Статья "Современные методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"
Из опыта работы
Агеенко Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 120» г. Омска
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
Забота об одаренных детях – одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.
Сложность феномена одаренности, предпосылки и условия формирования и развития одаренности в детском возрасте хорошо проанализированы в «Рабочей концепции одаренности», разработанной российскими учеными. В «Концепции…» сделан важный вывод о том, что «проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования», с тем чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.
Поскольку речь идет об образовательном учреждении, которое должно стать местом для развития одаренности ребенка, то в центре нашего внимания находятся дети, проявляющие признаки общей одаренности, т. е. те, кто отличается высокой любознательностью, широкой познавательной активностью, яркими познавательными интересами и потребностью в творчестве. Это, как правило, наши медалисты.
Как развивать такого одаренного ребенка?
На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность ученика во внеучебное время.
Исследовательский метод организует творческий поиск и применение знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.
Ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно ученому, чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде».
Ребенок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя.
Исследование особенно ценно тем, что оно создает надежный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие.
Реферативная работа позволяет увидеть, самостоятельно ставить и решать проблемы, уметь делать выводы, умозаключения, высказывать собственные суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать, работать с различными источниками знаний.
Как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий.
Раскрывая сущность данной темы, хочу представить два пути формирования исследовательских навыков в своей педагогической деятельности. Это использование исследовательского метода в учебном процессе и во внеурочной деятельности учащегося.
В учебном процессе мною используются самые разнообразные проблемные задания. Десятиклассникам я, например, даю следующие задания:
Задание 1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае они рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
Что общего между капором, капюшоном и капустой?
Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?
Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?
Задание 2. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и т. д.)
а) «Портреты» суффиксов (-чик, -щик, -тель), приставок (пре-, при-, раз-, рас-, с-), корней-омонимов.
б) Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).
в) Как вас теперь называть? (о переходе слов из одной части речи в другую).
г) Пропала буква (детективное расследование).
и другие.
Мной применяются следующие педагогические технологии:
1. Технология дифференцированного обучения.
2. Технология групповой деятельности.
3. Технология опережающего обучения.
4. Игровые технологии исследовательского характера. Например: игра «Справочное бюро», «Сериал».
Ребята создают сериал. Каждый понедельник красивая толстая тетрадь передается следующему ученику. Тот, кто получает тетрадь, должен будет написать в неё свою серию так, чтобы продолжить и развить сюжет сериала. В классе 25 человек, значит, сериал будет состоять из 25 серий. Совет режиссеров помогает автору очередной серии советами, идеями. Каждый понедельник урок начинается с чтения очередной серии. К концу учебного года у нас появляется очень интересное произведение.
Игра «Справочное бюро». В классе может быть импровизированный ящик для вопросов пытливых и вдумчивых исследователей языка. Учащиеся бросают в ящик листочки с интересными вопросами, касающимися русского языка. Эти вопросы становятся темами исследования учащихся.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Агеенко Нина Васильевна
→ НинаАгеенко 13.01.2011 4 9916 1591 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.