Статья "Пути стимулирования читательского интереса на уроках литературы в старших классах"


СИМОНОВА Елена Владимировна

учитель русского языка

и литературы

МОУ СОШ № 96

г. Воронежа


ПУТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ

ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

В СТАРШИХ КЛАССАХ


Когда встает вопрос об интеллекте современного школьника, то неизбежно приходишь к мысли о пробелах в системе литературного образования, подтверждаемых самой жизнью. Изучение литературы в современной школе без литературы – один из существенных пороков этой системы. В практике можно наблюдать пересказ текста без анализа или анализ без текста. Одна крайность вытесняется другой, но обе существуют, лишая литературное образование самого главного – творческого импульса.

Литературный текст, который должен быть средством глубоких размышлений, собственных оценок, стимулом для творческой мысли, нередко, теряет «душу свою», не зажигает. Ученику постоянно необходимо объяснять на конкретных примерах, почему недопустима адаптация художественного произведения, его изучение в отрывках, суждение о нем по одноименному (односюжетному) фильму. Произведение может усваиваться, в полном смысле слова, только в подлинности и как целостное художественное явление.

Бесперспективно подгонять произведение под какие бы то ни было установки, доводить его до заповеди или нравоучения, а если что-то и получается, то ценой усечения и потерь. В практике довольно часто приходится наблюдать отсутствие органической связи социологического анализа с эстетическим.

Ученик должен осознавать, что главная задача писателя – схватить жизнь, как она есть, не извлекая наперед каких бы то ни было установок. Понимая это, ученик не станет судить о нем предвзято. Напротив, вчитываясь в текст, он получает возможность обогатить свои представления, свои понятия о жизни, сделать их подвижными.

В методике преподавания литературы существует множество разнообразных приемов, методов и форм активизации интереса к художественному тексту. Но нельзя забывать, что этот интерес обусловлен и личностными качествами подростка. Поэтому чрезвычайно плодотворны такие формы работы, как индивидуальная беседа, доверительный разговор по «БОЛЕЗНЕННЫМ» вопросам. Оправдывает себя и небольшой, но искренний письменный ответ на вопрос, учитывающий те или иные индивидуальные особенности личности ученика. Целесообразно использовать и такие формы работы, как реферативное сообщение или проектное исследование по излюбленной теме или, напротив, вызывающей нигилистическое отношение к тем или иным авторским решениям.

Ничто так не пробуждает интерес к тексту как дискуссия, особенно по вопросам, которые, как говорится, «задевает за живое». В любом произведении классики учитель найдет живую связь с сегодняшним днем, с духовным обликом наших подрастающих ребят, чему, безусловно, способствует такая форма их приобщения к высокой культуре, как СЕМИНАР. Именно эта форма общения с учащимися способствует совместным поискам решений насущных, тревожных вопросов, и в первую очередь – нравственно-эстетических. Кроме того, на семинаре открывается больше возможностей для создания и усвоения принципа единства форм и содержания в процессе анализа с привлечением школьного литературоведения. Ученик не может вольно и субъективно судить о произведении - бездоказательно, интуитивно. Собственное мнение достойно поощрения, но не произвольное и безапелляционное. И в тоже время ученик должен знать, что окончательных истин нет. Надо постоянно доказывать, что литература не может изучаться на дилетантском уровне, что мысли должны быть научно аргументированы. Вот почему категорические ответы не всегда удовлетворяют.

Учащиеся должны досконально знать тексты программных произведений, а во время анализа акцентировать внимание на их идейно-художественном своеобразии. Каждый урок в современной школе призван обучать такому глубокому анализу.

Но никакая форма, ни учебник не должны восприниматься как шпаргалка, как раз и навсегда установленная норма. Следует раскрепощать мышление учащихся. А для этого учитель изыскивает примеры для доказательства того, что произведение может быть прочитано по-разному, и пусть учащиеся пробуют, учатся объяснять и обосновывать подобные факты. Старшеклассники поймут доказательный тезис учителя о том, что наука о литературе постоянно развивается, что возникают дискуссии, которые приводят иногда к необходимости пересмотреть устоявшиеся взгляды.

Задача учителя русской литературы в современной школе – воспитать в каждом ученике не только потребность в чтении художественной литературы, но и систематическое общение с литературоведческой наукой в рамках программных требований.

Непременным условием усвоения текста является ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ, а также ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ небольших отрывков, прозаических и стихотворных образцов классического искусства.

Практика работы в школе показывает, как важно продумать любой вопрос, чтобы выяснить, проверить, знают ли ученики тот или иной текст и насколько глубоко воспринимают его содержание. Например, такие вопросы: Почему так и не получилось диалога автора с мужиками в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина»? , Почему Максим Максимыч не способен понять, чем мается Печорин? , Почему его несомненные достоинства не могут заслонить или снизить образ Печорина? , Счастлив ли Гриша Добросклонов?, Почему герои романа «Евгений Онегин» навязывают свою волю автору ?

Как важно научить учащихся улавливать ту или иную подробность в тексте, углубляющую его смысл. Обычно в «Размышлениях у парадного подъезда» Н.А. Некрасова не остается без внимания фраза: «….и пошли они солнцем палимы…», хотя в Петербурге чаще всего идет дождь, чем светит солнце, а палящим оно вряд ли когда-нибудь было.

У А.С. Пушкина в стихотворении «Наполеон на Эльбе» написано: «один во тьме ночной над дикою скалой сидел Наполеон…». Возникает вопрос, как можно сидеть над скалой? И почему поэт говорит о ней, когда на Эльбе вообще нет скал?

Согласитесь, что значительные вопросы, требующие проследить развитие того или иного характера. Так, Кудряш ( из пьесы Островского «Гроза») однажды сказал Борису, что замужнюю женщину за измену «съедят, в гроб вколотят». Однако, позже Борис с отчаянием скажет Катерине: «Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой!». Эта деталь так много поясняет и проясняет в характере героя и еще выше ставит Катерину во всем и всегда искреннюю и естественную.

Остается только сожалеть, что учитель не всегда имеет возможность, а иногда и не прилагает должных усилий, чтобы на уроке были воспроизведены при помощи ИКТ мемуарные или эпистолярные сведения о писателе, репродукции, музыкальное оформление и выразительное слово художника.

А ведь связь с другими видами искусства обогащает духовный мир нашей молодежи, приобщая их к высокой культуре. Например, слова Д.И. Писарева о том, что такие произведения, как «Записки из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского «пишутся кровью, а не чернилами с вице-губернаторского стола» или высказывание Л.Н.Толстого о равнодушии как «душевной подлости» в соответствии с их теорией нравственного самоусовершенствования приближает к современным читателям великих мастеров литературы.

Таким образом, творческий подход к решению любого методического приема рано или поздно вызовет отклики в душе ученика и заразит его великим искусством слова, что свойственно русской классической литературе.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Маранцман В.Г. Изучение литературы в средней школе. М «Просвещение», 2007 г.

  2. Греков Е.И.Алгоритм чтения литературного произведения. «Звонница-МГ», 2008 г.

  3. Богданова О.Ю. Самостоятельная подготовка к устному ответу по литературе. М. «Просвещение», 2007 г.

  4. Богомолова Е.И., Жаров Т.К. Пособие по литературе для студентов-филологов высших учебных заведений. М. Высшая школа. 2003 г.


Полный текст материала Статья "Пути стимулирования читательского интереса на уроках литературы в старших классах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Симонова Елена Владимировна  eleha036
02.12.2010 10 5018 652

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК