Внеклассное мероприятие "Методы опытно-экспериментальной, исследовательской работы"





















Автор: Ищук Вероника Юрьевна,

Место работы: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

город Сургут

муниципальное вечернее (сменное)

общеобразовательное учреждение открытая

(сменная) общеобразовательная школа №2 Должность: учитель русского языка и литературы.

Дополнительные сведения: внеклассное мероприятие в рамках Дня Науки

«Методы опытно-экспериментальной, исследовательской работы»

(предназначено для проведения в классах третьей ступени обучения).





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ВЕЧЕРНЕЕ СМЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОТКРЫТАЯ СМЕННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2











Внеклассное мероприятие в рамках Дня Науки

«Методы опытно-экспериментальной, исследовательской работы»

(предназначено для проведения в классах третьей ступени обучения)





















Урок - исследование

Тема: методы опытно-экспериментальной, исследовательской работы.

Цель:

1 .Познакомить учащихся с методами опытно-экспериментальной, исследовательской работы.

2.Научить использовать методы опытно-экспериментальной,

исследовательской работы на практике.

План:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Выступление учащегося (сообщение) о Дне Науки в России.

  3. Методы опытно-экспериментальной, исследовательской работы.

а) Слово учителя о методах исследовательской работы.

б) Выступления учащихся с исследовательскими работами (Виноградова Анастасия, 10а «Вопросы экологии языка»;
Губаева Юлия, 9а «Образ лестницы в произведениях Н.В.Гоголя»).

в) Дискуссия

4. Работа в группах по использованию методов опытно-экспериментальной, исследовательской работы на практике (строилась на ответах по опережающим заданиям).

Группы работали по теме: «Современная молодежная музыка».

5.Вывод

6.Заключительное слово учителя.

Опережающие задания

Накануне проведения Дня Науки (примерно за неделю) для учащихся был размещен план мероприятия в классном уголке и даны следующие задания:

  • используя Интернет-ресурсы, подготовьте высказывания великих людей о науке, определение слова «метод» (как его трактуют различные словари); распечатать на формате А4.

  • выберите тему для исследования в одном из предложенных видов искусства: кино, музыка, литература, живопись;

  • выберите рабочую группу для участия в мероприятии:

  1. группа - анкетирование

  2. группа - тестирование

  3. группа - опрос

  4. группа - рейтинг

  5. группа - изучение и обобщение опыта;

  6. используя Интернет-ресурсы, подготовьте рабочие материалы для группы (образцы методов исследования: анкету, тест, опросник, рейтинг, изучение и обобщение опыта).

7 индивидуальное задание: подготовить сообщение на 5 минут на тему: «День Науки в России».

Ход занятия:

  1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, гости, коллеги. Сегодня мы с вами проводим внеклассное мероприятие на тему: « Методы опытно-экспериментальной, исследовательской работы». Данное мероприятие проводится в рамках Дня Науки, ставшего традиционным в нашей школе. Сегодня на занятии мы с вами попытаемся выяснить, что такое исследовательский метод, какие существуют методы исследовательской работы; попытаемся на практике освоить некоторые из них.

  1. Выступление учащегося (сообщение) о Дне Науки в России (см. Приложение).

  2. Методы опытно-экспериментальной, исследовательской работы (лекция учителя, построенная в форме эвристической беседы с учащимися).

- Сначала давайте выясним, что такое метод?

Учащиеся зачитывают лексическое значение слова «метод» из толкового словаря С.И. Ожегова, энциклопедического словаря, словаря терминов.

- В курсовой работе используется совокупность разных теоретических и эмпирических методов исследования (определение слова «эмпирический» записано на доске).

- Как вы думаете, существуют ли какие-то критерии отбора методов для исследовательской работы?

На доске появляется запись: критерии выбора методов:

  • адекватность объекту, предмету и задачам исследования;

  • научная обоснованность;

  • соответствие логике исследования;

  • направленность на всестороннее и гармоничное развитие личности испытуемого;

  • взаимосвязь с другими методами в единой методической системе.

К основным методам научного исследования можно отнести варианты по Б.Г. Ананьеву и варианты по Б.С. Волкову и Н.В. Волковой. Вариант по Б.Г. Ананьеву. Их четыре группы методов (Ананьев Б.Г., 1976):

  • первая группа - организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же показателей на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности);

  • вторая группа - эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы;

  • третья группа - методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы;

  • четвертая группа - интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением от дельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Вариант по Б.С. Волкову и Н.В. Волковой. Они подразделяют методы на две группы: теоретические и эмпирические (практические) (Волков Б.С., Волкова Н.В., 2002).
Теоретические методы: изучение и анализ литературы и документов; анализ экспериментального материала, обобщение.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тест, изучение продуктов деятельности, анкета, изучение опыта работы практического психолога, опытная педагогическая работа, эксперимент.
Кроме того, имеются и другие методы. Так, например, методы: метод моделирования, метод обобщения, беседа.

Данный материал представлен в виде схемы на слайдах презентации:

опытная работа

беседа анализ экспер.

тест обобщение материала

а нкета наблюдение изучение и

и зучение эмпирические теоретические анализ

продуктов лит-ры и

д еят-ти вариант по Б.С. Волкову и Н.В. Волковой док-ов

изучение опыта

работы психолога эксперимент

М етоды исследования


вариант по Б.Г. Ананьеву

обработки

о рганизационные данных

сравнительный качественный колич-ый

лонгитюдный

к омплексный эмпирические

интерпретационные

структурный

генетический

анализ продуктов

деятельности психидиагностические

биографические экспериментальные


3б). Выступления учащихся с исследовательскими работами (Виноградова Анастасия, 10а «Вопросы экологии языка»; Губаева Юлия, 9а «Образ лестницы в произведениях Н.В.Гоголя»).

Перед выступлением учащихся группы получают задание ответить на проблемный вопрос: какие методы исследовательской работы использовали ребята в своих исследованиях (вопрос записан на доске)?

Выступления учащихся (см. Приложение к уроку).

3в). Обсуждение работ в форме дискуссии (учащиеся задавали вопросы выступающим, какими методами исследовательской работы они пользовались, высказывали свою точку зрения, соглашались или не соглашались с выступающими, используя материалы из Интернета).

  1. Работа в группах по использованию методов опытно-экспериментальной, исследовательской работы на практике (строилась на ответах по опережающим заданиям).

Группы работали по теме: «Современная молодежная музыка» ( выбор темы определили сами дети).

Группы выбрали методы исследовательской работы по данной теме и составили самостоятельно вопросы:

1 группа-анкетирование

  1. Нравится ли вам современная музыка?

А)да б) нет в) не знаю

  1. Какая именно музыка вам нравится?

а) русская б)иностранная в) не знаю

  1. Какой тип жанра музыки вы предпочитаете?

а) хип-хоп б) рэп в) попса г) рок

  1. Как вы считаете, какой тип жанра современной музыки стоит на 1-ом месте?

а) хип-хоп б) рэп в) попса г) рок

5. Как вы относитесь к клубной музыке?
а) нравится б) не нравится в) не слушал


2 группа - тестирование

1. Сколько исполнителей в группе «Корни»?
а) 4 6)10 в)1

2. Какую известную песню поет Силин Дион?

а) «Титаник» б) «В лесу родилась елочка» в) «А у реки»

  1. Кто был представителем от России на Евровидении - 2005?

а) Дубцова б) Корни в) Подольская

  1. Кто занял 1-ое место на Евровидении - 2004г?

а) Бабкина б) Киркоров в) Руслана

5. Последняя песня Иракли Пирцхалава

а) «Капля абсента» б) «Вова чума» в) «Рим-Париж»

6. С какой фабрики Света Светикова?
а) 1 б) 2 в) 3

  1. За кого вышла замуж Валерия?

а) Зверев б) Пригожий в) Тарзан

  1. Сколько у Валерии детей?

а) 10 6)20 в) 3

  1. Где живет Кайли Миног?

а) Австралия б) Италия в) Африка

10. Самая известная песня о машинах?

а) «Дальнобойщики» б) «Черный бумер» в) «Поворот»

3 группа - опрос

  1. Часто ли вы слушаете музыку?

  2. Какой из видов современной музыки вам нравиться больше всего?

  3. Какие жанры современной музыки вы знаете?

4.Каких исполнителей современной музыки вы предпочитаете
слушать?

  1. Какой из жанров музыки вы считаете самым популярным в стране?

  2. Какой жанр музыки вы слушаете чаще?

4 группа - рейтинг
Хип-хоп - 4 место
Попса - 5 место

Рэп - 1 место

Рок - 2 место

Клубная музыка - 3 место

Вывод: 90% - хорошо разбираются в музыке

5% - не разбираются в музыке

5% - знают музыку, но не знают исполнителей.

5 группа - изучение и обобщение опыта

Современная молодежная музыка очень распространена в России.

Молодежь опытна в выборе музыки, сейчас много возможностей приобрести ту музыку, которая нравится слушателю.

Стили музыки: Рэп, Хаус, транс, классика, поп музыка, Rock, dance, шансон, панк - рок.

Результаты анкетирования:

Наибольшую популярность среди молодежи имеют следующие стили и направления музыки:

50% - составляет Rock и Rap

30% - хип-хоп

20% - современная музыка.

Результаты тестирования

5% - не знают ничего о современной музыке

5% - знают музыку, но не знают исполнителей.

90% - присутствующие в кабинете отлично разбираются в музыке.

5. Вывод.

- Итак, с какими методами опытно-экспериментальной исследовательской работы вы познакомились сегодня? (Учащиеся называют методы исследовательской работы). Заключительное слово учителя об окончании Дня Науки.

Оформление кабинета.

Центр доски: Газета с опорной схемой «Методы опытно-экспериментальной исследовательской работы» или слайдовая презентация.

Левая половина доски: высказывания о науке, определения методов исследования ( сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование и т.д.).

Название темы занятия на доске цветным мелом.

Организована выставка творческих и исследовательских работ учащихся в классе.

Для работы выданы различные виды словарей.

Для деятельности групп: рабочие названия «Анкетирование», «Изучение и обобщение опыта», «Тестирование», «Рейтинг», «Опрос».

Высказывания о науке, которые подготовили учащиеся:


  • «Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы» (Менандр)

  • «Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает» (Д. Дидро)

  • «Знания, не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок» (Леонардо да Винчи)

  • «Я мало ценю те науки, которые ничего не сделали для добродетелей ученых» (Саллюстий)

  • «Он позабыл даже, что ум идет вперед, когда идут вперед все нравственные силы в человеке, и стоит без движения и даже идет назад, когда не возвышаются нравственные силы» (Н. В. Гоголь)

  • «Высокая нравственность ученого проявляется прежде всего в ответственном отношении к своей исследовательской работе» (Д. Лихачев).















Источники материалов

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.

http://lib.ru/ (Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова)

http://www.kostyor.ru/student/ http://www.naurok.net

Библиография:

1.Андреева И.Л. О методах научного познания, - М., 1964.

2.3агвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования, - М., 1982.

3.Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. - М., 1980.

4. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. - М., 1979.

5. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований, В помощь начинающему исследователю, - М., 1986.

















Приложения


Работы учащихся




























































Выступление учащегося на тему: День российской науки

День российской науки 8 февраля был учреждён указом президента России № 717 от 7 июня 1999 года «Об установлении Дня российской науки».

Этот праздник приурочен к дате основания Российской академии наук, учреждённой по повелению императора Петра I указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года.

Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I, направленной на укрепление государства, его экономической и политической независимости. Петр понимал значение научной мысли, образования и культуры народа для процветания страны. И он начал действовать "сверху". По его проекту Академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением; ее члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию. 27 декабря 1725 г. Академия отпраздновала свое создание большим публичным собранием. Это был торжественный акт появления нового атрибута российской государственной жизни.

В СССР День науки отмечался в третье воскресенье апреля, так как в 1918 году между 18 и 25 апреля Ленин составил «Набросок плана научно-технических работ», что явилось фактическим признанием Советами науки.




























































РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

Образ лестницы в произведениях Н.В. Гоголя

Научно-исследовательская работа на городскую научно-практическую конференцию молодых исследователей «Шаг в будущее»

Автор:

Губаева Юлия Табрисовна

ученица 9 «А» класса

МВ(с)ОУ О(с)ОШ № 2

Научный руководитель:

Ищук Вероника Юрьевна

учитель русского языка и литературы МВ(с)ОУ О(с)ОШ №2

Сургут 2009





























Оглавление

Введение………………………………………………………………………..……3

Духовные истоки творчества Н.В.Гоголя …….......4

«Лествица» Иоанна Лествичника ………..7

Образ лестницы в произведениях Н.В. Гоголя …….......8

Заключение …….......10

Библиография …….......11















Введение

Никогда ещё человек не был так духовно беспомощен, как в современном мире, в котором царит атмосфера бездуховности и безбожия. Наша цивилизация переживает глубокий мировоззренческий кризис.

Предлагаемый выход из кризиса - обратиться к своим истокам, к православной литературе, которая вот уже две тысячи лет хранит истину Христова учения.

Новая эпоха, открывшая читателям Гоголя последнего периода его жизни, поставила перед исследователями целый ряд проблем как текстологического, так и историко-литературного характера. Многие десятилетия в архивах Киева, Москвы и Санкт-Петербурга невостребованными хранились рукописи Гоголя: тетради его выписок из творений святых отцов и богослужебных книг.

Материалом исследования послужили произведения Гоголя, а также статьи В. Воропаева и И. Виноградова, труды Иоанна Лествичника.

Реферат посвящен таким актуальным вопросам, как исследование духовных истоков творчества Н.В. Гоголя и исследование интерпретации образа лестницы в произведениях Н.В. Гоголя.

Объект исследования: произведения Н.В. Гоголя, труды святых отцов церкви.

Предмет исследования: образ лестницы в произведениях Гоголя.

Цель исследования: изучить истоки образа лестницы в произведениях Н.В. Гоголя.

Задачи исследования:

- выявить: труды, каких духовных писателей повлияли на духовное самообразование и творчество Н.В. Гоголя.

- выяснить, в каких произведениях Гоголя встречается образ лестницы;

- определить, какой нравственный и духовный смысл несет в себе образ лестницы в произведениях Н.В. Гоголя.




Методы исследования:

  • теоретические: анализ литературы, обобщение и систематизация полученных сведений;

  • практические: методы сплошной выборки (были выписаны описания образа из творчества Гоголя и проанализированы)






























Духовные истоки творчества Н.В. Гоголя

В статье "В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность" Гоголь указал на три источника самобытности, из которых должны черпать вдохновение русские поэты. Это народные песни, пословицы и слово церковных пастырей1. Можно с уверенностью сказать, что эти источники имеют первостепенное значение и для эстетики Гоголя.

В свое время профессор Григорий Петрович Георгиевский, хранитель рукописей Румянцевского музея2 напечатал подготовительные материалы Гоголя фольклорного и этнографического характера, свидетельствующие о серьезности научных занятий писателя. Выписки Гоголя из творений святых отцов и учителей Церкви, Кормчей книги и служебных Миней открывают новое в его творческих устремлениях. Отсюда тянутся нити к "Размышлениям о Божественной Литургии" и второму тому "Мертвых душ", "Выбранным местам из переписки с друзьями" и "Авторской исповеди". В православной святоотеческой литературе "лествица" - один из основных образов духовного возрастания. Он восходит к Библии, а именно к 28-й главе Книги Бытия, где описывается видение патриарха Иакова: "И сон виде: и се,

лествица утверждена на земли, ея же глава досязаша до небесе, и ангел и

Божий восхождаху и низхождаху по ней". Этот фрагмент входит в паремии3, читаемые в Церкви на Богородичные праздники, и встречается во многих акафистах: Пресвятой Богородице - "Радуйся, лествице небесная, Ею же сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо"; святителю Николаю, небесному покровителю Гоголя, - "Радуйся, лествице, Богом утвержденная, ею же восходим к небеси...". Примеры такого словоупотребления мы находим и в выписках Гоголя из церковных песней и канонов служебных Миней.

Сохранились свидетельства, что Гоголь внимательно изучал "Лествицу" и делал из нее подробные выписки. Как глубоко жил этот духовный образ в сознании писателя, - можно видеть, например, по его предсмертным словам: "Лестницу, поскорее, давай лестницу!.." Подобные же слова о лестнице сказал перед кончиной святитель Тихон Задонский, один из любимых писателей Гоголя, сочинения которого он перечитывал неоднократно.

В художественной литературе, лестница может связывать три космические зоны: мир богов, людей и умерших или злых сил, подземных существ. В мифах часто фигурирует лестница из семи священных ступней. Духовная лестница как символ аскетизма, иногда символизирует распятие.

Тогда же у Гоголя появляется потребность глубже войти в молитвенный

опыт Церкви. В письме к Сергею Тимофеевичу Аксакову из Рима от 18 марта 1843 года он просит прислать ему "молитвенник самый пространный, где бы находились почти все молитвы, писанные отцами Церкви, пустынниками и мучениками". Результатом этой духовной жажды явилась толстая тетрадь переписанных Гоголем из служебных Миней церковных песней и канонов. Эти выписки Гоголь делал не только для духовного самообразования, но и для предполагаемых писательских целей. В статье "В чем же, наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность" он, в частности, замечал: "Еще тайна для многих этот необыкновенный лиризм -рожденье верховной трезвости ума, - который исходит от наших церковных песней и канонов и покуда так же безотчетно возносит дух поэта, как безотчетно подмывают его сердце родные звуки нашей песни". Тайна этого лиризма была открыта Гоголю и известна не понаслышке, а из личного опыта. Как явствует из содержания тетради, он внимательно прочел Минеи за полгода - с сентября по февраль - и сделал выдержки на каждый день.

Такой метод чтения Гоголя - с выписками - можно назвать "келейным", - им традиционно пользовались, например, многие монахи. Его смысл -уяснение сложных, не поддающихся точному пониманию с первого раза духовных вопросов.__________________________________________

1. в другом месте статьи он называет церковные песни и каноны

  1. ныне Российская государственная библиотека

  2. избранные места из Священного Писания

В своем позднем творчестве Гоголь пришел именно к такому пониманию целей литературы. В Ницце он написал для своих друзей два духовно-нравственных сочинения, которые предложил им для руководства в повседневной жизни, - "Правило жития в мире" и "О тех душевных расположениях и недостатках наших, которые производят в нас смущение и мешают нам пребывать в спокойном состоянии". Эту попытку духовного окормления ближних можно рассматривать как подступ к "Выбранным местам из переписки с друзьями" - в этих "правилах" содержатся многие идеи будущей книги. Здесь Гоголь открыл новый для себя жанр, близкий к традиции святоотеческой литературы.

В начале 1845 года в Париже Гоголь работает над книгой "Размышления о Божественной Литургии", оставшейся незавершенной и увидевшей свет после его смерти. Цель этого духовно-просветительского труда, как ее определил сам Гоголь, -"показать, в какой полноте и внутренней глубокой связи совершается наша Литургия, юношам и людям, еще начинающим, еще мало ознакомленным с ее значением". Однако стремление к постижению сокровенного смысла Литургии возникло у Гоголя гораздо раньше. В 1842 году он писал матери: "Есть много тайн во глубине души нашей, которых еще не открыл человек и которые могут подарить ему чудные блаженства. Если вы почувствуете, что слово ваше нашло доступ к сердцу страждущего душою, тогда идите с ним прямо в церковь и выслушайте Божественную Литургию. Как прохладный лес среди палящих степей, тогда примет его молитва под сень свою".

Суть творческого развития Гоголя заключается в том, что от чисто художественных произведений, где литургическая, церковная тема была как

бы в подтексте, он переходит к ней непосредственно в "Размышлениях о Божественной Литургии", сочинениях, подобных "Правилу жития в мире", и в публицистике "Выбранных мест из переписки с друзьями".



Он подчеркивал, что под русским языком разумеет "не тот язык, который изворачивается теперь в житейском обиходе, и не книжный язык, и не язык, образовавшийся во время всяких злоупотреблений наших, но тот истинно русский язык, который незримо носится по всей Русской земле, несмотря на чужеземствованье наше в земле своей, который еще не прикасается к делу жизни нашей, но, однако ж, все слышат, что он истинно русский язык".

Эти мысли легли в основу характеристики Гоголем русского языка в статье "В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность", которую по праву можно назвать эстетическим манифестом писателя. "Необыкновенный язык наш есть еще тайна, - говорит Гоголь. - <...> Он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стоэоны - выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанным по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты ощутительной осязанью непонятливейшего человека..."

Среди святых отцов у Гоголя были и наиболее близкие ему, - например, св. Исаак Сирин (с творениями которого Гоголь познакомился довольно поздно), св. Иоанн Златоуст, св. Григорий Нисский. Но, пожалуй, на первом месте стоит св. Иоанн Лествичник.









Лествица Иоанна Лествичника

В четвертое воскресение Великого Поста Православная Церковь вспоминает автора вышеприведенных слов преподобного Иоанна Лествичника - святого, необыкновенно любимого и почитаемого на Руси: достаточно сказать, что самая известная колокольня московского Кремля –т. н. «Иван Великий» - названа в честь именно св. Иоанна Лествичника, о чем, увы, теперь помнят немногие.

Святой преподобный Иоанн Лествичник жил и подвизался в VII в. По преданию, он происходил из состоятельной и благочестивой семьи константинопольских вельмож, 16-летним юношей пришел на знаменитую библейскую гору Синай, где с тех пор и до глубокой старости разделял жизнь и труды прославленных синайских пустынников. Почтенным 75-летним старцем он, по всеобщей просьбе иноков, сподобился возглавить Синайскую обитель и написал свою «Лествицу» - сочинение, которое, по компетентному мнению св. Димитрия Ростовского, имело целью «представить путь постепенного восхождения к нравственному совершенству» и является «верным и надежным руководством в духовной жизни для ревнующих о благочестии и спасении своей души».

Написанная для монашествующих, «Лествица» св. преп. Иоанна стала любимым чтением и благочестивых мирян, помогая и направляя их на пути духовного возрастания и преуспеяния. Первой ступенью лествицы св. Иоанн полагал отречение от земных пристрастий, на самой же высоте ее указывал на союз трех добродетелей — веры, надежды и любви. Рассуждения и советы св. Иоанна проникнуты тонким психологизмом, необыкновенным знанием всех изгибов человеческой природы, мудры, лаконичны и - всевременны.






Образ лестницы в произведениях Н.В. Гоголя

Известно, что «Лествица» была одной из наиболее любимых гоголевских книг. Доктор А. Т. Тарасенков, наблюдавший Гоголя во время его предсмертной болезни, вспоминал: «Он указал мне на сочинение Иоанна Лествичника, в котором изображены ступени христианского совершенства, и советовал прочесть его». По словам Тарасенкова, сочинение св. Иоанна Лествичника нравилось Гоголю «своими строгими правилами» и «он старался достигнуть высших ступеней, в нем описанных».

Действительно, ещё в 1842 году Гоголь писал В. А. Жуковскому: «Живёт в душе моей глубокая, неотразима вера, что небесная сила поможет взойти мне на ту лестницу, которая предстоит мне, хотя я стою ещё на нижайших и первых её ступенях». В 1843 году - Н. Н. Шереметьевой: «Долгое воспитание предстоит мне, великая, трудная лестница».

О «ступенях пути своего» упоминал Гоголь в письме к М. П. Погодину конца того же года. А. О. Смирнова в ноябре 1844 года писала ему: «Ведь я ещё все-таки на самой низкой ступеньке стою, и вам ещё не скоро меня оставлять». Сохранились сведенья, что Гоголь читал «Лествицу» при посещении Оптиной Пустыни в 1850 году. Тот же Тарасенков рассказывал, что Гоголь, умирая, сказал громко: «Лестницу! поскорее, давай лестницу!..» Подобные слова о лестнице сказал перед смертью св. Тихон Задонский, сочинения которого Гоголь перечитывал неоднократно и тоже делал из них выписки.

Можно предположить что с книгой Иоанны Лествичника Гоголь ознакомился довольно рано. Исследователи усматривают влияние «Лествицы» в «Шинели». В 1955 году голландский славист Ф. Дриссен указал на использование Гоголем мотивов жития св. Акакия Синайского в создании образа главного героя повести - Акакия Акакиевича Башмачкина. А в 1966 году немецкий исследователь К. Зееманн уточнил, что обращался при этом Гоголь к истории св. Акакия, изложенной в «Лествице». Отечественный гоголевед Е. А. Смирнова, развивая соображения К. Зееманна, уже определенно говорит об изучении Гоголем «Лествицы» в 1839 году.

Однако автограф, описанный И. Ф. Ерофеевым, позволяет судить, что Гоголь прочел «Лествицу» её ранее. Сам Ерофеев относил гоголевские выписки к середине 40-х годов; но при этом замечал, что в них есть и «реминисценция образа аскета из первой редакции повести «Портрет». Следовательно, возможно приурочивание выписок к более раннему периоду - до 1835 года, то есть до времени создания «Ревизора» и «Мёртвых душ». Этого, кажется не исключал Ерофеев, когда вслед за В. Завитневичем писал, что если лишить художественные образы «Мертвых душ». Этого, кажется, не исключал и Ерофеев, когда вслед за В. Завитневичем писал, что если «лишить художественные образы «Мертвых душ», «Ревизора» очаровательных черт быта, какие им предал Гоголь, как мы сразу видим те самые «гадости» и «мерзости душевные», о которых Гоголь любил говорить уже в период своего мистического настроения, говорить уже абстрактно... В глубине настроение было все тоже всегда - порыв к лучшей жизни...»

Образ лестницы встречается уже и в одном из самых ранних гоголевских произведений - в повести «Майская ночь, или Утопленница». «Ни один дуб у нас не достает до неба, - сожалеет красавицы Ганна, - а говорят, однако же, есть где-то в какой-то далёкой земле такое дерево, которое уходит вершиною в самое небо, и Бог сходит по нем на землю перед самым светлым праздником». - «Нет, Галю, - отвечает ей казак Левко, - у Бога есть длинная лестница от неба до самой земли, и ставят ее перед Воскресением святые Архангелы, и как только Бог ступит на первую ступень, и все нечистые духи стремглав полетят от земли и кучами попадают в пекло, и оттого на Светлое Воскресенье Христово ни одного злого духа не бывает на земле». Этот же образ мы находим и в заключительной главе «Выбранных мест из переписки с друзьями» - «Светлое Воскресенье». Говоря о желании избранных людей провести Светлый праздник «не в обычаях девятнадцатого века, но в обычаях Вечного Века», Гоголь восклицает: «Бог весть, может быть, за одно это желанье уже готова сброситься с небес нам лестница...»

Влияние «Лествицы» св. Иоанна Синайского можно предположить в разных произведениях Гоголя, но в «Выбранных местах...» оно ощущается с очевидностью. Построенная как назидательный труд для современников, нечто вроде аскетического трактата для светских людей, книга Гоголя имеет подобную «Лествице» композицию и духовную направленность: восхождение человека от самого низкого, заземленного состояния -физической или душевной смерти1 - через победу над страстями и умерщвление в себе «ветхого человека» - к конечной цели - спасению и воскресению".

И сама жизнь Гоголя, сопоставимая с монашеским подвигом, - мучительная борьба между духовными устремлениями и писательским даром, сожжение рукописей, попытки ухода в монастырь, в конечном итоге -отказ от себя и мученическая кончина, - предстаёт как образ духовной лествицы, постоянного восхождения, - а произведения его являются некими вехами на этом нелёгком пути.









_________________________________________________

  1. последняя определяется погружению в многообразные страсти

  2. одна из последних глав «Лествицы» - «О земном небе, или О богоподражательном бесстрастии и совершенстве, и воскресении души прежде общего воскресения»


Заключение

Гоголь черпал вдохновение из трёх источников. Это народные песни, пословицы и церковные песни и каноны. Выписки Гоголя из творений святых отцов и учителей Церкви, Кормчей книги и служебных Миней свидетельствуют о духовном самообразовании, которое отразилось в его произведениях. Он внимательно изучал труды Святого Исаака Сирина, святого Иоанна Златоуста, святого Григория Нисского, в особенности Иоанна Лествичника. «Лествица» святого преподобного Иоанна Лествичника стала любимым чтением Гоголя, помогая и направляя его на пути духовного возрастания и преуспеяния. Образ «лествицы» встречается во многих произведениях Гоголя: «Майской ночи, или утопленнице», «Шинели», в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Влияние образа «лествицы» ощущается с очевидностью во время становления духовного самообразования великого писателя, воплощенного в дальнейшем в его творческой деятельности.




















Список литературы


  1. Виноградов И., Воропаев В. Лествица, возводящая на небо. //Журн. Литературная учёба. 1992. №1-2-3. С.172.

  2. Виноградов И., Воропаев В. Неизвестный автограф Н.В. Гоголя//Журн. Литературная учёба. 1992. №1-2-3. С.175.

  3. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Красноярское

книжное издательство Мироград. -, 1977.

  1. Н.В. Гоголь О гневе и безгневии. //Литературная учёба №1-2-3. 1992 стр.175

  2. Н.В. Гоголь Выбранные места из переписки с друзьями.

  3. Преподобный отец авва Иоанн, Игумен Синайской горы Лествица. - Московское Подворье Свято-Троицкой Сергеевой Лавры. Москва, 2004.






















РЕФЕРАТ


на тему: «Вопросы экологии языка»

по предмету: русский язык









Автор:

Виноградова Анастассия

Александровна

ученица 10 «А»класса

Научный руководитель:

Ищук Вероника Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

МВ(с)ОУ О(с)ОШ №2



Сургут

2009



Содержание

Введение 2

Основные проблемы русского языка 3

Пути решения проблем русского языка и то, что уже сделано, для поддержания и возрождения родного языка…………………………………………….

- Статистический анализ, таблица 7

Заключение 11










Актуальность

Язык является средством развития общественной жизни, материального и духовного прогресса народа, а также средством приобщения людей к их национальной культуре, науке и техники. В наши дни трудно не заметить снижения культуры речи в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении. Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами. Поэтому на сегодняшний день актуальным остается решение проблемы сохранения русского национального языка. Забота о процветании родного языка накануне нового тысячелетия есть задача каждого человека нашего многонационального русского государства.

Цель

Выявить причины, ведущие к деградации и снижению культуры речи в русском языке и найти пути их решения.

Задачи

1.Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

2.Провести опрос непосредственно связанный с темой работы, и проанализировать ответы.

3.Сделать выводы.

Объект исследования: Русский национальный язык.

Предмет исследования:

Вопросы экологии языка, снижение культуры речи и причины его деградации.

Методы исследования:

Изучение и анализ документов, анкетирование, обобщение, наблюдение, беседа, статистический анализ данных.





Основные проблемы русского языка.

"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!"

И.С. Тургенев.

Ни на миг не прерывалась за тысячелетие волшебная нить языка, соединившая в одно целое предков и потомков, создавшая русское племя, русский народ и нацию. За это время русский язык стал одним из самых совершенных, отточенных, гибких и полновесных языков мира. Сыны России и иностранцы удивляются его простоте и мощи. Михаил Ломоносов нахсдил в нем соединенные вместе "великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка". Неужели сейчас, в 21 веке, мы сможем оставить русский язык, находящийся под угрозой если не уничтожения, то весьма ядовитого засорения ржавчиной и мусором, разъедающей языковую ткань русского языка? Речь пойдет о сохранении родного языка. На данном этапе мы можем выделить основные причины деградации, засорения и снижения культуры речи русского языка:

  • искажение в результате невежества, не владения языком, недостаточное культурное развитие, слабое знание общерусского языка;

  • засоренность современного русского языка иностранными заимствованиями, варваризмами и агнонимами;

  • пренебрежительное отношение правительства к проблемам русского языка.

1.Засоренность современного русского языка иностранными заимствованиями, варваризмами и агнонимами.

Сокровища родного слова, -Заметят важные умы, Для лепетания чужого Пренебрегли безумно мы. Мы любим Муз чужих игрушки,

Чужих наречий погремушки, А не читаем книг своих...

А.С. Пушкин

Тенденция к «американизации» русской жизни находит своё отражение в «американизации» русского языка, что выражается в проникновении в него многочисленных англицизмов и американизмов (слов, заимствованных из английского языка и его американского варианта).

Употребляемые немотивированно слова английского происхождения часто являются агнонимами (т.е. словами, значение которых непонятно, неизвестно большинству носителей языка). Зачастую они требуют специальной расшифровки, семантизации средствами родного языка. Подобная лексика засоряет наш язык, ведёт к непониманию речи, к тому же легко может быть заменена русскими аналогами.

Засоряют нашу речь и варваризмы — слова иноязычного происхождения, употребляемые с сохранением их фонетического и графического облика. Иногда ими так пестрит речь наших корреспондентов, теле-и радиоведущих, что на ум невольно приходит пушкинская фраза: «Шишков, прости, не знаю, как перевести», хотя найти русский эквивалент, думается, не представляет большого труда.

Конечно, здесь представлены далеко не все примеры, а лишь те, которые активно используются в данный момент. С одной стороны, многочисленные англицизмы и американизмы, проникающие в русский язык — явление закономерное, отражающее активизировавшиеся в последнее десятилетие экономические, политические, культурные, общественные связи и взаимоотношения России с другими странами, в частности с Америкой. С другой стороны, с грустью приходится констатировать, что в погоне за всем иностранным, в стремлении копировать западные образцы мы всё больше теряем свою самобытность, в том числе и в языке, ибо язык отражает образ жизни и образ мыслей. Как следствие этого — потеря интереса к родному русскому языку, русской литературе и культуре, косноязычие, снижение грамотности и языковой и общей культуры.

2. Искажение в результате невежества, не владения языком, недостаточное культурное развитие, слабое знание общерусского языка.

Искажения бывают не только в синтаксисе речи. Чаще они возникают из-за неверного употребления слов. Опасность заключается в том, что великое множество приезжающих в Россию, каждый день все в большем масштабе овладевающих вершинами нашей советской культуры, а значит, и литературным языком, приходит из разных областей страны. А в большинстве областей нередко говорят в быту еще не на общерусском языке, а в значительной мере на областных диалектах. Также серьезная вина в связи с необычайной засоренностью современного русского языка лежит на журналистах. Стилевая вульгарность, нетребовательность, небрежность, безразличие к ценностям великого русского языка - повседневное явление на нашем телевидении, радио, на полосах газет и журналов.





3. Пренебрежительное отношение правительства к проблемам русского языка.

Забота о сохранении русского языка и повышение его культуры должна стать сейчас одной из приоритетных задач законодательных и исполнительных органов власти. Наше российское правительство отстранилось от забот о русском языке. Под натиском англомании и с благословения Министерства образования сокращается преподавание русского языка и литературы в школах, по существу сокращается издание словарей русского языка русских классиков, на телевидении и радио практически исключены программы о русском языке. Сейчас патриотически настроенная русская общественность все энергичнее поднимает свой голос в защиту русского языка.












4. Пути решения проблем русского языка и то, что уже сделано для поддержания и возрождения родного языка.

Время от времени некоторые люди предпринимали попытки «очистить» русский язык от инославянского влияния. Так, Шишков предлагал заменить заимствования на эквиваленты, созданные при помощи средств русского языка, например, слово галоши заменить на мокроступы. Однако попытки эти не дали сколько-либо значительных результатов.

Законодательным органам России предложена практическая помощь представительных, авторитетных специалистов в экспертизе словарных нововведений, в отработке того конкретного, научно обоснованного перечня слов-паразитов, которые сегодня должны быть изгнаны из языка прессы, телевидения, книжных изданий.

Создан охранительный Совет из ученых и писателей, принято обращение к президентам и парламентам стран СНГ и Балтии с призывом скорректировать языковую политику в соответствии с исторически сложившимися реалиями.

Комитет РФ по высшему образованию занялся разработкой Федеральной программы поддержки русского языка в РФ, странах ближнего и дальнего зарубежья; предложено создать Федеральный Совет по русскому языку, разработать комплекс мер по внедрению русского языка в международные образовательные системы.

На защиту и развитие русского языка направлен и Указ президента РФ от 7 декабря 1995 за № 1221 «О Совете по русскому языку», основными направлениями деятельности которого является разработка предложений по основам государственной политики в области русского языка; внесение предложений и рекомендаций по поддержке русского языка как государственного языка Российской Федерации, расширению использования русского языка в межнациональном и международном общении; повышению культуры владения русским языком; выработка предложений по улучшению подготовки специалистов, деятельность которых связана с профессиональным использованием русского языка; подготовка рекомендаций по развитию фундаментальных и прикладных научных исследований в области русского языка; содействие созданию действенной системы популяризации знаний о русском языке через средства массовой информации и путем издательской деятельности в области русского языка. С принятием этого документа появилась надежда, что русский язык обретет тот статус, который он заслуживает. Ведь это же наш, современный, и в то же время бесконечно древний по корню и происхождению своему - русский язык в его сегодняшних новых, и совершенных формах, воплотил в своих звуках величайшие идеи мира, которыми живет наша страна.











Социологический опрос на тему: «Проблемы русского языка»

Для того чтобы выяснить, как в наше время люди относятся к русскому языку и проблемам, которые ему угрожают, я составила анкету и провела опрос людей на улице. В опросе приняло участие 179 человек разного возраста и рода занятий.

Угрожает ли русскому языку внедрение в него в последние годы иноязычных слов и особенно англо-американизмов?

Да-121, Нет - 44, Затрудняюсь с ответом - 14.

да

нет

затрудняюсь

с ответом


12-25 25-45 45-60 60 и

лет лет лет больше

Какие, по Вашему мнению, процессы идут в русском языке в настоящее время: прогресс или регресс?

Прогресс - 26, Регресс - 104, Затрудняюсь с ответом - 49.

прогресс

регресс

затрудняюсь

с ответом


12-25 25-45 45-60 60 и

лет лет лет больше

Нуждается ли русский язык в защите?

Да-156, Нет - 16, Затрудняюсь с ответом - 7.


да

нет

затрудняюсь

с ответом


12-25 25-45 45-60 60 и

пет пет пет больше


Результаты анкеты подтверждают, что сейчас русский язык болен и страдает. Не видеть этого, а то и отвернуться - преступление против святыни. Многие это понимают, но не решаются делать что-либо, хотя для начала достаточно всего лишь начать следить за своей речью, избавляться от слов - паразитов, правильно произносить слова, избегать употребления нецензурных слов, жаргонизмов, и стараться не употреблять англо-американизмов, значение которых вы не знаете.




Заключение

Сейчас много говорят о выработке русской национальной идеи, которая могла бы объединить всех россиян. Одной из составляющей такой идеи вполне может быть русский язык. Ведь именно культивирование родного языка, родной культуры помогает не только объединить всех россиян, но и сохранить все то, что составляет гордость России. Русский язык был и будет ведущим средством интеллектуального общения, и будет способствовать развитию и обогащению народов, населяющих Россию и страны СНГ. Но наблюдающаяся сейчас деградация языка и стремление людей приобщиться к западной цивилизации, в конечном счете, ведет к разрушению русского языка, русской культуры, русских традиций и русского национального самосознания. Несмотря на все сложности современного периода, не следует забывать, что русский язык - наше национальное достояние, и мы должны обходиться с ним как с национальным богатством -хранить и приумножать. Каждый из нас, говорящих по-русски, должен бороться против всех опасностей, ведущих к порче и ослаблению нашего великого и могучего русского языка.











Список литературы

  1. Туманян Э.Г. «Языковые законы и межнациональные конфликты» // «Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках». -М.: 1994.

  2. Успенский Л.В. «Слово о словах». - Л.: 1974.











































































































































































11


Слайд 1
Вопросы экологии языка Актуальность Язык является средством развития общественной жизни, материального и духовного прогресса народа, а также средством приобщения людей к их национальной культуре, науке и техники. В наши дни трудно не заметить снижения культуры речи в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении. Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами. Поэтому на сегодняшний день актуальным остается решение проблемы сохранения русского национального языка. Забота о процветании родного языка накануне нового тысячелетия есть задача каждого человека нашего многонационального русского государства. Цель: Выявить причины, ведущие к деградации и снижению культуры речи в русском языке и найти пути их решения. Задачи: 1.Изучить и проанализировать литературу по данной теме. 2.Провести опрос непосредственно связанный с темой работы, и проанализировать ответы. 3.Сделать выводы. Объект исследования: Русский национальный язык. Предмет исследования: Вопросы экологии языка, снижение культуры речи и причины его деградации. Методы:
Слайд 2
Проблемы русского языка Тенденция к «американизации» русской жизни находит своё отражение в «американизации» русского языка, что выражается в проникновении в него многочисленных англицизмов и американизмов (слов, заимствованных из английского языка и его американского варианта). Употребляемые немотивированно слова английского происхождения часто являются агнонимами (т.е. словами, значение которых непонятно, неизвестно большинству носителей языка). Зачастую они требуют специальной расшифровки, семантизации средствами родного языка. Подобная лексика засоряет наш язык, ведёт к непониманию речи, к тому же легко может быть заменена русскими аналогами. Засоряют нашу речь и варваризмы — слова иноязычного происхождения, употребляемые с сохранением их фонетического и графического облика. Иногда ими так пестрит речь наших корреспондентов, теле-и радиоведущих, что на ум невольно приходит пушкинская фраза: «Шишков, прости, не знаю, как перевести», хотя найти русский эквивалент, думается, не представляет большого труда.
Слайд 3
Искажение Искажения бывают не только в синтаксисе речи. Чаще они возникают из-за неверного употребления слов. Опасность заключается в том, что великое множество приезжающих в Россию, каждый день все в большем масштабе овладевающих вершинами нашей советской культуры, а значит, и литературным языком, приходит из разных областей страны. А в большинстве областей нередко говорят в быту еще не на общерусском языке, а в значительной мере на областных диалектах. Также серьезная вина в связи с необычайной засоренностью современного русского языка лежит на журналистах. Стилевая вульгарность, нетребовательность, небрежность, безразличие к ценностям великого русского языка поЕ-седневное явление на нашем телевидении, радио, на полосах газет и журналов. Пренебрежение Забота о сохранении русского языка и повышение его культуры должна стать сейчас одной из приоритетных задач законодательных и исполнительных органов власти. Наше российское правительство отстранилось от забот о русском языке. Под натиском англомании и с благословения Министерства образования сокращается преподавание русского языка и литературы в школах, по существу сокращается издание словарей русского языка русских классиков, на телевидении и радио практически исключены программы о русском языке. Сейчас патриотически настроенная русская общественность все энергичнее поднимает свой голос в защиту русского языка.
Слайд 4
Пути решения проблем русского языка Законодательным органам России предложена практическая помощь представительных, авторитетных специалистов в экспертизе словарных нововведений, в отработке того конкретного, научно обоснованного перечня слов-паразитов, которые сегодня должны быть изгнаны из языка прессы, телевидения, книжных изданий. Создан охранительный Совет из ученых и писателей, принято обращение к президентам и парламентам стран СНГ и Балтии с призывом скорректировать языковую политику в соответствии с исторически сложившимися реалиями. Комитет РФ по высшему образованию занялся разработкой Федеральной программы поддержки русского языка в РФ, странах ближнего и дальнего зарубежья; предложено создать Федеральный Совет по русскому языку, разработать комплекс мер по внедрению русского языка в международные образовательные системы. На защиту и развитие русского языка направлен и Указ президента РФ от 7 декабря 1995 за № 1221 «О Совете по русскому языку», основными направлениями деятельности которого является разработка предложений по основам государственной политики в области русского языка; внесение предложений и рекомендаций по поддержке русского языка как государственного языка Российской Федерации, расширению использования русского языка в межнациональном и международном общении; повышению культуры владения русским языком; выработка предложений по улучшению подготовки специалистов, деятельность которых связана с профессиональным использованием русского языка; подготовка рекомендаций по развитию фундаментальных и прикладных научных исследований в области русского языка; содействие созданию действенной системы популяризации знаний о русском языке через средства массовой информации и путем издательской деятельности в области русского языка. С принятием этого документа появилась надежда, что русский язык обретет тот статус, который он заслуживает. Ведь это же -наш, современный и в то же время бесконечно древний по корню и происхождению своему - русский язык в его сегодняшних новых, и совершенных формах, воплотил в своих звуках величайшие идеи мира, которыми живет наша страна.
Слайд 5
Социологический опрос на тему: «Проблемы русского языка» Для того чтобы выяснить, как в наше время люди относятся к русскому языку и проблемам, которые ему угрожают, я составила анкету и провела опрос людей на улице. В опросе приняло участие 179 человек разного возраста и рода занятий. Угрожает ли русскому языку внедрение в него в последние годы иноязычных слов и особенно англо-американизмов? Какие, по Вашему мнению, процессы идут в русском языке в настоящее время: прогресс или регресс? Да-121, Нет - 44, Затрудняюсь с ответом - 14. Прогресс - 26, Регресс - 104, Затрудняюсь с ответом – 49 12-25 лет 25-45 лет 45-60 лет 60 и больше 12-25 лет 25-45 лет 45-60 лет 60 и больше
Слайд 6
Нуждается ли русский язык в защите? Да-156, Нет-16, Затрудняюсь с ответом - 7. 12-25 пет 25-45 лет 45-60 лет 60 и больше Результаты анкеты подтверждают, что сейчас русский язык болен и страдает. Не видеть этого, а то и отвернуться преступление против святыни. Многие это понимают, но не решаются делать что-либо, хотя для начала достаточно всего лишь начать следить за своей речью, избавляться от слов паразитов, правильно произносить слова, избегать употребления нецензурных слов, жаргонизмов, и стараться не употреблять англо-американизмов, значение которых вы не знаете.
Слайд 7
Заключение Сейчас много говорят о выработке русской национальной идеи, которая могла бы объединить всех россиян. Одной из составляющей такой идеи вполне может быть русский язык. Ведь именно культивирование родного языка, родной культуры помогает не только объединить всех россиян, но и сохранить все то, что составляет гордость России. Русский язык был и будет ведущим средством интеллектуального общения, и будет способствовать развитию и обогащению народов, населяющих Россию и страны СНГ. Но наблюдающаяся сейчас деградация языка и стремление людей приобщиться к западной цивилизации, в конечном счете, ведет к разрушению русского языка, русской культуры, русских традиций и русского национального самосознания. Несмотря на все сложности современного периода, не следует забывать, что русский язык - наше национальное достояние, и мы должны обходиться с ним как с национальным богатством хранить и приумножать. Каждый из нас, говорящих по-русски, должен бороться против всех опасностей, ведущих к порче и ослаблению нашего великого и могучего русского языка.
Слайд 1
Духовные истоки творчества Н.В. Гоголя. Образ лестницы в произведениях Н.В. Гоголя Объект исследования: произведения Гоголя. Предмет исследования: образ лестницы в произведениях Гоголя. Цель исследования: изучить истоки образа лестницы в произведениях Н.В. Гоголя. Методы исследования: теоретические: анализ литературы, обобщение и систематизация полученных сведений. Практические: методы сплошной выборки (были выписаны описания образа из творчества Гоголя и проанализированы) Новая эпоха, открывшая читателям Гоголя последнего периода его жизни, поставила перед исследователями целый ряд проблем как текстологического, так и историколитературного характера. Многие десятилетия в архивах Киева, Москвы и Санкт - Петербурга невостребованными хранились рукописи Гоголя: тетради его выписок из творений святых отцов и богослужебных книг.
Слайд 2
Духовные источники Н.В. Гоголя В свое время профессор Григорий Петрович Георгиевский, хранитель рукописей Румянцевского музея напечатал подготовительные материалы Гоголя фольклорного и этнографического характера, свидетельствующие о серьезности научных занятий писателя. Выписки Гоголя из творений святых отцов и учителей Церкви, Кормчей книги и служебных Миней открывают новое в его творческих устремлениях. Отсюда тянутся нити к "Размышлениям о Божественной Литургии" и второму тому "Мертвых душ", "Выбранным местам из переписки с друзьями" и "Авторской исповеди". Сохранились свидетельства, что Гоголь внимательно изучал "Лествицу" и делал из нее подробные выписки. Как глубоко жил этот духовный образ в сознании писателя, -можно видеть, например, по его предсмертным словам: "Лестницу, поскорее, давай лестницу!.." Подобные же слова о лестнице сказал перед кончиной святитель Тихон Задонский, один из любимых писателей Гоголя, сочинения которого он перечитывал неоднократно.
Слайд 3
В 1842 году он писал матери: "Есть много тайн во глубине души нашей, которых еще не открыл человек и которые могут подарить ему чудные блаженства. Если вы почувствуете, что слово ваше нашло доступ к сердцу страждущего душою, тогда идите с ним прямо в церковь и выслушайте Божественную Литургию. Как прохладный лес среди палящих степей, тогда примет его молитва под сень свою". Среди святых отцов у Гоголя были и наиболее близкие ему, - например, св. Исаак Сирин (с творениями которого Гоголь познакомился довольно поздно), св. Иоанн Златоуст, св. Григорий Нисский. Но, пожалуй, на первом месте стоит св. Иоанн Лествичник.
Слайд 4
Лествица Святой преподобный Иоанн Лествичник жил и подвизался в VII в. По преданию, он происходил из состоятельной и благочестивой семьи константинопольских вельмож, 16-летним юношей пришел на знаменитую библейскую гору Синай, где с тех пор и до глубокой старости разделял жизнь и груды прославленных синайских пустынников. Почтенным 75-летним старцем он, по всеобщей просьбе иноков, сподобился возглавить Синайскую обитель и написал свою Лествицу - сочинение, которое, по компетентному мнению св. Димитрия Ростовского, имело целью «представить путь постепенного восхождения к нравственному совершенству» и является «верным и надежным руководством в духовной жизни для ревнующих о благочестии и спасении своей души». Написанная для монашествующих, Лествица св. преп. Иоанна стала любимым чтением и благочестивых мирян, помогая и направляя их на пути духовного возрастания и преуспеяния. Первой ступенью лествицы св. Иоанн полагал отречение от земных пристрастий, на самой же высоте ее указывал на союз трех добродетелей — веры, надежды и любви. Рассуждения и советы св. Иоанна проникнуты тонким психологизмом, необыкновенным знанием всех изгибов человеческой природы, мудры, лаконичны и - всевременны.
Слайд 5
Образ лестницы встречается уже в одном из самых ранних гоголевских произведений - в повести «Майская ночь, или Утопленница». «Ни один дуб у нас не достает до неба, сожалеет красавицы Ганна, - а говорят, однако же, есть где-то в какой-то далёкой земле такое дерево, которое уходит вершиною в самое небо, и Бог сходит по нем на землю перед самым светлым праздником». - «Нет, Галю, - отвечает ей казак Левко, - у Бога есть длинная лестница от неба до самой земли, и ставят ее перед Воскресением святые Архангелы, и как только Бог ступит на первую ступень, и все нечистые духи стремглав полетят от земли и кучами попадают в пекло, и оттого на Светлое Воскресенье Христово ни одного злого духа не бывает на земле».
Слайд 6
Этот же образ мы находим и в заключительной главе «Выбранных мест из переписки с друзьями» - «Светлое Воскресенье». Говоря о желании избранных людей провести светлый праздник Светлый праздник «не в обычаях девятнадцатого века, но в обычаях Вечного Века», Гоголь восклицает: «Бог весть, может быть, за одно это желанье уже готова сброситься с небес нам лестница...» Влияние «Лествицы» св. Иоанна Синайского можно предположить в разных произведениях Гоголя, но в «Выбранных местах...» оно ощущается с очевидностью. Построенная как назидательный труд для современников, нечто вроде аскетического трактата для светских людей, книга Гоголя имеет подобную «Лествице» композицию и духовную направленность: восхождение человека от самого низкого, заземленного состояния -физической или душевной смерти1 - через победу над страстями и умерщвление в себе «ветхого человека» - к конечной цели - спасению и воскресению" И сама жизнь Гоголя, сопоставимая с монашеским подвигом, -мучительная борьба между духовными устремлениями и писательским даром, сожжение рукописей, попытки ухода в монастырь, в конечном итоге отказ от себя и мученическая кончина, - предстаёт как образ духовной лествицы, постоянного восхождения, - а произведения его являются некими вечами на этом нелёгком пути.
Слайд 7
Гоголь черпал вдохновение из трёх источников. Это народные песни, пословицы и церковные песни и каноны. Выписки Гоголя из творений святых отцов и учителей Церкви, Кормчей книги и служебных Миней свидетельствуют о духовном самообразовании. Которое отразилось в его произведениях. Он внимательно изучал труды Святого Исаака Сирина, святого Иоанна Златоуста, святого Григория Нисского, в особенности Иоанна Лествичника. «Лествица» святого преподобного Иоанна Лествичника стала любимым чтением Гоголя, помогая и направляя его на пути духовного возрастания и преуспеяния. Образ лествицы встречается во многих произведениях Гоголя: «Майской ночи или утопленнице», «Шинели». В «Выбранных местах из переписки с друзьями» влияние образа лествицы ощущается с очевидностью.

Полный текст материала Внеклассное мероприятие "Методы опытно-экспериментальной, исследовательской работы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ищук Вероника Юрьевна  Селена7502
09.11.2010 2 3867 498

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК