Статья "Математики-литераторы"
Pedsovet.SU (математика, кружки)
«Математик,
который не есть поэт, не
будет
никогда подлинным математиком»
Карл Вейерштрасс
Математика и литература не так далеки друг от друга. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Во все времена многие математики совмещали открытия в фундаментальной науке с литературной деятельностью. Поговорим о некоторых из них.
1. С.В.Ковалевская
Только 41 год прожила эта замечательная женщина, выдающийся математик Софья Васильевна Ковалевская. Она родилась 3 января 1850 года в Москве, где ее отец, артиллерийский генерал Василий Коврин-Круковский, занимал должность начальника арсенала. Её дед, генерал от инфантерии Ф. Ф. Шуберт, был выдающимся математиком, а прадед Ф. И. Шуберт ещё более известным астрономом. Детство Сони прошло в родовом имении Палибино, на берегу живописного озера. Любовь к науке родители привили девочке в раннем возрасте: уже с шести лет под руководством педагогов она начинает осваивать математику, русский язык, музыку.
Первым учителем, который открыл ей премудрости арифметики, стал Иосиф Малевич. Он был без ума от юного дарования: решал с Софьей самые трудные задачи. Через шесть лет эстафету перехватил Александр Николаевич Страннолюбский, повидавший на своем веку немало блестящих учеников. Однако Соня стала для него настоящим исключением.
Поступление женщин в высшие учебные заведения России было запрещено. Поэтому Ковалевская могла продолжить обучение только за границей, но выдавать заграничный паспорт можно было только с разрешения родителей или мужа. Отец не собирался давать разрешения, так как не хотел дальнейшего обучения дочери, поэтому Софья фиктивно вышла замуж (впоследствии брак стал настоящим) за ученого-палеонтолога и издателя В.О. Ковалевского, чтобы иметь возможность получить образование. Вместе с ним она недолго посещала лекции И.М. Сеченова, познакомилась с математиком П.Л. Чебышевым. Для продолжения образования уехала в Гейдельберг, где поразила профессоров быстрым усвоением материала.
с 1870 года по 1874 год училась в Берлинском университете у знаменитого математика Карла Вейерштрасса. Хотя по правилам университета как женщина слушать лекций она не могла, но Вейерштрасс, заинтересованный её математическими дарованиями, руководил её занятиями.
Она сочувствовала революционной борьбе и идеям утопического социализма, поэтому вместе с мужем приехала в осаждённый Париж, ухаживала за ранеными, принимала участие в спасении из тюрьмы. Жаклара, мужа своей сестры-революционерки Анны.
В 1874 году Гёттингенский университет, по защите диссертации присвоил Ковалевской степень доктора философии. В 1879 она делает сообщение на VI съезде естествоиспытателей в Санкт-Петербурге. В 1881 Ковалевская избрана в члены Московского математического общества (приват-доцент).
После смерти мужа в1883 году Ковалевская, оставшаяся без средств с пятилетней дочерью, приезжает в Берлин и останавливается у Вейерштрасса. Ценой огромных усилий, используя весь свой авторитет и связи, Вейерштрассу удаётся выхлопотать ей место в Стокгольмском университете. В 1884 году становится профессором кафедры математики в Стокгольмском университете, с обязательством читать лекции первый год по-немецки, а со второго — по-шведски.
Самой значительной работой С.В.Ковалевской является блестяще решённая проблема о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки, а также о вращении твёрдого тела вокруг оси. Приборы, основанные на её расчётах, широко применяются в современной технике (в первую очередь для определения курсов самолётов, судов).
В 1888 году Парижская Академия наук, а через год и Шведская Акалемия наук высоко оценили математические исследования Ковалевской и удостоили высоких премий и учёных степеней. Её заслуги признала и в Петербургская Академия (она стала членом-корреспондентом Академии), но в России работать в высшем учебном заведении ей не разрешили, так как она – женщина.
Софья Васильевна Ковалевская сочетала в себе замечательный математический талант с незаурядным литературным дарованием. Её яркая личность и необычный жизненный путь делают интересным чтение и её собственных воспоминаний, и стихов, и произведений автобиографического характера.
Ее перу принадлежат повесть «Нигилистка» (1884), драма «Борьба за счастье» (1887), семейная хроника «Воспоминания детства» (1890). Главенствующим принципом этих произведений является борьба двух жизненных аксиом: «как оно было» и «как оно могло быть». "Нигилистка" - одна из самых скандальных книг своего времени, написанная умным и дерзким пером. Эта повесть о судьбах революционеров-народников стала подлинным историческим памятником своего времени - настолько правдивое и достоверное освещение получила в ней жизнь молодой России. Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".
Стихотворения,
которые писались ею с детских лет, но
не публиковались при ее жизни, занимают
особое место в ее творчестве. Вот два
из них:
Пришлось
ли?..
Пришлось ли раз вам
безучастно,
Бесцельно средь толпы
гулять
И вдруг какой-то песни
страстной
Случайно звуки услыхать?
На
вас нежданною волною
Пахнула память
прежних лет,
И что-то милое, родное
В
душе откликнулось в ответ.
Казалось
вам, что эти звуки
Вы в детстве слышали
не раз,
Так много счастья, неги, муки
В
них вспоминалось для вас.
Спешили
вы привычным слухом
Напев знакомый
уловить,
Хотелось вам за каждым
звуком,
За каждым словом уследить.
Внезапно
песня замолчала
И голос замер без
следа.
И без конца и без начала
Осталась
песня навсегда
***
Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своём ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решеньи своём неизменном
Рок ни назначил тебе впереди -
Память об этом мгновеньи священном
Вечно храни, как святыню, в груди
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется чёрною мглой,
С ясной решимостью, и с верной спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
В 1891 году на пути из Берлина в Стокгольм Софья узнала, что в Дании началась эпидемия оспы. Испугавшись, она решила изменить маршрут. Но кроме открытого экипажа для продолжения путешествия не оказалось ничего, и ей пришлось пересесть в него. По дороге Софья простудилась, получила воспаление лёгких и умерла. Похоронена в Стокгольме.
2. Омар Хайям (1048-1123)
Учёный, математик и астроном, поэт и философ, классик персидско-таджикской поэзии Омар Хайям (полное имя Гинсаддун Абуль Фатх ибн Ибрагим Омар Хайям Нишапури) родился в 1048 году в Нишапури (южнее Ашхабада), учился сначала в этом городе, затем в крупнейших центрах науки того времени, в том числе и в Самарканде. По оставшимся его научным трудам и сообщениям современников установлены некоторые детали его биографии. Приблизительно в 1069 году он написал несколько математических трактатов. В 1074 году возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфакане, в 1077 году завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Эвклида», в 1079 году вместе со своими сотрудниками ввёл в действие календарь, более точный, чем григорианский. В середине 90-х годов ХI века, после закрытия обсерватории, вызванного сменой правителей, Хайям совершил паломничество в Мекку. Далее работает врачом при наместнике Хорасана и пишет трактат «О всеобщности бытия» Последние тяжёлые годы жизни учёный провёл в уединении в Нишапури. Он пишет:
Трясу надежды ветвь, но где желанный плод? Как смертный нить судьбы в кромешной тьме найдёт? Тесна мне бытия печальная темница - О, если б дверь найти, что к вечности ведёт.
В эти последние годы Омар Хайям мало общался с людьми, дружил только с книгой, а последние часы читал «Книгу исцеления» Ибн Сины (Авиценны).
Биография Хайяма – это биографияучёного, стремительно поднятого на вершину служебной лестницы при одних правителях, интересы которых совпадали с его научными познаниями, и терпяего тяготы, опалу, когда на смену прежним приходили другие правители. Как учёный Омар Хайям сделал ряд важнейших открытий в области математики, физики, астрономии и других наук. В алгебре он первый дал способы решения кубических уравнений, которые не были известны до него, в геометрии создал уникальную теории параллельных линий. Ему принадлежат исследования в области теории отношений и учения о числе. Открытия Хайяма впоследствии были разработаны азербайджанским математиком Насреддином Туси и в его трудах дошли до европейских учёных. Математические работы Хайяма и теперь имеют определённую ценность и переведены на многте языки мира. Если его научные труды принеслиогромную пользу в развитии наук, то его замечательные четверостишья , «жалящие как змея», до сих пор покоряют читателя своей предельной ёмкостью, лаконичностью, простотой изобразительных средств. Рубаи Хайяма, не зная ни времени. Ни национальных границ, пережив века и династии, дошли до наших дней. Маленькая книжечка живёт на его родине, в о всём мире, переходит из страны в страну, из века в век, будоражит мысли, заставляет людей размышлять и спорить о мире, о жизни, о счастье. В своих четверостишьях он очень высоко ценит человека:
Цель творца и вершина творенья- МЫ! Мудрость, разум, источник творенья – МЫ! Этот круг мирозданья перстню подобен, - В нём гранёный алмаз, без сомнения, МЫ!
В стихах Хайяма, как и в самой жизни, немало сложных и противоречивых проблем:
Что миру до тебя? Ты перед ним – ничто; Существование твоё лишь дым, ничто. Две бедны с двух сторон небытия зияют И между ними ты подобно им – ничто.
*** Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим? В чём нашей жизни смысл? Он нам не постижим. Как много чистых душпод колесом лазурным Сгорает в пепел, в прах, а где, скажите, дым?
*** О, если б каждый день иметь краюху хлеба, Над головою кров и скромный угол, где бы Ничьим владыкою, ничьим рабом не быть! Тогда благословить за счастье можно б небо.
*** Хорошо, если платье твоё без прорех. И о хлебе насущном подумать не грех. А всего остального и даром не надо - Жизнь дороже богатсва и почестей всех
***
Чтоб
мудро жизнь прожить, знать надобно
немало.
Два важных правила запомни
для начала
Ты лучше голодай, чем что
попало есть,
И лучше будь один, чем
вместе с кем попало.
Можно перечислять математиков, Одновременно являющихся литераторами (Чарльз Доджсон (1832 – 1898), этот математик и логик больше известен под псевдонимом Льюис Кэрролл как автор сказки «Приключения Алисы в стране чудес». Как рассказывают биографы, королева Виктория пришла в восторг от этой книги и захотела прочитать все, написанное Кэрроллом. Каково же было ее разочарование, когда она увидела на своем столе стопку книг по математике, Николай Иванович Лобачевский писал стихи, Великий Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения; физик, математик, химик, поэт и многие другие) А сколько математических мотивов в художественной литературе?
В заключении я хочу привести стихотворение (к сожалению, не знаю имя автора), которое очень созвучно теме:
Математика и
литература –две ветви человеческой
культуры,
Две книги из одной библиотеки,
две песни
из единой фонотеки.
Такие разные, как буква и число,
неразделимые,
как лодка и весло.
Что их роднит, объединяет в вечность?
Великой
мысли дух и бесконечность!
Ведь сколько сил приложил граф
Толстой,
чтоб
математике учить народ простой.
Он «Арифметику» создал для них
понятную,
без лишней
сложности и для ума приятную!
В одной задаче там косцы луга
косили,
сначала
вместе, а потом их разделили.
В другой задаче шапку продают, и
четвертак фальшивый за неё дают.
А первою любовью Софьи Ковалевской
был молодой
ещё писатель Федор Достоевский.
Который, позже, в размышлениях
беспечных
блуждал по
миру линий бесконечных.
А Лейбниц Брюсовым воспет
как мудрости,
пророчества рассвет,
Создатель многих вещих книг,
которых
современник не постиг!
И Пушкин алгеброй гармонию поверил.
В лицее кто
б о том поверил?
Отметил Карцов в изречении своём:
У вас,
дражайший, всё кончается нулём!
Великий Лермонтов любил решать
задачи, с
числом и слово ярче, веселей, богаче!
И подтверждает это Грибоедов,
дипломат,
окончив в
МГУ физмат.
И «человек есть дробь» — сказал
Толстой, учитель,
Что
представляешь ты собой, есть твой
числитель.
А что ты мыслишь о себе, есть
знаменатель.
Сочти какая
дробь ты, дорогой приятель!
Великий граф, великий человек,
прославил
Родину, Россию, век.
Число и слово для него едины,
всесильны
и неразделимы!
Что есть число: основа жизни нашей!
А слово
делает её уютней, краше!
Число расставит, наведёт порядок,
а слово
раздаёт награды и наряды.
Число направит жизнь в логическое
русло, без
слова в этой жизни будет грустно!
Числу присущи нормы и задачи,
от слова
ждём добра, успеха и удачи.
Великие умы числу начала льстили,
и возвеличивали,
и превозносили!
Но величать «Число» они призвали
«Слово»!
Так что
важней, что есть первооснова?
Как в жизни нашей каждый день
единствен,
великолепен,
положителен, таинствен.
Так слово и число едины в мирозданье,
два величайших
человеческих создания!
Литература.
1. С.В.Ковалевская. «Воспоминания детства. Нигилистка» М., «Советская Россия» 1989 2. Омар Хайям. Рубаи. Ташкент, 1981 3. С.В. Ковалевская. Википедия. 4. О.Хайям. Википедия
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сост: Черникова Евгения Васильевна
→ trassa7 07.02.2013 0 4011 669 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.