Статья "Математики-литераторы"




Pedsovet.SU (математика, кружки)







«Математик, который не есть поэт, не
будет никогда подлинным математиком»
Карл Вейерштрасс

Математика и литература не так далеки друг от друга. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Во все времена многие математики совмещали открытия в фундаментальной науке с литературной деятельностью. Поговорим о некоторых из них.

1. С.В.Ковалевская

Только 41 год прожила эта замечательная женщина, выдающийся математик Софья Васильевна Ковалевская. Она родилась 3 января 1850 года в Москве, где ее отец, артиллерийский генерал Василий Коврин-Круковский, занимал должность начальника арсенала. Её дед, генерал от инфантерии Ф. Ф. Шуберт, был выдающимся математиком, а прадед Ф. И. Шуберт ещё более известным астрономом. Детство Сони прошло в родовом имении Палибино, на берегу живописного озера. Любовь к науке родители привили девочке в раннем возрасте: уже с шести лет под руководством педагогов она начинает осваивать математику, русский язык, музыку.

Первым учителем, который открыл ей премудрости арифметики, стал Иосиф Малевич. Он был без ума от юного дарования: решал с Софьей самые трудные задачи. Через шесть лет эстафету перехватил Александр Николаевич Страннолюбский, повидавший на своем веку немало блестящих учеников. Однако Соня стала для него настоящим исключением.

Поступление женщин в высшие учебные заведения России было запрещено. Поэтому Ковалевская могла продолжить обучение только за границей, но выдавать заграничный паспорт можно было только с разрешения родителей или мужа. Отец не собирался давать разрешения, так как не хотел дальнейшего обучения дочери, поэтому Софья фиктивно вышла замуж (впоследствии брак стал настоящим) за ученого-палеонтолога и издателя В.О. Ковалевского, чтобы иметь возможность получить образование. Вместе с ним она недолго посещала лекции И.М. Сеченова, познакомилась с математиком П.Л. Чебышевым. Для продолжения образования уехала в Гейдельберг, где поразила профессоров быстрым усвоением материала.

с 1870 года по 1874 год училась в Берлинском университете у знаменитого математика Карла  Вейерштрасса. Хотя по правилам университета как женщина слушать лекций она не могла, но Вейерштрасс, заинтересованный её математическими дарованиями, руководил её занятиями.

Она сочувствовала революционной борьбе и идеям утопического социализма, поэтому вместе с мужем приехала в осаждённый Париж, ухаживала за ранеными, принимала участие в спасении из тюрьмы. Жаклара, мужа своей сестры-революционерки Анны.

В 1874 году Гёттингенский университет, по защите диссертации присвоил Ковалевской степень доктора философии. В 1879 она делает сообщение на VI съезде естествоиспытателей в Санкт-Петербурге. В 1881 Ковалевская избрана в члены Московского математического общества (приват-доцент).

После смерти мужа в1883 году Ковалевская, оставшаяся без средств с пятилетней дочерью, приезжает в Берлин и останавливается у Вейерштрасса. Ценой огромных усилий, используя весь свой авторитет и связи, Вейерштрассу удаётся выхлопотать ей место в Стокгольмском университете. В 1884 году становится профессором кафедры математики в Стокгольмском университете, с обязательством читать лекции первый год по-немецки, а со второго — по-шведски.

Самой значительной работой С.В.Ковалевской является блестяще решённая проблема о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки, а также о вращении твёрдого тела вокруг оси. Приборы, основанные на её расчётах, широко применяются в современной технике (в первую очередь для определения курсов самолётов, судов).

В 1888 году Парижская Академия наук, а через год и Шведская Акалемия наук высоко оценили математические исследования Ковалевской и удостоили высоких премий и учёных степеней. Её заслуги признала и в Петербургская Академия (она стала членом-корреспондентом Академии), но в России работать в высшем учебном заведении ей не разрешили, так как она – женщина.

Софья Васильевна Ковалевская сочетала в себе замечательный математический талант с незаурядным литературным дарованием. Её яркая личность и необычный жизненный путь делают интересным чтение и её собственных воспоминаний, и стихов, и произведений автобиографического характера.

Ее перу принадлежат повесть «Нигилистка» (1884), драма «Борьба за счастье» (1887), семейная хроника «Воспоминания детства» (1890). Главенствующим принципом этих произведений является борьба двух жизненных аксиом: «как оно было» и «как оно могло быть». "Нигилистка" - одна из самых скандальных книг своего времени, написанная умным и дерзким пером. Эта повесть о судьбах революционеров-народников стала подлинным историческим памятником своего времени - настолько правдивое и достоверное освещение получила в ней жизнь молодой России. Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".

Стихотворения, которые писались ею с детских лет, но не публиковались при ее жизни, занимают особое место в ее творчестве. Вот два из них:




Пришлось ли?..
Пришлось ли раз вам безучастно,
Бесцельно средь толпы гулять
И вдруг какой-то песни страстной
Случайно звуки услыхать?
На вас нежданною волною
Пахнула память прежних лет,
И что-то милое, родное
В душе откликнулось в ответ.
Казалось вам, что эти звуки
Вы в детстве слышали не раз,
Так много счастья, неги, муки
В них вспоминалось для вас.
Спешили вы привычным слухом
Напев знакомый уловить,
Хотелось вам за каждым звуком,
За каждым словом уследить.
Внезапно песня замолчала
И голос замер без следа.
И без конца и без начала
Осталась песня навсегда



***





Если ты в жизни, хотя на мгновенье

Истину в сердце своём ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решеньи своём неизменном

Рок ни назначил тебе впереди -

Память об этом мгновеньи священном

Вечно храни, как святыню, в груди

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется чёрною мглой,

С ясной решимостью, и с верной спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой.

В 1891 году на пути из Берлина в Стокгольм Софья узнала, что в Дании началась эпидемия оспы. Испугавшись, она решила изменить маршрут. Но кроме открытого экипажа для продолжения путешествия не оказалось ничего, и ей пришлось пересесть в него. По дороге Софья простудилась, получила воспаление лёгких и умерла. Похоронена в Стокгольме.





2. Омар Хайям (1048-1123)


Учёный, математик и астроном, поэт и философ, классик персидско-таджикской поэзии Омар Хайям (полное имя Гинсаддун Абуль Фатх ибн Ибрагим Омар Хайям Нишапури) родился в 1048 году в Нишапури (южнее Ашхабада), учился сначала в этом городе, затем в крупнейших центрах науки того времени, в том числе и в Самарканде. По оставшимся его научным трудам и сообщениям современников установлены некоторые детали его биографии. Приблизительно в 1069 году он написал несколько математических трактатов. В 1074 году возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфакане, в 1077 году завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Эвклида», в 1079 году вместе со своими сотрудниками ввёл в действие календарь, более точный, чем григорианский. В середине 90-х годов ХI века, после закрытия обсерватории, вызванного сменой правителей, Хайям совершил паломничество в Мекку. Далее работает врачом при наместнике Хорасана и пишет трактат «О всеобщности бытия» Последние тяжёлые годы жизни учёный провёл в уединении в Нишапури. Он пишет:

Трясу надежды ветвь, но где желанный плод? Как смертный нить судьбы в кромешной тьме найдёт? Тесна мне бытия печальная темница - О, если б дверь найти, что к вечности ведёт.

В эти последние годы Омар Хайям мало общался с людьми, дружил только с книгой, а последние часы читал «Книгу исцеления» Ибн Сины (Авиценны).

Биография Хайяма – это биографияучёного, стремительно поднятого на вершину служебной лестницы при одних правителях, интересы которых совпадали с его научными познаниями, и терпяего тяготы, опалу, когда на смену прежним приходили другие правители. Как учёный Омар Хайям сделал ряд важнейших открытий в области математики, физики, астрономии и других наук. В алгебре он первый дал способы решения кубических уравнений, которые не были известны до него, в геометрии создал уникальную теории параллельных линий. Ему принадлежат исследования в области теории отношений и учения о числе. Открытия Хайяма впоследствии были разработаны азербайджанским математиком Насреддином Туси и в его трудах дошли до европейских учёных. Математические работы Хайяма и теперь имеют определённую ценность и переведены на многте языки мира. Если его научные труды принеслиогромную пользу в развитии наук, то его замечательные четверостишья , «жалящие как змея», до сих пор покоряют читателя своей предельной ёмкостью, лаконичностью, простотой изобразительных средств. Рубаи Хайяма, не зная ни времени. Ни национальных границ, пережив века и династии, дошли до наших дней. Маленькая книжечка живёт на его родине, в о всём мире, переходит из страны в страну, из века в век, будоражит мысли, заставляет людей размышлять и спорить о мире, о жизни, о счастье. В своих четверостишьях он очень высоко ценит человека:

Цель творца и вершина творенья- МЫ! Мудрость, разум, источник творенья – МЫ! Этот круг мирозданья перстню подобен, - В нём гранёный алмаз, без сомнения, МЫ!

В стихах Хайяма, как и в самой жизни, немало сложных и противоречивых проблем:

Что миру до тебя? Ты перед ним – ничто; Существование твоё лишь дым, ничто. Две бедны с двух сторон небытия зияют И между ними ты подобно им – ничто.

*** Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим? В чём нашей жизни смысл? Он нам не постижим. Как много чистых душпод колесом лазурным Сгорает в пепел, в прах, а где, скажите, дым?

*** О, если б каждый день иметь краюху хлеба, Над головою кров и скромный угол, где бы Ничьим владыкою, ничьим рабом не быть! Тогда благословить за счастье можно б небо.

*** Хорошо, если платье твоё без прорех. И о хлебе насущном подумать не грех. А всего остального и даром не надо - Жизнь дороже богатсва и почестей всех

*** Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Можно перечислять математиков, Одновременно являющихся литераторами (Чарльз Доджсон (1832 – 1898), этот математик и логик больше известен под псевдонимом Льюис Кэрролл как автор сказки «Приключения Алисы в стране чудес». Как рассказывают биографы, королева Виктория пришла в восторг от этой книги и захотела прочитать все, написанное Кэрроллом. Каково же было ее разочарование, когда она увидела на своем столе стопку книг по математике, Николай Иванович Лобачевский писал стихи, Великий Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения; физик, математик, химик, поэт и многие другие) А сколько математических мотивов в художественной литературе?

В заключении я хочу привести стихотворение (к сожалению, не знаю имя автора), которое очень созвучно теме:

Математика и литература –две ветви человеческой культуры,
Две книги из одной библиотеки, две песни из единой фонотеки.
Такие  разные, как буква и число, неразделимые, как лодка и весло.
Что их роднит, объединяет в вечность? Великой мысли дух и бесконечность!
Ведь сколько сил приложил граф Толстой, чтоб математике учить народ простой.
Он «Арифметику» создал для них понятную, без лишней сложности и для ума приятную!
В одной задаче там косцы луга косили, сначала вместе, а потом их разделили.
В другой задаче шапку продают, и четвертак фальшивый за неё дают.
А первою любовью Софьи Ковалевской был молодой ещё писатель Федор Достоевский.
Который, позже, в размышлениях беспечных блуждал по миру линий бесконечных.
А Лейбниц Брюсовым воспет как мудрости, пророчества рассвет,
Создатель многих вещих книг, которых современник не постиг!
И Пушкин алгеброй гармонию поверил. В лицее кто б о том поверил?
Отметил Карцов в изречении своём: У вас, дражайший, всё кончается нулём!
Великий Лермонтов любил решать задачи, с числом и слово ярче, веселей, богаче!
И подтверждает это Грибоедов, дипломат, окончив в МГУ физмат.
И «человек есть дробь» — сказал Толстой, учитель,
Что представляешь ты собой, есть твой числитель.
А что ты мыслишь о себе, есть знаменатель. Сочти какая дробь ты, дорогой приятель!
Великий граф, великий человек, прославил Родину, Россию, век.
Число и слово для него едины, всесильны и неразделимы!
Что есть число: основа жизни нашей! А слово делает её уютней, краше!
Число расставит, наведёт порядок, а слово раздаёт награды и наряды.
Число направит жизнь в логическое русло, без слова в этой жизни будет грустно!
Числу присущи нормы и задачи, от слова ждём добра, успеха и удачи.
Великие умы числу начала льстили, и возвеличивали, и превозносили!
Но величать «Число» они призвали «Слово»! Так что важней, что есть первооснова?
Как в жизни нашей каждый день единствен, великолепен, положителен, таинствен.
Так слово и число едины в мирозданье, два величайших человеческих создания!



Литература.

1. С.В.Ковалевская. «Воспоминания детства. Нигилистка» М., «Советская Россия» 1989 2. Омар Хайям. Рубаи. Ташкент, 1981 3. С.В. Ковалевская. Википедия. 4. О.Хайям. Википедия

3




Полный текст материала Статья "Математики-литераторы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сост: Черникова Евгения Васильевна  trassa7
07.02.2013 0 3990 669

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК