ОПЫТ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
«ОПЫТ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА».
Юхневич Татьяна Витальевна, зам.директора по учебно-коррекционной работе государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы-интерната I-II вида Краснодарского края.
Заслуженный учитель Кубани.
г. Краснодар, ул. В. Мачуги, 80
В своем представлении о том, какой должна быть наша школа-интернат, мы исходим из следующих позиций:
учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от уровня его возможностей и структуры дефекта, был вовлечен в учебную деятельность и чувствовал себя комфортно в стенах учреждения;
комплексная система обучения и воспитания школы – интерната должны обеспечивать адекватный возможностям воспитанников уровень общего образования и первоначальной профессиональной подготовки;
УВП должен строиться на основе индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывающего своеобразие развития, состояние как психологического, так и соматического характера.
Решение этих задач невозможно без системы психолого-педагогического сопровождения развития личности.
С этой целью в школе создана система коррекционно-развивающего сопровождения, адаптированы программы по всем предметам с учетом возможности детей, созданы дидактические пособия, облегчающие процесс усвоения учебного материала, разработан дидактический материал с уровневой дифференциацией для промежуточной и итоговой аттестации учащихся, разработано содержание внеклассных коррекционных занятий психологов, дефектологов, социальных педагогов, программа развития навыков общения через участие всех детей во внеклассной деятельности (предметные декады, праздники, классные часы, занятия в кружках).
. В учреждении осуществляет свою деятельность единая коррекционная служба, включившая в себя следующие направления: работу учителей-дефектологов, психологов и социальных педагогов по реализации комплексной психолого-педагогической, медико-социальной помощи с целью наиболее полной личной самореализации и актуализации процесса социального самоопределения ребенка с нарушением слуха; деятельность ПМП консилиума учреждения по организации дифференцированного и индивидуального обучения детей с нарушением слуха с учетом их состояния здоровья, структуры дефекта и индивидуальных психофизических особенностей развития. В учреждении работают 2 педагога-психолога. 2 социальных педагога и 2 учителя-дефектолога.
Психолого-медико-педагогический консилиум (действующий на основании ПОЛОЖЕНИЯ о психолого-медико-педагогическом консилиуме) и СП служба осуществляют комплексное изучение проблем развития ребенка, определение его индивидуального образовательно-воспитательно-коррекционного маршрута, оказание социальной, психологической, коррекционно-педагогической помощи воспитаннику в совместном преодолении проблем в развитии, общении, поведении.
Постоянно развивающаяся и совершенствующаяся система взаимодействия педагогов в дифференцированной диагностике, наблюдении, исследовании, обучении, коррекции позволила не только комплектовать классы с учетом дефектов развития, индивидуальных особенностей личности инвалида, но и создавать возможности для успешного компенсаторного развития инвалидов.
Каждый педагог, изучив уровень развития своих учащихся, их психофизические особенности, умения, возможности и желания – определяет ЗБР конкретного ребенка, ставит перед собой и учащимся определенные задачи и реализует их через систему форм, методов и приемов, осуществляя контроль за выполнением образовательной программы. Критериями оценки эффективности программы являются данные, полученные в результате первичной, повторных и отстроченной диагностик.
Первичная диагностика (сентябрь), повторная (конец I, II, III четверти), отсроченная – в конце учебного года. Косвенным показателем эффективности в условиях школы-интерната может быть успешность в обучении, отзывы учителей, воспитателей, родителей.
Результатом экспериментальной работы по созданию системы личностно-ориентированного стало внедрение в образовательный процесс индивидуальных образовательно-воспитательно-коррекционных программ для обучающихся (воспитанников) со сложной структурой дефекта. Для организации коррекционно-воспитательно-образовательной деятельности с этой категорией учащихся был сформирован специальный класс.
Сроки освоения индивидуальной образовательно-воспитательно-коррекционной программы воспитанниками класса с ССД определяются индивидуально для каждого ребенка в зависимости от его возможностей и не превышают 12 лет.
Для осуществления комплексного изучения проблем развития ребенка, выработки согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка; динамической оценки состояния ребенка и коррекции ранее намеченной программы решением школьного консилиума определяется ведущий специалист, осуществляющий свою деятельность на основании Положения о ведущем специалисте.
Ведущими специалистами составляются перспективные планы работы, контролируется содержание индивидуальных образовательных программ, анализируются и корректируются планы воспитательной и коррекционной работы (РСВ и ФП, психокоррекционные занятия). Одним из главных вопросов в деятельности ведущего специалиста это работа с семьями: на основании определения типа неблагополучности, совместно с СП службой определяются различные модели помощи семьям и составляется план мероприятий.
В течение последних лет в нашем учреждении активно развивается социально-психологическая служба. Это объясняется большой востребованностью знаний о закономерностях психического и личностного развития детей и подростков в школе, необходимостью организации в учреждении стройной, продуманной системы изучения психического развития воспитанников, их интересов, способностей, индивидуальных особенностей, профессиональных склонностей, что обеспечивает индивидуальный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, создание благоприятного психологического климата для творческого роста детей и педагогов.
Основной целью практической деятельности СП службы является социально-психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями. При сопровождении учитывается особый социальный статус каждого обучающегося.
Специалистами СП службы на протяжении ряда лет разработаны и внедрены в коррекционно-образовательный процесс следующие материалы: программы тренинга креативности, по снятию тревожности, социальной готовности к жизни выпускников, по коррекции ЭВС подростков «Гимнастика чувств», по снятию агрессивности у подростков, по самоутверждению подростков с нарушением слуха, релаксации подростков, социально-психологической поддержки юных спортсменов, коррекционно-развивающих занятий для глухих с ССД, по дополнительным коррекционным занятиям, методические пособия «Цикл интегрированных уроков психология+информатика», методические рекомендации «Организация внеурочной работы по активизации речевого развития обучающихся», диагностический материал «Исследование интеллектуальных функций у глухих школьников при помощи шкалы Д.Векслера».
В этом году успешно внедрен в практическую деятельность психокоррекционный аппаратно-программный комплекс с использованием метода биологической обратной связи (БОС) «Нейрокор» (для коррекции расстройств функциональных систем организма) - разработчик НОУ «Институт Биологической обратной связи» г.Санкт-Петербург.
Ежегодно специалистами СП службы планируется работа с родителями, включающая проведение консультаций, семинарских занятий, родительских собраний, психологические исследования, оформление информационных стендов. Также в планы работ с различными категориями учащихся обязательно включаются мероприятия для родителей.
Одним из видов работ с подростками стала организация в 2002 году клуба «Мы».
Программа подросткового клуба «Мы» предназначена для коррекционной социально-психологической работы с подростками 7-12-х классов.
Мы предлагаем следующие перспективные направления развития системы специального образования в нашем учреждении.
Создание консультативно-методического центра на базе учреждения для оказания специализированной психолого-педагогической помощи родителям детей с нарушением слуха, которые обучаются в общеобразовательных учреждениях (ДДУ и школы).
Психолого-педагогическая поддержка педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья через специально организованную систему мониторинга уровня психоэмоциональной комфортности педагогического коллектива и креативного потенциала сотрудников.
Организация педагогического сопровождения развития слуха и речи у ребенка после кохлеарной имплантации и системы консультативной помощи родителям.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Юхневич Татьяна Витальевна
→ _TATA_ 20.06.2012 0 4824 751 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.