Статья «Развитие ключевых компетенций на уроках математики»




РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ

Аннотация: В современном образовании главное не передавать сумму знаний, а формировать компетентность. Перед учителем сегодня стоит задача помочь обучающимся в организации процесса деятельности, обеспечить ресурсами, проблематизировать и стимулировать их к самостоятельным поискам, анализу своей деятельности. Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество и успех?

Автор: Шутенко Антонина Васильевна, учитель математики МОУ « Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области

 В школьной образовательной практике выделяют  следующие ключевые компетенции:

  1. Коммуникативные – умение вступать в диалог с целью быть понятым.

  2. Информационные – владение информационными технологиями

  3. Социальные – умение жить и работать в коллективе.

  4. Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.

  5. Нравственные – способность жить по общечеловеческим нравственным законам.

   Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности. Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий.


  Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Использование их позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. За последние несколько лет персональные компьютеры прочно стали входить в нашу повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. Следствием является изменение ситуации на рынке труда. Одним из основных требований при приёме на работу становится умение пользоваться компьютером. Такое требование предъявляется, и секретарю, и бухгалтеру, и редактору, и ко всем другим специалистам. В связи с этим освоение компьютерных технологий происходит в школе, для того чтобы выпускник быстрее мог определиться в жизни. Для того чтобы эффективно использовать компьютер, надо иметь практические навыки работы на компьютере, надо уметь владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи. Но не только этим обусловлена актуальность применения информационных технологий на уроках математики. Практика применения ПК показывает, что дети (даже не очень интересующиеся данным предметом) увлечены работой, не отвлекаются, охотно и радостно делятся друг с другом своими достижениями. Развивается стремление к красивому и четкому оформлению чертежа, чувство авторства, ценности своей работы. Чаще возникают индивидуальные контакты между обучаемыми. Такие контакты часто проходят более успешнее, чем контакты между преподавателем и учащимся, т.к. у обучаемых сходная мотивация обучения, близкие интересы, похожие цели.


   Знания и умения по информатике, как и по любому другому предмету необходимы как важнейшее средство саморазвития, самореализации личности. Изменение целевой ориентации изменяет акцент и в методах и приёмах обучения. Для реализации целей выработки ключевых компетенции я в своей практике применяю такие приёмы, как работа с обучающими программами, тематические презентации, тестирование, решение задач, творческая работа учащихся.  

      

   Рассмотрим  особенности перечисленных выше приемов и выделим основные ключевые компетенции, формирующиеся при использовании этих приёмов.


Работа с программой « Живая геометрия».


Особенности:

1.возможность непрерывного изменения геометрических объектов с сохранением математических соотношений между ними.


2.возможность моделировать различные математические ситуации, анализировать и делать “ открытие” на основании собственных опытов.


3.Возможность выполнения заданий в группе.


4. Возможная мновариантность решения конкретной задачи.


5.Необходимость доказать правильность данного решения


Формирует ключевые компетенции:

1. Критическое мышление, способность к анализу.

2.Умение анализировать, оценивать результаты работы.

3.Коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе.

4.Ответственность за принятое решение.

5.Самопрезентация.


Тематические презентации.

Особенности:

1.наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-фильма.

2.сосетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильмов

Формирует ключевые компетенции:

1.Способность быстрого восприятия учебного материала.

2.Развитие визуального внимания.


Решение задач.

Особенности:

1.Постановка учебной задачи

2.Анализ достаточности имеющихся знаний, самостоятельный поиск недостающей информации.

3.Необходимость выбора оптимального способа выполнения работы, принятия решения.

4.Обмен мнениями в группах, дискуссия.

5.Самостоятельное выполнение работы.

6.Анализ успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.


Формирует ключевые компетенции:

1.Самостоятельность, способность к самообразованию.

2.Умение планировать работу по выполнению задания.

3.Умение анализировать, оценивать результаты работы.

4. Коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе.

5.Ответственность за принятое решение.

6.Самопрезентация.


Тестирование.

Особенности:

1. работа с конструктором тестов.

2. ограничение во времени.

Формирует ключевые компетенции:

1. ответственность за принятое решение.

2.умение планировать работу по выполнению задания.


Творческая работа учащихся.

Особенности:

1.моделирование и исследование геометрических объектов.

2.автоматизация графических работ.

3.создание презентаций.

Формирует ключевые компетенции:


1. развитие пространственного воображения.

2. формирование информационной культуры.

3. Развитие творческого мышления школьников


  Описанные выше приёмы позволяют сделать процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех- это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. А значит нам , учителям есть к чему стремиться.

 

 




Полный текст материала Статья «Развитие ключевых компетенций на уроках математики» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шутенко Антонина Васильевна  ответ
26.12.2010 2 9097 964

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК