Конспект урока литературного чтения "С. Баруздин "Как Алешке учиться надоело"; 3 класс коррекционной школы
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока чтения по теме:
С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело»
ФИО |
Лисянская Татьяна Владимировна |
Место работы |
ГОКУ СКШ №2 г. Ангарска |
Должность |
учитель начальных классов |
Образовательная область |
Чтение |
Класс |
3 класс |
Тип урока |
урок изучения нового материала.
|
Тема урока: С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело».
Структура урока: «открытие» новых знаний.
Цель урока: Показать возможности формирования читательской грамотности у обучающихся коррекционной школы на уроках чтения в 3 классе, обобщить и систематизировать знания по данной теме.
Задачи:
Образовательная:
- формировать навык беглого безошибочного выразительного чтения;
- учить отвечать на вопросы по содержанию рассказа, высказывать своё отношение к поступкам героев, восстанавливать последовательность событий произведения.
- познакомить с профессиями врача, инженера-конструктора
Коррекционно-развивающая:
- коррекция и развитие связной устной речи при ответах на вопросы, при построении предложений
- коррекция и развитие связной письменной речи при выписывании из текста отдельных предложений
- коррекция и развитие мыслительной деятельности при определении главной мысли произведения
- коррекция и развитие навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки
Воспитательная:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся;
- воспитывать уважение к людям разных профессий
Формируемые БУД:
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
Познавательные:
умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Виды работ:
Беседа, рассказ, игровые формы.
Формы познавательной деятельности:
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, магнитная доска, презентация к рассказу, рефлексивный экран, учебник «Чтение» 3класс, колокольчик, запись песни «Чему учат в школе», слоговая таблица «Читай правильно», дидактическая игра «Один-много».
Ход урока
1. Организационно-подготовительный.
Цель: Быстрое включение детей в урок и предпосылки к продуктивной работе.
Методы и приёмы : словесный.
- Долгожданный дан звонок!
Начинается урок.
Будем мы внимательны
И во всём старательны!
-Какой у нас сейчас урок?
У нас урок чтения.
Проверьте свою готовность к уроку.
А теперь улыбнёмся друг другу, дети.
- Сейчас мы с вами выполним несколько упражнений для того, чтобы наши язычки проснулись и хорошо работали на уроке.
Разминка речевого аппарата.
Цель: подготовить артикуляционный аппарат детей к правильному произнесению нужных звуков.
Методы и приёмы: наглядный.
а) «Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Чередование «Хоботок» - «Улыбка»
б) Прочитать с разной интонацией, с логическим ударением.
Жу-жу-жу – я про осень расскажу.
Та-та-та – осень – это красота!
Ны-ны-ны – листья красные видны.
-
Изучение нового материала.
Цель: подготовить учащихся к изучению материала, необходимого для открытия новых знаний.
Методы и приёмы: постановка вопросов, активизирующих диалог,
сообщение новых знаний (рассказ), объяснение, беседа, работа с учебником, наблюдение, практическая и самостоятельная работа.
1) Актуализация знаний.
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся.
Методы и приёмы: наглядный, словесный, демонстрация.
-Ребята, сегодня на уроке вы обязательно справитесь с поставленной задачей.
Введение в тему урока.
Звучит песня «Чему учат в школе».
- О чем эта песня? О чем вы думали, когда слушали песню? (о школе, об уроках).
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
(Правильно, сегодня мы поговорим о школе и о знаниях, которые мы получаем в процессе обучения).
- А вам детям нужно трудиться?
- А какой ваш сейчас главный труд? (Учеба)
- Знания играют большую роль в жизни каждого из нас.
- Сегодня на уроке мы с вами прочитаем отрывок из рассказа «Как Алёшке учиться надоело». Написал его Сергей Алексеевич Баруздин -
писатель, поэт, участник Великой Отечественной войны. В своих произведениях он писал о том, что видел сам. (Презентация)
2) Работа над текстом.
а) Чтение рассказа учителем.
- Я сейчас прочитаю вам рассказ. Вы внимательно его послушайте и ответьте на такой вопрос: О чем этот рассказ? (о знаниях, об учебе, о труде).
(чтение текста учителем)
Вопросы по первичному восприятию текста.
- Как звали ученика?
- Что вы о нем узнали?
-Найдем новые слова.
Лекарство- это средство для лечения болезней.
Чертеж- это изображение изделия на бумаге.
Завод- это большое предприятие по производству машин.
Врач- это специалист, который занимается лечением людей.
б) Слоговая таблица «Читай правильно» открываем учебник стр.50
Комбинированное чтение:
Прочитаем слова по слогам.
(Я читаю; хором читаем; ученик читает)
Ле-кар-ство- лекарство
Интерес - по-ин-те-ре-со-вал-ся - поинтересовался
Со-гла-сил-ся - согласилась
в) Чтение 1 абзаца
- Почему Алеша решил, что учиться ему больше не нужно?
г) Чтение по ролям
- Кем работали родители Алеши?
Смог Алеша выполнить работу матери, отца? Почему?
д) Чтение последнего абзаца
- Какой вывод сделал Алеша?
Динамическая пауза.
Цель: удержать умственную работоспособность детей на уроке.
Методы и приёмы: словесный, игровой.
Потрудились – отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём
Руки в сторону, вперёд.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
е) Чтение учениками жужжащее (самостоятельное).
Дифференцированный подход - индивидуальная работа с учениками, которые затрудняются читать.
3). Анализ текста. Ответы на вопросы.
- Почему Алёша решил, что учиться ему больше не нужно?
- Чем решил он заниматься?
- Мама согласилась с сыном, что он хочет работать врачом? (Чтение разговора)
- Что из этого вышло?
- Где потом захотел работать Алёша? Отец согласился с сыном?
- А из этого что вышло? (Чтение разговора).
- А мог Алеша выполнить работу матери, отца?
-Скажите, а дедушке и бабушке понравилось бы поведение Алеши? (Презентация)
4) Дидактическая игра «Один-много».
Цель: сделать серьёзный, напряжённый труд занимательным и интересным для учащихся.
Методы и приёмы: словесный, игровой.
(Чтение по «цепочке» по 1 предложению по сигналу колокольчика весь класс читает одно слово.)
3. Закрепление изученного материала.
Цель: организационное завершение урока.
Методы и приёмы: практический, самостоятельная работа.
а) Прочитайте поговорку с доски.
«Всякому делу учиться нужно».
Как вы понимаете? (уметь все делать человек не может, но он многому может научиться, если захочет).
-Какой вывод сделал Алеша?
б) Работа в тетради
- Найди профессию родителей Алеши на картинках, которые весят на доске. Запиши в тетрадь какую работу они выполняют.
Мать:
Отец:
в) Восстанови последовательность рассказа – у доски
-
Вот тебе чертеж машины. Найди в нем ошибки.
-
А это ты сам должен знать. Ты же – врач!
-
Пожалуй, я завтра опять в школу пойду.
-
Алешка взял портфель и ушел из школы.
Итог урока.
Цель: Вспомнить и систематизировать полученные знания.
Метода и приёмы: словесный, беседа.
- Какой рассказ мы сегодня прочитали? Кто автор?
Ребята, чему научил вас этот рассказ?
-Автор этого рассказа нам показал, как много нужно узнать, многому научиться, чтобы работать, как наши мамы и папы. А сейчас наш труд - это наша учеба.
-Что вам на уроке было трудно? За что можешь себя похвалить?
Оценивание.
Цель: оценить работу учащихся на уроке, разбор и запись домашнего задания.
Методы и приёмы: словесный, практический.
Д.з. стр 50-51, читать и отвечать на вопросы.
Ученикам, которые затрудняются читать: прочитать 1 абзац.
Рефлексия.
Цель: определить настроение обучающихся, выразить внутреннее состояние.
Методы и приёмы: игровой, словесный.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал(а)…
было интересно…
было трудно…
я выполнял(а) задания…
я понял(а), что…
теперь я могу…
я приобрел(а)…
я научился(лась)…
у меня получилось …
я смог(ла)…
Литература:
1. Чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптационные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. Ч. 1 / [авт.сост. С.Ю. Ильина, А.А. Богданова]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – 122 с. : ил. – ISBN 978-5-09-042038-9.
2. Аксёнова А.К., Э.В. Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка и чтения в 1-4 классах вспомогательной школе».
3. В. Волина «Учимся играя».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лисянская Татьяна Владимировна
→ Публикатор 19.03.2022 0 1889 156 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.