Программа по физике 10 -11 классы для коррекционных школ
Казённое образовательное учреждение Омской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №17 VIII вида»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор КОУ
«Школа-интернат №17 VIII вида»
_____________Н.Г. Латушкина
«___» __________20____г.
Программа
по учебному курсу «Физика в твоей жизни»
для учащихся 10 - 11 классов
для (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Возраст обучающихся 16-17 лет.
Срок реализации программы – два года.
Составила:
учитель математики
Ерёменко С. М.
Омск 2011
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Тематический план.
3. Содержание тем.
4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
5. Список литературы.
Пояснительная записка
Технический прогресс и развитие науки выдвигают всё новые требования к содержанию школьного образования. Современный человек живёт в мире техники. Станки, механизмы, бытовые приборы окружают его повсюду, начиная с раннего возраста. Предприятия, на которых предстоит работать сегодняшним школьникам, оборудованы самыми сложными устройствами. Знания по физике нужны не только учёному и инженеру, но и людям рабочих специальностей, а также людям с ограниченными возможностями. Перед коррекционной школой ставится задача дать учащимся 10-11 классов с особыми образовательными потребностями жизненно необходимые знания и умения для широкого выбора и овладения современными профессиями, а также успешной социализации в обществе. Изучение элементов физики поможет решить некоторые из этих задач.
Учебный курс «Физика в твоей жизни» знакомит учащихся с элементарными физическими понятиями и основными принципами работы различных технических устройств, а также с сущностью природных явлений, с которыми учащиеся сталкиваются ежедневно.
Цель программы:
-сформировать у учащихся элементарные представления и понятия о физических процессах и явлениях.
Задачи:
1.Уметь применять на практике теоретические знания.
2.Сформировать умения и навыки пользования специальными устройствами и оборудованиями.
Программа курса рассчитана на учащихся 10 - 11 классов, которые в силу своих психофизических особенностей не могут по окончанию девяти классов продолжать обучение в ПУ или работать в условиях современного производства. По программе предусмотрен 1 час в неделю.
В программу включены следующие разделы:
1. Физика – о явлениях природы.
2. Механические явления.
3. Вещество.
4. Давление.
5.Тепловые явления.
6. Электрические явления.
7. Магнитные явления.
8. Колебания и волны.
9. Световые явления.
10. Атом и атомное ядро.
11. Астрономия.
Весь курс «Физика в твоей жизни» состоит из двух разделов – теоретического и практического. Эти разделы можно изучать как одновременно, так и по отдельности, в зависимости от содержания материала, от цели и задачи урока, от уровня подготовки и познавательных возможностей учащихся
Основной формой проведения занятий является урок. Формы и методы организации деятельности учащихся: лекции, беседы, «круглые практические задания, ситуативные игровые техники, презентации.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:
Учащимся необходимо знать:
Элементарные физические понятия и основные принципы работы разнообразных технических устройств.
Положение о том, что все тела состоят из частиц, в частности из молекул, что молекулы находятся в непрерывном и хаотическом движении и взаимодействии.
Понятия: инерция, масса, плотность вещества, сила, сила тяжести, вес, время, расстояние, скорость, давление, плотность.
Учащимся необходимо уметь:
Определять и различать физические процессы и явления, использовать знание физических законов в производственных и бытовых ситуациях.
Тематический план.
№ п/п |
Название тем |
Количество часов |
|
10 класс |
|
1. |
Физика – о явлениях природы. |
4час. |
2. |
Механические явления. |
12 час. |
3. |
Вещество. |
4 час. |
4. |
Давление. |
9 час. |
5. |
Тепловые явления. |
5 час. |
|
11 класс |
|
1. |
Электрические явления. |
9 час. |
2. |
Магнитные явления. |
3 час. |
3. |
Колебания и волны. |
5 час. |
4. |
Световые явления. |
6 час. |
5. |
Атом и атомное ядро. |
3 час. |
6. |
Астрономия. |
5 час. |
7. |
Повторение. |
3 час. |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.
10 КЛАСС
ФИЗИКА - НАУКА О ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ. (4 часа).
Мир, в котором мы живем (первоначальное знакомство с явлениями окружающего мира - физическими, механическими, электрическими и др.)
Мы – наблюдатели. Для чего нужна физика? Способы изучения физических явлений.
Физические величины и их измерения. Для чего нужны измерительные приборы? Какие измерительные приборы используются для измерения длины, расстояние, путь?
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. (10 часов)
Механика - раздел физики. Тело отсчёта, механическое движение. Какие приборы существуют для определения скорости? Масса, способы её определения. Что такое сила? Какая сила действует на все физические тела, находящиеся вблизи поверхности земли? Сила притяжения. Свободное падение тел. Ускорение. Сила трения. Инерция. Где проявляется инерция в повседневной жизни? Вес тела. Невесомость. Рычаг. Какие бывают простые механизмы? Виды механических передач. Механическая работа и энергия.
ВЕЩЕСТВА. (4 часа).
Молекулы и атомы, их свойства. Агрегатные состояния веществ. Свойства веществ в различных агрегатных состояниях. Примеры агрегатных состояний, их демонстрация.
Смачивание и капиллярность. Плотность и определение плотности.
ДАВЛЕНИЕ.(8 часов)
Давление и сила давления. Давление в газах и жидкостях. В каких устройствах используют сжатый воздух? Атмосферное давление. Гидравлические механизмы. Где и как используются гидравлические механизмы? Давление на дне водоёмов. Сообщающие сосуды. Плавание тел. Воздухоплавание. Какие типы летательных аппаратов существуют и почему они способны подняться в воздух?
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ.(8 часов)
Теплопередача и теплопроводность. Какие материалы можно использовать, чтобы не обжечься? Конвекция и тепловые излучения. Зависимость объёма от температуры. Как учитывается свойство тел изменять свой объём при изменении температуры? Внутренняя энергия тела. Как отапливают жилые дома? Тепловые машины. Как работают двигатели внутреннего сгорания? Плавление и кристаллизация. Как эти процессы проявляются в природе? Испарение и конденсация. Какие явления в природе связаны с этими процессами? Зависимость процесса кипения жидкости от давления и температуры. Как работает скороварка?
11 КЛАСС.
ПОВТОРЕНИЕ.(1час)
Введение. Физические явления. Физические величины.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.(8 часов)
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Электрический ток. Источники тока. Проводники электрического тока. Электрическая цепь. Какое действие оказывает электрический ток на человека? Сила тока. Как можно определить наличие электрического тока? Напряжение. Мощность. Для чего необходим предохранитель в электрической цепи? Закон Ома. Электрическое сопротивление. Что такое короткое замыкание?
МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ(3 часа)
Постоянные магниты. Сколько полюсов у магнита? Что такое компас? Электромагниты. Где применяются электромагниты?
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ.(5 часов)
Механические колебания. Что называется маятником? Что такое резонанс? Механические волны. Какой процесс называется волной? Как возникают волны в природе? Звук. От чего зависит громкость звука и дальность его распространения? Электромагнитные волны. Как происходит приём и передача радиоволн? Как работает сотовая связь? Свет, ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Почему небо голубое?
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ.(6 часов)
Природа света. Природа света. Как происходит солнечное и лунное затмения? Отражение света. Какое изображение даёт плоское зеркало? Где используются зеркала? Преломление света. Почему при переходе из одной среды в другую луч света изменяет направление? В чём причина миражей? Линзы. Где используют линзы? Глаз и зрение. Что называется расстоянием наилучшего зрения? Что такое близорукость и дальнозоркость?
АТОМ И АТОМНОЕ ЯДРО.(3 часа)
Строение атома. Из каких частиц состоит атом? Что такое периодическая система химических элементов? Радиоактивное излучение. Чем опасно радиоактивное излучение для человека? Ядерная реакция. Чем отличается ядерная реакция от термоядерной? Где используются ядерные реакции?
АСТРОНОМИЯ.(5 часов)
Развитие астрономии. Что такое гелиоцентрическая система мира? Зачем нужны космические спутники? Земля и солнце. Суточное и годовое движение. Почему день сменяется ночью, а зима — летом? Что такое часовые пояса? Земля и луна. Почему луна изменяет свой облик? Почему в морях на луне нельзя искупаться? Солнечная система. Сколько планет в солнечной системе? Кометы, метеоры, метеориты. Солнце и звёзды. Как ориентироваться по полярной звезде?
ПОВТОРЕНИЕ.(3 часа)
Электрические, магнитные и световые явления.
Литература
1.Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога. – М.: Наука, 1986.
2.Варикаш В.М., Кимбар Б.А., Варикаш И.М. Физика в живой природе. – Минск: Народна света, 1984.
3.Глазунов А.Ю. Техника в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 1977.
4.Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни её творцов. – М.: Просвещение, 1986.
5.В.В.Жумаев, Б.Б. Горскин. Физика в твоей жизни 9-10.М.Просвещение,2008.
6.Куприн М.Я. Физика в сельском хозяйстве. – М.: Просвещение, 1985.
7.Ланина И.Я. Не уроком единым. – М.: Просвещение, 1991.
8.Ланина И.Я. 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995.
9.Лычев Е.Н. Даты и события космонавтики. Справочник. – Тверь, 2000.
10Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. 9–11 классы. – М.: АО МДС, Юнисам, 1995.
11.Поворознюк В.Н. Экологическое воспитание. – Курган, 1997.
12.Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: Просвещение, 2000.
13.Сёмке А.И. Физика: Занимательные материалы к урокам.9 класс. – М.: НЦ Энас, 2004.
14.Солдатова Т.Б., Гусева Т.А., Сгибнева Е.П. Сценарии тематических вечеров и предметной недели физики. 7–11 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
15.Татьянкин Б.А. Метод проектов. – Воронеж, 2002.
16.Тихомирова С.А. Экологические таблицы по физике. – Физика в школе, 1998, № 3.
17.Физика и экология. 7–11 классы: Сост. Г.А.Фадеева, В.А.Попова Волгоград: Учитель, 2005.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ерёменко Светлана Михайловна
→ LKH 07.01.2012 0 4547 724 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.