Программа предметно-ориентированного курса "Технология решения стереометрических задач" для 10 - 11 классов
Шульгина Светлана Александровна
ГБОУ СОШ №472 Выборгского района
г. Санкт – Петербурга
Учитель математики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №472
им. дважды героя Советского Союза А. Т. Карпова
Выборгского района Санкт – Петербурга
Программа
(предметно-ориентированного курса для учащихся 10-11 классов)
«Технология решения стереометрических задач»
( 68 часов)
Автор-составитель:
Шульгина Светлана Александровна
г. Санкт - Петербург
2012 г.
Пояснительная записка
Данный элективный курс предлагается для изучения учащимся 10-х классов общеобразовательных учреждений и направлен на расширение и углубление знаний учащихся, прочное и сознательное овладение системой умений и навыков, необходимых при сдаче экзаменов и успешном продолжении образования в вузах. Курс является предметно-ориентированным. Для освоения курса необходимы базовые знания по курсу планиметрии основной школы. Содержание курса значительно расширяет базовую программу средней школы за 10-ый класс и направлено на формирование и отработку практических навыков и умений учащихся.
Основной задачей школьного курса стереометрии является развитие пространственного представления и логического мышления учащихся. При изучении стереометрии предусматривается органическое сочетание пространственных представлений о свойствах тел со строго логическим обоснованием их существования, а также систематическое использование наглядности. Пространственные представления и логические обоснования взаимоорганизуют друг друга.
Задачи – неотъемлемая составная часть курса геометрии, в частности стереометрии. Они являются не только основной формой закрепления теоретического материала, изученного учащимися в школе и дома, решение задач способствует сознательности обучения, установлению взаимосвязи с другими дисциплинами, развитию пространственных представлений учащихся, подготовке их к практической деятельности.
Основная цель курса:
- совершенствование знаний и умений учащихся по геометрии, подготовка их к успешному решению задач ЕГЭ;
Задачи курса:
- развитие пространственного воображения, умения представлять геометрический объект;
-знакомство учащихся с нестандартными подходами к решению различных геометрических задач;
- совершенствование навыков решения задач;
- устранение пробелов в теоретических знаниях основного курса;
- расширение и углубление знаний и умений учащихся по геометрии;
- развитие логического мышления, математической интуиции.
Учебно-тематический план образовательной программы
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов (теория) |
Кол-во часов (практика) |
Формы деятельности |
Формы контроля
|
1. |
Обобщение курса планиметрии. Решение опорных задач. |
1 |
3 |
Беседа, фронтальная и индивидуальная работа, практикум. |
Наблюдение Лабораторная работа
|
2. |
Решение нестандартных задач планиметрии. |
- |
4 |
Фронтальная работа, практическое занятие-обсуждение, консультация. |
Обсуждение. Проверочная работа |
3. |
Прямые и плоскости в пространстве. Ортогональная проекция и построение на проекционном чертеже. |
1 |
2 |
Семинар, лекция, самостоятельная работа. |
Лабораторная работа
|
4. |
Расстояние между скрещивающимися прямыми. |
1 |
2 |
Лекция, практикум, работа в группах. |
Проектная работа
|
5. |
Применение векторов к решению задач. |
1 |
3 |
Лекция, практикум, консультация. |
Проверочная работа |
6. |
Сечение многогранников. Метод следов. |
1 |
3 |
Лекция, фронтальная работа, самостоятельная работа. |
Лабораторная работа
|
7. |
Решение задач на вычисление площадей сечений. |
- |
5 |
Практическое занятие – обсуждение, работа в группах. |
Проверочная работа
|
8. |
Решение нестандартных задач стереометрии. |
- |
5 |
Фронтальная работа, практикум, консультация. |
Зачетная работа
|
9. |
Итоговое занятие. |
- |
3 |
Семинар. |
Обсуждение |
|
итого |
5 |
30 |
|
|
Содержание программы
Обобщение курса планиметрии: многоугольники; основные свойства медиан, биссектрис, высот в равнобедренных, равносторонних, прямоугольных треугольниках; формулы площадей многоугольников; вписанные и описанные многоугольники и окружности; теоремы о касательной и окружности, о четырёхугольниках и окружностях; решение задач.
Решение нестандартных задач планиметрии: решение задач.
Прямые и плоскости в пространстве, ортогональная проекция и построение на проекционном чертеже: параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей; угол между прямой и плоскостью; изображение пространственных фигур на плоскости; решение задач.
Расстояние между скрещивающимися прямыми: взаимное расположение прямых в пространстве; теорема о существовании и единственности общего перпендикуляра скрещивающихся прямых; решение задач.
Применение векторов к решению задач: декартовые координаты и векторы в пространстве; метод координат и преобразования в пространстве; решение задач.
Сечение многогранников, метод следов: многогранные углы; теоремы о трёхгранных углах; многогранники; построение сечений многогранников; решение задач.
Решение задач на вычисление площадей сечений: свойство ортогональной проекции плоского многоугольника; решение задач.
Решение нестандартных задач стереометрии: решение задач.
Итоговое занятие: подведение итогов проводится в виде семинара.
Пояснительная записка
Данный элективный курс предлагается для изучения учащимся 11-х классов общеобразовательных учреждений и направлен на расширение и углубление знаний учащихся, прочное и сознательное овладение системой умений и навыков, необходимых при сдаче экзаменов и успешном продолжении образования в вузах. Курс является предметно-ориентированным. Для освоения курса необходимы базовые знания по курсу стереометрии 10-го класса. Содержание курса значительно расширяет базовую программу средней школы за 11-ый класс и направлено на формирование и отработку практических навыков и умений учащихся.
Основной задачей школьного курса стереометрии является развитие пространственного представления и логического мышления учащихся. При изучении стереометрии предусматривается органическое сочетание пространственных представлений о свойствах тел со строго логическим обоснованием их существования, а также систематическое использование наглядности. Пространственные представления и логические обоснования взаимоорганизуют друг друга.
Задачи – неотъемлемая составная часть курса геометрии, в частности стереометрии. Они являются не только основной формой закрепления теоретического материала, изученного учащимися в школе и дома, решение задач способствует сознательности обучения, установлению взаимосвязи с другими дисциплинами, развитию пространственных представлений учащихся, подготовке их к практической деятельности.
Основная цель курса:
- совершенствование знаний и умений учащихся по геометрии, подготовка их к успешному решению задач ЕГЭ
Задачи курса:
- развитие пространственного воображения, умения представлять геометрический объект,
-знакомство учащихся с нестандартными подходами к решению различных геометрических задач;
- совершенствование навыков решения задач;
- устранение пробелов в теоретических знаниях основного курса;
- расширение и углубление знаний и умений учащихся по геометрии;
- развитие логического мышления, математической интуиции.
Учебно-тематический план образовательной программы
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов (теория) |
Кол-во часов (практика) |
Формы деятельности |
Формы контроля
|
1. |
Многогранники в геометрии Лобачевского. |
1 |
6 |
Беседа, фронтальная работа, практикум, работа в группах. |
Наблюдение Защита рефератов |
2. |
Тела вращения. |
1 |
7 |
Семинар, практическое занятие-обсуждение, самостоятельная работа, консультация. |
Обсуждение. Проверочная работа |
3. |
Объёмы геометрических объектов реального пространства. |
1 |
6 |
Семинар, фронтальная работа, практикум, самостоятельная работа. |
Лабораторная работа
|
4. |
Комбинации пространственных фигур. |
2 |
8 |
Лекция, практическое занятие-обсуждение, работа в группах, самостоятельная работа, консультация. |
Зачетная работа
|
5. |
Итоговое занятие. |
- |
2 |
Конференция. |
Обсуждение. |
|
Итого |
5 |
29 |
|
|
Содержание программы
Выпуклые и невыпуклые многогранники в геометрии Лобачевского: общие свойства прямых и плоскостей; многогранники; сечение многогранников; решение задач.
«Круглые» тела вращения: цилиндр; конус и усечённый конус; шар и сфера; решение задач.
Объёмы геометрических объектов реального пространства: объёмы многогранников и тел вращения, шара и его частей; решение задач.
Комбинации пространственных фигур: призма и шар; пирамида и шар; комбинация фигур вращения; сфера вписанная в цилиндрическую и коническую поверхность; решение задач.
Итоговое занятие: подведение итогов проводится в виде конференции.
Литература
Атанасян Л. С. и др. Геометрия 10-11, учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2009.
Саакян С. М., В. Ф. Бутузов. Изучение геометрии 10-11, методические рекомендации, - М.: Просвещение, 2004.
Цыпкин А. Г., Пинский А. И. Справочное пособие по методам решения задач по математике, для средней школы. - М.: Наука, 1984.
Разбеглов Ю. Г. Тетрадь с печатной основой по геометрии.- Харьков: УМЦ «Школьник», 1993.
Денищева Л. О. и др. ЕГЭ 2009. Математика. Сборник экзаменационных заданий. – М.: Эксмо, 2009.
Кочагин В. В.. ЕГЭ 2009. Математика. Репетитор. – М.: Эксмо, 2009.
Райхмист Р. Б.. Задачник по математике. Для учащихся средней школы и поступающих в вузы. – М.: «Московский лицей», 2003.
Соболь Б. В. и др.. Готовимся к ЕГЭ. Практикум для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по математике.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
Ященко И.В. и др. ЕГЭ 2010. Математика. Типовые тестовые задания.
-М.: Экзамен, 2010.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шульгина Светлана Александровна
→ utjvtnh 13.07.2012 0 10138 2245 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.