Статья "Через уроки чтения – к воспитанию и развитию"


Автор статьи: Бойваленко Елена Николаевна

Должность: учитель начальных классов, МКОУ "Ш-И №18"



Разработка, касается того, что уроки чтения способствуют развитию духовно – нравственных качеств в личности. Какие формы и методы может использовать учитель в своей работе



Через уроки чтения – к воспитанию и развитию


В.А. Сухомлинский писал:

« Если добрые чувства не воспитаны в детстве,

Их никогда не воспитаешь.

В детстве человек должен пройти

эмоциональную школу - школу добрых чувств ».

Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Важно воспитать в детях самостоятельность в принятии решений, целенаправленность в действиях и их поступках. Наибольшим потенциалом в реализации этой задачи обладают уроки чтения.

Уроки чтения способствуют развитию духовно – нравственных качеств в личности:

- формируют представления о добре и зле, о том, что зло наказуемо;

- воспитывают чувство патриотизма, любовь и уважения к Родине, культуре, языку;

-воспитывают уважение к старшим по возрасту людям;

- способствуют возникновению между обучающимися дружеских отношений.

Художественная литература – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает соотносить себя с героем произведения.

Обязательный элемент на моих уроках - обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. А как бы поступили вы? Правильно ли поступил герой? Ведь опыт может быть востребован самим ребёнком лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.

Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра. В этом нам помогает сказка. Именно сказки по своему сюжету и по своей идее , дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, смелость, настойчивость и ответственность, способность сопереживать, готовность помогать другому.

Например, мы познакомились с детьми с русскими народными сказками «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и журавль» . В этих сказках рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о жадности.
Прежде чем инсценировать сказки, мы познакомились с героями сказок. С помощью опорных слов составили характеристику главных героев. Проанализировали поведение каждого героя, мы учились давать оценку поступкам героев сказок.

Учитывая слуховые и речевые возможности обучающихся, мы распределили роли. Дети вошли в образы героев, старались сыграть каждый свою роль.

Ситуации, создаваемые на уроке, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить.

С этой целью знакомлю детей с таким понятием, как «сравнение». Ребята учатся делить героев произведения на группы «положительные» и «отрицательные».

Для повышения эффективности уроков чтения часто использую групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности. Они повышают познавательную активность детей, способствуют более продуктивному овладению учебным материалом. При организации парных, групповых, фронтальных форм обучения можно отдавать предпочтение не образовательным, а воспитательным задачам, смысл которых заключается в формировании умений различных видов общения детей в группах. Нельзя думать, что дети сами собой научатся общаться друг с другом, испытывая при этом добрые намерения и чувства, этому необходимо учить. Реализация этого вида воспитательных задач также помогает нравственному становлению личности младшего школьника.

Необходимо и как можно чаще вспоминать о личном опыте ребенка. Там, где это целесообразно и вытекает из хода обсуждения произведения, следует поговорить с детьми об организации практических дел. В практической деятельности нравственные качества будут уточняться и укрепляться. В связи с чтением рассказов природоведческого содержания можно провести интересную и полезную работу по охране живой природы. Зимой – организовать подкормку птиц, привлекать детей к уходу за комнатными растениями, учить заботиться о домашних животных. Чтение произведений на нравственные темы должно проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности и размышлениям. 

Таким образом, процесс нравственного воспитания на уроках чтения имеет специфические особенности. Они заключаются в подборе методов, средств и форм нравственного воспитания. Все это необходимо учитывать учителю при организации уроков чтения. Систематическая работа на уроках чтения с произведением позволяет повышать уровень нравственного воспитанияобучающихся, воспитывать у них доброту, честность, чувство долга, ответственности; формировать чувство патриотизма; учить уважать людей.











Полный текст материала Статья "Через уроки чтения – к воспитанию и развитию" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бойваленко Елена Николаевна  Публикатор
10.12.2024 0 82 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК