Конспект занятия, посвященного Дню матери "Образ матери в искусстве"


Муниципальное учреждение дополнительного образования

Детско-юношеский Центр «Максимум»

г. Магнитогорск


 


 


 

Конспект занятия, посвященного Дню матери


 


 

«Образ матери в искусстве»


 


 

Савченко Елена Михайловна

Педагог дополнительного образования

 


 


 

 


 


 


 


 


 


 

Магнитогорск, 2019 г.


 

Конспект занятия.

Цель урока: показать, что образ матери - вечная тема в искусстве.

Задачи:

  1. Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведении искусства разных эпох, воспевающих образ матери.

  2. Развивать образное и ассоциативное мышление, музыкальное восприятие и творческие способности детей в различных видах творческой деятельности, умение сравнивать, анализировать произведения художников, композиторов.

  3. Воспитывать у детей чувства уважения, любви к матери.

Литературный ряд:

  1. Стихотворение В. Федорова «Наперекор изменчивой молве».

  2. Стихотворение М. Волошина «Владимирская Богоматерь».

Музыкальный ряд:

Музыка А. Рыбникова «Тема матери».

Оборудование и материалы:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

  • для детей: бумага, краски, карандаши.

Дидактическое обеспечение:

  1. Слайд-презентация

  2. Видеофрагмент «Мама - первое слово»


 

Ход занятия


 

Организационный этап

Учащиеся входят в класс под музыку А. Рыбникова и видеофрагмент «Мама – первое слово».

Педагог: Добрый день, ребята, проходите, занимайте свои места. Вы, наверное, догадались, кому будет посвящен наш сегодняшний разговор.

Ответы детей.

Педагог: Правильно, сегодня мы будем говорить о Маме. Тема материнства издавна волновала, вдохновляла на творчество. Образ матери - вечная тема искусства. Она и является темой нашего урока. Мы увидим, как разные виды искусства дополняют друг друга и делают произведения, воспевающие образ матери, еще более выразительными и яркими. Послушайте замечательное стихотворение:

Наперекор изменчивой молве, художники прославили в веках,

Не девушку с венком на голове, а женщину с младенцем на руках.

Девичья красота незавершённа: в ней нет ещё душевной глубины.

Родив дитя, рождается мадонна — в её чертах миры отражены!


Скажите, всем знакомо слово «МАДОННА»?

Ответы детей.

Усвоение новых знаний

Образ матери в духовном искусстве


 

Педагог: Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы.

На экране демонстрируется икона Владимирской Божьей Матери

Когда художник пишет Деву Марию, то чаще у него получается не картина, а икона (образ, а не конкретное лицо). Икону пишут по особым церковным канонам. Слово «икона» греческого происхождения и означает «образ». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской. «Богоматерь Владимирская» создана во второй половине XII века. Эта икона - величайшая святыня Руси. Сейчас она находится в Московском Кремле, в Успенском соборе. Всмотритесь в глаза матери: что вы видите?

Ответы детей.

Педагог: Эту икону называют «древнейшей песнью материнства». Богородица, прежде всего, мать, страдающая мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер великой и светлой печали, скорби, умиления. Посмотрите другие иконы Божьей Матери.

На экране демонстрируются другие иконы.


 

Образ матери в светском искусстве Средневековья и Возрождения

Педагог: Посмотрите, как популярен был сюжет матери с младенцем в средние века. Даже мода того времени имитировала беременность. Дамы подкладывали себе искусственный животик, чтобы приобрести силуэт будущей мамы.

На экране демонстрируются слайды со средневековой модой.

Педагог: Художники Возрождения посвятили Мадонне свои полотна и скульптуры

На экране демонстрируются слайды произведений эпохи Возрождения.

Педагог:

Не на троне - на Ее руке, Левой 
Ручкой, обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
 
Неотступно требует... Немею -
Нет ни сил, ни слов на языке...
А Она в тревоге и в печали
 
Через зыбь грядущего глядит...
В мире нет слепительнее чуда
 
Откровенья вечной Красоты!
Максимилиан Волошин

Земная жизнь Пресвятой Богородицы

Педагог: А теперь я расскажу вам о подвиге матери в Великой Отечественной войне. В Самарской области в деревне Алексеевке стоит памятник «Журавли» в честь Прасковьи Еремеевны Володичкиной и ее девяти сыновей. Это памятник матери, у которой война забрала всех девятерых сыновей: шестеро погибли на фронте, трое позже скончались от ран. До Великой Отечественной Войны в посёлке Алексеевка жила семья Володичкиных: глава семейства Павел Васильевич Володичкин, его жена Прасковья Еремеевна Володичкина(1874-1943) и девять сыновей — Александр, Андрей, Пётр, Иван, Василий, Михаил, Константин, Фёдор и Николай. Павел Васильевич умер в 1935 году. Когда началась война, все девять сыновей Володичкиных отправились на фронт. А потом в дом к матери стали приходить похоронки. Первая, вторая, третья…После пятой похоронки сердце матери не выдержало. И тогда похоронки стали приносить в пустой дом.

На экране демонстрируются слайды

Педагог: И в мирное время матери поражают своим героизмом и самопожертвованием. Когда произошло страшное землетрясение в Спитаке, из уст в уста передавалась история матери, которая трое суток с младенцем выживала под завалами и кормила ребенка своей кровью. Она проткнула палец, и ребенку это заменило молоко.

Ну а наши мамы? Разве они не совершают ежедневный подвиг любви, терпения, самопожертвования? По-моему, наши мамы заслуживают самого теплого отношения и благодарности. Хочу закончить словами поэта:


Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите, 

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной. 

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь, 

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной 

Без материнских добрых рук –

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь, 

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Самостоятельная работа. Выполнение практического задания.

Педагог: Ребята, сейчас мы с вами попробуем нарисовать портрет мамы. Наши мамы все разные, и по внешности, и по профессии, и по возрасту. Но есть у них общая черта - они очень любят нас, своих детей. А вы как художники постарайтесь передать это в своих портретах.

Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь педагога во время выполнения творческой работы.

Фоном играет музыка, дети работают.


 


 

Закрепление новых знаний.

Педагог: Давайте с вами вспомним, что нового мы сегодня узнали на занятии.

Ребята, сегодня мы говорили о наших мамах и не только. Мы посмотрели, что образ матери - центральный во всем изобразительном искусстве. А почему?

Ответы детей.

Вопрос детям: Как давно художники начали воспевать Образ Богородицы?

Ответы детей.

Вопрос детям: Какая мода была в Средневековье? Почему? Какие художники в эпоху Возрождения посвящали свои полотна Мадонне?

Ответы детей.

Вопрос детям: В чем заключался подвиг матери во время Великой Отечественной войны?

Ответы детей.

Вопрос детям: Какие скульптуры вы сегодня посмотрели? Почему мы называем свою Родину матерью?

Ответы детей.

Педагог: Молодцы, вы много узнали и запомнили. А теперь посмотрим портреты ваших мам.

Итог занятия.

Педагог: Какие ваши мамы милые, добрые, любящие и любимые. Сегодня вы подарите мамам портрет и не забудьте сказать им об этом. И не огорчайте своих мам. Спасибо, до свидания.


Полный текст материала Конспект занятия, посвященного Дню матери "Образ матери в искусстве" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савченко Елена Михайловна  Публикатор
29.11.2019 0 2569 45

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК