Логопедическое занятие "Новоселье у Алины" для учащихся классов "Особый ребёнок"
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Комитет по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 613 МОСКОВСКОГО РАЙОНА
ГБСКОУ № 613 Московского района
Санкт-Петербурга
Методическое объединение учителей логопедов
Логопедия
Логопедическое занятие
По теме «Новоселье у Алины»
Выполнили:
Куликова Т.А.
учитель – логопед
высшей квалификационной категории
Яковлева С.С.
учитель – логопед
без категории
проверил:
Полиенко В.В.
председатель МО
учителей логопедов
первой квалификационной категории
г. Санкт – Петербург
2013
Новоселье у Алины
Цель: закрепление знаний, умений и навыков, полученных на логопедических занятиях.
Задачи:
Активизация словарного запаса по темам: «Предметы личной гигиены», «Одежда», «Фрукты», «Цветы», «Правила дорожного движения»;
Формирование навыка анализа и синтеза слов;
Формирование навыка слогового анализа и синтеза;
Закрепление умения узнавать эмоцию на картинке и передавать её;
Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания;
Развитие общей и мелкой моторики;
Развитие психологической базы речи (память, внимание, воображение);
Формирование навыка словообразования и словоизменения;
Закреплений понятий «цвет», «форма»;
Развитие ориентации в пространстве, закрепление понятий «право», «лево»;
Формирование логического мышления;
Формирование навыков социально-бытовой ориентации;
Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки, предметы личной гигиены, дорожные знаки, светофор и огни к нему, картонные круги (торты) и комплект геометрических фигур для украшения, карточки с буквами, «смайлики» с изображением эмоций.
Ход занятия
Т. А. – Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Заниматься будем все вместе, а ещё к нам пришли гости. Давайте дружно поздороваемся. Молодцы. Теперь давайте проверим, готовы ли мы заниматься. Я буду читать стихотворение, а вы будете показывать части тела, которые я называю и говорить готова эта часть тела заниматься или нет.
Здравствуйте, ушки. Вы готовы?
Да. (Дети показывают на уши)
Здравствуйте глазки. Вы готовы?
Да. (Дети показывают на глаза)
Здравствуй, голова. Ты готова?
Да, да, да. (Дети показывают на голову)
Здравствуйте, ручки. Вы готовы?
Да. (Дети показывают руки и хлопают)
Здравствуйте, ножки. Вы готовы?
Да. (Дети показывают ноги и топают)
Здравствуйте, ребята, вы готовы?
Да, да, да. (Дети обнимают себя)
С. С. – Здравствуйте, ребята. Татьяна Анатольевна, сегодня урок отменяется.
Т. А. – Как так? Почему?
С. С. – К нам в школу на имя ребят пришло письмо и это приглашение.
Т. А. – А от кого письмо?
С. С. – От девочки Алины. Алина приглашает нас в гости на …
А какой праздник не могу разобрать, непонятно написано.
Т. А. – Ничего страшного. Узнать какой у Алины праздник нам помогут ребята. Посмотрите на доске много букв. Они все разного цвета. Вам надо выбрать только красные буквы.
(Дети из разноцветных букв выбирают только красные).
С. С. – Посмотрите, из красных букв получилось слово, и старшие ребята нам его прочитают. НОВОСЕЛЬЕ. Куда нас пригласила Алина?
Д. - На новоселье.
Т. А. –А что такое Новоселье?
С.С. - Это переезд в новый дом или в новую квартиру. У Алины праздник, у Алины новая квартира. Мы пойдём к Алине в гости, чтобы порадоваться вместе с ней.
Т.А. - Всех ребят мы в гости ждём,
Посмотреть наш новый дом.
Отмечаем новоселье,
Будет праздник и веселье!
С. С. – Ребята, Алина рада, что у неё новая квартира?
Д. - Да.
С.С - Давайте покажем, как мы радуемся (смайлик).
(Дети показывают эмоцию «радость»)
Т. А. – Ребята, а мы удивились, когда получили письмо?
Д. – Да.
Т.А. - Давайте покажем, как мы удивляемся (смайлик).
(Дети изображают эмоцию «удивление»)
С.С. – Ребята, в гости ходят с подарками. А у нас есть подарок?
Д. – Нет.
С.С. - Давайте, покажем, как мы огорчились, что нет подарка (смайлик).
(Дети изображают эмоцию «огорчение»)
Т.А. – Теперь давайте поиграем. Мы будем показывать картинки, а вы будете показывать настроение, которое на них нарисовано.
(Логопеды показывают смайлики, дети показывают эмоцию).
С. С. – Ребята, перед тем как пойти в гости, надо привести себя в порядок. У нас на столе лежит много разных вещей, вам надо выбрать предметы, которые нужны для ухода за собой. Но перед этим будем отгадывать загадки.
(Логопеды загадывают загадки. Дети отгадывают, выходят и выбирают нужный предмет гигиены).
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щётка)
- Ребята, давайте язычком, как щёткой почистим зубы. Сначала нижние, потом верхние.
(Дети совместно с логопедами выполняют артикуляционные упражнения).
Т.А. - Я эту загадку в карман положу, достану потом - на себя погляжу. (Зеркало)
- Ребята, давайте посмотримся в зеркало и улыбнёмся себе, как это делает девочка на картинке (Упражнение «Улыбка»)
С.С. - Лёг в карман и караулю –
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
- Ребята, давайте покажем, как мы плачем. Будем широко открывать рот.
Т.А. - Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне -
Пусть отмоет руки мне. (Мыло)
- А теперь наш язычок будет кусочком мыла. Упёрлись язычком в правую щёчку, нашли кусочек мыла. Помыли щёчку. Теперь помоем левую щёчку. (Упражнение «Орешек»)
С.С. – Благодарна мне причёска,
А зовут меня… (Расчёска)
- Наши зубы будут расчёской. Будем «причёсывать» язык.
Т.А. - После бани помогаю, промокаю, вытираю.
Пушистое, махровое, чистое, новое. (Полотенце)
- Мы так хорошо вытирались, что полотенце намокло. Давайте повесим его посушиться. (Упражнение «Лопатка»)
С.С - Чтобы волосы блестели и красивый вид имели,
Чтоб сверкали чистотой,
Мною их скорей помой. (Шампунь)
- Посмотрите, как шампунь мылится. Получается много пузырьков. Давайте будем вместе надувать пузыри. Вдыхаем через нос, плечи не поднимаем, щёки не надуваем, выдыхаем долго и плавно, чтобы пузырь получился большой. А теперь выдыхаем быстро и резко, чтобы пузырьки получались маленькие. (Упражнение на дыхание).
Т.А. - Кто умеет чисто мыться? (Дети пожимают плечами)
С.С. - Кто водички не боится? (Дети пожимают плечами )
Хором - Это - мы, это - мы, (Дети показывают на себя)
Это, это, это - мы!
Т.А. - Умываться мы умеем,
Моем руки, моем шею (Имитация движений)
вот так; вот так,
С.С. – Моем уши, чистим зубы. (Имитация движений)
Вот так, вот так.
Мы помылись, как большие,
Вот мы чистые какие!
Посмотри, посмотри! (Дети смотрят друг на друга)
Т. А. – Молодцы теперь мы с вами чистые и причёсанные. Но для того, чтобы идти в гости, надо правильно одеться. Посмотрите на доску (изображение мальчика в домашней одежде). Мальчик одет?
Д. - Да.
Т.А. - А можно так идти в гости?
Д. - Нет.
Т.А. - Почему? Где мы ходим в такой одежде?
Д. – По дому.
Т.А. - Полина, иди, составь из букв слово ДОМ. Как называется одежда, в которой ходим по дому?
Д. - Домашняя.
С. С. – А вот дети (изображение детей в спортивной одежде). Так можно идти в гости?
Д. - Нет.
С.С. - Когда мы носим такую одежду?
Д. – Когда занимаемся спортом.
С.С. - Ося, иди, вычеркни неправильно написанные буквы, а из оставшихся букв прочитай слово. СПОРТ. Как называется одежда для спорта?
Д. - Спортивная.
Т. А. – А так можно идти в гости? (изображение детей в праздничной одежде)
Д. - Да.
Т.А. - Одежда красивая, нарядная значит в ней можно идти на праздник. На доске много разных геометрических фигур. Антон, иди, выбери из всех фигур только круги. Аня, прочитай слово, которое получилось. ПРАЗДНИК. Как называется одежда для праздника?
Д. - Праздничная.
С. С. – А так можно идти в гости? (изображения мальчика в уличной одежде)
Д. - Да.
С.С. - Где мы ходим в такой одежде?
Д. – По улице.
С.С. - Никита, иди, составь слово улица из слогов. УЛИЦА. Как называется одежда для улицы?
Д. – Уличная.
С.С. - Ещё она называется верхняя, потому что надеваем поверх остальной одежды. Когда придём в гости, что нужно сделать с верхней одеждой?
Д. – Надо снять и повесить на вешалку.
Т.А. – Посмотрите на доску и расскажите в чём пойдёте на праздник (картинки с разной одеждой).
С.С. - Мы снимаем тапки,
Надеваем шапки,
Шарфики, штанишки,
Сапоги, пальтишки,
Надеваем куртки —
Готовы для прогулки!
Т. А. – Вот мы с вами и на улице (фото улицы). Ребята, наш город очень большой. В городе много дорог и машин, поэтому на улице надо быть очень внимательным. Дорогу можно переходить только в положенных местах.
С. С. – А где же можно переходить дорогу?
Д. - Где есть светофор.
С.С. - Посмотрите, у нас тоже есть светофор, только пока он не работает. Не горят огни. Давайте пригласим двух человек, и они нам помогут починить светофор.
(Дети выходят и правильно расставляют цвета светофора).
С.С. - Артем правильно расставил огни? Артем, на какой свет нельзя переходить дорогу?
Д. - На красный.
С.С. - Лиза правильно расставила огоньки? Лиза, на какой свет нельзя переходить, но надо приготовиться?
Д. - На жёлтый.
С.С. – На какой свет можно переходить дорогу?
Д. - На зелёный.
Т. А. – Ребята, для того чтобы вспомнить, где ещё можно переходить дорогу, отгадайте загадку.
Полосатые лошадки
Поперёк дорог легли-
Все авто остановились
Если здесь проходим мы.
Что это? Это пешеходный переход (фото пешеходного перехода «зебра»), который называется, как и полосатая лошадка – «зебра». Посмотрите, они очень похожи. И на лошадке и на переходе белые полоски. Ребята, какой знак говорит, что здесь можно переходить дорогу? (стилизованное изображение животного зебры и дорожного знака «Зебра»)
(Дети выбирают знак, логопеды показывают игрушечный знак)
Т.А. – Увидев такой знак, мы просто выйдем на дорогу и пойдём?
Д. – Нет.
Т.А. – А что нужно сделать перед тем как идти через дорогу?
Д. – Нужно посмотреть по сторонам.
Т.А. – Правильно. Куда надо смотреть на дороге сначала?
Д. - Налево.
Т.А - Поднимите левую руку, покажите налево, посмотрите налево. Куда надо смотреть потом?
Д. - Направо.
Т.А. - Поднимите правую руку, покажите направо, посмотрите направо.
С. С. – Молодцы. А где ещё можно перейти дорогу? Отгадайте ещё одну загадку.
Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?
Подземный переход (фото). Правильно. Очень многие из вас, когда идут домой, выходят на Московский проспект. Проспект очень широкий, перейти его трудно. И нам помогает подземный переход. Как вы думаете, какой знак обозначает «подземный переход» (изображения дорожных знаков).
(Дети выбирают знак) Правильно, знак, где нарисован человечек, спускающийся по ступенькам (логопед показывает игрушечный знак). Ребята, когда видите такой знак, не ленитесь, спускайтесь вниз и безопасно переходите дорогу.
С.С - Давайте повторим. Видим такой знак («подземный переход»). Что делаем?
Д. – Спускаемся вниз.
Т.А. – Видим светофор. Что делаем?
Д. – Ждём зеленый сигнал.
С.С. – Видим такой знак («зебра»). Что делаем?
Д. – Смотрим по сторонам. Сначала налево, затем направо.
Т. А. – Молодцы. Мы с вами соблюдали все правила и благополучно перешли все дороги. А куда же мы пришли? Послушайте стихотворение.
Надо хлеба нам купить
Иль подарок подарить –
Сумку мы с собой берём
И на улицу идём.
Мы проходим вдоль витрин
И заходим в … (магазин).
Антон, иди, составь из букв слово «магазин».
И так, мы пришли в магазин (фото магазина). Для Алины нам надо купить торт, фрукты и цветы.
С. С. – Это очень большой магазин и в нём много отделов. Все отделы обозначаются значками. Посмотришь на значок и сразу понимаешь, куда надо идти, чтобы купить нужную вещь.
(Логопед на доске выставляет пиктограммы, обозначающие отделы магазина.)
Т. А. – Ребята, давайте вспомним, как надо вести себя в магазине. Можно бегать по магазину?
Д. - Нет.
Т.А. - Можно всё хватать с полок?
Д. - Нет.
Т.А. - Можно открывать упаковки?
Д. - Нет.
Т.А. - Правильно в магазине надо вести себя спокойно, не мешать другим покупателям, товары с полок не хватать и упаковки не открывать.
С. С. – Вот сколько отделов в нашем магазине. Ребята, нам надо купить торт. Как вы думаете, в какой отдел мы пойдём? Торт делают из муки, это выпечка. На какой табличке нарисована выпечка? (Дети показывают пиктограмму с хлебом).
Давайте посмотрим, что продаётся в этом отделе? (фото хлебного отдела)
Д. - Хлеб, булка, печенье, торты.
С.С. - Сейчас вы будете кондитерами - это люди, которые пекут сладости. Посмотрите, какие у нас есть торты, но они совсем некрасивые. Ваша задача торты украсить. Посмотрим, у какого класса получится самый красивый и аппетитный торт.
(Дети украшают картонные торты с помощью вырезанных геометрических фигур).
Молодцы, замечательные торты получились у всех. А для Алины мы взяли вот такой торт (фото торта).
Т. А. – Торты в корзинку положили, а теперь пойдём за фруктами. Как вы думаете, каким значком обозначен отдел с фруктами? (Дети выбирают пиктограмму, с изображением фруктов). Правильно. Этот отдел найти несложно. А что здесь можно купить? (фото овощного отдела в магазине) Разные овощи и фрукты. Но нам нужны только фрукты. Сейчас вы будете выходить и складывать фрукты в корзинку.
(Дети выходят и из предложенных картинок выбирают изображение фруктов, складывают в корзинку).
Т.А. – Молодцы. Набрали целую корзинку фруктов.
С. С. – Наша корзинка уже заполнилась. Осталось взять цветы. Как вы думаете, в какой отдел пойдём?
(Дети выбирают пиктограмму «цветы»)
А какие цветы будем брать, догадайтесь, отгадав загадку.
(Дети отгадывают загадки.)
С.С. - Яркие, пахучие -
Ай-ай-ай!
Колючие! (Роза) (картинка)
Т.А. - Много лепесточков острых –
Красных, жёлтых, белых, пёстрых.
На меня ты погляди-ка,
Называюсь я …(гвоздика) (картинка)
С.С. – Для подруги Лилии
Сорву в саду я …. (лилии) (картинка)
Т.А. - Ребята, мы собрали цветы вместе, а что у нас получился красивый букет. (изображение букета)
Теперь пойдём на кассу и расплатимся.
С. С. – Ребята, мы и сами не заметили, как дошли до Алины. Давайте поздороваемся, вручим наши подарки и пойдём пить чай.
Т.А. – Наше занятие закончилось. Алина говорит большое спасибо за подарки и предлагает вам угощение.
На странице приведен фрагмент.
Автор: коллектив авторов
→ 19750702 27.11.2013 0 4058 585 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.