Игра «Математический кросс»; 7 класс


Игра «Математический кросс»

  1. Майонова Галина Петровна

  2. Учитель математики

  3. ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрань, Самарская область



Цель:

  • развивать интуицию, догадку, эрудицию, математическую

любознательность, устойчивый интерес к математике;

  • воспитывать культуру математического мышления;

  • показать связь математики с другими предметами.


Сообщение учителя. Ребята, сейчас мы с вами проведем кросс. Он называется математическим потому, что в нем вы должны показать не умение бегать, не свою физическую подготовку, а умение быстро отвечать на различные вопросы, показать свои знания по математике и смекалку. В кроссе примут участие 2 команды семиклассников. Победителем будет та команда, члены которой проявят смекалку, сообразительность, быстрее пройдут предложенные этапы. Прослушайте внимательно порядок проведения математического кросса.

1-й этап. Представление команд.

2-й этап. Разминка.

3-й этап. Исторический этап.

4-й этап. Этап занимательной математики.

5-й этап. Практический этап.

6-й этап. Игры и развлечения (домашнее задание команд).

Финиш. Награждение.




1-й этап. Представление команд.


Команда 7а класса исполняет песню (на мотив песни «До чего же хорошо кругом»).

1.До чего же хорошо кругом.

По дороге знаний мы идем.

И дорога золотая в страну знаний направляет

По которой мы идем.

До чего же хорошо кругом!

2. До чего же хорошо кругом.

Мы игру сегодня в школе проведем.

Будем с «бешками» сражаться,

Но не хочется сдаваться.

Много баллов наберем.

До чего же хорошо кругом!

3. До чего же хорошо кругом.

С кросса мы с победою придем,

Ну, а если проиграем,

Дружбы мы не потеряем.

Нам преграды нипочем.

До чего же хорошо кругом!

4. До чего же хорошо кругом.

Свой привет сопернику мы шлем

И желаем им удачи

В предстоящей нашей встрече.

Не сдаваться никогда и ни в чем.

До чего же хорошо кругом!




Команда 7б класса исполняет песню (на мотив песни «Ходит песенка по кругу»).

1.Эту песню сочинили

Мы со скоростью ракеты,

Математическому кроссу посвятили

И дарим ее соседям.

Припев. В этом кроссе не иначе

Мы желаем вам удачи.

И гуляет пусть по кругу

Математика – подруга,

И быстрей пусть кружится земля.

2. Биссектриса угол делит.

Бесконечность в даль стремится.

Мы победой в этом кроссе

Можем с вами поделиться.

3. Ну начнем же нашу встречу,

Чтобы дружба крепче стала,

Не имела как окружность

Ни конца и ни начала.












2-й этап. Разминка.

Лозунг. «Книга – книгой, а мозгами двигай».

В. Маяковский


Перед любым спортивным соревнованием делают разминку. Мы с вами тоже проведем своеобразную разминку, в ходе которой познакомимся с правилами кросса, с некоторыми «препятствиями» в виде вопросов и задач, которые могут встретиться при «прохождении дистанции». Вопросы (задачи) будут даваться поочередно каждой команде.

1. Один человек купил трех коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: по чему каждая коза пошла?

- Когда нельзя сократить сократимую обыкновенную дробь?

2. Сколько раз в сутки встречаются часовая и минутная стрелки часов?

- В двенадцать часов обе стрелки часов совпадают. Через сколько времени они опять встретятся?

3. Назвать фамилии не менее пяти великих русских математиков.

- Назвать фамилии авторов учебников по математике, по которым вы занимались и занимаетесь в данное время.

4. Как можно одним мешком пшеницы, смоловши ее, наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница?

- Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по три мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице?







3-й этап. Исторический этап.

Лозунг. «Математику уж затем учить надо,

что она ум в порядок приводит»

М. Ломоносов

1. Что ты знаешь о старинных русских мерах длины? Сколько верст в 10 км (с точностью до версты)? Сколько аршин в пяти саженях? (Ответы: 9 верст; 15 аршин)

- Расскажите о старинных русских мерах веса. Сколько пудов в 160 кг (с точностью до 1 пуда)? Сколько дюймов в 12 футах? (Ответы: 10 пудов; 144 дюйма)

2. Кто впервые ввел в употребление десятичные дроби? (Ответ: Самаркандский математик Гиясаддин Коши Джемшид (умер в 1456 г.), а через полтора века фламандский ученый Симон Стевин (1548 – 1620))

- Кто предложил использовать запятую как математический знак? (Ответ: Шотландский математик Джон Непер (1550 – 1617))

3. Кто в России издал первый учебник по арифметике? (Ответ: Леонтий Магницкий)

- Кто автор этого высказывания: «Математика – золотой ключ, без которого не откроешь дверь ни в физику, ни в химию, ни в технику» (Ответ: С.В. Ковалевская).

4. Задача Магницкого. Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а с женою выпьет ту же кадь в 10 дней. И ведательно есть, в колико дней жена его особенно выпьет ту же кадь? (Ответ: Муж выпивает в день 1/14 кади, а вместе с женой – 1/10 кади. Жена выпивает в день 1/10 – 1/14 = 1/35 (кади), т.е. за 35 дней.)

- Некий человек нанял работника на год, обещав ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот по случаю, проработав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойную плату с кафтаном. Ему дали по достоинству 5 рублей и кафтан. Какой цены был оный кафтан?

(Ответ: х рублей – стоимость кафтана.

Уравнение: 7/12(12 + х) = 5 + х; х = 4,8)


4-й этап. Этап занимательной математики.

Лозунг. «Если вы хотите участвовать в большой жизни,

то заполняйте свою голову математикой,

пока есть к тому возможность».

М.И. Калинин


1. Самолет покрывает расстояние от города А до города В за 1ч 20мин. Однако обратный перелет он совершил в 80 мин. Как вы это объясните?

- Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного. Но оба переправились. Как это могло случиться?

2. Число 666 увеличить в полтора раза, не производя над этим числом никаких арифметических действий. Как это сделать?

- Разделите число 188 пополам так, чтобы в результате получилась единица.

3. Возможно ли четырех щенков разделить трем ребятам так, чтобы никто не получил больше чем остальные?

- Два отца и два сына поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Спрашивается, как это могло случиться?

4. Вдоль изгороди длиной 40м ставят столбики через 2м. Сколько должно быть столбиков?

- От куска материи длиной 100м продавец каждый раз отрезает по 5м. Сколько раз он проделает эту операцию до того, как материал кончится?

5. Охотник прошел на север 8км, затем повернул на юг и прошел 12км, после чего на запад 4км и снова на север 4кму. На каком расстоянии от начала пути он находится?

- Пешеход, идя по компасу, прошел на север 7км, затем на восток 4км, на юг 4км, на запад 6км и, наконец, на юг 3км. На каком расстоянии от начала пути он находится?


5-й этап. Практический этап.

Лозунг. «Как и все другие науки,

математика возникла из практических нужд людей».

Ф. Энгельс


1. Как, имея лишь два сосуду вместимостью 4л и 9л, налить из водопроводного крана 3л воды?

(Ответ: Три раза наливаем в 4-литровый сосуд и переливаем в 9-литровый. Третий раз в большой сосуд доливаем лишь 1л. В малом сосуде остается 3л.)

- Как, имея лишь два ведра вместимостью 4л и 9л, принести из реки ровно 7л воды?

(Ответ: 1 раз – 4л в 9-ти литровый, 2 раз – 4л в 9-ти литровый, 3 раз – в 9-ти литровый. В малом ведре остается 3л. Из большого ведра все выливаем вновь в реку, из малого в большое эти 3л и еще 4л, всего будет 7л.)

2. Определить вес фрукта.

Всего фруктов 900 г. Определить вес груши.


Всего 250 г фруктов. Определить вес яблока.


















6-й этап. Игры. Развлечения.

Лозунг. «Предмет математики настолько серьезен,

что полезно не упускать случаев делать его

немного занимательным».

Б. Паскаль


  1. Знаете ли вы, что такое лист Мебиуса? Фокус «Бумажные кольца».

  2. Математические чудеса и тайны.

2.1. Задумай любое число от 1 до 63. Посмотри на Таблицу 1. В ней шесть столбцов чисел, укажи только то, в каких из этих столбиков есть задуманное тобой число.

(Ответ: Достаточно сложить первые числа тех столбиков, в которых есть задуманное число).

2.2. Копейка и гривенник.

Возьми в одну руку гривенник, а в другую – копейку. Помножь то, что у тебя находится в правой руке, на 8, а то, что у тебя в левой руке – на 7. Сложи результаты и скажи, сколько у тебя получилось.

(Ответ: Если сумма четная, то гривенник в левой руке, если нечетная, то гривенник в правой.)

  1. Числовые фокусы.

Двое участников задумывают одно трехзначное число. Первый умножает его на 27, потом на 37. Второй – задуманное число умножает на 13, потом на 77. Затем складывают два получившихся шестизначных числа и сообщают результат.

(Результат разделить на 2000 и получишь задуманное число).






Таблица 1.

8

1

16

4

32

2

9

3

17

5

33

3

10

5

18

6

34

6

11

7

19

7

35

7

12

9

20

12

36

10

13

11

21

13

37

11

14

13

22

14

38

14

15

15

23

15

39

15

24

17

24

20

40

18

25

19

25

21

41

19

26

21

26

22

42

22

27

23

27

23

43

23

28

25

28

28

44

26

29

27

29

29

45

27

30

29

30

30

46

30

31

31

31

31

47

31

40

33

48

36

48

34

41

35

49

37

49

35

42

37

50

38

50

38

43

39

51

39

51

39

44

41

52

44

52

42

45

43

53

45

53

43

46

45

54

46

54

46

47

47

55

47

55

47

56

49

56

52

56

50

57

51

57

53

57

51

58

53

58

54

58

54

59

55

59

55

59

55

60

57

60

60

60

58

61

59

61

61

61

59

62

61

62

62

62

62

63

63

63

63

63

63


Финиш. Награждение.

Команды приглашаются на сцену. “Совет Мудрейших” объявляет общий итог соревнований. Команды награждаются дипломами, призами.




























Список используемых источников
  1. Гершензон М.А. Головоломки профессора Головоломки. М.: 1989 г.

  2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: 1990 г.

  3. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. М. 1981 г.

  4. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи М.: 1988 г.

  5. http://assets.acasatv.ro/assets/perfecte/2010/12/18/image_galleries/4971/horoscop-2011-balanta_size1.jpg

  6. http://grandwallpapers.net/photo/jeltaya-grusha-1152x864.jpg

  7. http://www.thefatlossauthority.com/fat_loss_tips/wp-content/uploads/2011/02/calories-in-an-apple.jpg

  8. http://cook1ng.ru/sites/files/photo--product/apple.jpg





Полный текст материала Игра «Математический кросс»; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Майонова Галина Петровна  Galina_Syz
14.02.2012 0 4792 986

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК