Статья "Через уроки чтения – к воспитанию и развитию"
Автор статьи: Бойваленко Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов, МКОУ "Ш-И №18"
Разработка, касается того, что уроки чтения способствуют развитию духовно – нравственных качеств в личности. Какие формы и методы может использовать учитель в своей работе
Через уроки чтения – к воспитанию и развитию
В.А. Сухомлинский писал:
« Если добрые чувства не воспитаны в детстве,
Их никогда не воспитаешь.
В детстве человек должен пройти
эмоциональную школу - школу добрых чувств ».
Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Важно воспитать в детях самостоятельность в принятии решений, целенаправленность в действиях и их поступках. Наибольшим потенциалом в реализации этой задачи обладают уроки чтения.
Уроки чтения способствуют развитию духовно – нравственных качеств в личности:
- формируют представления о добре и зле, о том, что зло наказуемо;
- воспитывают чувство патриотизма, любовь и уважения к Родине, культуре, языку;
-воспитывают уважение к старшим по возрасту людям;
- способствуют возникновению между обучающимися дружеских отношений.
Художественная литература – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает соотносить себя с героем произведения.
Обязательный элемент на моих уроках - обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. А как бы поступили вы? Правильно ли поступил герой? Ведь опыт может быть востребован самим ребёнком лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.
Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра. В этом нам помогает сказка. Именно сказки по своему сюжету и по своей идее , дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, смелость, настойчивость и ответственность, способность сопереживать, готовность помогать другому.
Например,
мы познакомились с детьми с русскими
народными сказками «Лисичка
– сестричка и серый волк», «Лиса и
журавль» . В этих сказках рассказывается
об уме и глупости, о хитрости и прямодушии,
о добре и зле, о жадности.
Прежде
чем инсценировать сказки, мы познакомились
с героями сказок. С
помощью опорных слов составили
характеристику главных героев.
Проанализировали
поведение каждого героя, мы учились
давать оценку поступкам героев сказок.
Учитывая слуховые и речевые возможности обучающихся, мы распределили роли. Дети вошли в образы героев, старались сыграть каждый свою роль.
Ситуации, создаваемые на уроке, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить.
С этой целью знакомлю детей с таким понятием, как «сравнение». Ребята учатся делить героев произведения на группы «положительные» и «отрицательные».
Для повышения эффективности уроков чтения часто использую групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности. Они повышают познавательную активность детей, способствуют более продуктивному овладению учебным материалом. При организации парных, групповых, фронтальных форм обучения можно отдавать предпочтение не образовательным, а воспитательным задачам, смысл которых заключается в формировании умений различных видов общения детей в группах. Нельзя думать, что дети сами собой научатся общаться друг с другом, испытывая при этом добрые намерения и чувства, этому необходимо учить. Реализация этого вида воспитательных задач также помогает нравственному становлению личности младшего школьника.
Необходимо и как можно чаще вспоминать о личном опыте ребенка. Там, где это целесообразно и вытекает из хода обсуждения произведения, следует поговорить с детьми об организации практических дел. В практической деятельности нравственные качества будут уточняться и укрепляться. В связи с чтением рассказов природоведческого содержания можно провести интересную и полезную работу по охране живой природы. Зимой – организовать подкормку птиц, привлекать детей к уходу за комнатными растениями, учить заботиться о домашних животных. Чтение произведений на нравственные темы должно проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности и размышлениям.
Таким образом, процесс нравственного воспитания на уроках чтения имеет специфические особенности. Они заключаются в подборе методов, средств и форм нравственного воспитания. Все это необходимо учитывать учителю при организации уроков чтения. Систематическая работа на уроках чтения с произведением позволяет повышать уровень нравственного воспитанияобучающихся, воспитывать у них доброту, честность, чувство долга, ответственности; формировать чувство патриотизма; учить уважать людей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бойваленко Елена Николаевна
→ Публикатор 10.12.2024 0 82 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы