Технология формирования интонационной выразительности средствами театрализованной игры
Технология формирования интонационной выразительности средствами театрализованной игры
Автор: Слободчикова Л. А.
Место работы: МДОУ № 1 - «Ветерок» г. Солнечногорск
Должность: Учитель-логопед
Дополнительные сведения:
Технология формирования интонационной выразительности средствами театрализованной игры
Игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
По мнению ученых, игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, АД. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).
Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника, создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
Театрализованная игра выполняет важную роль для речевого развития дошкольника (совершенствование навыков связного высказывания, формирование выразительности речи).
Основными направлениями логопедической работы в театрализованной деятельности являются:
- развитие произносительной стороны речи: развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, правильного голосоведения и модуляций;
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование координации речи и движения;
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие средств невербальной коммуникации (мимики, пантомимы, жестов), эмоционального восприятия, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Театрализованная деятельность в условиях специального детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений, а направлена на коррекцию речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Это обусловило необходимость решения следующих задач:
- коррекция нарушений речи дошкольников;
- развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность;
- развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-волевой сферы;
- развитие эстетических способностей.
Занятия разрабатывались нами с учетом следующих принципов:
- активности и сознательности в обучении: применяются разнообразные дидактические приемы, позволяющие активизировать внимание ребенка, использовать проблемные ситуации, повышающие мотивацию и побуждающие дошкольников активно использовать полученные навыки в произвольной и самостоятельной речи;
- систематичности и последовательности: материал к занятиям подбирается в определенной последовательности, пошаговое формирование навыков позволяет постепенно закреплять и совершенствовать ранее усвоенный материал.
- доступности: характер и объем заданий выбирается в соответствии с уровнем развития и подготовленности детей с нарушениями речи;
- наглядности – большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, посещение театров, встречи с артистами, использование моделей, схем);
- принцип специфичности театрализованной деятельности, который объединяет игровой (непроизвольный) и художественный (подготовленный) компоненты,
- принцип интеграции речевого материала предполагает использование лексического материала, отработанного в рамках других занятий (по произношению, по развитию лексико-грамматического строя, связной речи). Такой подход способствует переносу имеющихся у дошкольников знаний из одних образовательных условий в другие;
- принцип импровизационности рассматривает театрализованную игру как творческую деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой. Его основу составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, стремление к оригинальности и самовыражению;
- комплексности: театрализованная деятельность включена в общую систему коррекционно-образовательного процесса и опирается на сотрудничество всех педагогов, работающих с детьми.
Применение театрализованных игр в рамках компетентностного подхода в обучении, отвечает современным требованиям, предъявляемым к коррекционно-логопедической работе. Работа логопеда должна обеспечивать создание условий для стимулирования речевой активности ребенка.
Поэтапная система логопедического воздействия условно делится следующим образом:
1 этап – ориентировочный,
2 этап – мотивационный,
3 этап – деятельностный,
4 этап – аналитический.
1 этап предполагает организацию соответствующей предметно-развивающей и речевой среды, способствующей развитию эстетического восприятия художественных произведений и раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе логопедической работы. Свою работу мы строили, применяя различные методы и приемы, с целью формирования всех компонентов языковой системы.
На ориентировочном этапе воспитание интереса к театрализованной игре проходит при включении ее в различные формы работы: рассказывание и инсценировка, художественно-продуктивная деятельность и др. Большая роль отводится наглядности.
На 2 этапе проводится дальнейшее формирование языковой компетенции:
- формируется у ребенка способности воспринимать выразительность, красоту и точность родной речи, насыщение ее речевыми оборотами и образными выражениями;
- вводятся в связную речь языковые средства для самостоятельного творчества детей.
3 этап предполагает развитие у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях: продумывание собственного замысла сказки, выбор темы, сюжета, героев; обучение детей связно, последовательно, выразительно строить предложения.
Для речи детей с общим недоразвитием характерны такие нарушения, как: бедность словарного запаса, неточность употребления слов, отсутствие полноты изложения, низкая речевая активность. При обучении ребенка правильной и красивой речи необходимо:
- активизировать пассивный и активный словарь,
-совершенствовать фонетическую, лексическую, грамматическую, синтаксическую стороны речевого развития,
- сформировать навыки связного монологического высказывания,
- развить образную речь, детскую фантазию и воображение.
4 этап позволяет решать следующие задачи:
- активизация собственной исполнительской деятельности детей,
- передача художественного образа с помощью движений, мимики, интонации,
- преодоление речевого негативизма, застенчивости, робости, неуверенности при выступлении перед аудиторией,
- повышение уровня самоконтроля за собственной речью и стремление ее улучшить.
Например, для развития интонационной выразительности дети выполняют следующие упражнения: просятся в теремок от лица мышки, лягушки, медведя; исполняют песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то в образе козы, то в образе волка; задают вопросы из сказки «Три медведя», как их задали бы Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.
В целях развития у детей способности произвольно управлять своими движениями они выполняют имитационные упражнения: показывают, как Лиса подкрадывалась к Петушку; изображают прогулку семейства трех медведей и т.п.
Особое внимание мы уделяем умению детей рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене, т.е. искусству драматизации. Мы используем знакомые и любимые детьми сказки, богатые диалогами, разнообразные по интонационному оформлению и предоставляющие ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой. Именно драматизация сказок позволяет дошкольникам овладеть навыками использования разнообразных выразительных средств в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения); способствует повышению речевой активности, развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Совместная творческая деятельность позволяет вовлечь в процесс театрализованной игры даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении, воспитывает умение взаимодействовать со сверстниками.
Содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста
Основные направления развития театрализованной игры:
- постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком;
- от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;
- от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Задачи и содержание работы
формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.
углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески.
стимулирования интереса детей к творчеству и импровизации. Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.), а также запланирована специально в недельном расписании занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.
Список литературы
Акулова О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества // Развитие самостоятельности и активности в дошкольного возрасте. СПб., 1996.
Александрова О. Разыгрываем сказки // Дошкольное воспитание. 1998. № 12.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М., 1999.
Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998
Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М., 1983.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
Гурович Л. Открыть перед ребенком мир словесного искусства // Дошкольное воспитание. 2004. № 8.
Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. М., 1992.
Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту. Красноярск, 1999.
Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 1, 5, 8.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М., 2004.
Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985.
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., 1982.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников: Метод. пособие для педагогов дошк. учреждений М., 2004.
Советский энциклопедический словарь. 3-е изд. М., 1985.
Сомкова О.Н. Развитие творческой речевой активности ребенка 5—6 лет в процессе освоения средств языковой выразительности // Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. СПб., 1996.
Сохин Ф.А., Ушакова О.С. Связь развития речи с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. М., 1990.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1972.
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. Харьков, 1997.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. Кишинев, 1986.
Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.
Шибицкая А.Е. Словесное творчество детей 6—7 лет на материале русских народных сказок // Художественное творчество в детском саду. М., 1974.
Шильгави В.П. Начнем с игры. М., 1980.
Щураковская Л.А. Сочинение сказок старшими дошкольниками // Художественная самостоятельная деятельность детей 4—7 лет. М., 1976.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Слободчикова Лариса Аркадьевна
→ Лорик68 03.12.2011 0 3492 589 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.