Конспект урока литературного чтения "С. Баруздин "Как Алешке учиться надоело"; 3 класс коррекционной школы


 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока чтения по теме:

С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело»

 

 

ФИО

Лисянская Татьяна Владимировна

Место работы

ГОКУ СКШ №2 г. Ангарска

Должность

учитель начальных классов

Образовательная область

Чтение

Класс

3 класс

Тип урока

урок изучения нового материала.

 

Тема урока: С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело».

Структура урока: «открытие» новых знаний.

Цель урока: Показать возможности формирования читательской грамотности  у обучающихся коррекционной школы на уроках чтения в 3 классе, обобщить  и систематизировать знания  по данной теме.

Задачи:

Образовательная:

- формировать навык беглого безошибочного выразительного чтения;

- учить отвечать на вопросы по содержанию рассказа, высказывать своё отношение к поступкам героев, восстанавливать последовательность событий произведения.

- познакомить с профессиями врача, инженера-конструктора

Коррекционно-развивающая:

- коррекция и развитие связной устной речи при ответах на вопросы, при построении предложений

- коррекция и развитие связной письменной речи при выписывании из текста отдельных предложений

- коррекция и развитие мыслительной деятельности при определении главной мысли произведения

- коррекция и развитие навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки

Воспитательная:

- воспитывать интерес к учебе, предмету;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся;

- воспитывать уважение к людям разных профессий

 

Формируемые БУД:

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Виды работ:

Беседа, рассказ, игровые формы.

Формы познавательной деятельности:

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

 

Оборудование:  компьютер, магнитная доска, презентация к рассказу, рефлексивный экран, учебник «Чтение» 3класс, колокольчик, запись песни «Чему учат в школе», слоговая таблица «Читай правильно», дидактическая игра «Один-много».

 

 

 

 

Ход урока

 

1. Организационно-подготовительный.

Цель: Быстрое включение детей в урок и предпосыл­ки к продуктивной работе. 

Методы и приёмы : словесный.

- Долгожданный дан звонок!

Начинается урок.

Будем мы внимательны

И во всём старательны!

 

-Какой у нас сейчас урок?

У нас урок чтения.
Проверьте свою готовность к уроку.

А теперь улыбнёмся друг другу, дети.


 

- Сейчас мы с вами выполним несколько упражнений для того, чтобы наши язычки проснулись и хорошо работали на уроке.


 

Разминка речевого аппарата.

Цель: подготовить артикуляционный аппарат детей к правильному произнесению нужных звуков.

Методы и приёмы: наглядный.

а) «Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Чередование «Хоботок» - «Улыбка»


 

б) Прочитать с разной интонацией, с логическим ударением.

Жу-жу-жу – я про осень расскажу.

Та-та-та – осень – это красота!

Ны-ны-ны – листья красные видны.

 

  1. Изучение нового материала.

Цель: подготовить учащихся к изучению материала, необходимого для открытия новых знаний.

Методы и приёмы: постановка вопросов, активизирующих диалог,

сообщение новых знаний (рассказ), объяснение, беседа, работа с учебником, наблюдение, практическая и самостоятельная работа.

 

1) Актуализация знаний.

Цель: организовать познавательную деятельность учащихся.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, демонстрация.

 

-Ребята, сегодня на уроке вы обязательно справитесь с поставленной задачей.

 

Введение в тему урока.

Звучит песня «Чему учат в школе».

- О чем эта песня? О чем вы думали, когда слушали песню?  (о школе, об уроках).

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

(Правильно, сегодня мы поговорим о школе и о знаниях, которые мы получаем в процессе обучения).

- А вам детям нужно трудиться?

- А какой ваш сейчас главный труд? (Учеба)

- Знания играют большую роль  в жизни каждого из нас.

- Сегодня на уроке мы с вами прочитаем отрывок из  рассказа «Как Алёшке учиться надоело». Написал его Сергей Алексеевич Баруздин -

писатель, поэт, участник Великой Отечественной войны. В своих произведениях он писал о том, что видел сам. (Презентация)

2) Работа над текстом.

 

а) Чтение рассказа учителем.

- Я сейчас прочитаю вам рассказ. Вы внимательно его послушайте и ответьте на такой вопрос: О чем этот рассказ? (о знаниях, об учебе, о труде).

(чтение текста учителем)

Вопросы по первичному восприятию текста.

- Как звали ученика?

- Что вы о нем узнали?

 

-Найдем новые слова.

Лекарство- это средство для лечения болезней.

Чертеж- это изображение изделия на бумаге.

Завод- это большое предприятие по производству машин.

Врач- это специалист, который занимается лечением людей.

 

б) Слоговая таблица «Читай правильно» открываем учебник стр.50

 

Комбинированное чтение:

Прочитаем слова по слогам.

(Я читаю; хором читаем; ученик читает)

Ле-кар-ство- лекарство

Интерес - по-ин-те-ре-со-вал-ся - поинтересовался

Со-гла-сил-ся - согласилась

 

в) Чтение 1 абзаца

- Почему Алеша решил, что учиться ему больше не нужно?

 

г) Чтение по ролям

- Кем работали родители Алеши?

Смог Алеша выполнить работу матери, отца? Почему?

д) Чтение последнего абзаца

- Какой вывод сделал Алеша?

 

Динамическая пауза.

 

Цель: удержать умственную работоспособность детей на уроке.

Методы и приёмы: словесный, игровой.

 

Потрудились – отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём

Руки в сторону, вперёд.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

 

е) Чтение учениками жужжащее  (самостоятельное).

 

Дифференцированный подход - индивидуальная работа с учениками, которые затрудняются читать.

 

3). Анализ текста. Ответы на вопросы.

- Почему Алёша решил, что учиться ему больше не нужно?

- Чем решил он заниматься?

- Мама согласилась с сыном, что он хочет работать врачом? (Чтение разговора)

- Что из этого вышло?

- Где потом захотел работать Алёша? Отец согласился с сыном?

- А из этого что вышло? (Чтение разговора).

- А мог Алеша выполнить работу матери, отца?

-Скажите, а дедушке и бабушке понравилось бы поведение Алеши? (Презентация)

 

4) Дидактическая игра «Один-много».

Цель: сделать серьёзный, напряжённый труд занимательным и интересным для учащихся.

Методы и приёмы: словесный, игровой.
(Чтение по «цепочке» по 1 предложению по сигналу колокольчика весь класс читает одно слово.)

 

3. Закрепление изученного материала.

Цель: организационное завершение урока.

Методы и приёмы: практический, самостоятельная работа.

 

а) Прочитайте поговорку с доски.

«Всякому делу учиться нужно».

Как вы понимаете? (уметь все делать человек не может, но он многому может научиться, если захочет).

-Какой вывод сделал Алеша?

 

б) Работа в тетради

- Найди профессию родителей Алеши на картинках, которые весят на доске. Запиши в тетрадь какую работу они выполняют.

Мать:

Отец:

 

в) Восстанови последовательность рассказа – у доски

  • Вот тебе чертеж машины. Найди в нем ошибки.

  • А это ты сам должен знать. Ты же – врач!

  • Пожалуй, я завтра опять в школу пойду.

  • Алешка взял портфель и ушел из школы.

 

Итог урока.

Цель: Вспомнить и систематизировать полученные знания.

Метода и приёмы: словесный, беседа.

- Какой рассказ мы сегодня прочитали? Кто автор?

Ребята, чему научил вас этот рассказ?

-Автор этого рассказа нам показал, как много нужно узнать, многому научиться, чтобы работать,  как наши мамы и папы. А сейчас наш труд - это наша учеба.

-Что вам на уроке было трудно? За что можешь себя похвалить?

Оценивание.

Цель: оценить работу учащихся на уроке, разбор и запись домашнего задания.

Методы и приёмы: словесный, практический.

Д.з.  стр 50-51, читать и отвечать на вопросы.

Ученикам, которые затрудняются читать: прочитать 1 абзац.

Рефлексия.

Цель: определить настроение обучающихся, выразить внутреннее состояние.

Методы и приёмы: игровой, словесный.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал(а)…

было интересно…

было трудно…

я выполнял(а) задания…

я понял(а), что…

теперь я могу…

я приобрел(а)…

я научился(лась)…

у меня получилось …

я смог(ла)…

Литература:

1. Чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптационные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. Ч. 1 / [авт.сост. С.Ю. Ильина, А.А. Богданова].  – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – 122 с. : ил. – ISBN 978-5-09-042038-9.  

2. Аксёнова А.К., Э.В. Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка и чтения в 1-4 классах вспомогательной школе».

3. В. Волина «Учимся играя».


Полный текст материала Конспект урока литературного чтения "С. Баруздин "Как Алешке учиться надоело"; 3 класс коррекционной школы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лисянская Татьяна Владимировна  Публикатор
19.03.2022 0 1889 156

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК