Статья "Формирование познавательного интереса и его развитие у младших школьников с нарушением слуха"
Автор: Галайдина Татьяна Николаевна /Галайдиной Татьяне Николаевне/
Должность: Учитель начальных классов
Место работы: ГКОУКО «Кировская школа-интернат»
Формирование познавательного интереса и его развитие у младших школьников с нарушением слуха, имеющих комплексные нарушения развития.
Я работаю над развитием познавательного интереса, а затем и познавательной деятельности у школьников на протяжении всей работы в школе с глухими детьми, имеющими комплексные нарушения в развитии. Дети в младшей школе отличаются инертностью, пассивностью, поэтому изучение и работа именно над этой темой для меня является очень актуальной.
Даже у нормально развивающихся школьников младшей школы есть трудности. Дети находятся в новых для них условиях. Под новыми условиями они понимают школьную деятельность. Она, безусловно, отличается от игровой деятельности, которая была присуща детям до школы. Теперь дети включаются в учебную деятельность. Эта деятельность оценивается, в первую очередь, их родителями. Развитие личности младшего школьника зависит и от успеваемости в школе, от оценки его как хорошего или плохого ученика.
И у нормально развивающихся сверстников есть существенные различия в области познавательных интересов. Значительный и глубокий интерес к изучению предметов у младших школьников я встречала очень редко. Точнее сказать лишь однажды. Ребёнок отличался ранним развитием математических способностей. В этом предмете, такого ученика можно назвать одарённым. Но для большинства младших школьников характерны познавательные интересы не большого уровня. Хорошо развитых, а, следовательно, и успевающих детей привлекают разнообразные учебные дисциплины. Здесь можно говорить о сложных учебных предметах, например, математике, чтение, грамматике или простые учебные предметы, например, рисование, ППО и др. Такие дети ситуативно, на разных уроках и внеурочной деятельности, при их изучении абсолютно разных учебных предметов, дают вспышки познавательно интереса. На фоне этого идет подъём интеллектуальной активности детей младшего школьного возраста. Здесь интерес выступает, как постоянный побудитель механизма познания. Познания мира, окружающей действительности, конкретного предмета, то есть общего термина «познание».
Познавать окружающий мир дети начинают с любопытства, любознательности. Рядом с любопытством тут же включается внимание, а затем запоминание. Таким образом приходит минимальный опыт. Познавательный интерес может переходить из одной стадии своего развития в другую. Именно благодаря свойству памяти при переходе из одной стадии развития познавательного интереса в другую, я говорю не об исчезновении предыдущей. Все стадии развития остаются, функционируют и продолжают развиваться наравне с вновь появившимися формами познавательного интереса.
Здесь немаловажную роль играет интерес к результатам своего труда. Я говорю о самом трудном для младшего школьника труде-об учебном труде. Как только у ребёнка возникает интерес к его результатам, возникает чувство удовлетворения от своих достижений, тут же начинает формироваться интерес к содержанию учебной деятельности. Происходит потребность у школьника получать и приобретать новые знания. Учитель должен воспитывать именно такие мотивы учения, при которых ученик осознает значимость учебного, очень для них тяжелого труда.
Всё, что описано выше касается нормально развивающихся детей. Я работаю с глухими детьми со сложной структурой дефекта. Это особенные дети. У них все процессы развиваются по-своему. В младшем школьном возрасте у глухих детей преобладает игровая деятельность. Из-за дефекта или отсутствии слуха, эти дети получают неполные и даже искаженные представления об окружающем мире.
Глухие учащиеся начальной школы, имеющие комплексные нарушения в развитии, не стремятся разбираться в свойствах или особенностях предмета. У них нет потребности всматриваться, анализировать или сопоставлять его с другими предметами. Поэтому они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их отдельными частями. Поэтому восприятие, а главное понимание окружающего у таких детей оказывается искаженным или упрощённым. У глухих детей оказывается дефектной первая ступень познания – восприятие. Об этом много писали психологи В.Г. Петров, Ж.И. Шифт.
Восприятие тесно связано с мышлением. Часто глухие дети со сложной структурой дефекта воспринимают только внешние стороны материала. Не улавливают главное. То понимание и усвоение учебного материала у них затруднено.
При работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта, я заметила, что одни психические процессы у детей не сформированы более резко, более выражено. Но другие остаются относительно сохранными. В этом и обнаруживается индивидуальные различия между детьми. Причем такие различия существуют и в познавательной сфере (деятельности) и в личной.
Глухота у детей, обучающихся в школе, это первичный дефект. Но именно она приводит к возникновению других дефектов, а в результате и отклонений в развитии. Происходит нарушение познавательной деятельности, но и в целом личности ребёнка. Сильно выраженные дефекты познания и поведения невольно могут привлекать к себе внимание других людей. У таких детей нет потребности в приобретении знаний. Они мало любопытны, нет желания к учебе. У таких детей преобладают потребности в еде, жажде, преждевременно развиваются сексуальные потребности.
У младших школьников можно формировать, пробуждать познавательные интересы. Причем развитие интересов и потребностей часто взаимосвязано. Сначала интерес взаимосвязан с игрой. Это новый материал, и большое количество наглядности. На этом этапе сам интерес у глухих детей неустойчив, но все же он способствует созданию положительного отношения к деятельности.
Когда начинает возникать интерес к процессу занятий, нужно включать письмо, решение примеров и другое. Интерес поддерживается выполнением учебных задач. И только после этого возникает интерес к содержанию учебного материала. Удержать интерес глухих детей, имеющих комплексные нарушения в развитии очень сложно. Интересы таких детей односторонни, поверхностны. Они бедны по своему содержанию.
Главное – учебный процесс должен быть увлекательным. Стиль общения с учениками доброжелательным, мягким. Как я удерживаю интерес на уроке, о приемах и методах работы, я расскажу в следующей статье.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галайдина Татьяна Николаевна
→ Публикатор 01.11.2020 0 1853 273 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.