Статья "Функциональный подход в обучении русскому языку". (7 клаcc)
Коммуникативная направленность преподавания русского языка.
Для современного этапа преподавания русского языка характерна коммуникативная направленность. Практика преподавания русского языка довольно долго была в значительной мере ориентирована на формирование представлений о русском языке, его правилах и законах, усвоение норм орфографии и пунктуации. В настоящее же время уже можно говорить о том, что в современной лингводидактике утвердился коммуникативно-деятельный подход к обучению русскому языку.
Появляются исследования, обосновывающие принципы, категории, понятия, новые для методики преподавания русского языка как родного. Например, «Практическая методика русского языка» Ладыженской Т. А. и Зельмановой Л. М., «Коммуникативная методика в преподавании родного языка» Быстровой Е. А., «Язык в речевом общении» Львовой С. И. и другие Это нашло отражение и в государственном образовательном стандарте по русскому языку, в который введены понятия «коммуникативная компетенция», «языковая компетенция», «лингвистическая компетенция».
Не принижая важность каждой из них, остановлюсь подробнее на последней, так как заявленный в теме творческого отчёта функциональный подход в обучении русскому языку – это подход коммуникативный, поскольку для языка функция в конечном счете связывается с коммуникацией, с общением. Ведь «язык предназначен для того, чтобы служить орудием общения людей… Его структура подчинена задачам коммуникации, которая состоит в передаче и приёме мыслей об объектах деятельности».
Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она может быть сформирована лишь на уровне текста (не случайно в методике преподавания утвердился текстоцентрический подход) и реализована в процессе решения следующих практических задач: «формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения».
Таким образом, речевая направленность действующей программы по русскому языку обусловила внимание к функционально – стилистическому аспекту изучения языковых категорий, в том числе служебных частей речи, которые обладают высокой частотностью употребления во всех функциональных стилях языка.
Так, по данным Засориной Л. Н., «50% текста заполняется служебными и малоинформационными словами». И цель данного отчёта – показать, как осуществляется функциональный подход в обучении русскому языку на примере темы «Союз» в 7 классе.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Журбина Вера Васильевна
→ Верунчик 10.01.2011 2 7370 672 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК