Мастер - класс "Методики арт-педагогики в работе с умственно-отсталыми детьми (песочная терапия)"


ГОРОДСКОЙ ДИССЕМИНАЦИОННЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 

мастер-класс

 

«Методики арт-педагогики в работе с умственно – отсталыми детьми

(песочная терапия)»

 

  1. Вступительное слово (актуальность проблемы).

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Маргарита Минасовна Терзян. Я учитель начальных классов МОБУ СОШ №38.

Актуальность проблемы обусловлено тем, что с каждым годом увеличивается поступление в общеобразовательную школу детей с смежными диагнозами и множественными нарушениями в развитии. И именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, с той категорией детей, на которых ранее стояла печать «необучаемые».

Практика показывает, что так называемый «необучаемый» ребёнок при особой организованной коррекционно-образовательной работе способен адаптироваться в ближайшем для него окружении, что, безусловно, является показателем и результатом как его общего психического развития, так и интеллектуального. Используя для этого специфические методы, приемы и средства, организуя «пошаговое» обучение, и обязательное включение родителей в педаго­гический процесс.

Цель коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми, это – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни.

У детей с интеллектуальной недостаточностью крайне низкая работоспособность, поэтому работа с такими детьми обычными методами не всегда дает эффективные результаты. Словесные методы обучения малоэффективны. Для детей характерны грубые нарушения речи, а многие из них к младшему школьному возрасту всё ещё остаются безречевыми. Это означает, что речь педагога, не может являться для обучающихся средством познания окружающего мира. Позднее значение словесных методов возрастет, но и в дальнейшем они будут играть лишь вспомогательную роль по отношению к наглядным и практическим методам обучения.

Основные требования к методике обучения тяжело умственно отсталых обучающихся:

- использование игровой формы как доминирующей

- эмоций

- подражательности

Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующие их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные, терапевтические и развивающие возможности, является песочная терапия.

 

  1. Теоретическая часть.

Песок – загадочный материал, способный принимать любые формы. Быть податливым, сухим и влажным, легким и ускользающим, пластичным и плотным, это захватывает и завораживает и детей и взрослых. Песок разный по структуре, по цвету, по наличию или отсутствию воды песок вызывает совершенно разные эмоции, ощущения, чувства. Сухой песок – нежный, легкий, переменчивый, сыпучий, он напоминает о вечности, бесконечности бытия. Смешанный с водой, песок становится более темным и начинает приобретать качества земли и ему можно придать форму. Мокрый песок позволяет “двигаться вглубь или взбираться вверх”. В песочной терапии песок “заземляет” старую, негативную, “проблемную” энергию, тем самым давая человеку возможность открыть в себе источник новой жизни».

Главное кредо песочной терапии - не менять и переделывать, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ему быть самим собой.

Песочница обычно голубого цвета (голубое дно символизирует воду, а борта песочницы – небо, в целом - модель мира).

Игры с песком – это ранний вид игровой деятельности ребенка: любимое занятие в песочнице у девочек - приготовление куличиков; выкапывание тоннелей, «перевозка самосвалами песочного груза» - это любимое занятие в песке для мальчиков. Незаметно для ребенка игра превращается в сеанс терапии, а для нас– это возможность помочь детям при интеллектуальной недостаточности. Каждому ребенку свойственно творить, что-то свое, ломать, чувствуя свою силу, но при всем этом чувствовать себя защищенным. Все это может легко сочетаться и реализоваться в играх с песком.

 

В моей практике есть дети с нозологией умственной отсталости варианта 1и 2.

Организация игрового процесса в ходе песочной терапии имеет пяти шаговую модель.

1 шаг - демонстрация песочницы

2 шаг - демонстрация коллекции фигурок

3 шаг - знакомство с правилами игр на песке

4 шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм

5 шаг - завершение занятия, ритуал выхода

 

Виды работы с песком:

Рисование на песке (пальцем, щепоткой (суть: напрягаем – расслабляем пальчики. Упражнение хорошо срабатывает для детей, у которых процесс расслабления и приведения в тонус очень плохой.), кулачком, кисточкой и т.д.).

Рисование с помощью песка.

Песочная анимация.

Создание скульптур из песка.

Деление это весьма условно и все эти виды можно комбинировать и добавлять свои техники, пуская в ход воображение.

 

  1. Практическая часть работы с педагогами.

Тема: «Чувствительные ладошки»

Цели: познакомить с песком, снижение психофизического и мышечного напряжения.

Ход занятия

(прошу подойти тех, у кого нет аллергии, астмы, порезов, кожаных заболеваний. Это противопоказания для игр в песочнице. Уровень тревожности ребёнка очень высок).

- Я очень рада видеть вас. Мы с вами сегодня начнем знакомство с волшебной страной. Она не обычная песочная. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.

Ритуал «входа» в Песочную страну:

Звучит музыка.

Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:

 

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди

Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным

А еще желательно

Делать все внимательно!

Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками, познакомитесь с жителями этой прекрасной страны. Вы пока их не видите, а знаете почему? Они вас еще боятся, не доверяют вам. Ведь они не знают мы добрые или злые, пришли творить хорошее или плохое. Нам нужно соблюдать правило Песочной страны. Повторяйте за мной:

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

 

Звучит музыка.

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель: развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.

Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?.. (сухой, шершавый, мягкий).

Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!».

Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите? Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.

А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

Вы слышите, как он смеется?

Давайте его погладим между ладонями.

Возьмите за руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!

Можно отлично формировать графомоторные движения при рисовании фигур. Например:

«Нарисуй солнышко» - предложить детям пальчиком или палочкой нарисовать круг, а затем лучики.

«Дорога для машины» - предложить детям выбрать маленькую машинку и нарисовать пальчиками дорогу (прямые линию).

Игра «Волшебное превращение». Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите малыша дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться: в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое.

Следующее упражнение способствует развитию фантазии и подает пример для подражания.

- Сейчас попробуем создать Мир счастья в песочной стране. Для этого мы выберем предмет, для кого будем создавать Мир счастья в песочной стране.

Звучит музыка.

(Физкультминутка «Поймай дельфина». )

Пальчиковая асинхронная гимнастика.

Развивает синхронизацию работы левого и правого полушария. Для чего это нужно:

- повышается креативность (ребенок лучше находить нестандартные решения различных задач);

- тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие речи. Координацию;
- ну просто хорошо и весело провести время

1) Берем правой рукой левое ухо, а левой рукой за кончик носа. Через хлопок нам нужно поменять позицию .

2) Цепочка

3) Цепочка является подготовительным упражнением для следующего упражнения. Делаем «пистолетики», соединяем дуло и рукоять и перекручиваем.

4) Складываем ладони вместе. Это упражнение способствует запоминанию название пальцев. Начинаем с мизинца, сгибаем и выгибаем.

5) Сгибание и разгибание бумаги. Делим лист бумаги формата А4 пополам, мнем в бумажный шарик каждой рукой отдельно и выравниваем, выпрямляем. Этот приём для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.

 

Музыка затихает.

- Вот и получилась у нас картина, искрящаяся разными красками. У меня на душе спокойно и светло. Я знаю: зло никогда не поселится в нашей Песочной стране, потому что у вас добрые сердца и золотые руки.

Педагог предлагает детям вымыть руки.

Звучит музыка.

Рефлексия занятия: сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. Какой он по своей структуре. Чтобы стать по-настоящему счастливым, необходимо делать добрые дела, создавать прекрасное, и верить в свои силы. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы?

Ритуал «выхода» из Песочной страны

Теперь мои милые, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

 

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Это все те задания и упражнения, которые вы делали раньше, только в плоскости песочницы.

Вертикальное положение тела предоставляет возможность действовать более свободно и раскованно. Стоя, дети контактируют с полом и лучше ощущают свое тело. Это очень важное ощущение, поскольку оно позволяет научиться снимать напряжение и расслабляться.

Регулярные занятия с песком способствуют повышению внимательности и сосредоточенности.

Благодаря групповой работе происходит развитие коммуникативных навыков.

 

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Песочная терапия оказывает сильное влияние на развитие личности, в том числе личности умственно отсталого ребенка. Игра в песочнице способствует созданию атмосферы сотрудничества, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка, повышает уверенность, позволяет попробовать себя в различных ситуациях общения. Положительно влияет на подготовку руки к письму, способствует развитию речи, внимания, логического мышления, это помогает в усвоении учебного материала.

 

Вслепую. Завяжите ребенку глаза и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Начать можно, например, с автопортретом, а потом вместе посмеяться, когда выяснится, что брови «съехали» в сторону, а ухо оказалось посередине лица. Посоревнуйтесь с ребенком в умении рисовать с закрытыми глазами.

Превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.. Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Откопать буквы и сложить из них слова, вылепить цифры и т.д.

 

Мы рассматриваем песочницу, во-первых, как среду для коррекции личностного развития умственно отсталого ребенка.

Во-вторых, песочница выступает в качестве посредника в установлении контакта с ребенком и или группой.

В-третьих, песочная терапия позволяет почувствовать себя волшебниками. Ибо создается мир, подвластный им, герои играют роли, какие они захотят, события приходят к развязке, которая им необходима.

В-четвертых, песочная терапия позволяют снять комплекс «плохого художника» - каждый может создать художественную композицию, выразив свои чувства в картине из песка при помощи готовых фигурок.

В-пятых, песочная терапия не имеет методических ограничений, только общечеловеческие. Ставка делается на таинство взаимоотношений между ребенком, группой детей и специалистом.

В-шестых, песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир ребенка. Получить интуитивно-эмоциональное ощущение, которое возникает у специалиста, наблюдая за межличностными отношениями в группе в процессе деятельности и построенной композиции в песочнице.

В-седьмых, сказочная инструкция, наделяющая группу детей ролями, позволяет не только перенести в песочницу эмоциональное состояние каждого ребенка, но и найти созидательные пути его изменения.

 

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания.

Не рекомендуется в случаях, когда:

Уровень тревожности ребёнка очень высок;

Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;

Есть кожные заболевания и порезы на руках.

 

 


Полный текст материала Мастер - класс "Методики арт-педагогики в работе с умственно-отсталыми детьми (песочная терапия)" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Терзян Маргарита Минасовна  Публикатор
20.07.2020 0 3534 266

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК