Развитие логического мышления младших школьников с нарушением слуха.


Развитие логического мышления младших школьников с нарушением слуха.

КС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №3» г.Чебоксары

Учитель начальных классов Шакова Юлия Ивановна.



Для более успешного усвоения учебной программы в начальной школе детям с нарушением слуха необходимо уметь логически мыслить. Задача развития интеллектуальных способностей может быть реализована, если она систематически решается в процессе учебной деятельности. Необходимы задания, не копирующего характера, а заставляющие ребёнка размышлять, анализировать, говорить.

Развивать логическое мышление, умение адекватно отражать логические отношения в речи у неслышащих детей необходимо начинать с первых дней пребывания в школе. Ученики постоянно оказываются в различных учебных и жизненных ситуациях, когда необходимо делать самостоятельные выводы, анализировать и речевые ситуации в том числе.

На начальных этапах дети приобретают опыт речевого общения друг с другом, с окружающими их людьми в процессе решения практических задач на доступном им материале. Следовательно, упражнения, используемые в процессе уроков методы, направлены на практическое овладение простейшими рассуждениями, должны приводить к раскрытию смысла логических понятий. На этом этапе ученики усваивают логические связи, объясняя выполненное действие.

Затем дети знакомятся с понятием рассуждений. Они повторяют словесные инструкции, вербально описывают то, что они будут делать ( например: «Дайте мне карандаши, потому что я буду рисовать»).

В следующих ситуациях рассуждения превращаются в общий способ мыслительной деятельности. Дети начинают словесно выражать свои мысли и выполнять перенос усвоенного в других ситуациях.

Над развитием логического мышления следует работать с самых первых моментов пребывания их в школе.

При проведении уроков математики подбираю задания, помогающие развитию логических операций. Зашифровываю слова-сюрпризы, применяю магические раскраски с цифрами при проведении работы с числами, часто использую «головоломки». Дети вынуждены работать самостоятельно. При выполнении таких заданий они лучше начинают выполнять предложенные им задания, развивается их словестная речь.

На уроках чтения таким же образом можно работать над расширением словарного запаса школьников, что в свою очередь положительно влияет на их речевую функцию, понимание прочитанного. Работая над основным словарём текста, в своей работе использую демонстрации действий, инсценировки более сложных моментов. При анализе рассказов уделяю внимание пониманию каждого слова, составляет при этом предложения с их использованием.

Основное внимание уделяю и конструктивному моделированию. Модели помогают ребёнку прочнее усваивать смысл ситуации, служат связующим звеном между логическим и наглядно-образным мышлением (например: ввожу модели предметов, живых объектов на рисунках, выделяю нужное цветом).

В итоге дети стали лучше понимать прочитанное, могут рассказать то, что видят, пытаются рассуждать, могут лучше описать свойства предметов. У учеников улучшилась связная речь, а также прослеживается положительная динамика произносительной стороны речи.

Применяю также знаково-схематические рисунки, которые помогают осознавать смысл прочитанного. Легче усваивать материал, строить пересказ в определённой последовательности, логически завершать их.

Включение в работу логических заданий, помогают учащимся с нарушением слуха более продуктивно развиваться, подготавливает младших школьников овладению понятийными способами общения. Использование элементов знаковой символики, моделей, макетов, дало положительные результаты. можно также констатировать увеличение заинтересованности учеников. Это важные показатели, необходимые для более эффективной работы в коррекционно-развивающей работе.





Литература

  1. Р.М. Боскис «Учителю о детях с нарушением слуха» М., Просвещение, 1988г.

  2. С.А. Зыков «Методика обучения глухих детей языку» М., 1977г.

  3. Е.Г. Речицкая «Формирование учебной деятельности глухих школьников младших классов» С,-П, 1997г.

  4. Развитие логического мышления и особенности усвоения основных наук слабослышащими школьниками. Под. Ред. И.М.Гилевич, К.Г.Коровина. М, 1996г.


Полный текст материала Развитие логического мышления младших школьников с нарушением слуха. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шакова Юлия Ивановна  Юлия32
03.12.2012 1 4346 433

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК