Статья "Современные методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"


Из опыта работы

Агеенко Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 120» г. Омска


СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ


Забота об одаренных детях – одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.

Сложность феномена одаренности, предпосылки и условия формирования и развития одаренности в детском возрасте хорошо проанализированы в «Рабочей концепции одаренности», разработанной российскими учеными. В «Концепции…» сделан важный вывод о том, что «проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования», с тем чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

Поскольку речь идет об образовательном учреждении, которое должно стать местом для развития одаренности ребенка, то в центре нашего внимания находятся дети, проявляющие признаки общей одаренности, т. е. те, кто отличается высокой любознательностью, широкой познавательной активностью, яркими познавательными интересами и потребностью в творчестве. Это, как правило, наши медалисты.

Как развивать такого одаренного ребенка?

На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность ученика во внеучебное время.

Исследовательский метод организует творческий поиск и применение знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно ученому, чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде».

Ребенок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя.

Исследование особенно ценно тем, что оно создает надежный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие.

Реферативная работа позволяет увидеть, самостоятельно ставить и решать проблемы, уметь делать выводы, умозаключения, высказывать собственные суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать, работать с различными источниками знаний.

Как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий.

Раскрывая сущность данной темы, хочу представить два пути формирования исследовательских навыков в своей педагогической деятельности. Это использование исследовательского метода в учебном процессе и во внеурочной деятельности учащегося.

В учебном процессе мною используются самые разнообразные проблемные задания. Десятиклассникам я, например, даю следующие задания:

Задание 1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае они рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

  1. Что общего между капором, капюшоном и капустой?

  2. Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

  3. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

Задание 2. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и т. д.)

а) «Портреты» суффиксов (-чик, -щик, -тель), приставок (пре-, при-, раз-, рас-, с-), корней-омонимов.

б) Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).

в) Как вас теперь называть? (о переходе слов из одной части речи в другую).

г) Пропала буква (детективное расследование).

и другие.

Мной применяются следующие педагогические технологии:

1. Технология дифференцированного обучения.

2. Технология групповой деятельности.

3. Технология опережающего обучения.

4. Игровые технологии исследовательского характера. Например: игра «Справочное бюро», «Сериал».

Ребята создают сериал. Каждый понедельник красивая толстая тетрадь передается следующему ученику. Тот, кто получает тетрадь, должен будет написать в неё свою серию так, чтобы продолжить и развить сюжет сериала. В классе 25 человек, значит, сериал будет состоять из 25 серий. Совет режиссеров помогает автору очередной серии советами, идеями. Каждый понедельник урок начинается с чтения очередной серии. К концу учебного года у нас появляется очень интересное произведение.

Игра «Справочное бюро». В классе может быть импровизированный ящик для вопросов пытливых и вдумчивых исследователей языка. Учащиеся бросают в ящик листочки с интересными вопросами, касающимися русского языка. Эти вопросы становятся темами исследования учащихся.





Полный текст материала Статья "Современные методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Агеенко Нина Васильевна  НинаАгеенко
13.01.2011 4 9916 1591

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК