Статья "Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы."


«Народ не должен терять своего нравственного авторитета ни при каких обстоятельствах»

Д.С.Лихачев.



Прогресс любой нации, включая материальный прогресс, основан на приоритете нравственных ценностей. Нравственные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Мы с надеждой и тревогой смотрим на молодое поколение, так как на него возлагаем огромные надежды в развитии нашего общества и государства .Смогут ли они – наши дети, вывести страну из кризиса как нравственного ,так и экономического. Острой проблемой не только для школы, семьи, но и для всего нашего общества является проблема воспитания.

Я считаю, что отказ от прошлой идеологической направленности в системе образования, ее ценностей, привел к тому, что воспитание как целенаправленная деятельность школы отошла на второй план. Пропаганда насилия, жестокости с экранов телевизоров, со страниц модных журналов и газет, со страниц Интернета растлевает души нашей молодежи, заполняя их безнравственностью. Распад Советского Союза повлёк за собой кроме всего прочего переоценку и такого понятия, как патриотизм.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что “утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”. В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития в обозримом будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” обязаны именно детские учреждения, т.к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга,- по словам А.Герцена, -это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.

Если обратиться к программам по литературе, то какой бы мы класс не взяли, каждое произведение любого исторического периода поднимает прежде всего нравственные проблемы. Чтобы не прервать эту нравственную воспитательную линию, сохранить преемственность в изучении различных произведений для себя я выстроила своеобразную программу воспитания высоких нравственных и патриотических качеств через изучение рекомендованных произведений ,в том числе и на уроках внеклассного чтения.



5класс

1.Прославление лучших качеств человека в сказке «Царевна-лягушка» 2.Душевная красота царевны, жестокость и предательство царицы в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» 3.Обличение коварства и предательства , осуждение зависти и жадности в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» 4. Сердечность и отзывчивость Варюши в сказке К. Г. Паустовского «Стальное колечко» 5. Тема всепобеждающей доброты в сказках Ш. Перро. 6. Осуждение черствости, бездушия и эгоизма в образе Снежной королевы в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» 7. Нравственный протест Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму» 8. Доброта и любовь к братьям меньшим как одна из основ нравственности. По рассказу В. И. Белова «Скворцы» 9. Призыв Ю. П. Казакова к доброте и состраданию в рассказе «Арктур –гончий пес» и т. д.

6класс

1. О вечной борьбе между светлыми и темными силами природы в «Мифе о солнце» 2. Справедливость, чувство собственного достоинства Ильи Муромца в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» 3. Обличение человеческих пороков в баснях И. А. Крылова. 4. Осуждение жадности и глупости деревенских «властей» в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» 5. Смелость, доброта, решительность, наивность и непрактичность любимого героя Толстого – Пети Ростова. 6. Гуманизм рассказа «Лапти» И. А. Бунина. 7. Милосердие и помощь людям - главные цели врача Пирогова в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор» 8. Размышления Н. А. Заболоцкого о непреходящих духовных ценностях в своих стихах. 9. Труд как нравственное содержание человеческой жизни в рассказе А. П. Платонова «Корова». 10. Нравственная стойкость юного героя в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» и т. д.

7 класс

1. Верность слову и долгу в русской народной обрядовой песне. 2. Чистота и благородство героев романа А. С. Пушкина «Дубровский» 3. Постижение прекрасного в лирике А. А. Фета. 4. Нравственность и человеческие взаимоотношения героев И. С. Тургенева в стихотворении «Два богача» 5. Сатира на паразитизм, нравственное ничтожество господствующего класса в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова – Щедрина. 6. Осуждение черствости и бездушия в рассказе А. П. Чехова «Тоска» 7. К. Д. Бальмонт о роли человека на земле, о смысле его жизни. 8. Идея доброты, взаимопонимания, самопожертвования в рассказе А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире» 9. Эстетические и нравственно – экологические проблемы, поднятые Ф. А. Абрамовым в рассказе «О чем плачут лошади» 10. Осуждение равнодушного и безразличного отношения к миру в рассказе Е. И. Носова «Кукла» и т.д.

8класс

1.Вопросы чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 2.Разоблачение в комедии Н. В. Гоголя нравственных пороков чиновников России. 3. Воспевание чистоты нравственного долга в лирике природы. 4. Л. Н. Толстой «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающей среды. 5. Изображение духовного оскудения личности в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» 6.Победа истинной доброты над мерзостью в лирике В. В. Маяковского. 7. Тема добра и долга в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» 8. Преодоление главным героем рассказа «Возвращение» А. П. Платонова «самолюбия и собственного эгоизма» и т. д.

9класс

1.Сатирическое изображение невежества и безнравственности помещиков в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» 2.Идея единства истины, добра и красоты в жизни и творчестве В. А. Жуковского. 3.Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»- картина нравов. 4.Близость к народу как основа нравственных идеалов. По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».Татьяна Ларина _ нравственный идеал Пушкина 5. Нравственные проблемы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 6.Стремление героя повести «Юность» Л. Н. Толстого к нравственному самосовершенствованию. 7.Трагизм духовного оскудения личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» 8. А. П. Платонов. « Песчаная учительница» Любовь к людям, понимание их боли главной героиней рассказа и т. д

.Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях – преподавателя и классного руководителя, воспитателя. Гуманистическая педагогика строит школу развития , где педагогический и воспитательный процессы рассматриваются как синонимы.А ведущая роль по-прежнему отводится уроку. От его построения зависит и результативность, в том числе и воспитательная.

Учитывая богатейшие возможности древнерусской литературы для воспитания чувств высокой гражданственности и патриотизма при изучении жанра жития использую исследовательский метод (привлекая Интернет-ресурсы, создать виртуальный музей произведений искусства, связанных с именами Преподобного Сергия Радонежского, Александра Невского, и провести по нему экскурсию , ответить на вопросы: «Почему Преподобный Сергий Радонежский является одним из самых почитаемых святых на Руси?» «Почему был причислен к лику святых Александр Невский?» В 7 классе невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере , пробудить его к действию. Это чудо мне известно…»Традиционно разговор на эту тему провожу в форме урока-суда над случайным прохожим, решая проблему, кто виноват в смерти Юшки. Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.

Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.При изучении такой большой темы, как «Литература периода Великой Отечественной войны», использую метод проектов. Например, работая над проектом «Поэты, не пришедшие с войны», учащиеся создают антологию произведений, в которых закрепилось личное авторское восприятие пережитого, ведь именно поэтический текст в наибольшей степени может способствовать пробуждению эмоционального отношения к событиям военного времени. Одна из групп представляет макет электронной газеты «За победу!». Одна из рубрик содержит иллюстрированные интервью с ветеранами Великой Отечественной войны.( по материалам сети Интернет) Тема работы следующей группы-«Биографии поэтов военной поры».Третья группа создаёт сборник стихов.Четвёртая – иллюстраторы. В заключении ребята приходят к созданию сиквейна

Поэзия.

Трогательная, проникновенная.

Призывает, спасает, воодушевляет.

В военную пору поддерживает, помогает.

Память.

Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, свое гнездо - чувство обыкновенного человека становится понятнее , ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь , пусть неимоверно тяжелая.
Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня,  прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.

Понятие патриотизм я для себя определяю не только как любовь к Родине, но уважение и преклонение перед лучшими людьми своего Отечества. Таким человеком для меня является Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Поэтому, используя часы внеклассного чтения, провожу урок, посвященный жизни этого великого учёного, выдающегося общественного деятеля, высоконравственного и интеллигентного человека с обсуждением отдельных глав из его «Писем о добром и прекрасном»

В.А Сухомлинский писал: " Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины." Таким маленьким уголком детства для моих учеников является наш московский район, где они все в основном живут. С целью воспитания любви к этой частичке своей малой Родины, к родной школе был создан проект «Мы здесь живём», в процессе работы над которым ребята познакомились с калининградскими писателями – жителями нашего района, с их творчеством.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как “Общие сведения о языке” и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. В случайной беседе с ребятами я недавно узнала, что они не только не знают, кто такие О.Кошевой, У. Громова , но и не могут назвать ни одного имени пионера-героя. Поэтому в течение этого учебного года в преддверии 65-летия Победы тексты для различных диктантов , изложений стараюсь брать, иногда немного адаптируя, из рассказов о пионерах-героях. Ребята уже узнали о подвигах Володи Дубинина, Вали Котика, Зины Портновой. Накануне празднования великой даты планирую провести итоговое внеклассное мероприятие.

Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: “Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово”.

Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.) - Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять; “Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) - Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; “Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.) - Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.

При изучении раздела «Лексика» использую работу со словарём и в воспитательных целях. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?


В процессе преподавания постоянно обращаю внимание ребят на то, что надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали могут не прорасти совсем.
Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность, патриотизм не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.









Слайд 1
Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы Полищук М.А., учитель русского языка и литературы МОУ ООШ №27 г.Калининграда
Слайд 2
«Народ не должен терять своего нравственного авторитета ни при каких обстоятельствах» Д.С.Лихачев. Прогресс любой нации, включая материальный прогресс, основан на приоритете нравственных ценностей. Нравственные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации.
Слайд 3
“Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”. В.В.Путин. В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового, российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития в обозримом будущем.
Слайд 4
«Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место». А.Герцен. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.
Слайд 5
Нравственное воспитание на уроках литературы 5класс 1.Прославление лучших качеств человека в сказке «Царевналягушка» 2.Душевная красота царевны, жестокость и предательство царицы в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» 3.Обличение коварства и предательства , осуждение зависти и жадности в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» 4. Сердечность и отзывчивость Варюши в сказке К. Г. Паустовского «Стальное колечко» 5. Тема всепобеждающей доброты в сказках Ш. Перро. 6. Осуждение черствости, бездушия и эгоизма в образе Снежной королевы в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» 7. Нравственный протест Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму» 8. Доброта и любовь к братьям меньшим как одна из основ нравственности. По рассказу В. И. Белова «Скворцы» 9. Призыв Ю. П. Казакова к доброте и состраданию в рассказе «Арктур –гончий пес» и т. д.
Слайд 6
Нравственное воспитание на уроках литературы 6класс 1. О вечной борьбе между светлыми и темными силами природы в «Мифе о солнце» 2. Справедливость, чувство собственного достоинства Ильи Муромца в былине «Илья Муромец и Соловейразбойник» 3. Обличение человеческих пороков в баснях И. А. Крылова. 4. Осуждение жадности и глупости деревенских «властей» в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» 5. Смелость, доброта, решительность, наивность и непрактичность любимого героя Толстого – Пети Ростова. 6. Гуманизм рассказа «Лапти» И. А. Бунина. 7. Милосердие и помощь людям - главные цели врача Пирогова в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор» 8. Размышления Н. А. Заболоцкого о непреходящих духовных ценностях в своих стихах. 9. Труд как нравственное содержание человеческой жизни в рассказе А. П. Платонова «Корова». 10. Нравственная стойкость юного героя в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» и т. д.
Слайд 7
Нравственное воспитание на уроках литературы 7 класс 1. Верность слову и долгу в русской народной обрядовой песне. 2. Чистота и благородство героев романа А. С. Пушкина «Дубровский» 3. Постижение прекрасного в лирике А. А. Фета. 4. Нравственность и человеческие взаимоотношения героев И. С. Тургенева в стихотворении «Два богача» 5. Сатира на паразитизм, нравственное ничтожество господствующего класса в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова – Щедрина. 6. Осуждение черствости и бездушия в рассказе А. П. Чехова «Тоска» 7. К. Д. Бальмонт о роли человека на земле, о смысле его жизни. 8. Идея доброты, взаимопонимания, самопожертвования в рассказе А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире» 9. Эстетические и нравственно – экологические проблемы, поднятые Ф. А. Абрамовым в рассказе «О чем плачут лошади» 10. Осуждение равнодушного и безразличного отношения к миру в рассказе Е. И. Носова «Кукла» и т.д.
Слайд 8
Исследовательский метод при изучении древнерусской литературы Привлекая Интернет-ресурсы, создать виртуальный музей произведений искусства, связанных с именами Преподобного Сергия Радонежского, Александра Невского, и провести по нему экскурсию , ответить на вопросы: «Почему Преподобный Сергий Радонежский является одним из самых почитаемых святых на Руси?» «Почему был причислен к лику святых Александр Невский?»
Слайд 9
Литература периода Великой Отечественной войны Проект «Поэты, не пришедшие с войны» Первая группа работает над макетом электронной газеты «За победу!». Одна из рубрик содержит иллюстрированные интервью с ветеранами Великой Отечественной войны( по материалам сети Интернет). Тема второй группы – «Биографии поэтов военной поры». Третья группа создаёт сборник стихов. Четвёртая – иллюстраторы. В заключении ребята приходят к созданию сиквейна Поэзия. Трогательная, проникновенная. Призывает, спасает, воодушевляет. В военную пору поддерживает, помогает. Память.
Слайд 10
Дмитрий Сергеевич Лихачёв 1906-1999
Слайд 11
Ученый имел множество наград, как отечественных, так и зарубежных. Среди них высшие награды СССР — сталинская премия (1952), звание Героя Социалистического труда и золотая медаль «Серп и молот» (1986), Большая Золотая Медаль им. М.В. Ломоносова (1993), орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996), орден Апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству» за вклад в развитие отечественной культуры. Он стал первым кавалером ордена Апостола Андрея Первозванного после восстановления в России этой высшей награды.
Слайд 12
Дмитрий Сергеевич Лихачёв был избран почетным доктором университетов Софии, Будапешта, Оксфорда, Бордо, Эдинбурга и Цюриха.
Слайд 13
Книга написана в публицистическом стиле. Издана в 1985 году.
Слайд 14
«Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать». Д.С. Лихачев
Слайд 15
Жители – самая главная ценность нашего района. Без них бы его и не было. Здесь люди разных профессий: рабочие, учителя, врачи, и конечно же, творческие люди: • • • • • Тихонова Тамара Борисовна, Сергачева Светлана Викторовна, Симкин Сэм Хаимович, Бич Герман Петрович. «Юный журналист» МОУ ООШ№27
Слайд 16
• Тамара Борисовна родилась в поселке Быково, проживала в Подмосковье, после переехала в Калининград. Эта женщина популярна в нашем районе, как известный детский писатель. Она написала много книг, одни из которых «Праздник длинной колбасы» и «Крылья с разноцветными перьями». Я приходила к ней и узнала некоторые данные, которые очень важны в её жизни: У Тамары Борисовны имеется художественная школа «Аистенок», которая находится в школе №45. Эта школа существует с 1996 года. В художественной школе учатся молодые и талантливые художники. Автор поведала нам, что любимые темы, на которые дети любят рисовать – сказочные герои и животные. Самое радостное в художественной школе детского писателя – приход новых, но не менее талантливых учеников. Её дети – участники многих выставок. К тому же эта писательница
Слайд 17
• Сергачева Светлана Викторовна, молодая поэтесса и художник. Один из работников художественной школы «Аистенок» утверждает, что в ней скрыты и поэт и художник, но по её жизни они совершенно не совместимы: рисует забавные веселые картинки для детей, но пишет грустные, печальные стихи для взрослых. •
Слайд 18
Слайд 19
Светлана СЕРГАЧЁВА Сели детские ладошки… • • • • Сели детские ладошки, Словно голуби, на плечи, Птичий был язык немножко И немножко человечий. • • • • Было чуточку щекотно От касания ресничек Этих чутких, перелётных, Самых трогательных птичек. • • • • Нежно вслушиваюсь в лепет, В детских мыслей непривычность… Чьи большие руки слепят Эту маленькую личность? • • • • Мы когда-то тоже были Так доверчивы, пернаты. Повзрослели, позабыли… Видно, сами виноваты…
Слайд 20
• Симкин Сэм Хаимович – писатель, переводчик. Перевел серию книг «Стихи восточно-прусских авторов». С самого детства Сэм Хаимович мечтал стать моряком: читал книги о морях, о приключениях, пиратах. Как и все дети мечтал о волшебном, но главная его мечта - совместить две профессии: моряк и писатель, что у него и получилось. В основном пишет о море, переводит стихи, но есть и книга, которую он назвал «Другой я». Там писатель рассказывает другую свою натуру, натуру писателя. Утверждает, что тем, на которые он пишет, много, но основная – море. Считает, что талант только от Бога, а мы должны талант развивать. Сэм Симкин рассказал о литературном сообществе: «Детей там почти нет. Самые младшие участники – 10-11 классы. Остальные взрослые. Там мы общаемся, обсуждаем новые книги. Делимся впечатлениями и стихами. Кружок называется «Родник», я его руководитель уже 38 лет. Основан был в 1970 году. Находится в Доме Офицера. Стихи школьников публикуются в детских журналах, взрослых – в газетах. В это сообщество приходят люди с разных школ. Некоторые приходят из области. Нам очень повезло, что директор дает помещение для провождения уроков рисования и стихов в школе №45».
Слайд 21
Герман Петрович Бич
Слайд 22
• Есть ли патриотизм у молодежи? • Конечно, есть. Причем очень хороший и крепкий. Вот приходили подростки на вечера, читали свои стихи. Это просто изумительные стихи, великолепно! И рассказы читали и много чего,… но стихи больше понравились. Многие подростки в армию хотят, моряками желают стать, в походы собираются. Это просто чудесно! Даже девушки, некоторые, в армию хотят, настолько крепок в них патриотизм! К тому же, побываешь в армии, побываешь везде! Куда только новобранцы не едут: хоть всю Россию могут объехать!
Слайд 23
Слайд 24
Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизма К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: “Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог родное слово”.

Полный текст материала Статья "Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы." смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Полищук Марина Александровна  Марипо
19.11.2010 5 15576 859

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 5
avatar
5 [Материал] муртаза • 17:11, 20.02.2012
Весьма прельщён мыслями , приведёнными в статье.
Но в наши дни духовность практически сведена на нет, ибо "ценности", которые насаждаются с экрана телевизора, весьма чревато сказываются на психологии подрастающего поколения. Дети практически не читают книги , нравственно не очищаются, по мелочам придираются друг к другу, озлоблены до невозможности. Но если политики не повернутся лицом к проблемам нравственности, то никакие уроки не очистят разум школьников. Добро-стержень всех начал.
Сам прививаю любовь ко всему земному, приучаю любить ближнего, какого бы цвета кожи он ни был.
Спасибо Вам за золотые россыпи и удачи в семейной жизни.
[Материал]
avatar
4 polkati • 19:32, 07.12.2010
веду такую работу в системе. спасибо! В Вас я увидела человека, который боится не кризиса, а страшна лишь души инфляция.
[Материал]
avatar
3 lav55 • 18:36, 02.12.2010
посмотрела ваш материал.думаю буду использовать его на классном часу.
[Материал]
avatar
2 разное • 21:44, 29.11.2010
Спасибо за статью. Действительно, такая работа должна проводится с детьми, кто, как не мы-учителя должны воспитывать в детя нравтвенные качества, чувство патриотизма.
[Материал]
avatar
1 Анжела-ла-ла • 22:20, 28.11.2010
Согласна с вами, Марина Александровна.
Веду такую же работу не только на уроках русского языка и литературы, но и на классных часах.
Провожу целый цикл часов по темам: нравственные ценности, духовные ценности, добро как нравственная ценность и т.д
[Материал]