Доклад "Традиции как основа этнокультурной компетенции студентов колледжа"




Доклад на тему: « Традиции как основа этнокультурной компетенции студентов колледжа»

Докладчик: преподаватель экономических дисциплин

Емченова Маргарита Николаевна

ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса № 4, г. Москва


Образование в современном мире становится все более полифункциональным по своей сути. Интегративные тенденции современной жизни неизбежно поднимают вопрос степени проявления унифицированности социальных процессов, в том числе в сфере образования. Многим видится опасность в том, что стирание границ между государствами, в конечном счете, приведет к исчезновению специфики культурного наследия народов, населяющих различные регионы планеты.

«Глобализирующее движение, как становится, очевидно, уже сейчас, приведет к обновлению и возрождению различных языков и культур. Многообразие, а не однородность будет стержнем динамичной глобальной системы, а именно это явится одним из самых трудных испытаний человечества перед будущим. Там, где образование выступает фактором развития, оно играет ключевую роль»

В связи с этими общественными тенденциями образования должно ставить своей задачей формирование человека, который обладает «глобальным видением» мировых процессов, но в тоже время является носителем национальной культуры. Таким образом, в условиях культурной конвергенции образовательная система рассматривается, с одной стороны, как эффективный механизм этнокультурной идентификации личности, другой стороны, - как средство гармонизации межэтнических отношений.

Растущие социально-экономические потребности меняющегося мира на рубеже 19-20 вв. учитывали тенденцию сближения народов, культур, цивилизации. На передний план выдвигаются актуальные для всех времен идеи человеколюбия, проявляется стремление связать воедино гуманистические традиции Запада с отечественным культурно-педагогическим наследием.

На современном этапе происходит упрочение социально-культурной идентичности России, которая выражается, главным образом, в том, что российская цивилизация по своему характеру образования экуменическая. Особенно болезненно происходит данный процесс в условиях многонационального, поликультурного и поликонфессионального государства, каковым является Россия. Это делает жизненно важной задачу сохранения государственности, единого социально-политического и экономического пространства. Необходимы инвариантные подходы к развитию всех этнорегиональных образовательных систем. Сегодня особенно важно акцентировать внимание на формирование у подрастающего поколения чувства российской самоидентичности и самосознания, поликультурного мышления, толерантности и патриотизма. Одним из направлений этой работы является усиление интегративной основы содержания образования.

В современных условиях в полиэтническом мире, особенно многонациональной России, педагогика может эффективно функционировать преимущественно только в качестве этнопедагогики, по сути своей являющейся, с одной стороны, педагогикой национального возрождения, с другой, - педагогикой гармонизации межнациональных отношений. Народная педагогика содержит в себе громадный творческий потенциал, о чем можно судить по тому, как начинают себя проявлять творчески даже те исследователи, которые случайно оказываются рядом с ней. Народная духовность, нравственность, совестливость – все это в максимальной мере проявлено в ней, в народной педагогике, так что в условиях нарастающего кризиса в обществе она – неизменное средство оздоровления народной жизни.

Этнокультурные традиции являются важнейшим инструментом формирования ценностной ориентации человека. А ценностные суждения и нормы во многом определяют его дальнейшую деятельность, влияют на мировоззрение и методы принятия решений, в том числе и технологических.

Знание традиций народа закладывает в человеке основы гуманистического мировоззрения. «Гуманистическое мировоззрение – это стержень личности, совокупность взглядов, убеждений, идеалов, определяющих духовность, ценностные ориентации, собственное «Я», творческое и деятельностное отношение к миру, к своему месту в обществе»

На протяжении последних десятилетий идет усиление общественного интереса к традициям. Это обстоятельство связано с решением целого ряда актуальных теоретических и практических социальных проблем. В частности, уяснения природы традиций, их места и роли в общественной жизни имеет существенное значение для изучения механизма исторической детерминации общественных процессов, организации человеческих отношений и социального управления, закономерностей индивидуального и группового поведения. Раскрывая общие и специфические функции, выполняемые традициями, мы можем понять и дать объяснение процессам социогенеза, социализации человека, воспитания на лучших традициях.

Социально-экономическое и политическое развитие в современном обществе приводит к существенным изменениям культур народов. Научно-технический прогресс, компьютеризация, информатизация общества, распространение СМИ, с одной стороны, открывают простор интеграционным процессам, с другой, - становятся стимуляторами роста национального самосознания. Это выражается в повышении интереса к ценностям исторического и культурного наследия, в бережном отношении к фольклору, к обычаям и национальному искусству, в сознательной адаптации традиционных культурных ценностей к системе современной культуры, образования и государственного управления в целом.

Но традиции наследуются не сами по себе, а людьми, новыми поколениями. Общество берет из прошлого далеко не все существовавшие там традиции, а только те, которые соответствуют идеалам и потребностям на данный момент, сейчас. Поэтому у различных традиций и обычаев судьба не одинакова: одни из них переживают века, проходят через жизнь многих поколений, другие же остаются характерными атрибутами сравнительно небольшого исторического периода, утрачиваются и на смену им приходят другие, как нам кажется более прогрессивные. Испокон веков одной из первейших народных традиций являлась любовь к Отечеству, к родным местам, воспитание патриотизма. Эпические сказания, народные песни, легенды, предания, пословицы, поговорки, передаваемые из поколения в поколение, служат важным эмоциональным фоном в восприятии многих событий из жизни этноса. В них находят свое отражение моральные традиции народа, его духовные, нравственные качества.

На современном этапе перед педагогическими учебными заведениями ставится задача – подготовить специалиста, способного использовать свои личностные и профессиональные резервы для трансляции новым поколениям культуру своего народа, синтеза ее с культурами других народов, особенно народов-соседей, и интеграции будущих граждан в мировую культуру.

С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий, формирования этнокультурной компетенции будущих преподавателей. Быть этнокультурно компетентным – значит признавать принцип плюрализма, знать национально-психологические особенности представителей различных этносов, иметь знания об их национальных культурах, понимать своеобразие и ценность этих культур. Другими словами, этнокультурная компетентность педагога позволяет ему найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы взаимного доверия, высокой результативности в педагогическом взаимодействии.

Основные ориентиры в формировании этнокультурной компетенции:

- этнокультурная идентификация личности;

- освоение системы понятий и представлений о разнообразии культур в мире, в стране, территории проживания;

- воспитание установок толерантности сознания;

- развитие умений и навыков конструктивного взаимодействия с представителями других культур.

Формирование этнокультурной компетенции студентов Колледжа малого бизнеса №4 является важным аспектом учебно-воспитательной работы педагогов. Деятельность коллектива направлена на организацию педагогического процесса, раскрывающего особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни народов, проживающих в России. Студентам прививаются традиционные народные установки, такие как бережное отношение к окружающей природной среде, добросовестность в труде, честность и порядочность в повседневном поведении, во взаимоотношениях с людьми, уважительное отношение к родителям, старшим, гостеприимство, народный этикет и т.п. Поэтому вся деятельность педагогов направлена на возрождение, сохранение и развитие народных традиций, народных ценностей, она призвана обеспечить живую связь прошлого, настоящего и будущего, преемственность и обогащение традиций народа во всех областях культуры – в культуре труда, культуре быта, культуре общения.

Учебный процесс организован так, что он не только передает детям самобытность этнической культуры, но и пробуждает чувство верности и преданности своему языку и культуре, поощряет интерес к проблемам возрождения у иноэтнических студентов колледжа, создает климат терпимости и понимания, воспитывает динамичное осознание отношений между культурами. Колледж стал школой диалога культур и в интересах гармонизации национальных отношений обучение русскому языку и русской литературе органично связано с усвоением культуры русского и других народов, населяющих Россию.

Наиболее эффективным методом по формированию этнокультурной компетенции студентов является проведение в колледже классных часов по темам: «Масленица», «День Матери», «День пожилых людей», «День Защитников Отечества», «День памяти», «День народного единства», «Москва – многонациональный город», музыкальных и поэтических праздников.

Важным элементом преемственности народных традиций является внеурочная работа в колледже системы дополнительного образования. Работает кружок вокального пения, успешно ставятся театральные постановки, также личностное развитие студентов осуществляется на спортивных кружках: волейбол, аэробика, общая физическая подготовка, ребята активно участвуют во всех спортивных праздниках, проводимых на уровне округа и города.

Среди студентов колледжа был проведен социологический опрос, ребятам были предложены следующие вопросы:

- знаете ли вы традиции своего народа?

- есть ли традиции в вашей семье?

- надо ли знать традиции других народов?

Результаты опроса показали, что у большинства ребят традиции прививаются в семье, есть события, которые отмечают по традиции как семейно-бытовые праздники: дни рождения, начало и окончание учебного заведения у школьников и студентов, дни совершеннолетия, а также народные праздники «Масленица», «Рождество» и т.д. Благодаря умелой работе педагогов колледжа по воспитанию этнокультурной личности у ребят пробуждается интерес к культуре других народов, их среды обитания, традиций и обычаев. Это способствует пробуждению у студентов взаимного интереса, толерантности отношений. Вступая в такое общение, они выступают носителями национальных чувств, сознания, языка, культуры.

Таким образом, приобщая студентов к ценностям регионально-этнической культуры, преподаватели колледжа реализуют главную задачу современного воспитания. Она состоит в формировании у растущего человека гуманистической направленности личности, воспитание толерантности, уважение к национальным особенностям другого, воспитание человека-гражданина, что является непременным условием успешности вхождения россиян в мировое сообщество.


Список использованных источников:


1. А.П. Садохин Теория и практика межкультурной коммуникации. – М., 2004.

2. С.К. Бондырева Толерантность.- М., 2003.

3. Е.В. Бондаревская Педагогические основы межкультурного общения. - Тирасполь.,2000.

4. Л.М. Дрибижева Этническое самосознание русских в современных условиях - журнал Советская этнография. – 1991 - №1.

5.Т.Г.Стефаненко Этнопсихология. – М., 2003.

6. А.П.Оконешникова Межэтническое восприятие и понимание друг друга. – Пермь, 1999.

7. В.М.Золотухин Толерантность. – Кемерово, 2001.

8. В.В.Кочеткова Психология межкультурных различий. – М., 2002.


9. http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=111&menu_id=131&alt_menu=-1

10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F2%ED%EE%EF%E5%E4%E0%E3%EE%E3%E8%EA%E0

11. http://sbiblio.com/biblio/archive/volkov_etno/00.aspx








Полный текст материала Доклад "Традиции как основа этнокультурной компетенции студентов колледжа" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Емченова Маргарита Николаевна  Марго8417
26.01.2012 1 6886 421

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК