Статья "Подготовка ребенка с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни через взаимодействие школы и семьи"
ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ШКОЛЫ И СЕМЬИ
Т. А. Тайлакова
МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №58»
г. Новокузнецка
Подготовка детей с интеллектуальным нарушением к жизни и труду в условиях обычной социальной среды зависит не только от уровня усвоения общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, но и в значительной степени от сформированности у них гражданских социальных качеств, жизненной позиции, социальных интересов, нравственных качеств, адекватности самооценки и уровня притязаний, контактности с окружающими и многого другого.
Семья — микросреда, окружающая обучающегося в процессе учения и после завершения его образования. Ей принадлежит особая роль в процессе формирования личности, в успешном решении задач, осуществляемой специальной (коррекционной) школой VIII вида.
В решении вопросов социальной адаптации аномальных детей семья должна находиться в постоянной связи с педагогическим коллективом школы. От учителей и воспитателей родители получают основные сведения о своеобразии развития ребенка с нарушением интеллекта. Это помогает всем членам семьи избегать неправильного отношения к дефекту ребенка, во время исправлять ошибки и промахи в воспитании ребенка, которые зачастую усугубляют недостатки развития и даже могут привести к вторичным дефектам, затрудняющим формирование социальных качеств личности.
Взаимодействие школы с родителями (законными представителями) обучающихся носит комплексный характер.
Начальный этап предусматривает изучение семей учащихся при их посещении педагогическими тройками в составе классного руководителя, психолога и воспитателя. При этом выявляются следующие моменты: возраст родителей, образовательный уровень, профессия, материальные и жилищные условия, отношение к ребенку в семье, объем трудовых заданий, предлагаемых ребенку, и результаты их выполнения. Кроме того, родители (законные представители) участвуют в мониторингах разного уровня и тематики, что позволяет выявить степень их активности. Так, например, анализ анкет, заполняемых родителями на первом родительском собрании, дает нам представление о степени подготовленности родителей к процессу семейного воспитания.
АНКЕТА
Какие доклады Вы хотели бы прослушать?
Какие вопросы воспитания Вас особенно интересуют?
На что следовало бы обратить внимание учителю, воспитателю и школьному психологу в работе с Вашим ребенком?
Какие поручения выполняет Ваш ребенок в семье?
Какие постоянные обязанности ребенок имеет по дому?
Какую помощь Вы оказываете своему ребенку в труде?
Как Вы относитесь к неудачам в работе Вашего ребенка?
С какой специальной литературой по воспитанию детей в семье Вы знакомы?
Полученные данные свидетельствует, что большинство родителей хотели бы прослушать доклады о нравственном воспитании и о методах привития трудовых навыков и умений. Родителями был назван обширный круг видов деятельности, выполняемых ребенком (стирка, глаженье, уход за животными, растениями и пр.). Но в 40% семей дети не имели постоянных трудовых поручений, и далеко не во всех случаях мы могли отметить, что вид трудовой деятельности и его продолжительность усложняется с возрастом ребенка и его психофизическими возможностями.
Мы выяснили, что многие родители, помогая детям, прибегают к показу, учат доводить начатое дело до конца, но бывает и так, что в силу отсутствия времени или терпения взрослые сами выполняют порученную ребенку работу. На неудачу при выполнении работы детьми реакция родителей бывает разная: от спокойного разъяснения, показа способов выполнения, до вспышек раздражения и физических наказаний.
Что касается специальной литературы, то подавляющее большинство родителей с ней не были знакомы.
Одновременно с работой среди родителей, в начале учебного года была проведена индивидуальная беседа с обучающимися I—IV классов по следующим вопросам:
Кем бы ты хотел работать в будущем?
Чем нравится тебе эта профессия?
Кто тебе рассказал об этой профессии?
Результаты беседы свидетельствовали о том, что почти все дети 98% выразили желание работать, назвав в общей сложности 12 профессий, из них 37% указали на такие нереальные для них профессии, как врач, летчик, артист, банкир и др.
Ни в одном случае не было дано четкого объяснения, почему избрана данная профессия. Чаще то или иное занятие нравилось по чисто внешним приметам или называлось потому, что это была работа их родителей, родственников.
Анализ материалов, полученных из анкет, помог сориентироваться в степени подготовленности родителей к процессу воспитания ребенка с интеллектуальным нарушением в семье по профессиональному и социальному самоопределению детей. Эти данные были использованы для уточнения, корректировки планов работы педагогического коллектива с семьей, и в частности для уточнения тематики лектория для родителей.
Ежемесячный лекторий для родителей включает всесторонние темы: «Авторитет, личный пример родителей и их ответственность за поведение детей», «Формирование личности ребенка в процессе трудового воспитания в семье», «О доброте и отзывчивости», «Роль поощрения и наказаний в воспитании в семье», «Воспитание трудолюбия и честности у детей», «Формирование трудовых навыков у детей в условиях семьи».
Каждая из предложенных тем имеет практическое значение и обогащает опыт родителей в вопросах воспитания.
Тематика лектория строилась с учетом конкретного состава обучающихся специальной коррекционной школы и образовательного уровня их родителей (по нашим данным, высшее образование имели 6 % слушателей, среднее — 28 %, незаконченное среднее — 66%). Основная масса родителей наших учеников трудится в качестве рабочих и обслуживающего персонала в различных отраслях народного хозяйства. Культурный уровень их невысок, поэтому та или иная тема лектория требует обсуждения на классных собраниях с использованием конкретных примеров, и индивидуальных бесед, которые проводят учитель, воспитатель, школьный психолог и врач.
Особое место в работе с родителями занимают практические занятия. Классный руководитель и воспитатель обучают родителей приемам руководства детьми при выполнении ими того или иного задания.
Цель этих занятий — научить родителей приемам подготовки детей к бытовому труду, ознакомить их с правилами техники безопасности при работе с ножом, иглой, утюгом. Эти задания предусматривают решение коррекционных задач — развитие сообразительности, мелкой мускулатуры кисти руки, а также воспитание аккуратности, экономного, бережливого отношения к используемому на занятиях материалу, дисциплинированности, целенаправленности в работе.
Педагоги убеждали родителей в необходимости обязательного соответствия трудовых поручений и заданий психофизическим и возрастным особенностям учащихся, раскрывали пути формирования осознанного отношения к работе, знакомили с методами привития интереса к трудовой деятельности, воспитания ответственности за порученное дело и других качеств, необходимых для оптимальной социально-трудовой адаптации выпускников коррекционных школ.
Педагогический коллектив предлагает родителям практические методы работы с детьми по привитию трудовых навыков, необходимых для выполнения различных видов самообслуживания, ведения домашнего хозяйства. Для этого используются не только коллективная (классные родительские собрания), но и индивидуальная форма работы, с учетом образовательного уровня родителей.
Очень важно, чтобы пребывание ребенка в семье, особенно в школьные каникулы, использовалось для закрепления приобретенных в школе знаний, умений, навыков, чтобы в семье строго соблюдались требования, предъявляемые ребенку в школьной среде.
Дети с интеллектуальным нарушением легко поддаются влиянию и могут усвоить неправильные суждения и действия. Лучший способ воспитания всех положительных качеств — это личный пример старших.
Вся проводимая с родителями работа положительно сказывается на общем развитии обучающихся, на формировании у них реальной оценки своих возможностей, адекватного уровня притязаний, способствует развитию диапазона навыков и умений, интереса к доступной им профессии.
Обследование воспитанников в конце учебного года с использованием анкеты прежнего содержания показывает, что все ученики выражают желание работать в общей сложности по 5 профессиям. Их общее количество несколько сократилось за счет уменьшения числа профессий, недоступных для детей с интеллектуальным нарушением. Четкого, осознанного объяснения, почему избрана та или иная профессия, получить, как и раньше, не удается. При аналогичном обследовании тех же учащихся на вопрос, откуда получена информация о той или иной профессии, они по-прежнему указывали на родителей и родственников. Однако изменилось качество ответов: дети называют в основном доступные им профессии, говорят о них осознанно, с интересом, могут обосновать свой выбор.
Особая роль в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни отводится совместным действиям родителей (законных представителей) и детей в играх и конкурсах. Проводимая работа укрепляет дружбу школы с родителями и улучшает отношения в семье (становятся более уважительными, теплыми). Многие из родителей рады оказать посильную помощь школе и принять активное участие в общешкольных профориентационных мероприятиях. Ниже приведен сценарий спортивно – познавательной игры «Кем, быть?», в котором принимали участие ученики и их родители.
Спортивно-познавательная игра «Кем быть?»
I – IV классы
Цель: расширить представление обучающихся о профессиях.
Задача: воспитывать уважение к людям разных профессий.
Ведущий. У меня растут года — будет мне семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Это слова из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». И в самом деле, кем быть? Какую профессию выбрать? Об этом мы поговорим сегодня. Вы узнаете, какие бывают профессии, чем интересна и чем полезна для общества та или иная специальность.
Загадка
Он – мастер щей, борщей
И рагу из овощей.
Вкусный сварит он бульон,
Торт испечь сумеет он.
И с утра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу.
(Повар)
Ведущий. Повар — это специалист по приготовлению пищи.
(Рассказ одного из родителей о своей профессии)
Кто такой повар и чем он занимается, вы узнали. А теперь предлагаю вам побывать в роли повара.
Эстафета «Повар».
По команде бегут с ложкой до стула, берут луковицу, и с ней возвращаются к своему контейнеру. Передав эстафету вторым игрокам, они встают в конец колонны. В случае падения луковицы игрок поднимает ее, укладывает в ложку и продолжает эстафету с места падения луковицы.
Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.
(Награждение победителей жетонами «Лучший повар».)
Загадка
Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом.
(Строитель)
Ведущий. Строитель — это специалист по строительству.
(Рассказ одного из родителей о своей профессии)
Мы познакомились с профессией строителя. Осталось попробовать свои силы на нашей стройке.
Эстафета «Строители».
Строительство дома из мягкого конструктора. Образец здания изображен на плакате-схеме.
(Награждение победителей жетонами «Лучший строитель».)
Загадка
Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались ли, ребята,
Кто следит за чистотой.
(Дворник)
Ведущий. Дворник — это работник, поддерживающий чистоту и порядок во дворе и на улице.
(Рассказ одного из родителей о своей профессии)
Как вы уже догадались, следующая эстафета называется «Дворник».
Эстафета «Дворник».
В руках у первых игроков вёдра. По сигналу руководителя они бегут за линию и собирают мусор (по одному предмету), после чего возвращаются к своей команде. Передав ведро следующим игрокам, встают в конец колонны. Эстафета заканчивается после того, как весь мусор будет собран.
Побеждает команда, первой выполнившая задание.
(Награждение победителей медалями «Лучший дворник».)
Итог: подсчёт жетонов, награждение дипломами.
Стихотворение: «Твое призвание»
Строитель нам построит дом,
И мы в нем дружно заживем.
Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьет портной.
Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечет в пекарне пекарь,
Учитель выучит всему –
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.
Я думаю, ты подрастешь
И дело по душе найдешь!
Литература
Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: автореф. дис. канд. мед. наук / Р. Ф. Майрамян. - М., 1976. - 24 с.
Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990. - 113 с.
Раку А. И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся. / Под ред. Х. С. Замского. Кишинев: Штинца, 1982. - 24-27 с.
Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. - 94 с.
Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: автореф. дис. канд. мед. наук / Р. Ф. Майрамян. - М., 1976. - 24 с.
Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990. - 113 с.
Раку А. И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся. / Под ред. Х. С. Замского. Кишинев: Штинца, 1982. - 24-27 с.
Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. - 94 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тайлакова Татьяна Анатольевна
→ Таня2933 18.10.2012 0 2576 408 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.