Слайд 1
Егорова Наталья Александровна
учитель математики и
информатики
МБОУ Гимназия №5
города Новосибирска
1
Автор: учитель математики и информатики Гимназии №5 города Новосибирска Егорова Наталья Александровна
Тема
урока:
Дидактическая
игра-конкурс «Своя игра»
Предмет: Математика, внеурочная работа по математике
Класс: 10
Ключевые слова: математика, алгебра, старые задачи, старая школа, задачи для 6 класса по арифметике, «Своя игра», декада математики, неделя математики, открытый урок, презентация для внеурочного мероприятия по математике, командные мероприятия для классов одной параллели, дидактическая игра для 10 классов, задания в программе Microsoft Office PowerPoint.
Оборудование: класс, оборудованный медиапроектором и (или) интерактивной доской, программа Microsoft Office PowerPoint, задания к игре в электронном виде (см. приложение).
Тип урока: игра-конкурс по программному материалу алгебры в 10 классе и нестандартным арифметическим задачам на смекалку
Формы работы: командная, фронтальная.
Аннотация: количество участников в команде 4-5. Наиболее оптимально ограничение первого тура 20-25 минутами, третьего тура – не больше чем 10-15 минутами. 5-10 минут выделить на разъяснение цели мероприятия, правил игры, объявление результатов игры и награждение победителей. Таким образом, общее время игры может быть ограничено стандартным уроком в 45 минут. Особую «изюминку» в проводимое мероприятие привносит второй тур, содержащий арифметические задачи из задачника издания 1962 года.
Цель урока: Провести соревновательное командное мероприятие, позволяющее принять в нем участие наиболее большему количеству учащихся всей параллели, в занимательной форме проверяющее знания по предмету «Математика».
Задачи:
Формирование навыков коллективной работы;
Демонстрация возможностей мультимедиа проектора и интерактивной доски при проведении командных мероприятий;
Развитие внимания и логического мышления;
Развитие интереса к изучению математики и информатики на примере офисного приложения PowerPoint.
Ход урока:
Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 10 классов школы. Поэтому наиболее подходит при проведении недель и декад математики. При небольшом количестве классов на параллели возможно участие нескольких команд по 5 человек от каждого класса. В случае большого количества классов каждый класс может выставить одну команду или конкурс осуществляется в несколько потоков, причем победитель определяется по количеству набранных баллов.
Динамичная форма игры позволяет принять участие болельщикам из числа не вошедших в команды учеников. В случае, когда ни одна из команд не дает правильного ответа, вопрос может быть адресован к болельщикам. В случае правильного ответа от болельщиков балл может быть прибавлен к общей сумме выбранной ответившим болельщиком команды.
Игра осуществляется в два тура: «Алгебра», «Математическая смекалка». Первый вопрос выбирается ведущим – учителем, проводящим мероприятие. Обычно это первый вопрос в первой теме – «Уравнения за 100». Ведущий зачитывает вопрос, и команды получают возможность совещаться и записывать решение. Условием набора баллов за верное решение является первенство в объявлении ответа. Поэтому каждая команда стремится первой ответить на вопрос. В случае правильного ответа баллы прибавляются, в случае не правильного – вычитаются. В дальнейшем тему и номинал выбирает команда, ответившая на вопрос или попытавшаяся ответить первой. В перерыве между турами жюри подсчитывает набранное каждой командой количество баллов и объявляет командам перед началом очередного тура.
Ячейки таблицы с номиналами и темами анимированы и интерактивны. Щелчок мыши или удар указкой по соответствующему месту интерактивной доски переводит слайд к выбранному вопросу. С каждого слайда-вопроса можно по стрелке-указателю вернуться на главный слайд − таблицу. Ячейки, содержащие уже сыгравший вопрос, меняют цвет. Поэтому не может быть ситуации повтора вопросов. После выбора вопроса слайд будет неизменен до следующего щелчка мыши. По повторному щелчку открывается верный ответ и указатель-стрелка для перехода к таблице вопросов.
В случае завершения активных ссылок на вопросы в таблице или истечения времени (в случае, когда время на каждый тур будет ограничено по согласованию с командами) со слайда с вопросами по стрелке бирюзового цвета может быть осуществлен переход к завершающему тур слайду и открывающему тур следующий.
К
теме «Функция» прилагаются слайды с
чертежами. С этих слайдов по стрелке
осуществляется переход к слайду с
вопросом. Щелчок мышью открывает верный
ответ.
На заглавном слайде указаны
границы используемого материала по
алгебре – 7-10 класс, но это, разумеется,
не означает, что задания посильны
учащимся всего периода с 7 по 10 класс.
Используется широкий спектр тем: от
линейных функций до тригонометрических,
от линейных уравнений до уравнений с
модулем, радикалами и тригонометрическими
функциями. Аналогичный широкий выбор
тем отражен и в других номинациях. Таким
образом, часть вопросов предназначена
для повторения и активизации остаточных
знаний.
Второй
тур мероприятия состоит из задач,
предлагаемых к решению шестиклассникам
в 1962 и десятком лет раньше. Это задачник
Пономарёва
С.А. и Сырнева Н.И. «Сборник задач и
упражнений по арифметике для V-VI
классов». Издание девятое, «Учпедгиз»,
Москва, 1962 год. Объективное, связанное
с различными причинами снижение качества
подготовки учащихся в плане арифметического
решения задач делает задачи для
10-классников достаточно сложными, потому
как приходится применять математические
операции и умозаключения, не популярные
в нынешних программах. Однако, значение
гимнастики для ума, обусловленное
необходимостью решать такие задачи без
применения алгебраического аппарата,
трудно переоценить. В некоторых случаях
применение последнего делает решение
неоправданно усложненным и с большими
трудностями осуществляемым в заданные
ограниченные сроки.
Поэтому беру
на себя смелость предложить арифметическое
решение предложенных во втором туре
задач.
Задача 1. Магазин
получил со склада материал.
Ситца было получено 66% общего
количества, а числа метров сатина и
шерсти относились между собой,
как 11 : 6.
Сатина
было получено на 450 м больше
шерсти. Сколько метров каждого материала
получил магазин?
Решение:
Количество сатина и шерсти составило
34% от общего количества полученного
материала. Отношение 11:6 означает, что
весь материал можно представить 17-ю
частями. 11 из которых соответствуют
количеству сатина, а 6 – количеству
шерсти. Тогда процентное содержание
разделится в том же отношении: 34%/17*11=22%
- сатин, 34%/17*6=12% - шерсть. Значит, 10% разницы
и составят 450 метров, 100% - 4500 метров, 66% -
2970 метров, 22% - 990 метров, 12% - 540 метров.
Задача 2. Имеются два числа, ни одно из которых не делится на 7. Может ли (и при каком условии) сумма этих чисел разделиться на 7?
Решение: В данном случае решение очевидно для учащихся, знакомых с теорией остатков и (или) со здравым смыслом.
Задача 3. Из двух кусков сплавов, из которых первый весил 12 кг и содержал 70% чистого серебра, а второй содержал 56% чистого серебра, получился сплав, содержащий 60% чистого серебра. Найти вес второго куска сплава.
Решение:
Содержание
серебра в первом сплаве составляет 8,4
кг, во втором – 0,56 от веса второго сплава.
Если вес второго сплава принять за x кг,
то вес серебра составит 0,56х кг. Общий
вес двух сплавов – 12+х кг. Общий вес
серебра в двух сплавах – (8,4+0,56х) кг.
Составим отношение общего веса серебра
к общему весу сплавов.
(8,4+0,56х)/(х+12).
По условию, оно равно 0,6. Решение данного
уравнения даст требуемый ответ – 30
кг.
Задача 4. Сколько
процентов от вычитаемого составляет
разность, если вычитаемое
составляет 2/3 уменьшаемого?
Решение: Так как сумма вычитаемого и разности дает уменьшаемое, а вычитаемое составляет по условию 2/3 уменьшаемого, то разность составляет 1/3 вычитаемого. 1/3 составляет от 2/3 ровно половину, то есть 50%.
Задача 5. Мальчик накопил на покупку фотоаппарата 5,2 руб. Остальные деньги ему дали отец и два старших брата. Оказалось, что первый брат дал 25% суммы, собранной на покупку без него, второй брат дал 33 1/3% суммы, собранной на покупку без него, и отец дал 50% суммы, собранной на покупку без него. Сколько рублей заплатил мальчик за фотоаппарат?
Решение:
Данная задача оценена в 1000 баллов. Она
несколько сложнее прочих в виду достаточно
запутанной формулировки «без него».
Разумеется, учитель может оценить её
на своё усмотрение меньшим количеством
баллов, приравняв к остальным по
сложности.
Очевидно, что
25% - четверть. Значит, первый брат дал
четверть того, что было собрано без
него. Значит, без него папа, брат и мальчик
собрали четыре таких части, как дал он.
Значит, с его вкладом было бы пять таких
частей. А с его вкладом мы всю сумму как
раз и получаем. Значит, первый брат дал
1\5 от всей суммы.
Аналогично,
33 и 1\3% - это третья часть. Значит, без
второго брата мальчик, первый брат и
папа собрали три таких части, как дал
второй брат. Значит, с ним - четыре части.
Значит, от всей стоимости он дал 1\4, а
папа 1\3. Вместе
47\60. Значит, мальчик собрал недостающую
до целой суммы часть, то есть 52 рубля -
13\60. Цена фотоаппарата – 240 рублей.
Данный
вид дидактической игры использовался
неоднократно в учебном процессе и во
внеурочной деятельности и каждый раз
вызывал живую заинтересованность
учащихся и повышение мотивированности
к участию в игре.
Автор: Егорова Наталья Александровна
→ nouvelle9556 15.03.2013 0 12531 1803 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.