Статья "Подготовка ребенка с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни через взаимодействие школы и семьи"


ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Т. А. Тайлакова

МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №58»

г. Новокузнецка


Подготовка детей с интеллектуальным нарушением к жизни и труду в условиях обычной социальной среды зависит не только от уровня усвоения общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, но и в значительной степени от сформированности у них гражданских соци­альных качеств, жизненной позиции, соци­альных интересов, нравственных качеств, адекватности самооценки и уровня притязаний, контактности с окружающими и мно­гого другого.

Семья — микросреда, окружающая обучающе­гося в процессе учения и после заверше­ния его образования. Ей принадлежит осо­бая роль в процессе формирования лично­сти, в успешном решении задач, осуществляемой специальной (коррекционной) школой VIII вида.

В решении вопросов социальной адапта­ции аномальных детей семья должна нахо­диться в постоянной связи с педагогичес­ким коллективом школы. От учителей и воспитателей родители по­лучают основные сведения о своеобразии развития ребенка с нарушением интеллекта. Это помогает всем членам семьи избегать неправильного отношения к де­фекту ребенка, во время исправлять ошибки и промахи в воспитании ребенка, которые зачастую усугубляют недостатки развития и даже могут привести к вторичным дефектам, затрудняющим формирование социаль­ных качеств личности.

Взаимодействие школы с родителями (законными представителями) обучающихся носит комплексный характер.

Начальный этап предусматривает изучение семей учащихся при их посе­щении педагогическими тройками в соста­ве классного руководителя, психолога и воспитателя. При этом выявляются сле­дующие моменты: возраст родителей, образовательный уровень, профессия, мате­риальные и жилищные условия, отноше­ние к ребенку в семье, объем трудо­вых заданий, предлагаемых ребенку, и ре­зультаты их выполнения. Кроме того, родители (законные представители) участвуют в мониторингах разного уровня и тематики, что позволяет выявить степень их активности. Так, например, анализ анкет, заполняемых родителями на первом родительском собрании, дает нам представление о степени подготовлен­ности родителей к процессу семейного воспитания.


АНКЕТА

  1. Какие доклады Вы хотели бы прослушать?

  2. Какие вопросы воспитания Вас особен­но интересуют?

  3. На что следовало бы обратить вни­мание учителю, воспитателю и школьному психологу в работе с Ва­шим ребенком?

  4. Какие поручения выполняет Ваш ребе­нок в семье?

  5. Какие постоянные обязанности ребе­нок имеет по дому?

  6. Какую помощь Вы оказываете своему ребенку в труде?

  7. Как Вы относитесь к неудачам в ра­боте Вашего ребенка?

  8. С какой специальной литературой по воспитанию детей в семье Вы знакомы?


Полученные данные свидетельст­вует, что большинство родителей хотели бы прослушать доклады о нравствен­ном воспитании и о методах привития трудовых навыков и умений. Родителями был назван обширный круг видов деятельности, выполняемых ребенком (стирка, глаженье, уход за живот­ными, растениями и пр.). Но в 40% семей дети не имели постоянных трудо­вых поручений, и далеко не во всех случаях мы могли отметить, что вид тру­довой деятельности и его продолжительность усложняется с возрастом ребенка и его психо­физическими возможностями.

Мы выяснили, что многие родители, по­могая детям, прибегают к показу, учат доводить начатое дело до конца, но бывает и так, что в силу отсутствия времени или терпения взрослые сами выполняют порученную ребенку работу. На неудачу при выполнении работы детьми реакция родителей бывает разная: от спокойного разъяснения, показа способов выполнения, до вспышек раздражения и физических наказаний.

Что касается специальной литературы, то подавляющее большинство родителей с ней не были знакомы.

Одновременно с работой среди родителей, в начале учебного года была проведена индивидуальная беседа с обучающимися IIV классов по следующим вопро­сам:

  1. Кем бы ты хотел работать в бу­дущем?

  2. Чем нравится тебе эта профессия?

  3. Кто тебе рассказал об этой про­фессии?


Результаты беседы свидетельствовали о том, что почти все дети 98% выразили желание работать, назвав в об­щей сложности 12 профессий, из них 37% указали на такие нереальные для них профессии, как врач, летчик, артист, банкир и др.

Ни в одном случае не было дано чет­кого объяснения, почему избрана данная профессия. Чаще то или иное занятие нравилось по чисто внешним приме­там или называлось потому, что это была работа их родителей, родственников.

Анализ материалов, полученных из анкет, помог сориентироваться в степени подго­товленности родителей к процессу воспи­тания ребенка с интеллектуальным нарушением в семье по профессиональному и социальному самоопределению детей. Эти данные были использованы для уточне­ния, корректировки планов работы педагогического коллектива с семьей, и в частности для уточнения тематики лектория для родителей.

Ежемесячный лекторий для родителей включает всесторонние темы: «Авторитет, личный пример родителей и их ответственность за поведение детей», «Формирование личности ребенка в процес­се трудового воспитания в семье», «О доброте и отзывчивости», «Роль поощре­ния и наказаний в воспитании в семье», «Воспитание трудолюбия и честности у де­тей», «Формирование трудовых навыков у детей в условиях семьи».

Каждая из предложенных тем имеет прак­тическое значение и обогащает опыт родителей в вопросах воспитания.

Тематика лектория строилась с учетом конкретного состава обучающихся специальной коррекционной школы и образовательного уровня их родителей (по нашим данным, высшее образование имели 6 % слушателей, сред­нее — 28 %, незаконченное среднее — 66%). Основная масса родителей наших учеников трудится в качестве рабочих и обслуживающего персонала в различных отраслях народного хозяйства. Культурный уровень их невысок, поэтому та или иная тема лектория требует обсуждения на классных собраниях с использованием конк­ретных примеров, и индивидуальных бесед, которые проводят учитель, воспитатель, школьный психолог и врач.

Особое место в работе с родителями занимают практические занятия. Классный руководитель и воспитатель обучают родителей приемам руководства детьми при выполнении ими того или иного задания.

Цель этих занятий — научить родителей приемам подготовки детей к бытовому труду, ознакомить их с правилами техники безопас­ности при работе с ножом, иглой, утюгом. Эти задания предусматривают решение коррекционных задач — развитие сообра­зительности, мелкой мускулатуры кисти руки, а также воспитание аккуратности, экономного, бережливого отношения к используемому на занятиях материалу, дисциплинирован­ности, целенаправленности в работе.

Педагоги убеждали родителей в необходимости обязательного соответствия трудовых поручений и заданий психофизическим и возрастным особенностям учащихся, раскрывали пути формирования осознанного отношения к работе, знакомили с методами привития интереса к трудовой деятельности, воспитания ответственности за порученное дело и других качеств, необходимых для оптимальной социально-трудовой адаптации выпускников коррекционных школ.

Пе­дагогический коллектив предлагает родителям практические методы работы с детьми по при­витию трудовых навыков, необходимых для выполнения различных видов самообслужи­вания, ведения домашнего хозяйства. Для этого используются не только коллективная (классные родительские собрания), но и индивидуальная форма работы, с учетом образовательного уровня родителей.

Очень важно, чтобы пребывание ребенка в семье, особенно в школьные каникулы, использовалось для закрепления приобре­тенных в школе знаний, умений, навыков, чтобы в семье строго соблюдались требова­ния, предъявляемые ребенку в школьной среде.

Дети с интеллектуальным нарушением легко поддают­ся влиянию и могут усвоить неправильные суждения и действия. Лучший способ воспитания всех положительных качеств — это личный пример старших.

Вся проводимая с родителями работа по­ложительно сказывается на общем развитии обучающихся, на формировании у них реальной оценки своих возможностей, адекватного уровня притязаний, способствует развитию диапазона навыков и умений, интереса к доступной им профессии.

Обследование воспитанников в конце учебного года с использованием анкеты прежнего содержания показывает, что все уче­ники выражают желание работать в общей сложности по 5 профессиям. Их общее количество несколько сократилось за счет уменьшения числа профессий, недоступных для детей с интеллектуальным нарушением. Четкого, осознанного объяснения, почему избрана та или иная профессия, получить, как и раньше, не удается. При аналогичном обследовании тех же учащихся на вопрос, откуда по­лучена информация о той или иной про­фессии, они по-прежнему указывали на родителей и родственников. Однако измени­лось качество ответов: дети называют в основном доступные им профессии, говорят о них осознанно, с интересом, могут обос­новать свой выбор.

Особая роль в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни отводится совместным действиям родителей (законных представителей) и детей в играх и конкурсах. Проводимая работа укрепляет дружбу школы с родителями и улучшает отношения в семье (становятся более уважительными, теплыми). Многие из родителей рады оказать посильную помощь школе и принять активное участие в общешкольных профориентационных мероприятиях. Ниже приведен сценарий спортивно – познавательной игры «Кем, быть?», в котором принимали участие ученики и их родители.















Спортивно-познавательная игра «Кем быть?»

IIV классы


Цель: расширить представление обучающихся о профессиях.

Задача: воспитывать уважение к людям разных профессий.


Ведущий. У меня растут года — будет мне семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Это слова из стихотворе­ния В. Маяковского «Кем быть?». И в самом деле, кем быть? Какую профессию выбрать? Об этом мы поговорим сегодня. Вы узнаете, какие бывают профессии, чем интересна и чем полезна для общества та или иная специальность.


Загадка

Он – мастер щей, борщей

И рагу из овощей.

Вкусный сварит он бульон,

Торт испечь сумеет он.

И с утра в столовой нашей

Варит суп, компот и кашу.

(Повар)


Ведущий. Повар — это специалист по приготовлению пищи.

(Рассказ одного из родителей о своей профессии)


Кто такой повар и чем он занимается, вы узнали. А теперь предлагаю вам побывать в роли повара.

Эстафета «Повар».

По команде бегут с ложкой до стула, берут луковицу, и с ней возвращаются к своему контейнеру. Передав эстафету вторым игрокам, они встают в конец колонны. В случае падения луковицы игрок под­нимает ее, укладывает в ложку и продолжа­ет эстафету с места падения луковицы.

Побеждает команда, быстрее справив­шаяся с заданием.

(Награждение победителей жетонами «Лучший повар».)


Загадка

Мы работаем бригадой,

Нам везут песок, бетон.

Дружно потрудиться надо,

Чтоб построить новый дом.

(Строитель)


Ведущий. Строитель — это специа­лист по строительству.

(Рассказ одного из родителей о своей профессии)


Мы познакомились с про­фессией строителя. Осталось попробовать свои силы на нашей стройке.

Эстафета «Строители».

Строительство дома из мягкого конструктора. Образец здания изображен на плакате-схеме.

(Награждение победителей жетонами «Лучший строитель».)




Загадка

Разгребает снег лопатой,

Подметает двор метлой.

Догадались ли, ребята,

Кто следит за чистотой.

(Дворник)


Ведущий. Дворник это работник, поддерживающий чистоту и порядок во дворе и на улице.

(Рассказ одного из родителей о своей профессии)


Как вы уже догадались, следующая эстафета называется «Дворник».


Эстафета «Дворник».

В руках у первых игроков вёдра. По сигналу руководителя они бегут за линию и собирают мусор (по одному предмету), после чего возвращаются к своей команде. Передав ведро следующим игрокам, встают в конец колонны. Эстафета заканчивается после того, как весь мусор будет собран.

Побеждает команда, первой выполнившая задание.

(Награждение победителей медалями «Лучший дворник».)


Итог: подсчёт жетонов, награждение дипломами.


Стихотворение: «Твое призвание»

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заживем.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь,

Хлеб испечет в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему –

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастешь

И дело по душе найдешь!



Литература


  1. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

  2. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: автореф. дис. канд. мед. наук / Р. Ф. Майрамян. - М., 1976. - 24 с.

  3. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990. - 113 с.

  4. Раку А. И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся. / Под ред. Х. С. Замского. Кишинев: Штинца, 1982. - 24-27 с.

  5. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. - 94 с.





  1. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

  2. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: автореф. дис. канд. мед. наук / Р. Ф. Майрамян. - М., 1976. - 24 с.

  3. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990. - 113 с.

  4. Раку А. И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся. / Под ред. Х. С. Замского. Кишинев: Штинца, 1982. - 24-27 с.

  5. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. - 94 с.




Полный текст материала Статья "Подготовка ребенка с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни через взаимодействие школы и семьи" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тайлакова Татьяна Анатольевна  Таня2933
18.10.2012 0 2576 408

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК