Национально-региональный компонент как способ повышения мотивации к изучению математики (5-6 кл.)
ФИО: Польская Мария Сергеевна
Место работы: МБОУ СОШ № 121 г. Снежинска Челябинской области
Должность: учитель математики
Квалификационная категория: первая
Национально - региональный компонент
как мотивация на уроках математики в 5 – 6 классах.
Ничего нет в жизни более важного и любопытного,
чем мотивы человеческих действий.
М. Горький
В учебном плане по математике не предусмотрено часов на изучение национально-регионального компонента, но на уроках, мы данный материал частично используем, т.к. считаем, что национально - региональный компонент (НРК) способствует формированию положительной мотивации обучения математике.
Перед учителем математики стоит важная задача – научить школьников с математической точки зрения разбирать жизненные практические ситуации, обучить теоретическому анализу их. Только при этом условии математические знания могут стать подвижными и действенными.
Содержание школьных учебников математики (теоретический и задачный материал) носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении математике учащихся и его слабой реализацией в современной национальной школе из-за отсутствия соответствующей базы.
При изучении математики в 5-6 классах имеются большие возможности включения прикладных задач с региональным содержанием. Это даёт возможность ученику увидеть применение полученных знаний в жизненных ситуациях, развивая познавательный интерес к предмету.
Важно отметить, что 23% заданий ЕГЭ по математике составляют прикладные задачи на проверку использования приобретенных знаний и умений в практической повседневной деятельности, таким образом, целесообразно при отработке навыка данных задач, включать НРК.
Со своими учащимися, я практикую следующее.
1. Домашнее задание, где необходимо составить текстовую задачу про животных, обитающих на Южном Урале.
При выполнении задания учащийся не только выбирает сюжет (для этого необходимо самостоятельно найти достоверную информацию), но и выстраивает правильную математическую модель задачи. Перед тем как отдать мне свою задачу, дети естественно хвастаются своим произведением перед одноклассниками. Не произвольно ребята читают текст и пытаются решить задачу, находя друг у друга неточности. Таким образом, каждый, даже самый слабый ученик, пропускает через себя ту или иную модель задачи и закрепляет данный математический навык.
Задача про грибы. Ответ появляется около картинок, т.к. важно найти правильный гриб и соответственно верный ответ. Обычно я перепутываю ответы и с помощью ребят исправляю.
Вот некоторые примеры прикладных задач.
Важно, чтобы учащиеся при составлении задач, пользовались достоверной информацией, например. В корзине оказалось 444 гриба, где найти такую корзину? Или. В Челябинском лесу живут 5 белок, 12 лисиц остальные змеи…и т.д.
2. На занятиях курса «Наглядная геометрия» рассматривается тема развивающей головоломки «Пентамино». Геометрический конструктор «Пентамино» является эффективным средством умственного и творческого развития детей. Смысл головоломки состоит в том, что нужно из всех 12 элементов пентамино составить заданную фигуру. Использование НРК и здесь нашло применение. Учащимся было дано задание, составить из фигур пентамино животного обитающего в лесах окрестностей родного города. Фантазии не было предела.
Вот некоторые примеры: лось, ёж, где разным цветом показаны все элементы головоломки. Учащиеся с удовольствием отгадывают силуэт животного, а затем решают поставленную задачу.
3. Следующий пример, это разработка урока «Экскурсия по родному городу».
Я создала презентацию для урока 6 класса по теме «Упрощение выражений», после его реализации поняла, что данная презентация универсальна, её можно использовать на уроках, любой параллели по разным предметам.
Основа урока состоит из путешествия по городу, дети не знают место назначения остановки, но взглянув на реальную карту города, пытаются отгадать её местоположение. Выполнив определённое математическое задание (с помощью гиперссылок), получают ответ.
4. Создание проекта к юбилею родного города или школы. Учащиеся работают над проектом «Мой город в числах» или «Математика нашей школы». Дети делятся на группы и находят самые интересные числовые подробности о городе или школе. Представляют проект в виде красочных стенгазет с фотографиями и собранными фактами.
5. Широко используется НРК во внеклассных мероприятиях, например.
Учащимся рассказывают об удивительном месте Южного Урала – музее в природе (Ильменский заповедник), которое было открыто в 1770 году ученым-путешественником с мировым именем академиком Петром Паллас. Проезжая по Уралу, он поразился щедрости, с какой природа одарила эти места. Здесь свыше 20 озер сверкают голубыми блюдцами, на территории 300 кв. м. встречаются около 200 видов минералов.
Проходя по станциям, учащиеся знакомятся с основными минералами музея и выполняют задания. Разрабатывали задания и проводили само мероприятие учащиеся 7 класса, посетившие данный музей.
Таким образом, использование НРК способствует формированию у учащихся самообразовательной, социальной и исследовательской компетентностей и применению разнообразных педагогических технологий.
Источники информации
http://math-congress-2010.msu.ru/upload/thesis/final/2.pdf теория
http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/230 теория
http://www.worlds.ru/europe/russia/history-ilmenskijj_zapovednik.shtml камень ТОПАЗ
http://www.daviddarling.info/encyclopedia/I/ilmenite.html камень ИЛЬМЕНИТ
http://mindraw.web.ru/mineral_Corund2.htm камень РУБИН
http://www.fantasyclub.ru/forum/lofiversion/index.php/t27981.html камень БЕРИЛЛ
http://pda.nakanune.ru/news/2011/2/21/22222788 картинка с лосями
http://www.nr2.ru/chel/49261.html картинка с волком
http://gigamir.net/lifestyle/humour/quotations/pub44448/ картинка с зайцем
http://yamari444ka.hiblogger.net/1121052.html картинка с грибами
http://www.po-gribochki.ru/sedobnye/grib-podberezovik-obabok.php картинка с грибами
На странице приведен фрагмент.
Автор: Польская Мария Сергеевна
→ pms 29.07.2012 0 7673 1018 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.