Конспект занятия, посвященного Дню матери "Образ матери в искусстве"
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский Центр «Максимум»
г. Магнитогорск
Конспект занятия, посвященного Дню матери
«Образ матери в искусстве»
Савченко Елена Михайловна
Педагог дополнительного образования
Магнитогорск, 2019 г.
Конспект занятия.
Цель урока: показать, что образ матери - вечная тема в искусстве.
Задачи:
-
Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведении искусства разных эпох, воспевающих образ матери.
-
Развивать образное и ассоциативное мышление, музыкальное восприятие и творческие способности детей в различных видах творческой деятельности, умение сравнивать, анализировать произведения художников, композиторов.
-
Воспитывать у детей чувства уважения, любви к матери.
Литературный ряд:
-
Стихотворение В. Федорова «Наперекор изменчивой молве».
-
Стихотворение М. Волошина «Владимирская Богоматерь».
Музыкальный ряд:
Музыка А. Рыбникова «Тема матери».
Оборудование и материалы:
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.
-
для детей: бумага, краски, карандаши.
Дидактическое обеспечение:
-
Слайд-презентация
-
Видеофрагмент «Мама - первое слово»
Ход занятия
Организационный этап
Учащиеся входят в класс под музыку А. Рыбникова и видеофрагмент «Мама – первое слово».
Педагог: Добрый день, ребята, проходите, занимайте свои места. Вы, наверное, догадались, кому будет посвящен наш сегодняшний разговор.
Ответы детей.
Педагог: Правильно, сегодня мы будем говорить о Маме. Тема материнства издавна волновала, вдохновляла на творчество. Образ матери - вечная тема искусства. Она и является темой нашего урока. Мы увидим, как разные виды искусства дополняют друг друга и делают произведения, воспевающие образ матери, еще более выразительными и яркими. Послушайте замечательное стихотворение:
Наперекор изменчивой молве, художники прославили в веках,
Не девушку с венком на голове, а женщину с младенцем на руках.
Девичья красота незавершённа: в ней нет ещё душевной глубины.
Родив дитя, рождается мадонна — в её чертах миры отражены!
Скажите, всем знакомо слово «МАДОННА»?
Ответы детей.
Усвоение новых знаний
Образ матери в духовном искусстве
Педагог: Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы.
На экране демонстрируется икона Владимирской Божьей Матери
Когда художник пишет Деву Марию, то чаще у него получается не картина, а икона (образ, а не конкретное лицо). Икону пишут по особым церковным канонам. Слово «икона» греческого происхождения и означает «образ». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской. «Богоматерь Владимирская» создана во второй половине XII века. Эта икона - величайшая святыня Руси. Сейчас она находится в Московском Кремле, в Успенском соборе. Всмотритесь в глаза матери: что вы видите?
Ответы детей.
Педагог: Эту икону называют «древнейшей песнью материнства». Богородица, прежде всего, мать, страдающая мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер великой и светлой печали, скорби, умиления. Посмотрите другие иконы Божьей Матери.
На экране демонстрируются другие иконы.
Образ матери в светском искусстве Средневековья и Возрождения
Педагог: Посмотрите, как популярен был сюжет матери с младенцем в средние века. Даже мода того времени имитировала беременность. Дамы подкладывали себе искусственный животик, чтобы приобрести силуэт будущей мамы.
На экране демонстрируются слайды со средневековой модой.
Педагог: Художники Возрождения посвятили Мадонне свои полотна и скульптуры
На экране демонстрируются слайды произведений эпохи Возрождения.
Педагог:
Не на троне - на Ее руке, Левой
Ручкой, обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует... Немею -
Нет ни сил, ни слов на языке...
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит...
В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!
Максимилиан Волошин
Земная жизнь Пресвятой Богородицы
Педагог: А теперь я расскажу вам о подвиге матери в Великой Отечественной войне. В Самарской области в деревне Алексеевке стоит памятник «Журавли» в честь Прасковьи Еремеевны Володичкиной и ее девяти сыновей. Это памятник матери, у которой война забрала всех девятерых сыновей: шестеро погибли на фронте, трое позже скончались от ран. До Великой Отечественной Войны в посёлке Алексеевка жила семья Володичкиных: глава семейства Павел Васильевич Володичкин, его жена Прасковья Еремеевна Володичкина(1874-1943) и девять сыновей — Александр, Андрей, Пётр, Иван, Василий, Михаил, Константин, Фёдор и Николай. Павел Васильевич умер в 1935 году. Когда началась война, все девять сыновей Володичкиных отправились на фронт. А потом в дом к матери стали приходить похоронки. Первая, вторая, третья…После пятой похоронки сердце матери не выдержало. И тогда похоронки стали приносить в пустой дом.
На экране демонстрируются слайды
Педагог: И в мирное время матери поражают своим героизмом и самопожертвованием. Когда произошло страшное землетрясение в Спитаке, из уст в уста передавалась история матери, которая трое суток с младенцем выживала под завалами и кормила ребенка своей кровью. Она проткнула палец, и ребенку это заменило молоко.
Ну а наши мамы? Разве они не совершают ежедневный подвиг любви, терпения, самопожертвования? По-моему, наши мамы заслуживают самого теплого отношения и благодарности. Хочу закончить словами поэта:
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Самостоятельная работа. Выполнение практического задания.
Педагог: Ребята, сейчас мы с вами попробуем нарисовать портрет мамы. Наши мамы все разные, и по внешности, и по профессии, и по возрасту. Но есть у них общая черта - они очень любят нас, своих детей. А вы как художники постарайтесь передать это в своих портретах.
Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь педагога во время выполнения творческой работы.
Фоном играет музыка, дети работают.
Закрепление новых знаний.
Педагог: Давайте с вами вспомним, что нового мы сегодня узнали на занятии.
Ребята, сегодня мы говорили о наших мамах и не только. Мы посмотрели, что образ матери - центральный во всем изобразительном искусстве. А почему?
Ответы детей.
Вопрос детям: Как давно художники начали воспевать Образ Богородицы?
Ответы детей.
Вопрос детям: Какая мода была в Средневековье? Почему? Какие художники в эпоху Возрождения посвящали свои полотна Мадонне?
Ответы детей.
Вопрос детям: В чем заключался подвиг матери во время Великой Отечественной войны?
Ответы детей.
Вопрос детям: Какие скульптуры вы сегодня посмотрели? Почему мы называем свою Родину матерью?
Ответы детей.
Педагог: Молодцы, вы много узнали и запомнили. А теперь посмотрим портреты ваших мам.
Итог занятия.
Педагог: Какие ваши мамы милые, добрые, любящие и любимые. Сегодня вы подарите мамам портрет и не забудьте сказать им об этом. И не огорчайте своих мам. Спасибо, до свидания.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савченко Елена Михайловна
→ Публикатор 29.11.2019 0 2569 45 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.