Статья "Анкетирование как метод изучения читательских интересов школьников"
Из опыта работы
Агеенко Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 120» г. Омска
Анкетирование
как метод изучения читательских интересов школьников
Современная методика признает изучение проблем, связанных с чтением школьников, необходимой предпосылкой и обязательным условием эффективности процесса обучения литературе. Современные учителя-словесники используют несколько методов изучения читательских предпочтений школьников, в том числе метод анкетирования.
Знакомство с новым классом, планирование системы уроков внеклассного чтения, определение направлений в индивидуальной работе, подведение итогов — все эти важные моменты в руководстве внеклассным чтением можно сочетать с проведением небольшой анкеты. Если учащиеся почувствуют, что их мнения и пожелания учителю действительно интересны и он учитывает их по возможности в своей работе, ответы на вопросы анкеты не будут формальными, как это иногда бывает. Многие учителя-словесники довольно скептично относятся к анкетированию, что отчасти справедливо, ибо оно все-таки не заменит живого общения с читателем-школьником.
Анкета – система вопросов, объединённых исследовательским замыслом и направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Целями анкетирования на уроках литературы могут быть: 1) выявление читательских интересов школьников; 2) выявление общего впечатления от чтения отдельных произведений; 3) выявление общего представления школьников об историко-литературном процессе.
Методисты предъявляют следующие требования к составлению и оформлению школьной анкеты: 1) Формулировка вопроса должна быть чётко продумана. Смысл вопроса не должен пониматься двояко. 2) Нужно избегать незнакомых для ребят слов, а также подсказок. 3) Вопросы могут быть прямыми и косвенными, контролирующими знания школьников. Желательно, чтобы вопросы предполагали развёрнутые (а не односложные) ответы школьников.
Во время педагогической деятельности в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 120» города Омска нами было проведено анкетирование учеников 11 «В» класса. В письменном опросе участвовало 16 человек. Ребятам предлагалось ответить на 12 вопросов, касающихся как их читательских интересов, пристрастий, так и общего их отношения к литературе как к учебному предмету. Целью анкетирования учащихся была цель составить представление о читательских вкусах старшеклассников, узнать, ценят или нет ребята литературу как вид искусства, понимают ли важность школьного курса литературы.
Ребятам было предложено ответить на вопросы анкеты следующего вида:
Образец анкеты
Ни один из вопросов не предполагал однозначного ответа – да или нет. При ответе на все вопросы от учащихся прежде всего требовалось подумать над своим мнением, решением. В тех случаях, когда это было необходимым, учащимся предлагались варианты ответов. Так, варианты предлагались учащимся в вопросах об их читательских вкусах. Наибольший интерес у учащихся вызвали вопросы о том, считают ли они литературу важным предметом, а также, что бы они сделали, если бы преподавали литературу в школе (работали бы учителем литературы).
На первый вопрос большинство из учащихся ответили положительно. Ученики любят читать, потому что это интересно, можно узнать много нового и легче запомнить новую информацию. Некоторые, наоборот, не любят читать, потому что это скучно. Больше всего на читательские интересы школьников (исходя из результатов ответа на второй вопрос) влияют уроки литературы, учитель литературы, а также они сами (ребята), их вкусы. Из наиболее предпочитаемых авторов сегодняшних школьников можно назвать Пушкина, Толстого, Шолохова, Булгакова, Достоевского, Акунина, Набокова, Агату Кристи, Толкиена, Донцову. Лишь единицы предпочитают таких классиков зарубежной литературы, как Гомер, Гете. В качестве «моей любимой книги» звучали названия «Тихий Дон», «Идиот», «Мастер и Маргарита», «Унесенные ветром», «Евгений Онегин», «Война и мир», «Властелин колец». Можно отметить, что круг читательских интересов школьников очень широк. В одно и то же время им могут нравиться как шедевры классической прозы, так и произведения массовой литературы, что, конечно же, свидетельствует об их внимании к литературному процессу вообще и умении понимать и ценить настоящее литературное искусство.
В качестве любимых литературных героев называли Григория Мелехова, князя Мышкина, Родиона Раскольникова, Татьяну Ларину, Пьера Безухова, а также Ахиллеса, Остапа Бендера, Скарлетт, даже Дашу Васильеву и Евлампию Романову. Большинство опрошенных за месяц прочитывает от 2 до 5 книг. Лишь единицы не прочитывают ни одной книги. Двое ребят ответили, что читают книги только по программе.
Из современных авторов ребята больше всего отдают предпочтение создателям массового детектива – Дарье Донцовой, Борису Акунину, Александре Марининой, а также Устиновой, Шиловой, Вартановым. Затруднились ответить на этот вопрос 8 человек. Большинство опрошенных (9 человек) любят современную литературу. 7 человек ответили на восьмой вопрос отрицательно.
Интересным для ребят показался десятый вопрос, в котором учащимся предлагалось сказать, любят они или нет уроки литературы. 11 человек ответили, что любят. Вариантами объяснений были следующие: на этих уроках весело, они нужны для самореализации, для того, чтобы высказывать своё мнение по разным вопросам, потому что на них можно поговорить, на уроках литературы можно узнать много нового, а также изучить интересные произведения. Всё это говорит об исключительной важности и нужности этого школьного предмета, способного раскрыть личность школьника, обогатить его духовно.
Несколько провокационным и неожиданным для учеников был 11 пункт: «Если бы я был учителем литературы, то я бы…». Вариантов ответов на этот вопрос не предполагалось. Учащимся нужно было при ответе на этот вопрос подумать самим. Были получены ответы:
- никогда им не буду;
- общалась бы с учениками на равных;
- выстроила бы более чёткую программу, чем Маранцман;
- не ставила бы плохих оценок;
- гордилась бы этим;
- большее предпочтение отдавала бы урокам литературы (а не русского языка);
- вел бы разговоры о книгах, которые в первую очередь интересны школьникам;
- исключил бы
Маяковского;
- не спрашивала стихи
наизусть;
- сделала бы всё, чтобы детям
было интереснее учиться;
- вел бы уроки в форме диалога.
Все эти ответы, возможно, свидетельствуют об определенных изъянах в преподавании литературы в современной школе, а также о некоторых психологических проблемах, которые возникают у учащихся при изучении этого интересного и в то же время непростого для понимания школьного предмета.
Последним пунктом анкеты был 12-й: считаю ли я или не считаю литературу важным школьным предметом. 13 человек ответили, что считают, так как литература:
- помогает развитию;
- многому учит;
- расширяет кругозор;
- без нее не поступить в нужный мне вуз;
- дает поговорить, расширяет мышление;
- повышает интеллект, формирует мировоззрение.
3 человека не считают литературу важным предметом, так как:
- это на любителя;
- каждый читает
то, что ему нравится, а не то, что
предусмотрено программой.
Выводы:
1. Учащиеся в большинстве своём любят читать, потому что это интересно, с помощью чтения можно узнать много нового, расширить кругозор. Большое влияние на формирование читательских интересов современных школьников влияют их личные взгляды, вкусы, а также уроки литературы и учитель литературы.
2. Круг читательских интересов школьников довольно широк: от творчества писателей классиков до произведений современной массовой литературы, что, конечно, свидетельствует об интересе учащихся к литературе как виду искусства.
3. Учащиеся не совсем хорошо ориентируются в современной литературной ситуации, из современных писателей называют только авторов масслита. Возможно, это вызвано тем, что учащиеся еще не изучили современную литературу.
4. Большинство учеников любят и уважают литературу как учебный предмет, потому что она нужна для самореализации, раскрытия и развития личности, а также потому, что на ней можно узнать много нового и интересного и можно поговорить. Тем самым ученики признают исключительность этого школьного предмета.
5. На месте учителя литературы ученики бы общались бы с учащимися на равных, подкорректировали бы программу по литературе, устранив некоторые произведения, рассказывали бы о книгах, которые в первую очередь интересны школьникам. В общем, сделали бы всё, чтобы ученикам было интереснее учиться. Все это может служить методическим советом к преподаванию литературы в средней школе.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Агеенко Нина Васильевна
→ НинаАгеенко 13.01.2011 2 6980 753 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.