 1
Урок-мастерская «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться…». Понятие об эпитете.
Слайд 2
Слайд 3
Задачи: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Выяснять, что такое «эпитет». Учиться находить эпитеты в тексте.. Научиться подбирать эпитеты к именам существительным. Осознать роль эпитетов в художественном тексте. Учиться обобщать, делать выводы, сравнивать изучаемые литературные факты и понятия. Развивать устную монологическую речь. Продолжать учиться выразительно читать лирические произведения. Учиться «всматриваться» в красоту окружающего мира.
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
 Назовите качества человека, которые раскрывают его характер.  Угадайте, о каком цветке идёт речь: алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи.  Угадайте время суток по его признакам: прохладное, ясное, росистое, благоухающее.
Слайд 7
А ткачиха с Бабарихой Да с кривою поварихой Около царя сидят Злыми жабами глядят.
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
………………. картина, Как ты мне родна: …………… равнина, ………… луна.  Свет небес ……….. И ……………… снег И саней ………….. ………….. бег.
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
1 группа Чтение стихотворения 2 группа Введение в текст эпитетов так, 3 группа. 4 группа Прослушиван Написать ие музыки рассказ или Ф.И.Тютчева чтобы картина П.И.Чайковск стихотворение « Чародейкою стала зримой. ого , используя « Времена эпитеты так, года». чтобы Словесно читатель смог нарисовать представить картину, себе картину, которую вы которую автор Зимою» и рисование к конкретной, выразительной. ВСТРЕЧА С … нему ЛЕСОМ. Я шагнул (а) на… живописной тропинку и замер(ла) акварельной от… . Меня обступили… деревья. иллюстрации, Рукой я дотронулся выбор названия до… берёзки. Залюбовался … сосной. для своей Замер рядом с … работы осинкой и пошептался с ней. Спрятался под … ( строка из елью, приподняв её … стихотворения с ветки. У каждого дерева свой характер, его использованием нужно… . эпитета) представили. нарисовал.
Слайд 15
Назовите секреты эпитета.  Как увидеть эпитеты в тексте?  Какова их роль в художественном тексте?  А какой эпитет вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?  Как вы оцениваете работу нашей творческой мастерской. 
Слайд 16
1. Доработать разноуровневые задания, незаконченные на уроке. 2. Выучить опорный конспект, проиллюстрировав его своими примерами.
Слайд 17

Полный текст материала Конспект урока литературы с презентацией "Творческая мастерская " Понятие об эпитете. Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться!" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Крупская Светлана Анатольевна  Романовская
06.11.2010 7 15509 1493

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК