Слайд 1
Нравственное и патриотическое
воспитание на уроках русского языка и
литературы
Полищук М.А., учитель русского языка и
литературы МОУ ООШ №27
г.Калининграда
«Народ не должен терять своего нравственного авторитета ни при каких обстоятельствах»
Д.С.Лихачев.
Прогресс любой нации, включая материальный прогресс, основан на приоритете нравственных ценностей. Нравственные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Мы с надеждой и тревогой смотрим на молодое поколение, так как на него возлагаем огромные надежды в развитии нашего общества и государства .Смогут ли они – наши дети, вывести страну из кризиса как нравственного ,так и экономического. Острой проблемой не только для школы, семьи, но и для всего нашего общества является проблема воспитания.
Я считаю, что отказ от прошлой идеологической направленности в системе образования, ее ценностей, привел к тому, что воспитание как целенаправленная деятельность школы отошла на второй план. Пропаганда насилия, жестокости с экранов телевизоров, со страниц модных журналов и газет, со страниц Интернета растлевает души нашей молодежи, заполняя их безнравственностью. Распад Советского Союза повлёк за собой кроме всего прочего переоценку и такого понятия, как патриотизм.
Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что “утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”. В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития в обозримом будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” обязаны именно детские учреждения, т.к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.
Перед
нами, филологами, проблема
духовно-нравственного и патриотического
воспитания стоит особо остро. Ведь мы
имеем очень сильное оружие – это слово,
художественная речь, книга. А «Книга,-
по словам А.Герцена, -это духовное
завещание одного поколения другому,
совет умирающего старца юноше, начинающему
жить, приказ, передаваемый часовым,
отправляющимся на отдых человеку,
заступающему на его место».
Сталкиваясь
ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей
материал для воспитания юных сердец.
Если обратиться к программам по литературе, то какой бы мы класс не взяли, каждое произведение любого исторического периода поднимает прежде всего нравственные проблемы. Чтобы не прервать эту нравственную воспитательную линию, сохранить преемственность в изучении различных произведений для себя я выстроила своеобразную программу воспитания высоких нравственных и патриотических качеств через изучение рекомендованных произведений ,в том числе и на уроках внеклассного чтения.
5класс
1.Прославление лучших качеств человека в сказке «Царевна-лягушка» 2.Душевная красота царевны, жестокость и предательство царицы в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» 3.Обличение коварства и предательства , осуждение зависти и жадности в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» 4. Сердечность и отзывчивость Варюши в сказке К. Г. Паустовского «Стальное колечко» 5. Тема всепобеждающей доброты в сказках Ш. Перро. 6. Осуждение черствости, бездушия и эгоизма в образе Снежной королевы в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» 7. Нравственный протест Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму» 8. Доброта и любовь к братьям меньшим как одна из основ нравственности. По рассказу В. И. Белова «Скворцы» 9. Призыв Ю. П. Казакова к доброте и состраданию в рассказе «Арктур –гончий пес» и т. д.
6класс
1. О вечной борьбе между светлыми и темными силами природы в «Мифе о солнце» 2. Справедливость, чувство собственного достоинства Ильи Муромца в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» 3. Обличение человеческих пороков в баснях И. А. Крылова. 4. Осуждение жадности и глупости деревенских «властей» в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» 5. Смелость, доброта, решительность, наивность и непрактичность любимого героя Толстого – Пети Ростова. 6. Гуманизм рассказа «Лапти» И. А. Бунина. 7. Милосердие и помощь людям - главные цели врача Пирогова в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор» 8. Размышления Н. А. Заболоцкого о непреходящих духовных ценностях в своих стихах. 9. Труд как нравственное содержание человеческой жизни в рассказе А. П. Платонова «Корова». 10. Нравственная стойкость юного героя в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» и т. д.
7 класс
1. Верность слову и долгу в русской народной обрядовой песне. 2. Чистота и благородство героев романа А. С. Пушкина «Дубровский» 3. Постижение прекрасного в лирике А. А. Фета. 4. Нравственность и человеческие взаимоотношения героев И. С. Тургенева в стихотворении «Два богача» 5. Сатира на паразитизм, нравственное ничтожество господствующего класса в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова – Щедрина. 6. Осуждение черствости и бездушия в рассказе А. П. Чехова «Тоска» 7. К. Д. Бальмонт о роли человека на земле, о смысле его жизни. 8. Идея доброты, взаимопонимания, самопожертвования в рассказе А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире» 9. Эстетические и нравственно – экологические проблемы, поднятые Ф. А. Абрамовым в рассказе «О чем плачут лошади» 10. Осуждение равнодушного и безразличного отношения к миру в рассказе Е. И. Носова «Кукла» и т.д.
8класс
1.Вопросы чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 2.Разоблачение в комедии Н. В. Гоголя нравственных пороков чиновников России. 3. Воспевание чистоты нравственного долга в лирике природы. 4. Л. Н. Толстой «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающей среды. 5. Изображение духовного оскудения личности в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» 6.Победа истинной доброты над мерзостью в лирике В. В. Маяковского. 7. Тема добра и долга в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» 8. Преодоление главным героем рассказа «Возвращение» А. П. Платонова «самолюбия и собственного эгоизма» и т. д.
9класс
1.Сатирическое изображение невежества и безнравственности помещиков в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» 2.Идея единства истины, добра и красоты в жизни и творчестве В. А. Жуковского. 3.Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»- картина нравов. 4.Близость к народу как основа нравственных идеалов. По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».Татьяна Ларина _ нравственный идеал Пушкина 5. Нравственные проблемы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 6.Стремление героя повести «Юность» Л. Н. Толстого к нравственному самосовершенствованию. 7.Трагизм духовного оскудения личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» 8. А. П. Платонов. « Песчаная учительница» Любовь к людям, понимание их боли главной героиней рассказа и т. д
.Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях – преподавателя и классного руководителя, воспитателя. Гуманистическая педагогика строит школу развития , где педагогический и воспитательный процессы рассматриваются как синонимы.А ведущая роль по-прежнему отводится уроку. От его построения зависит и результативность, в том числе и воспитательная.
Учитывая богатейшие возможности древнерусской литературы для воспитания чувств высокой гражданственности и патриотизма при изучении жанра жития использую исследовательский метод (привлекая Интернет-ресурсы, создать виртуальный музей произведений искусства, связанных с именами Преподобного Сергия Радонежского, Александра Невского, и провести по нему экскурсию , ответить на вопросы: «Почему Преподобный Сергий Радонежский является одним из самых почитаемых святых на Руси?» «Почему был причислен к лику святых Александр Невский?» В 7 классе невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере , пробудить его к действию. Это чудо мне известно…»Традиционно разговор на эту тему провожу в форме урока-суда над случайным прохожим, решая проблему, кто виноват в смерти Юшки. Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.
Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.При изучении такой большой темы, как «Литература периода Великой Отечественной войны», использую метод проектов. Например, работая над проектом «Поэты, не пришедшие с войны», учащиеся создают антологию произведений, в которых закрепилось личное авторское восприятие пережитого, ведь именно поэтический текст в наибольшей степени может способствовать пробуждению эмоционального отношения к событиям военного времени. Одна из групп представляет макет электронной газеты «За победу!». Одна из рубрик содержит иллюстрированные интервью с ветеранами Великой Отечественной войны.( по материалам сети Интернет) Тема работы следующей группы-«Биографии поэтов военной поры».Третья группа создаёт сборник стихов.Четвёртая – иллюстраторы. В заключении ребята приходят к созданию сиквейна
Поэзия.
Трогательная, проникновенная.
Призывает, спасает, воодушевляет.
В военную пору поддерживает, помогает.
Память.
Поэзия
периода Великой Отечественной войны
воспринимается ребятами по-особому,
ведь она соединяет высокие патриотические
чувства с глубоко личными переживаниями
лирического героя. Всеобщее чувство:
желание оберечь родную землю, свое
гнездо - чувство обыкновенного человека
становится понятнее , ближе и роднее.
Война воспринимается не как подвиг, не
как геройство, а как проверка на
человечность, просто как жизнь , пусть
неимоверно тяжелая.
Книги о войне
несут огромный воспитательно-патриотический
заряд. Они о беззаветной стойкости
нашего народа. В лучших произведениях
о войне мы находим ключ к решению проблем
сегодняшнего дня, прежде всего
проблем нравственных. Эти книги заставляют
гордиться своей страной, своим народом,
помогают понять самого себя, осознать
значение каждого человека, заставляют
искать свое место в жизни, по–доброму
относиться к окружающим людям.
Понятие патриотизм я для себя определяю не только как любовь к Родине, но уважение и преклонение перед лучшими людьми своего Отечества. Таким человеком для меня является Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Поэтому, используя часы внеклассного чтения, провожу урок, посвященный жизни этого великого учёного, выдающегося общественного деятеля, высоконравственного и интеллигентного человека с обсуждением отдельных глав из его «Писем о добром и прекрасном»
В.А Сухомлинский писал: " Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины." Таким маленьким уголком детства для моих учеников является наш московский район, где они все в основном живут. С целью воспитания любви к этой частичке своей малой Родины, к родной школе был создан проект «Мы здесь живём», в процессе работы над которым ребята познакомились с калининградскими писателями – жителями нашего района, с их творчеством.
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как “Общие сведения о языке” и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. В случайной беседе с ребятами я недавно узнала, что они не только не знают, кто такие О.Кошевой, У. Громова , но и не могут назвать ни одного имени пионера-героя. Поэтому в течение этого учебного года в преддверии 65-летия Победы тексты для различных диктантов , изложений стараюсь брать, иногда немного адаптируя, из рассказов о пионерах-героях. Ребята уже узнали о подвигах Володи Дубинина, Вали Котика, Зины Портновой. Накануне празднования великой даты планирую провести итоговое внеклассное мероприятие.
Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: “Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово”.
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.) - Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять; “Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) - Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; “Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.) - Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.
При изучении раздела «Лексика» использую работу со словарём и в воспитательных целях. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?
В
процессе преподавания постоянно обращаю
внимание ребят на то, что надо беречь и
развивать язык, совершенствовать и
возвышать его как средство общения,
орудие мысли. Тогда поднимется и уровень
культуры, и будет накапливаться богатство
добрых отношений между людьми, будут
укрепляться нравственные устои жизни.
Специфика
нашей работы такова, что мы сеем зерна
разума и доброты, а прорастают они еще
не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей
печали могут не прорасти совсем.
Но
если после наших уроков учащиеся станут
хоть немного чище, добрее душой друг к
другу и окружающим людям, если понятия
долг, честь, ответственность, порядочность,
патриотизм не останутся для многих
фразой из книги, то учитель может считать
свою задачу выполненной.
Автор: Полищук Марина Александровна
→ Марипо 19.11.2010 5 16618 874 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.