Статья "Овладение жизненными компетенциями обучающимися с нарушениями слуха на внеклассных занятиях по социально-бытовой ориентировке"
Овладение жизненными компетенциями обучающимися с нарушениями слуха на внеклассных занятиях по «Социально-бытовой ориентировке»
Бякова Яна Леонидовна, воспитатель, 1 квалификационная категория по должности «воспитатель», ГБОУ АО «Вычегодская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Актуальность
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью.
Выпуск из детского дома или школы-интерната - ответственный, сложный момент для молодого человека. Часто выпускники этих учреждений оказываются в незнакомых им городах, их социальные связи рвутся, значимые для них люди остаются в прошлом, ориентиры на будущее размыты или отсутствуют, должного опыта социальной адаптации и общения с новыми людьми нет.
Еще в более сложной ситуации оказываются выпускники из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют различные нарушения слуха. Выпускники школ-интернатов для детей с нарушением слуха из-за языкового барьера достаточно изолированы от общества, у них другой образ жизни, и они не знают, как пойти в сберкассу, к врачу, написать письмо, вести бюджет и других, казалось бы, элементарных вещей. Они не приучены думать о завтрашнем дне, получив деньги, они сразу же их тратят.
Выходя в самостоятельную жизнь, эти дети, не могут принять новые жизненные условия. Они не могут принять свое новое жилье, в котором им приходится жить в одиночку. Для них это чужой дом, чужой мир, большой и непонятный, в котором они не умеют жить, так как обучаясь в коррекционной школе - интернате, воспитанники нередко получают и усваивают эти навыки поверхностно. Формальные дежурства, уборка спальных помещений, заключающаяся в «застилании» своей кровати, небольшое количество уроков трудового обучения не способствуют развитию и закреплению этих навыков у детей. Выходя в самостоятельную жизнь, справиться с уборкой дети ещё могут, а вот приготовить еду, отремонтировать одежду, постирать и погладить бельё, грамотно ухаживать за своим телом могут единицы. Все это происходит потому, что дети, воспитывающиеся в школах-интернатах, не участвуют в приготовлении пищи, стирке белья, лишь частично принимают участие в уборке. В результате, живя самостоятельно, даже девушки не могут создать в своем жилище уют, не сразу застилают постель, моют посуду и выполняют повседневные домашние дела.
Поэтому основной воспитательной целью школ - интернатов должна стать подготовка обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельному проживанию в современном обществе. Именно школа - интернат может и должна подготовить ребенка -сироту к дальнейшей самостоятельной жизни в государстве и обществе.
Цикл внеклассных занятий «Социально-бытовая ориентировка» готовит обучающихся к взрослой жизни в обществе через овладение ими навыков самообслуживания и общения:
-
овладение обучающимися с нарушениями слуха знаниями и умениями, обеспечивающими личную самостоятельность;
-
обучение, воспитание рациональным приемам и способам социально-бытовой ориентировки с учётом индивидуальных и психофизических особенностей старшеклассников с нарушениями слуха. Например, на практических занятиях по СБО обучающиеся учатся приготовлению пищи в кабинете «Кулинария», в прачечной – пользоваться бытовой техникой и мыльными средствами, в ЖКХ и Сбербанке – производить платежи и т.д.
Данные формы работы повышают интерес у обучающихся с нарушениями слуха к самостоятельной жизни в обществе.
Идея опыта – оптимизация работы по социально – бытовой адаптации лиц с нарушениями слуха; разработка рабочей программы внеклассных занятий «Социально-бытовая ориентировка» (коррекционно-развивающее направление).
Цель программы - освоение детьми системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Задачи программы:
-
формировать основные бытовые умения и навыки, необходимые для постепенного вхождения в социальную жизненную среду;
-
формировать начальные социально-бытовые умения и навыки, необходимые в процессе жизнедеятельности (во время пребывания в школе, в течение дня);
-
формировать умения и нормы поведения, культуру общения;
-
дать представления и знания о предметах домашнего обихода, их назначении и правилах обращения с ними;
-
познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
-
выработать приемы самоконтроля своего поведения, внешности, научить детей вступать в общение с окружающими в различных ситуациях.
-
формировать необходимые представления о семье, семейных взаимоотношений, об организации быта и досуга семьи.
Работа с обучающимися строится на следующих принципах:
• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
• Принцип наглядности. Выражается в том, что у детей более развито наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, чем словесно – логическое, поэтому мышление опирается на восприятие, представление и действие с предметами.
• Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого обучающегося в воспитательный процесс.
• Связь обучения с жизнью: применение полученных знаний и умений на практике.
• Систематичности и последовательности: весь материал преподносится в определенной последовательности для прочного усвоения обучающимися.
• Воспитывающей и развивающей направленности обучения.
• Коррекции в обучении.
• Индивидуального и дифференцированного подхода.
• Прочности знаний, умений и навыков.
В данной работе используются современные технологии:
-
личностно-ориентированное обучение: технология сотрудничества (обучение в малых группах);
-
технологии взаимодействия между обучающимися;
-
информационно-коммуникативные технологии (презентации, мультимедиа);
-
здоровьесберегающие технологии (гимнастика для глаз, физкультурные паузы).
Представленные материалы могут быть использованы в практической деятельности воспитателямиобразовательных учреждений I и II вида, коррекционных школ VII и VIII вида, учителями, преподающими предмет «Социально – бытовая ориентировка» в коррекционных школах.
В 2002 году в учебные планы школ для глухих детей был введён новый учебный предмет – «Социально – бытовая ориентировка», авторами курса и методических пособий являлись Т.С. Зыкова и Э.Н. Хотеева. По их мнению, проблемы социальной адаптации и реабилитации глухих учащихся решаются в условиях целенаправленного педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности.
О привитии обучающимся с нарушениями слуха социально-бытовых навыков и навыков по самообслуживанию можно узнать из следующих источников:
-
Засенко, В.Б. Подготовка глухих учащихся к самостоятельной трудовой деятельности: Пособие для учителя / В.Б. Засенко. - Киев, 1990.
-
Зыкова, Т.С. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: Пособие для учителя / Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 200с. – ISBN 5-691-01122-7
-
Павлова, Н.П. Организация занятий СБО / Дефектология, 1983.
-
Пенин, Г.Н. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: Учебное пособие / Г.Н. Пенин, З.А. Пономарева, О.А. Красильникова, Л.В. Кораблева / Под ред. Г.Н. Пенина, З.А. Пономаревой. – СПб.: КАРО, 2006. – 496с. – ISBN 5-89815-687-9
-
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида / Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Л.П. Носкова и др. - М.: «Просвещение», 2003. – 558с. – ISBN 5-09-012041-2
-
Рау, Ф.Ф. Проблема интеграции глухих / Ф.Ф. Рау / Воспитание школьников. – 2013. - №3. – С. 52-54
Для адаптации обучающихся с нарушениями слуха в обществе должна проводиться специальная педагогическая работа по усвоению ребенком комплекса социальных ролей, в том числе и по социально - бытовому воспитанию. Эта работа должна включать в себя комплекс мер, направленных на формирование у детей адекватного представления о семье, о самостоятельной жизни вне учебного заведения, о возможных трудностях, для преодоления которых надо сформировать определенные умения и навыки. Очевидно, что детис нарушениями слуха требуют специфических методов организации воспитательного процесса. Важно создать условия для становления такой личности, которая сможет самостоятельно и достойно строить свою жизнь.
Рекомендуемые условия работы, методы, приемы и формы работы.
Условия проведения внеклассных занятий:
-
создание эмоционально-положительной атмосферы на занятиях, расположение школьника к себе;
-
создание пространства общения;
-
вариативность - разнообразие форм взаимодействия, материалов, игр, пособий, приемов и методов организации развивающей работы;
-
подбор посильных заданий для детей;
-
использование инновационных технологий («Пресс-конференция»);
-
отсутствие негативных оценок со стороны педагога, бережное отношение к результату деятельности ребенка.
Методы иприемы: беседа, вопрос-ответ, пояснение, напоминание, разыгрывание по ролям; демонстрация; моделирование реальных ситуаций; сюжетно-ролевые игры; составление диалога из рассыпного текста; упражнения; проблемные ситуации; задания-соревнования; составление диалога по картинкам и иллюстрациям; пресс-конференция;дидактические методы (прием сравнения натуральных объектов, рассматривание иллюстраций, рисунков, метод аналогий); использование сети Интернет, видеосюжетов; презентаций и т.д.
Формы работы: регламентированная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность детей, работа в парах.
Виды наглядности:
-
натуральная (посуда, одежда и т.д.);
-
образная (рисунки, плакаты, картины и т.д.);
-
символическая (условные изображения);
-
графическая (бланки квитанций, таблицы и т.д.).
У старшеклассников с нарушениями слуха, прошедших курс занятий данной программы, формируются необходимые жизненные компетенции, которые в дальнейшем им понадобятся в самостоятельной жизни. Использование рабочей программы внеклассных занятий «Социально-бытовая ориентировка», направленной на повышение уровня бытовой компетентности в вопросах ведения домашнего хозяйства, формирования навыков социальных взаимодействий, позволит целенаправленно и квалифицированно способствовать социально – бытовой адаптации лиц с нарушениями слуха.
Вывод
-
Анализ работы показывает, что у обучающихся с нарушениями слуха необходимо формировать необходимые жизненные компетенции, которые в дальнейшем им понадобятся в самостоятельной жизни.
-
Внеурочная деятельность является эффективным средством развития, формирования и совершенствования уровня овладения жизненными компетенциями обучающимися с нарушениями слуха.
Реализация программы «Социально-бытовая ориентировка» показала, что у обучающихся возрос интерес к внеклассным занятиям по самообслуживанию, социально-бытовой ориентировке. Дети стали проявлять больший интерес к обустройству собственного жилья, организации быта, приобрели социальный и бытовой опыт. Они стремятся к самостоятельности. Ребята обрели уверенность в себе и своих силах и возможностях.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бякова Яна Леонидовна
→ YaninaSiski 13.11.2018 0 3009 435 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы