Идеи для проведения недели физики и математики в школе










Идеи для проведения недели математики и физики в школе.







Автор: Бабенко Эльмира Эскендеровна,

учитель математики,

МБОУ «СОШ№3» г. Краснотурьинск









С недавнего времени я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей математики и физики. Школа у нас сельская, учащихся не много, поэтому такого мероприятия, как ежегодная Неделя физики и математики, никогда не было. Да, преподаватели проводили отдельные мероприятия внутри класса, давали открытые уроки, но, о масштабном действе никогда речь не шла. В последнее время не очень лестны высказывания в сторону учителей технических дисциплин, в частности математики и физики, в связи с не слишком блестящими результатами ГИА и ЕГЭ. Но, обучение – это не только получение знаний, это и воспитание, привитие вкуса, некоего взгляда на мир, поэтому актуальность мероприятий, призванных показать такие сложные предметы с другой, эстетической, занимательной, игровой стороны, вполне обоснованна.

Я предлагаю своё видение проведения Недели математики и физики.

В нашей школе закреплено календарное время проведение этого мероприятия – конец января (в это время уже много изученного материала, нет грандиозных общешкольных мероприятий). Перед каникулами весь педагогический состав ШМО собирается и предлагает новые идеи к уже имеющимся. Можно разбить все мероприятия на несколько категорий:

  1. Общие (в них участвуют все желающие) – это все творческие конкурсы.

Ежегодными творческими конкурсами являются:

  • Конкурс математических рисунков: из года в год количество участников увеличивается, начальные классы участвуют очень активно, главное - придерживаться условий конкурса. Этот конкурс позволяет раскрыться детям творческим, мало связанным с математикой, увидеть математику вокруг, взглянуть на мир с точки зрения математики.

  • Конкурс математических ребусов – этот конкурс не так давно нами практикуется, но уже набирает обороты, главное – заранее, ещё на уроках, познакомить учеников с математическими ребусами, научить правилам их составления и отгадывания.

  • Конкурс математических кроссвордов – ну, здесь всё понятно. Мы периодически меняем правила – когда-то их нужно составить, а когда-то - наоборот, отгадать.

  • Конкурс грамотности – конкурс аналогичен конкурсам по русскому языку, но проводится на уроках математики и физики и по соответствующим терминам.

  • Различные заочные математические конкурсы, соответствующие по срокам.

  1. Классные (конкурсы по параллелям, необходима подготовка, команда) – это соревнования:

  • Игра «Математический квест» (мою авторскую разработку можно найти на сайте «Педсовет»)

  • Конкурс математических газет.

  • Игра «Брейн-ринг» (или любую собственную идею, ориентируясь на параллель или класс)

  • Любые открытые уроки

  1. Развивающие (для всех) это мероприятия, призванные привить интерес к предмету, либо помочь в учёбе:

  • Экскурсия «Физика для всех» - любимое мероприятие для ребятишек, на котором они знакомятся с такой наукой, как физика, наблюдают различные опыты, участвуют в них.

  • Мастер-классы – это нововведение в связи с проведение ежегодных ГИА и ЕГЭ: на этих классах все преподаватели демонстрируют свои наработки по подготовке к экзаменам, новые методы решения задач, демонстрируют решения задач высокого уровня сложности. У нас был опыт работы и с приглашёнными - преподавателями высших учебных заведений.

  • Мастер-класс «Занимательная математика» - это демонстрация применения математических знаний в различных сферах деятельности человека, разных профессиях, нестандартное использование, необычные факты.

  • Просмотр презентации и фильмов о великих математиках.



Остановиться же хотелось подробнее на функционировании идеи недели математики вне проводимых мероприятии – на переменах. Эту идею я внедряю два года и считаю её очень удачной. Мне хотелось показывать ребятам во время перемен, что математика связана со всеми предметами, она не зря зовётся царицей наук.

Первая идея: на каждом кабинете нашей школы, включая и начальные классы, в день открытия недели математики и физики, были развешены высказывания великих людей о математике, например:

«Слеп физик без математики.» М.В.Ломоносов ( на кабинете физики)

«Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом.»Карл Вейерштрасс ( на кабинете литературы)



Такие высказывания можно поискать в интернете – я приложу свой список. Ребята с удовольствием знакомились с ними, учителя тоже сочли это неожиданным, иногда уроки начинались с обсуждения прочитанного. В дальнейшем, конечно, можно использовать фамилии авторов или сами высказывания во внеклассных мероприятиях.

Вторая идея: Логика – одна из составляющих математики, и не обязательно логика – это её раздел, это и правильность суждений по имеющим данным. Показать это смог конкурс «Логические ассоциации». На каждом кабинете школы была предложена шифровка, головоломка (разные по виду, сложности), после разгадывания которой образовывалось слово, которое неразрывно связывалось с фамилией учёного или известного человека, сферой которого является дисциплина, преподаваемая в оговоренном кабинет. В эту игру играли даже сами учителя, настолько она захватывала. Те, кто отгадал все шифровки, были непременно отмечены. Например:

  1. 1 0, 5, 10, 15, 19 идиот Достоевский

  2. Н емой + пес му-му Тургенев

  3. . -.- Я

- … Б

. -.. Л Ньютон

- -- О

- .- К

- -- О















4).

1 2 3 4 5 6 7 8 9

2 4 6 8 10 12 14 16 18

3 6 9 12 15 18 21 24 27

4 8 12 16 20 24 28 32 36

5 10 15 20 25 30 35 40 45 Таблица умножения

6 12 18 24 30 36 42 48 54

7 14 21 28 35 42 49 56 63

8 16 24 32 40 48 56 64 72

9 18 27 36 45 54 63 72 81

Пифагор

5).





Я

К

Р

А



Д

Ы

М

Л



И

Е

У

Ь



П

О

З

И






















Америка Колумб

6).(Очень простенько, для примера)

1+2

3+4

10-6

14:2

15+3

20-13

Ответы: 5 –у, 3 – н, 6 - е, 7 – а, 10 – м, 4 – ч, 12- п, 8 – л

Н ачала Евклид

Для составления шифровок также можно использовать всё что угодно, на то и ассоциации. Дерзайте, и у вас всё получится!

































































План недели физики и математики.

Понедельник:

  1. Открытие недели

  2. Конкурс грамотности (по физико-математическим терминам) -5-11 кл.

  3. Конкурс «Логические ассоциации» (без ограничения)

Вторник:

  1. Конкурс физико-математических газет – 5-11 кл.

  2. Игра «Путешествие по математической стране» - 5-6 кл.

  3. Презентация «Великие математики» -8-9 кл.

Среда:

  1. Конкурс рисунков: «Математическая страна» - 4-6 кл.

  2. Конкурс математических ребусов 4-6 кл.

  3. Мастер-класс по решению нестандартных заданий из ЕГЭ по математике – 10-11 кл.

Четверг:

  1. Конкурс математических кроссвордов (без ограничения)

  2. Экскурсия «Физика для всех» - начальные классы, 5-6 кл.

Пятница:

  1. Математическое соревнование «Олимпус» – 6-7 кл.

  2. Мастер-класс «Занимательная математика» – 11 кл.

  3. Проведение городской контрольной работы по математике – 5 кл.

Суббота:

Подведение итогов.







Условия конкурсов:

  1. Конкурс грамотности

Конкурс проводится на уроках по физико-математическим терминам. Определяется самый грамотный в классе и по параллели.

  1. Конкурс физико-математических газет

На конкурс принимаются оформленные газеты от класса по заданной тематике. Оформление свободное, но обязательны два пункта: основная тема и занимательная страничка

Темы газет: Великие математики (для каждого класса предлагается рассмотреть жизнедеятельность конкретного математика)

  1. Конкурс рисунков:

«Математическая страна» (4-6 кл.): На конкурс принимаются рисунки по теме с использованием геометрических фигур и математических символов.

  1. Конкурс математических кроссвордов.

На конкурс принимаются кроссворды любой сложности по физико-математической тематике. К кроссворду приложить ответы.

  1. Конкурс «Логические ассоциации» 5-11 кл.

На некоторых кабинетах зашифрованы слова. Необходимо расшифровать эти слова при помощи ключа и найти логическую связь этих слов с фамилиями известных людей.Ответы принимаются в виде таких логических связей (расшифрованное слово – фамилия известного человека).

  1. Конкурс математических ребусов. (4-6 кл.)

На конкурс принимаются ребусы по физико-математической тематике или ребусы с использованием физико-математической символики. К работе приложить ответ.



























Математика – это язык, на котором говорят все точные науки.

Н.И.Лобачевский

(русский математик, создатель неевклидовой геометрии)





Слеп физик без математики.

М.В.Ломоносов

(первый русский учёный-естествоиспытатель

мирового значения)









Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом.

Карл Вейерштрасс

(выдающийся немецкий математик)



Математик, как и поэт, должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других.

С.В.Ковалевская

(русская женщина-математик и механик)

Если мы действительно что-то знаем, то мы знаем это благодаря изучению математики.

Пьер Гассенди

(французский философ, математик, астроном и исследователь древних текстов)

Стремящийся к бли-жайшему изучению химии должен быть сведущ и в математике.

М.В.Ломоносов

(первый русский учёный-естествоиспытатель

мирового значения)

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

М.В.Ломоносов

(первый русский учёный-естествоиспытатель

мирового значения)



Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.

А.С.Пушкин

(Величайший русский поэт)







Математика - это язык, на котором написана книга природы.

Галилео Галилей

(итальянский физик, механик, астроном,

философ и математик)





Математика – царица наук, арифметика – царица математики .

Карл Фридрих Гаусс

(немецкий математик, механик, физик и астроном,

«король математиков»)

Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества.

Роджер Бэкон

(английский философ, историк, политический деятель)



Рано или поздно всякая правильная математичес-кая идея находит приме-нение в том или ином деле.

А.Н. Крылов

(Русский советский математик, кораблестроитель, академик)

Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике.

Джордж Сантаяна

(американский философ-идеалист, писатель, поэт)





Много из математики не остается в памяти, но когда поймешь ее, тогда легко при случае вспомнить забытое.

М.В. Остроградский

(российский математик и механик, академик Петербургской академии наук)



Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!

Айвен Нивен

(американский математик,

специалист по теории чисел)





Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.

М.И. Калинин

(советский государственный и партийный деяте








Полный текст материала Идеи для проведения недели физики и математики в школе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бабенко Эльмира Эскендеровна  МамАнархия
26.07.2014 0 25912 2219

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК