Содержание:
Глава
I.
Введение……...……..…...……..……………………..…….….…....2
§1.1
Введение
Глава
II.
Историческая справка………….………………………...…....…4
§2.1
Историческая справка
Глава
III.
Статистические
характеристики……………….……...............6
§3.1.
Основные стадии статистического
исследования
………………..….6
§3.2.
Основные
понятия переписи населения………..………………….....10
Глава
IV.
Исследовательская работа……..…..………………….…..…..14
Глава
V.
Заключение……………………………………………………..…15
§5.1
Заключение
Глава
VI.
Список использованной литературы
(источников)...………......16
Глава
VII.
Приложения………………………………………………….….17
Глава I.
Введение
§1.1
Введение
Изучение почти любого предмета в школе
предполагает хорошие знания математики,
и без нее нельзя освоить эти предметы.
Может показаться, что на уроках истории,
рисования, физкультуры и иногда и в
повседневной жизни математика не нужна.
Но это неверно. На этих уроках мы
встречаемся с разного рода вычислениями,
упорядоченными данными, результатами
исследований, измерениями, слышим
названия единиц измерения, вычисления
и не всегда понимаем, о чем говорит
преподаватель.
Я заинтересовался, а как происходит
сбор данных, анализ результатов полученной
информации и итогов деятельности, и их
применение в практической деятельности.
Также, прошедшая перепись населения
явилась еще одной причиной моего интереса
и стремления узнать больше о предмете
статистика.
Поэтому в моей работе собраны сведения
о предмете статистика, методах
исследования. Представлены результаты
моего исследования и возможность их
применения на практике. Для того чтобы
собрать всю информацию, провести сбор,
обработку, анализ данных по результатам
исследования, я посетил библиотеки
города Сургута, чтобы найти материал
для исследования. Я обратился к книгам
и помощи INTERNET, Наконец,
у нас появилось достаточно материала
для исследования. Данная работа оказалась
на редкость интересной для меня лично.
Я узнал много нового методах статистического
исследования, о культурно- исторических
объектах и пр.
Данная работа помогла мне приобрести
новые знания и навыки в сборе, анализе,
обработке результатов исследования, я
научился делать выводы и учиться
применять их на практике.
Надеюсь, что моя работа окажется
интересной и нужной не только для меня
и моих одноклассников, но и для школьников
и учителей моей школы.
Исходя, из этого актуальность моего
исследования обусловлена тесной связью
семьи и школы
Объект моего изучения - статистическое
исследование семьи МОУ СОШ № 10
Цель моего исследования –
сформировать представление о статистических
исследованиях, обработки данных и
интерпретации результатов. Сбор
статистической информации о семьях
школы, обработка и анализ результатов
с точки зрения, что семьи отдельно взятой
школы – это частица населения России.
Обозначенная цель требует решение
следующих задач:
- Собрать материалы и изучить литературу
по данной теме;
- представить историю развития и
представления о статистике;
- Сформировать представление о возможности
описания и обработки данных с помощью
различных средних.
- исследовать и составить наглядную
картину среднестатистической семьи
МОУ СОШ №10.
Гипотеза. Если мы будем знать,
какая среднестатистическая семья нашей
школы, то можно прогнозировать результаты
работы с семьей.
Методы исследования:
Сбор данных включает
в себя изучение поставленной задачи,
определение значимых понятий, подбор
источников информации, сбор информации.
Группировка данных
включает в себя разделение данных в
группы по общему признаку, построение
таблицы данных.
Анализ данных
включает в себя нахождение статистических
характеристик. Обобщение полученных
результатов.
Отчет.
Сбор данных. Группировка данных. Анализ
данных. Общий вывод: какая она – семья
МОУ СОШ № 10 [4,8].
Новизна исследования:
поиск статистических представлений у
учеников о методах сбора, обработки,
анализа информации и развитие интереса
к изучению истории своей школы.
Практическая значимость работы
заключается в том, что использование
полученных данных может быть использовано
для работы классных руководителей с
семьей. Для практического применения
на уроках математики, географии, биологии,
обществознания, истории и других. Для
руководителей школы. Возможно
использование материала данного проекта
на уроках, факультативах и т.д.
Глава II.
Историческая
справка
2.1. Историческая справка
Кто
управляет числами, тот управляет миром!
Изучив литературу, я узнал, что термин
«статистика» происходит от латинского
слова status, которое означает «положение,
состояние вещей».
Статистика
как практическая деятельность людей
зародилась в глубокой древности. За
несколько лет до нашей эры проводились
переписи населения в Китае и Египте для
военных и налоговых целей. В Древнем
Риме проводились цензы (учеты) свободных
граждан и их имуществ. Первая публикация
по статистике – это «Книга Чисел» в
Библии, в Ветхом Завете, в которой
рассказано о переписи военнообязанных,
проведенной под руководством Моисея
и Аарона.
СТАТИСТИКА
1)
вид практической деятельности,
направленной на собирание, обработку,
анализ и публикацию статистической
информации, характеризующей количественные
закономерности жизни общества во всем
ее многообразии (экономики, культуры,
морали, политики и др.). В этом смысле
под статикой понимают и совокупность
сводных, итоговых показателей, относящихся
к какой-либо области общественных
явлений.
2)
Отрасль знаний (и соответствующие ей
учебные дисциплины), в которой излагаются
общие вопросы сбора, измерения и анализа
массовых количественных данных.
Статистика разрабатывает специальную
методологию исследования и обработки
материалов: массовые статистические
наблюдения, метод группировок, средних
величин, индексов, балансовый метод,
метод графических изображений. Статистика
как наука включает разделы: общая теория
статистики, экономическая статистика,
отраслевые статистики и др.[12]
Я
узнал, что многообразная практика
учетно–статистических работ нуждалась
в теоретическом обобщении. Началось
становление статистической науки. У
истоков статистики как науки стояли
две школы: английская научная школа
политических арифметиков и немецкая
описательная школа.
Изучив
литературу, я узнал, что эти школы
появились в середине XVII в., узнал, какими
научными исследованиями занималась
каждая из этих школ, почему они так
назывались, кто был основоположником
этих двух направлений, узнал, что истоком
современной теории статистики была
английская школа политических арифметиков.
Кроме
того я узнал, что в первой половине XIX
в. возникло третье направление
статистической науки - статистико-математическое,
представители которого считают основой
статистики теорию вероятностей. Особый
вклад в это направление внес бельгийский
ученый А.
Кетле. По его
инициативе для координации развития
статистики проводились международные
статистические конгрессы, а в 1885 г.
основан международный статистический
институт, существующий до настоящего
времени.
С
большим интересом я знакомился со
становлением русской статистической
школы. Это и русская описательная школа,
представителями которой были Татищев
В.Н.,Ломоносов
М.В. и
др., русская школа политических
арифметиков, представленная в трудах Д.
Бернулли, И.Ф.
Германа и др., и русская академическая
школа статистики, благодаря которой
Россия к началу XX в. была одним из
признанных центров научной статистической
мысли.
Статистические
операции на Руси, как и в других странах,
зародились в глубокой древности и были
вызваны жизненными потребностями,
прежде всего необходимостью сбора
податей с населения. Однако история
свидетельствует, что вплоть до 18 века.
Учетно-статистические операции на Руси
носили бессистемный характер.
На
Руси первая перепись населения с
фискальными целями была проведена в
1245 г.
В
период царствования Петра I в России
произвели изменения в развитии
производительных сил, что привело к
расширению учетно-статистических
операций. При Петре I в России был введен
текущий учет населения: регистрация
церковных браков, рождений, смертей, а
также ведение по приходам списков
прихожан (православных), в которых
содержались сведения о поле, возрасте,
сословии граждан. Осуществлялся
статистический учёт городов, и городского
населения, учет урожайности, цен на
хлеб, продукты первой необходимости,
налажен учет внешнеэкономических
связей.
В
1741 г. были проведены специальные переписи
рабочих, где учитывались происхождение,
возраст, семейное положение, выполняемая
работа, форма и размер заработной платы.
Проведение
различных учетно-статистических операций
способствовало приобретению опыта
статистической работы, формированию
кадров, разработке программ и организации
наблюдения и т.д. К концу 18 века собираемые
факты использовались для широкого
обобщения, для характеристики отдельных
сторон социально-экономической жизни.
В
начале 19 века в России создаются
министерства, на которые возлагалась
обязанность собирать данные по различным
отраслям.
В
1811 году было создано статистическое
отделение при Министерстве полиции как
центральный орган правительственной
статистики.
В
1870 прошел первый статистический съезд
в России.
После
1917 г. начала функционировать единая
централизованная система государственной
статистики в России.
Однако
современный этап развития статистических
методов можно отсчитывать с 1900 г., когда
англичанин К. Пирсон основал журнал
«Biometrika».
В
ХХ в. статистику часто рассматривают,
прежде всего, как самостоятельную
научную дисциплину.
Главным статистическим органом РФ
является Государственный Комитет
Российской Федерации по статистике.
Статистические
методы управления качеством и сертификации
продукции очень важны именно в настоящее
время.
Результаты
обработки статистических данных стали
представлять виде таблиц и диаграмм,
как это и делает Федеральная служба
государственной статистики России
(Росстат) РФ.
В
настоящее время статистическая обработка
данных проводится, как правило, с помощью
соответствующих программных продуктов.
Во
многих странах мира — Японии и США,
Франции и Швейцарии, Перу и Ботсване и
др. — статистическим методам обучают
в средней школе, ЮНЕСКО постоянно
проводят конференции по вопросам такого
обучения в СССР и СЭВ игнорировали этот
предмет в средней школе и лишь слегка
затрагивали его в высшей. Результат на
рынке труда был очевиден — снижение
конкурентоспособности специалистов.
В
современной школе России введено
изучение статистики и её элементов,
начиная с 5 класса.
Таким
образом, изучив литературу по истории
статистики, я узнал, что на протяжении
многих веков теоретические основы
статистики разрабатывались математиками,
астрономами и физиками, философами и
др.
Глава
III.
Статистические
характеристики
3.1. Основные стадии статистического
исследования:
1) сбор первичной статистической
информации (статистическое наблюдение);
2) статистическая сводка и обработка
первичной информации;
3) обобщение и интерпретация статистической
информации.
Все эти этапы связаны между собой,
отсутствие одного из них ведёт к разрыву
целостности статистического исследования.
Так, проведение статистического
наблюдения бессмысленно без дальнейшего
анализа, а анализ невозможен без
информации, полученной на стадии
первичной обработки данных.
Первая стадия статистического
исследования – наблюдение, сбор данных
о значениях изучаемого признака единиц
статистической совокупности и их
регистрация в специальных статистических
формулярах.
На первом этапе статистического
исследования фиксируются первичные
статистические данные, или исходная
статистическая информация, которая
является фундаментом будущего
статистического анализа. Если при сборе
первичных статистических данных допущена
ошибка или материал оказался
недоброкачественным, это повлияет на
правильность и достоверность как
теоретических, так и практических
выводов. Статистическое наблюдение от
начальной до завершающей стадии
(получение итоговых материалов) должно
быть тщательно продуманным и чётко
организованным. Характерным для этой
стадии является метод массовых
наблюдений. Методы статистического
наблюдения достаточно разнообразны:
переписи, статистическая отчётность,
анкетирование, выборочное наблюдение.
Вторая стадия статистического
исследования представляет собой комплекс
последовательных действий по обобщению
конкретных единичных фактов, образующих
совокупность в целях выявления типичных
черт и закономерностей, присущих
изучаемому явлению в целом.
Статистическое наблюдение даёт исходный
материал для обобщения, началом которого
служит сводка, или упорядочение данных
о единицах статистической совокупности.
Если при статистическом наблюдении
получают сведения, описывающие каждую
единицу, то данные сводки характеризуют
всю статистическую совокупность и
отдельные её части.
В процессе сводки данные о единицах
совокупности располагаются в определённом
порядке (по возрастанию или убыванию
значений признака, по алфавиту, статусу
и т.д.). Основным методом статистической
сводки выступает группировка.
Совокупность делится по признакам
различия и объединяется по признакам
сходства, подсчитываются суммарные
показатели по группам и в целом по
совокупности. С помощью метода группировок
изучаемые явления делятся на важнейшие
типы, характерные группы и подгруппы
по существенным признакам. С помощью
группировок ограничивают совокупности,
качественно однородные в существенном
отношении, что является предпосылкой
для определения и применения обобщающих
показателей.
Результаты статистической группировки
и сводки излагаются в виде статистических
таблиц, являющихся наиболее рациональной,
систематизированной, компактной и
наглядной формой представления массовых
данных.
На третьей стадии проводится
анализ статистической информации.
Статистический анализ является
заключительной стадией статистического
исследования.
Выделяют следующие основные этапы
анализа:
1) констатация фактов и их оценка;
2) установление характерных черт и причин
явления;
3) сопоставление явления с другими,
принятыми за базу сравнения – нормативными,
плановыми и прочими явлениями;
4) формулирование гипотез, выводов и
предположений;
5) статистическая проверка выдвинутых
гипотез с помощью специальных
статистических показателей.
Характерным для статистических
методов на этой стадии является применение
обобщающих показателей:
абсолютных, относительных, средних
величин и индексных систем. Некоторые
общие черты формирования обобщающих
показателей устанавливаются посредством
измерения их вариации. Изучение вариации
наряду с применением средних и
относительных величин имеет большое
практическое и научное значение.
Показатели вариации дополняют средние
величины, за которыми скрываются
индивидуальные различия. Они характеризуют
степень однородности статистической
совокупности по данному признаку.
Показатели вариации определяют степень
и границы вариации признака. Соотношение
показателей вариации может выражать
взаимосвязь признаков.
При изучении статистической информации
широкое применение имеют табличный и
графический методы.
Большое значение для развития
статистической методологии имеет
компьютеризация статистических
исследований, позволяющая создавать
базы статистических данных и программы
их обработки, в значительной мере
сокращать сроки обработки информации,
широко использовать многомерные методы,
улучшать качество и наглядность
проводимого анализа.
Виды и способы статистического
наблюдения.
Статистическое
наблюдение различается по видам и по
источникам сведений.
Виды статистического наблюдения.
Систематическое наблюдение - текущее:
наблюдение проводится на основе
первичных документов, содержащих
информацию, необходимую для достаточно
полной характеристики изучаемого
явления.
Статистическое наблюдение - периодическое.
Примером может служить перепись
населения.
Наблюдение, проводимое время от времени
- единовременным.
Виды
статистического наблюдения могут
быть сплошными и не
сплошными.
Сплошным называется
наблюдение, учитывающее все без единицы
изучаемой совокупности.
Не сплошное наблюдение
ориентируется на учет некоторой
достаточно массовой части единиц
наблюдения.
В
статистической практике применяются
различные виды не сплошного наблюдения:
Качество
не сплошного наблюдения уступает
результатам сплошного.
Для
получения представительной характеристики
всей статистической совокупности по
некоторой части ее единиц применяют
выборочное наблюдение, основанное на
научных принципах формирования выборочной
совокупности. Случайный характер отбора
единиц совокупности гарантирует
беспристрастность результатов выборки.
Способы статистического наблюдения.
В
зависимости от источников собираемых
сведений различают наблюдение:
непосредственное,
документальное
опрос.
Непосредственным называют
наблюдение, осуществляемое путем
подсчета, измерения значений признаков,
снятия показаний приборов специальными
лицами, осуществляющими наблюдениями,
иначе говоря - регистраторами.
Документальное наблюдение –
это такое наблюдение, когда запись
ответа на вопросы формуляра наблюдения
производится на основании соответствующих
документов.
Опрос –
это наблюдение, при котором ответы на
вопросы формуляра наблюдения записываются
со слов опрашиваемого.
Сбор и группировка статистических
данных.
Для
изучения различных общественных и
социально-экономических явлений, а
также некоторых процессов, происходящих
в природе, проводятся специальные
статистические исследования. Всякое
статистическое исследование начинается
с целенаправленного сбора информации
об изучаемом явлении или процессе. Этот
этап называется этапом
статистического наблюдения.
Для
обобщения систематизации данных,
полученных в ходе статистического
наблюдения, их по какому-либо признаку
разбивают на группы, и результаты
группировки сводят в таблицы.
Наглядное представление статистической
информации.
Для
наглядного представления данных,
полученных в результате статистического
исследования, широко используются
различные способы их изображения.
Одним
из хорошо известных вам способов
наглядного представления ряда данных
является построение столбчатой
диаграммы.
Столбчатые
диаграммы используют тогда, когда хотят
проиллюстрировать динамику изменения
данных во времени или распределение
данных, полученных в результате
статистического исследования.
Для
наглядного изображения соотношения
между частями исследуемой совокупности
удобно использовать круговые
диаграммы.
Для
построения круговой диаграммы круг
разбивается на секторы, центральные
углы которых пропорциональны относительным
частотам, определенным для каждой группы
данных.
Динамику
изменения статистических данных во
времени часто иллюстрируют с помощью
полигона. Для построения полигона
отмечают в координатной плоскости
точки, абсциссами которых служат моменты
времени, а ординатами – соответствующие
им статистические данные. Соединив
последовательно эти точки отрезками,
получают ломанную, которую называют полигоном.
Основные
статистические характеристики.
Средним арифметическим ряда
чисел называется частное от деления
суммы этих чисел на их количество.
Модой обычно называется число
ряда, которое встречается в этом ряду
наиболее часто.
Размах – это разность наибольшего
и наименьшего значений ряда данных.
Медианой – ряда, состоящего из
нечётного количества чисел, называется
число данного ряда, которое окажется
посередине, если этот ряд упорядочить.
Дисперсия.
Частота.
Полигон частот.
3.2 Основные понятия переписи населения
Перепись
населения –
единый процесс сбора, обобщения, анализа
и публикации демографических, экономических
и социальных данных, относящихся по
состоянию на определённое время ко всем
лицам в стране или чётко ограниченной
её части. В понятие переписи населения
иногда включают также процессы сводки,
обработки и публикации данных.
По материалам пресс-службы
Росстата в России учет населения ведет
свое начало еще со времен татаро-монгольского
нашествия. Учет в то время был хозяйственным:
учитывались для обложения данью дома
или «дымы». Позднее, в XIV-XVI веках,
результаты учетов записывались в так
называемых «писцовых книгах». В XVII веке
единицей налогообложения становится
хозяйство («двор»), а учеты населения
именуются подворными переписями.
В 1718 году Петр Великий издал указ, которым
предписывалось «взять сказки у всех
(дать на год сроку), чтобы правдивые
принесли, сколько у кого, в которой
деревне душ мужеского пола». Составленные
подобным образом списки («сказки») были
собраны лишь через три года, а затем в
течение следующих трех лет были
подвергнуты проверке – «ревизии».
С тех пор учеты населения в России стали
называться «ревизиями». Такие ревизии
проводились на протяжении почти полутора
веков, вплоть до отмены крепостного
права. Всего в России прошло десять
ревизий, последняя – в 1857-1860 годах. Эти
ревизии длились по несколько лет и были
очень неточными, поскольку учитывали
не фактическое число жителей, а только
«приписных» из податных сословий, т.е.
людей, числящихся в списках для уплаты
подати (налога). Помещики не торопились
подать очередную ревизскую «сказку»,
поэтому многие умершие числились живыми.
После отмены крепостного права начали
проводиться переписи населения в
отдельных городах и даже целых губерниях,
однако многие из них представляли собой
казенные полицейские «народосчисления»,
при которых у домохозяев просто собирали
сведения о числе даже не проживающих,
а прописанных в их домах жителей. Таких
местных переписей было проведено не
менее 200, но материалы многих из них не
были опубликованы, и о некоторых
неизвестно ничего, кроме года переписи.
Первая и единственная всеобщая перепись
населения Российской Империи была
проведена в начале 1897 года. Инициатором
ее стал выдающийся русский ученый П.П.
Семенов – Тян-Шанский. Эта перепись
представляет собой единственный источник
достоверных данных о численности и
составе населения России в конце XIX
века.
Первая советская перепись населения
проводилась в 1920 году в условиях
гражданской войны и разрухи. Переписью
было охвачено только 72% населения страны,
так как в ряде районов страны еще велись
военные действия. В 1923 году была проведена
перепись населения в городах и поселках
городского типа одновременно с переписью
промышленных и торговых предприятий.
Все население страны впервые охватила
Всесоюзная перепись населения в декабре
1926 года. При ее подготовке выдающиеся
статистики В.Г. Михайловский и О.А. Квитко
выработали научные принципы, которые
легли в основу как этой, так и следующих
переписей населения. Перепись 1926 года
отличалась не только продуманной
методикой получения сведений, но и
богатством собранных данных, особенно
о социальном составе населения и о
семьях.
Следующая перепись проводилась в январе
1937 года, но ее результаты произвели
эффект взорвавшейся бомбы. Иосиф Сталин
вынужден был признать ее «вредительской»
и засекретить ее результаты. Основных
причин было две. Первая – в результате
переписи «прорисовались» страшные
последствия голода 1932-1934 гг., когда
страна потеряла, по разным данным, от 6
до 8 млн. человек. Причина вторая –
«неправильные» данные о религиозных
убеждениях населения, к которым привел
«неправильный» вопрос в опросных листах.
Он звучал примерно так: к какому
вероисповеданию принадлежит опрашиваемый?
Даже не сильно верующие люди отвечали:
православный, мусульманин т.п. По итогам
переписи получалось, что в стране
«воинствующего атеизма» собственно
атеистов почти нет. В результате
организаторы и многие рядовые исполнители
переписи оказались в лагерях вместе с
«врагами народа», часть из них была
расстреляна.
А уже в 1939 году была проведена новая
внеплановая перепись, которая дала
«правильные» результаты. Тем не
менее, они так и не были опубликованы.
Ее организация была признана
неудовлетворительной. В этой переписи
впервые были применены специальные
меры для повышения точности счета
населения. Ее краткие итоги публиковались
в 1939-1940 гг., однако начавшаяся война не
позволила завершить обработку всех
собранных материалов.
Первая послевоенная перепись была
проведена в январе 1959 года. По организации
и содержанию собранных данных она
практически не отличалась от предыдущей.
Данные переписи послужили основой для
последующих расчетов численности и
состава населения. Численность населения
СССР составила 208,8 млн. человек.
Следующая перепись состоялась в 1970
году. В организационном и методологическом
отношении она соответствовала двум
предыдущим (1939 и 1959 годов), однако данных
было получено значительно больше.
Впервые в практике советских переписей
ради экономии времени и средств часть
сведений была получена путем опроса не
всех, а только 25% жителей. При обработке
материалов переписи был применен ряд
технических новшеств. Ее данные (241,7
млн. человек) широко использовались
для социально-экономического планирования
и разработки долгосрочных экономических
прогнозов.
Существенно отличалась от предыдущих
организация и обработка материалов
переписи населения 1979 года. По итогам
данной переписи численность населения
в СССР составила 262,4 млн. человек. Впервые
в практике советской статистики записи,
сделанные при опросе, вводились в ЭВМ
с помощью специальных читающих устройств
и записывались на магнитную ленту. Были
добавлены новые вопросы, формулировки
некоторых других уточнены. Перепись
дала обширные сведения об изменениях
в составе населения, которые впоследствии
широко использовались.
Последняя перепись в СССР проводилась
в январе 1989 года. Отличительной ее
особенностью явилось то, что впервые
наряду со сведениями о населении были
собраны сведения о жилищных условиях.
Это позволило получить сведения о
жилищных условиях различных
социально-демографических групп
населения во всех районах страны, о
развитии жилищной кооперации, о степени
обеспеченности людей жильем и его
благоустройстве. Население страны в
1989 году составило 286,7 млн. человек.
Первая перепись в новой России прошла
в 2002 году под девизом «Впиши себя в
историю России», и проводилась на основе
закона Российской Федерации №8-ФЗ от
25 января 2002 года «О Всероссийской
переписи населения». Особое место в
подготовке и проведении переписи 2002
года занимала информационно-разъяснительная
работа среди населения. Помимо публикаций
и выступлений в местных СМИ были проведены
лекции для студентов и школьников,
выставки в библиотеках и клубах, дни
открытых дверей, «круглые столы»,
пресс-конференции, «горячие линии»,
прямые репортажи с переписных участков,
деловые игры для школьников в загородных
оздоровительных лагерях.
Из сравнения данных двух переписей –
1989 и 2002 годов – следовало, что население
России стало меньше на 1,8 млн. человек.
Стремление улучшить тяжелую демографическую
ситуацию, которую выявила перепись
населения 2002 года, нашло отражение во
всех национальных проектах: проект
«Жилье» предусматривает льготы молодым
семьям, «Здоровье» содержит широкий
комплекс мер по стимулированию
рождаемости, в проекте «Развитие АПК»
одним из трех главных направлений
является привлечение на село молодых
специалистов и их семей, что позволит
не только повысить эффективность
сельского хозяйства, но и «омолодить»
сельское население России.
Очередная перепись населения России
пройдет в октябре 2010 года. Она позволит
составить новый образ России, даст
возможность увидеть практические
результаты той созидательной работы,
которая формировала облик России в
последнее десятилетие, продемонстрирует
первые результаты реализации национальных
проектов. Результаты переписи отразят
и то, как скажутся последствия мирового
финансового кризиса на жизни нашей
страны. Например, изменения в занятости
населения, жилищных условиях и уровне
образования. Эти и другие показатели
характеризуют качество жизни россиян.
Программа переписи населения –
перечень характеристик людей, семей,
домохозяйств или сведений о них,
собираемых при переписи, микропереписи
или обследовании населения. В соответствии
с программой переписи в переписной лист
(бланк обследования или вопросник)
включается ряд вопросов или признаков,
позволяющих получить нужные сведения:
адресные сведения, вопросы, связанные
с учётом категорий населения,
демографические признаки (пол, возраст,
состояние в браке), гражданство, этнические
характеристики (к какому народу или
этнической группе себя относит, язык),
вероисповедание, образование и обучение,
социально-экономические характеристики
(род деятельности, занятие, положение
в занятии), характеристики брака и числа
детей, сведения о миграциях и т. д.
Признаки выбираются с таким расчетом,
чтобы их сочетание позволяло получить
при разработке материалов переписи
всестороннюю характеристику состава
населения и его социально-демографических
групп.
Основные принципы проведения переписи
населения: всеобщность;
одномоментность; поимённость;
самоопределение; конфиденциальность;
централизация управления переписи.
Методы
проведения переписи: опрос
регистратором; анкетный.
Программа переписи населения:
адресная часть (имя и адрес переписываемого,
его отношение к главе семейства/домохозяйства);
собственно программа переписи (личные
демографические (пол, возраст, брачное
состояние),
социально-экономические (уровень
образования, профессия, занятия,
источники дохода, социальное положение),
этнические (этническая принадлежность,
родной язык, владение языками,
вероисповедание/конфессиональная
принадлежность) характеристики; вопросы,
связанные с изучением воспроизводства
населения; вопросы о миграции);
вопросы, связанные с другими обследованиями
(определяются задачами данной конкретной
переписи).
Главной задачей переписи населения
является управление и планирование
экономической жизни общества. При
переписи населения выясняются множества
разных сведений обо всех сторонах
общественной жизни людей.
Это
позволяет прогнозировать дальнейшее
развитие общества.
Зачем перепись населения проводить
в школе?
Школа
– это маленькая страна со своими
порядками, обязанностями, общественной
жизнью, законами, которые отражают
характеристики населения всей России
в целом.
Это
мы хотим показать, сделав определенные
выводы, в нашей работе, опираясь на те
данные которые мы получили.
Основной
цель проекта является сбор статистической
информации об учащихся и их семьях,
обработка и анализ результатов с точки
зрения географических, социологических
и биологических процессов, происходящих
в России и Сургуте.
В
переписи приняли участие учащихся МОУ
СОШ № 10 и члены их семей 1-11 классов.
Глава
IV.
Исследовательская работа
Этапы
выполнения исследовательской работы:
I.
Сбор данных.
Включает
в себя:
Изучение поставленной задачи.
Определение значимых понятий.
Подбор источников информации.
Сбор информации.
II.
Группировка данных.
Включает
в себя:
Разделение данных в группы по признаку.
Построение таблицы данных.
III.
Анализ данных.
Включает
в себя:
Нахождение статистических характеристик.
Обобщение полученных результатов.
IV.
Отчет.
Сбор данных: учащимся школы была
предложена для заполнения анкета.
[Приложение
1]
Группировка данных: по данным
анкетирования была составлена таблица.
[Приложение
2]
Анализ данных: результаты
приведенные в таблице были представлены
в виде диаграмм. [Приложение
3]
Итак,
какая она – среднестатистическая семья
МОУ СОШ № 10 г. Сургута?
Это полная семья, где есть мама, папа,
бабушка, дедушка и 1 ребенок.
Маме 37 лет, папе – 44, детям 10 и 15 лет, в
основном, это коренные жители Сургута
Владеют английским языком: мамы - 106,
папы – 21, дети – 126.
Семья проживает в благоустроенной
квартире, дома имеется компьютер – 607
Интернет имеют – 596 семей.
Семья имеет личный автотранспорт - 594.
Семья имеет домашнюю библиотеку – 542.
Мама – славянской национальности с
высшим образованием.
Папа – славянской национальности, со
среднеспециальным образованием.
Дети занимаются в кружках и секциях.
Родители увлекаются спортом, музыкой,
танцами, занимаются рукоделием, но у
них не очень активная жизненная позиция.
Отдыхают всей семьей - 420.
В каждой семье есть различные животные:
кошки, собаки, и другие, но все же, больше
собак и кошек.
Имеют рабочее место – 432, имеют отдельную
комнату -384.
Глава
V.
Заключение
§1.1
Заключение
После
проделанной мною исследовательской
работы, я пришел к выводу:
- статистика – это практическая
деятельность по сбору, обработке и
анализу статистических данных;
- статистика – это огромный информационно
– справочный материал, характеризующий
все функции развития субъекта, будь то
государство, регион, часть промышленного
производства, предприятия и т.д.
- статистика – это возможность познания,
используемая в естественных и общественных
науках для установления закономерностей,
которые действуют в конкретных массовых
явлениях, изучаемых данной наукой.
Возникнув из практических задач,
статистика заняла важнейшее место в
системе государственного управления,
без статистики невозможно развитие
общества.
В результате проделанной работы мною
были выполнены задачи:
- Изучил литературу по данному вопросу;
- Сформировал представление о возможности
описания и обработки данных с помощью
различных методов статистического
исследования.
-Научился составлять наглядную картину
среднестатистической семьи МОУ СОШ
№10.
-появилась возможность управления и
прогнозирования дальнейшего развития
школьного обучения в МОУ СОШ №10, тесного
взаимодействия семьи и школы, что
особенно важно в настоящее время.
Обработанные
данные можно использовать:
Для работы классных руководителей с
семьей.
Для практического применения на уроках
математики, географии, биологии,
обществознания, истории и других.
Для руководителей школы.
Список использованной литературы
(источников)
Вероятность и статистика. Е. А. Бунимович,
В. А. Булычев.
Терминология,
обозначения и соглашения в школьном
курсе теории вероятностей и статистики.
Е.А.
Бунимович и др.;
Б.С.Э.
Компьютерное издание 2006 г.
Ханты-мансийский автономный округ-Югра
в России. Госкомстат России. Госкомстат
Р.К. 2007 г.
Сургут в цифрах. Госкомстат Р. К. 2007 г.
Методичные рекомендации по изучению
итогов Всероссийской переписи населения.
2006 г. (3) в общеобразовательных учреждениях.
Москва. 2006 г. (3)
Орлов А. И. Как оценивать уровень жизни?
Журнал «Обозреватель» №5, 1999 г.
Никитина Е. П. «Коллекция определений
термина «Статистика» - М. МГУ 1972
ПРОЕКТ: Стратегия социально-экономического
развития муниципального образования
«Город Сургут» на период до 2020 года.
http://.wikipedia.ru.
Элементы статистики и вероятность.
Авторы: М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова.
Москва. 2004 год. Издательство "Просвещение".
Большой
Энциклопедический словарь (БЭС).
http:wiki.iteach.ru
Вероятность
и статистика 5 - 9 класс. Е. А. Бунимович;
В. А. Булычев.
Сайт фестиваля педагогических
идей - открытый урок
http://festival.1september.ru/articles/553616/
Приложение к газете « 1 сентября» -
«Математика»
Методические разработки
учителей математики Гетьман Е. В.,
Чухно Л. А.,
г. Сыктывкар.
Среднестатистическая
семья МОУ СОШ № 10
1.
Коренной житель ХМАО Да / Нет
2.Образование:
Высшее, среднее специальное, школа.
Мама
– Папа –
3.
В семье есть ИНТЕРНЕТ Да / Нет
4.Есть
ли в семье: Бабушка, Дедушка,
Оба (подчеркнуть)
5.Социальное
положение: Рабочий, Служащий, Пенсионер,
Инвалид.
Мама
– Папа –
6.Средний
возраст родителей и детей.
Мама
– Папа –
Дети –
7.Коренной
житель г. Сургута
Да
- Нет-
8.Владеют
ли английским языком родители
Да
/нет
9.Национальность
Мама- Папа-
10.Жилищные
условия: Неблагоустроенное жилье,
Частично благоустроенное,
Благоустроенное, Частный сектор
(подчеркнуть)
11.
В семье есть личный автомобиль Да
/ Нет
12.
В семье есть компьютер Да / Нет
13.Есть
ли рабочее место у ученика Да / Нет
14.Есть
ли отдельная комната у ученика Да /
Нет
15.Жизненная
активность родителей: участие в
школьной; общественной жизни.
Мама –
Папа –
16.Отдыхают
всей семьей. Да / Нет
17.Посещение
детьми кружков и секций:
Да
/ Нет
18.Хобби
и увлечения.
Мама
– Папа – Дети –
19.Есть
ли в дома библиотека
Да
/ Нет
20.Животные
в семье:
Кошка-
Собака -, Другие -, Птицы -
|
Приложение 1
Приложение 2
ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ДАННЫХ
Коренной
житель ХМАО
|
Коренной
|
219
|
189
|
-
|
Не
коренной
|
212
|
325
|
-
|
Состав семьи
|
полная
|
Неполная
|
опекуны
|
|
601
|
168
|
11
|
|
|
|
мама
|
папа
|
Дети
|
Образование
|
высшее
|
342
|
120
|
-
|
Средне
специальное
|
38
|
364
|
-
|
неполное
|
11
|
24
|
-
|
Социальное
положение
|
Рабочий
|
151
|
205
|
-
|
Служащий
|
284
|
170
|
-
|
Пенсионер
|
14
|
25
|
-
|
инвалидность
|
7
|
14
|
-
|
безработный
|
4
|
19
|
-
|
Домохозяйка
|
12
|
|
|
Возраст
|
До 10
лет
|
-
|
-
|
243
|
10-15
лет
|
-
|
-
|
144
|
15-20
лет
|
-
|
-
|
123
|
20-30
лет
|
135
|
84
|
98
|
30-40
лет
|
241
|
187
|
8
|
Более
40 лет
|
56
|
310
|
-
|
|
|
|
|
Национальность
|
Русские
|
319
|
217
|
-
|
Немцы
|
16
|
28
|
-
|
Украинцы
|
131
|
92
|
-
|
Белорусы
|
35
|
52
|
-
|
другое
|
83
|
147
|
-
|
Активность
в жизни школы
|
Участвует
|
121
|
18
|
-
|
Не
участвует
|
397
|
471
|
-
|
Увлечения
и хобби
|
Спорт
|
129
|
206
|
289
|
Музыка,
танцы
|
19
|
12
|
176
|
Творчество
|
77
|
16
|
75
|
Другое
(строительство на даче, ремонт)
|
-
|
29
|
-
|
Нет
хобби
|
124
|
157
|
19
|
Знание
английского языка
|
Владеют
английским языком
|
мама
|
папа
|
дети
|
106
|
21
|
126
|
Бабушки
и дедушки
|
Только
бабушка
|
Только
дедушка
|
И
бабушка и дедушка
|
143
|
28
|
417
|
Кол-во
детей
|
1
ребенок
|
2
ребенка
|
3
и более детей
|
334
|
143
|
30
|
жилье
|
неблагоустроенное
|
Частично
благоустроенное
|
благоустроенное
|
Частный
сектор
|
Снимают
жилье
|
35
|
52
|
405
|
19
|
87
|
Дома
есть компьютер
|
607
|
Дома
есть INTERNET
|
596
|
Личный
автотранспорт
|
594
|
Домашняя
библиотека
|
542
|
Отдых
|
Отдыхают
вместе
|
Отдыхают
врозь
|
420
|
142
|
Занятие
в кружках и секциях
|
занимаются
|
Не
занимаются
|
487
|
122
|
животные
|
кошки
|
собаки
|
птицы
|
другие
|
Нет
животных
|
283
|
201
|
58
|
69
|
17
|
Имеют
отдельную комнату
|
Имеют
- 384
|
Не
имеют - 211
|
Имеют
рабочее место
|
Имеют
- 432
|
Не
имеют - 124
|
Приложение 3
Бабушки и дедушки
Возраст членов
семьи
Национальность
Активность в
жизни школы
Увлечения и хобби
Секция: ЭКОНОМИКА.
СОЦИОЛОГИЯ
Исследовательская
работа
МОДЕЛЬ
СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОЙ СЕМЬИ МОУ СОШ №10
Громенюк Артем
Михайлович
9 «А» класс
Научный
руководитель:
учитель
математики I
квалификационной
категории
Громенюк
Анна Вячеславовна
Сургут
2010