Конспект + презентация урока внеклассного чтения в 4 классе "Светлый и чудесный мир благородства. Сказка Х. К. Андерсена "Ромашка"

Конспект + презентация урока внеклассного чтения в 4 классе "Светлый и чудесный мир благородства. Сказка Х. К. Андерсена "Ромашка"

Разработка урока подготовлена учителем начальных классов МОУ «Гимназия № 1» г. Саратова Ершовой Анной Жаковной



Урок внеклассного чтения в 4 классе

Тема: «Светлый и чудесный мир благородства.

Сказка Г.Х. Андерсена « Ромашка».

Цель: показать детям, как происходило рождение сказки в поэтической душе писателя-сказочника, какое место занимали цветы в его удивительных творениях, как светлый и чудесный мир благородства и любви проникает в сердца читателей.

Ход урока.

Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас!

Г.Х. Андерсен.

1. Оранизационный момент.

2.Мотивация учебной деятельности.

Звучит музыка из балета П. И. Чайковского « Щелкунчик»-«Вальс цветов».

Давным - давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет…эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро чуть вставало солнце и вода в колодце становилась лёгкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока еще маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого

заката солнца. А сказки росли, росли…пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник»! И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О. Дриз)

-Почему так старался сказочник, работая в своём саду?

-Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?

(Предположения детей. В первую очередь вспоминается Г.Х. Андерсен- он называл родной остров Фюн «садом всего Датского королевства»)

-Перед вами портрет поэта, лучшего в мире сказочника, обаятельного

чудака, чистосердечного ребёнка, вдохновенного импровизатора, народного певца - Г.Х Андерсена.

3. Актуализация знаний.

Беседа об авторе и его произведениях.

1) -Что знаете об Г. Андерсене?

(-Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г. Оденсе 2 апреля

1805 года. В настоящее время этот день объявлен Международным

днём книги.

-Был единственным ребёнком в семье, рос в бедности.

-Его никогда не наказывали.

-Мечтал обо всём, что могло прийти в голову.

-Был и башмачником, и певцом, занимался танцами.

-Родители мечтали, чтобы в будущем он стал портным.

-В 14 лет потерял отца, уехал в Копенгаген.

-Первые сказки услышал от отца.

-Придуманные собственные сказки рассказывал старому коту

Карлу, который часто засыпал, не дослушав самую интересную

сказку)

- А вам знакомы сказки этого писателя? - Какие сказки вам запомнились?

2) Кроссворд по сказкам Г.Х. Андерсена.

1.Героиня сказки, которая из-за любви к принцу превратилась в морскую пену (Русалочка)

2.Замечательная певчая птица, по её имени названа сказка.(Соловей)

3.Как звали очень маленькую героиню? ( Дюймовочка)

4.Имя мальчика, который умчался в царство льда к Снежной Королеве?( Кай)

5.Этот предмет лежит у меня в шкатулке, он помог принцессе стать женой принца и мешал спать на мягкой постельке (Горошина)

6.Он был с одной ногой, т.к его отливали из олова последним, но

он стоял на ней так же твёрдо, как другие на двух и оказался

самым замечательным из всех. ( Солдатик)

7. Из чего шила Элиза рубашки для своих братьев? ( Крапива)

- Молодцы!

- Какую особенность сказок Андерсена вы заметили?

( Они интересные, чистые, поэтические, светлые, обычное делают

необыкновенным, они ироничны, мудры. Серьёзны, в них есть намёк,

но его надо понять)

3)Рождение сказок в душе автора.

- Ребята, а как вы думаете, откуда же приходили сказки к Андерсену?

( В результате рассуждений учащихся появляется схема)

Сказки

Плод фантазии перевод из народных сказок из жизни

автора

4.Постановка темы и задач урока.

-В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: « Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее. И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории».

Обращение к эпиграфу: « Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас!»

Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем. Посмотрите на ключевое слово по вертикали в кроссворде (Ромашка).

Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил?

Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

5.Первичное восприятие.

Лексическая работа. Дёрн – верхний слой почвы, густо поросший травой. (Толковый словарь Ожегова)

Чтение сказки « Ромашка». (Звучит аудиозапись чтения в исп.В.Кузнецовой из аудиокниги « Х. К. Андерсен. Сказки и истории».

6.Осмысление.

-Что можете сказать об этой истории? ( Это очень грустная история)

-Кто главный герой сказки? (Простой цветочек у канавы)

-Почему именно о ней написана сказка, а не о тех пышных и важных цветах?

-Давайте обратимся к текстам и проанализируем сказку.

7.Анализ литературного произведения.

-Какой вы увидели ромашку?

(Она простой скромный цветок, её не заботило, что она такой простенький бедненький цветочек)

-Нравилась ли ромашке её жизнь? Прочитайте, что она думает о себе, своих ощущениях в саду. (« Я ведь вижу и слышу всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!»)

-А теперь прочитаем описание садовых цветов.

- Какими они были? ( Они были очень гордыми, считали себя лучше всех, они не замечали маленькую и простую ромашку)

-Не показалось ли вам, что цветы в сказках Андерсена - это люди?

-Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль?

(« Важничали, раздували щёки, покраснели от досады)

-А как она относилась к окружающим её цветам?

((Она любовалась ими, радовалась за них, никогда никому не завидовала)

-Как называется такой приём в литературе (Олицетворение)

-Как вы думаете, почему жаворонок спустился не к знатным цветам, а прямёхенько к скромной ромашке? Это было случайно?

( Нет, т.к ромашка-простой верный друг, открытая, жизнерадостная, добрая девочкас золотым сердечком)

-Прочитайте, какая реакция на это была у других цветов.(Они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку)

-А ромашке было жалко тюльпаны, которые срезала хозяйка.

-Вы обратили внимание на противопоставление ромашки гордым и пышным садовым цветам? Обратите внимание на позицию автора. Вы ощущаете его присутствие? ( Да, в сказке всё время слышится голос писателя: она любуется ромашкой, восхищается её добрым сердцем, насмешливо относится в пионам)

-Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому сказка является литературной.

-Что же было потом? (Судьба снова свела ромашку с жаворонком. Но, увы, это была печальная и последняя встреча. Жаворонок попадает в западню, ромашка хочет помочь птичке)

-Прочитаем об этом.

-О чем думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (Она думает не о себе, а о нём)

- А другие цветы? ( Они были заняты собой, что ничего не заметили. Андерсен даже не стал писать о них)

-Конец у сказки очень грустный: жаворонок погибает, а что же случилось с ромашкой? ( Её выбрасывают на пыльную дорогу). ---- Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?

-Только ли грусть, печаль испытывает читатель? Может быть возникают другие чувства?

Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума? (Возникают мысли о мальчиках, которые погубили жаворонка, хочется посмотреть на себя со стороны, так ли я всё делаю, хочется защищать всё прекрасное вокруг)

8.Закрепление.

Моделирование сказки. Работа в группах. (У каждой группы конверты с карточками).

Задание для групп:

1,2 группы- восстановите деформированный план.

1 группа:

1)Ромашка распустилась.

2) «Как я счастлива!»

3)Гордые цветы.

4)Встреча с жаворонком.

5) девушка срезает цветы в саду.

2 группа:

6) Жаворонок в западне.

7) Мальчики выкапывают дёрн с ромашкой.

8) В клетке птички.

10) На пыльной дороге.

3,4 группы- расположите по порядку действия, изображённые на иллюстрациях. Создайте фильм, озвучьте.

3гр.- 1-5 иллюстрации

4гр. - 6-10 иллюстрации.

Защита проектов представителями групп.

9.Итог.

-Давайте ещё раз вспомним строчки, где жаворонок описывает ромашку.

« Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»

- Как вы думаете, что значит с «золотым сердечком»?

(С одной стороны это цвет, с другой - качество характера- доброе сердечко)

- А кто ещё знает одну маленькую девочку, героиню сказки Андерсена,

которая в первую очередь думала и беспокоилась о других?

( Дюймовочка жалеет мотылька, полевую мышь, помогает ласточке)

- Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории?

(Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, чтобы «ромашка была для каждого из нас светлым и чудесным миром благородства»

10.Заключение.

Заканчивается наш урок, и я попрошу вас написать на лепестках ромашки то главное, что вы увидели, почувствовали в сказках Андерсена.

Первый лепесток, с вашего позволения, заполню я и напишу: « Сказки Андерсена утверждают светлый и чудесный мир благородства».

На доске в помощь слабым ученикам схема формулировки ответа:

-Сказки Андерсена учат….

-Сказки заставляют задуматься….

-В сказках Андерсена живут…

(Звучит музыка. Ученики пишут, читают написанное. На доске появляется огромная ромашка, лепестки которой светятся чистотой детских мыслей).

-Пусть радостью, добром, благородством светятся ваши сердца, а в память о нашем уроке я дарю вам эти маленькие ромашки. Пусть они напоминают вам о нашем уроке и будут залогом нашей дальнейшей дружбы.

11. Домашнее задание.

На выбор:

1) нарисовать ромашку и жаворонка;

2)сочинить небольшую сказку о ромашке;

3)придумать другую концовку к сказке « Ромашка».

-Спасибо вам за урок!
























Полный текст материала Конспект + презентация урока внеклассного чтения в 4 классе "Светлый и чудесный мир благородства. Сказка Х. К. Андерсена "Ромашка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ершова Анна Жаковна  955
12.08.2011 8 14557 1967

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК