Рабочая программа СПО по дисциплине "Теория Организации"
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Колледж малого бизнеса №4
Автор: Хасанова Римма Валентиновна
Место работы: ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса №4
Должность: Преподаватель экономических дисциплин
Рабочая программа
дисциплины «Теория организации»
для специальности080501 Менеджмент (по отраслям)
среднего профессионального образования
повышенный уровень
Москва. 2011 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория организации» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080501«Менеджмент (по отраслям)» среднего профессионального образования, повышенный уровень.
Рабочая программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта (от 22.01.2002. регист. №04-0602-Б) и в соответствие с примерной программой по дисциплине «Теория организации».
Дисциплина «Теория организации» является специальной дисциплиной, формирующей знания на базе изучения экономических и общепрофессиональнных дисциплин, таких как «Менеджмент», «Управление персоналом», «Стратегический менеджмент», «Государственное регулирование экономики».
Настоящая программа исходит из того, что в современных условиях эффективное принятие решений крайне необходимо для осуществления административных функций организации. Знание основных элементов организации, использование её современных принципов для регулирования деятельностью организации, поможет выпускнику в его практической профессиональной деятельности на предприятиях, в учреждениях, организациях.
В результате изучения учебной дисциплины:
студент должен:
иметь представление:
- о взаимосвязи дисциплины «Теория организации с другими специальными и общеобразовательными дисциплинами.
- о направлениях развития теории организации на современном этапе.
знать:
-жизненный цикл организации;
-классификацию организации;
-законы организации;
-принципы организации;
-коммуникации в организации.
уметь:
-анализировать жизненный цикл организации; принципы её состояния;
-анализировать культурную среду организации;
-пользоваться информационными технологиями, применяемыми в организации.
Рабочая программа рассчитана на 128 часов (98 часов аудиторных занятий, в том числе 30 – практических, 30 часов на внеаудиторную работу студентов)
В содержание учебной дисциплины по каждому разделу приведены требования к знаниям, умениям, навыкам.
Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление её разделов и тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения.
Закрепление теоретических знаний предполагает проведений контрольных работ, рассчитанных на 10-15минут, на которых студенты индивидуально выполняют предложенные им задания, что способствует лучшему усвоению и закреплению материала.
Изучение дисциплины предусматривает использование информационно-развивающих, проблемно – поисковых форм и методов обучения, а именно: лекционно-семинарских занятий, подготовки сообщений и презентаций по актуальным темам дисциплины самостоятельной работы с учебной литературой и нормативно-правовыми актами, с использованием информационных технологий (СПС Консультант - плюс, Гарант).
Данная методика обучения развивает умение студентов анализировать, систематизировать полученные знания, что способствует развитию познавательной, коммуникативной и практической деятельности выпускников.
Рабочая программа состоит из введения и шести тем, к каждой теме приведены требования к формулируемым представлениям, знаниям, умениям.
Изучение основных разделов, тем предусматривает проведение рубежного контроля в форме устного опроса, выполнения тестов, письменных работ, семинарского занятия.
После изучение курса проводится контроль знаний в форме написания контрольной работы, которая состоит из тестовых заданий по всему курсу и сдачи экзамена. Целью итогового контроля является проверка и оценка полученных знаний, ключевых понятий дисциплины, умений применять теорию на практике.
Преподаватель Р.В.Хасанова
Тематический план
по дисциплине «Теория организации»
№№ |
Наименование разделов, тем |
Макс. учеб. нагруз. студент. час |
Кол-во часов очной формы обучения |
СРС |
|
Всего |
Прак. в т.ч. |
|
|||
1 |
Введение. Содержание дисциплины, ее цели, задачи. Связь с другими дисциплинами |
2 |
2 |
|
|
2 |
Объект, предмет и метод теории организации. Функции и основные направления развития теории организации |
2 |
2 |
|
|
|
Тема 1. Основные элементы организации |
20 |
14 |
6 |
6 |
3 |
1.1.Природа и сущность организации. |
2 |
2 |
|
|
4 |
1.2.Организация как открытая система. Системные свойства организации |
4 |
2 |
|
2 |
5 |
1.3. Внутренняя и внешняя среда организации |
4 |
2 |
|
2 |
6 |
Практическое занятие №1 «Анализ внутренней среды организации» |
2 |
2 |
2 |
|
7 |
Практическое занятие №2 «Анализ внешней среды организации»
|
2 |
2 |
2 |
|
8 |
1.4. Жизненный цикл организации. |
4 |
2 |
|
2 |
9 |
Практическое задание №3 Семинар: «Жизненный цикл организации на примере России и зарубежных стран» |
2 |
2 |
2 |
|
|
Тема 2. Разновидности организации |
22 |
14 |
6 |
8 |
10 |
2.1. Социальная организация. Классификация социальных организаций по правовому статусу |
4 |
2 |
|
2 |
11 |
2.2. Государственные и муниципальные организации |
4 |
2 |
|
2 |
12 |
Практическое задание №4«Организационно-правовые формы организации»
|
2 |
2 |
2 |
|
13 |
Практическое занятие №5 «Изучение федерального закона « Об основах государственной службы в РФ» |
2 |
2 |
2 |
|
14 |
2.3. Формальные и неформальные организации |
4 |
2 |
|
2 |
15 |
2.4. Хозяйственные организации |
4 |
2 |
|
2 |
16 |
Практическое занятие №6«Формирование организации на конкретном примере». |
2 |
2 |
2 |
|
|
Тема 3. Организация и управление |
34 |
26 |
4 |
8 |
17 |
3.1. Взаимосвязь управления и системы отношений в организации |
4 |
2 |
|
2 |
18 |
3.2. Управление и внешняя среда организации |
4 |
2 |
|
2 |
19 |
3.3. Процесс управления и субъекты осуществления управленческой деятельности |
4 |
2 |
|
2 |
20 |
Практическое занятие №7«Характеристика методов управления»
|
2 |
2 |
2 |
|
21 |
3.4. Законы организации и их взаимодействие. |
2 |
2 |
|
|
22 |
3.5. Закон синергии |
2 |
2 |
|
|
23
|
3.6. Закон информированности. |
2
|
2
|
|
|
24 |
3.7. Законединства анализа и синтеза |
2 |
2 |
|
|
25 |
3.8. Закон самосохранения. |
2 |
2 |
|
|
26 |
3.9. Закон развития |
2 |
2 |
|
|
27 |
3.10. Закон композиции и пропорциональности. |
2 |
2 |
|
|
28 |
3.11. Специфические законы социальной организации |
4 |
2 |
|
2 |
29 |
Практическое занятие №8 «Законы организации» |
2 |
2 |
2 |
|
|
Темы 4. Принципы организации |
10 |
10 |
2 |
|
30 |
4.1. Классификация принципов. Общие, частные, ситуационные принципы организации |
2 |
2 |
|
|
31 |
4.2. Статистическое и динамичное состояние организации. |
2 |
2 |
|
|
32 |
Рубежный контроль знаний. |
2 |
2 |
|
|
33 |
4.3. Принципы статистического и динамичного состояния организации |
2 |
2 |
2 |
|
34 |
Практическое занятие №9 «Анализ принципов организации» (на конкретном примере) |
2 |
2 |
|
|
|
Тема 5. Коммуникации организации |
20 |
14 |
4 |
6 |
35 |
5.1. Коммуникационный процесс. Типы, формы и методы коммуникаций |
2 |
2 |
|
|
36 |
5.2. Функции и классификация организационной культуры. |
4 |
2 |
|
2 |
37 |
5.3. Система методов поддержания культуры организации |
4 |
2 |
|
2 |
38 |
5.4. Информационные технологи организационной культуры |
4 |
2 |
|
2 |
39 |
5.5.Повышение эффективности организационной культуры |
2 |
2 |
|
|
40 |
Практическое занятие №10«Составление базовой модели и схемы «Формирование и развитие организационной культуры» |
2 |
2 |
2 |
|
41 |
Практическое занятие №11 Семинар «Коммуникации и культурная среда организации в России и за рубежом» |
2 |
2 |
2 |
|
|
Тема 6. Организационное проектирование |
18 |
16 |
8 |
2 |
42 |
6.1. Факторы, этапы организационного проекта. Методы проектирования. |
2 |
2 |
|
|
43 |
6.2. Модели структур организаций как объектов управления |
4 |
2 |
|
2 |
44 |
Практическое занятие №12«Построение моделей деятельности предприятия» |
2 |
2 |
2 |
|
45 |
6.3. Основные направления модификации организационных структур |
2 |
2 |
|
|
46 |
Практическое занятие №13«Разработка стратегии планирования организации»
|
2 |
2 |
2 |
|
47 |
Практическое занятие №14 «Проект структуры организации» |
2 |
2 |
2 |
|
48 |
Практическое занятие №15«Принципы работы руководителей высшего и среднего звена как субъектов управления» |
2 |
2 |
2 |
|
49 |
Контроль знаний |
2 |
2 |
|
|
Всего по дисциплине: |
128 |
98 |
30 |
30 |
Поурочно - тематический план по дисциплине
«Теория организации»
№№ |
Наименование разделов, тем |
Макс. учеб. нагруз. студент. час |
Кол-во часов очной формы обучения |
СРС |
|
Всего |
Прак. в т.ч. |
|
|||
1 |
Введение. Содержание дисциплины, ее цели, задачи. Связь с другими дисциплинами |
2 |
2 |
|
|
2 |
Объект, предмет и метод теории организации. Функции и основные направления развития теории организации |
2 |
2 |
|
|
|
Тема 1. Основные элементы организации |
20 |
14 |
6 |
6 |
3 |
1.1.Природа и сущность организации. |
2 |
2 |
|
|
4 |
1.2.Организация как открытая система. Системные свойства организации |
4 |
2 |
|
2 |
5 |
1.3. Внутренняя и внешняя среда организации |
4 |
2 |
|
2 |
6 |
Практическое занятие №1 «Анализ внутренней среды организации» |
2 |
2 |
2 |
|
7 |
Практическое занятие №2 «Анализ внешней среды организации»
|
2 |
2 |
2 |
|
8 |
1.4. Жизненный цикл организации. |
4 |
2 |
|
2 |
9 |
Практическое задание №3 Семинар: «Жизненный цикл организации на примере России и зарубежных стран» |
2 |
2 |
2 |
|
|
Тема 2. Разновидности организации |
22 |
14 |
6 |
8 |
10 |
2.1. Социальная организация. Классификация социальных организаций по правовому статусу |
4 |
2 |
|
2 |
11 |
2.2. Государственные и муниципальные организации |
4 |
2 |
|
2 |
12 |
Практическое задание №4 «Организационно-правовые формы организации»
|
2 |
2 |
2 |
|
13 |
Практическое занятие №5 «Изучение федерального закона « Об основах государственной службы в РФ» |
2 |
2 |
2 |
|
14 |
2.3. Формальные и неформальные организации |
4 |
2 |
|
2 |
15 |
2.4. Хозяйственные организации |
4 |
2 |
|
2 |
16 |
Практическое занятие №6 «Формирование организации на конкретном примере». |
2 |
2 |
2 |
|
|
Тема 3. Организация и управление |
34 |
26 |
4 |
8 |
17 |
3.1. Взаимосвязь управления и системы отношений в организации |
4 |
2 |
|
2 |
18 |
3.2. Управление и внешняя среда организации |
4 |
2 |
|
2 |
19 |
3.3. Процесс управления и субъекты осуществления управленческой деятельности |
4 |
2 |
|
2 |
20 |
Практическое занятие №7 «Характеристика методов управления»
|
2 |
2 |
2 |
|
21 |
3.4. Законы организации и их взаимодействие. |
2 |
2 |
|
|
22 |
3.5. Закон синергии |
2 |
2 |
|
|
23
|
3.6. Закон информированности. |
2
|
2
|
|
|
24 |
3.7. Законединства анализа и синтеза |
2 |
2 |
|
|
25 |
3.8. Закон самосохранения. |
2 |
2 |
|
|
26 |
3.9. Закон развития |
2 |
2 |
|
|
27 |
3.10. Закон композиции и пропорциональности. |
2 |
2 |
|
|
28 |
3.11. Специфические законы социальной организации |
4 |
2 |
|
2 |
29 |
Практическое занятие №8 «Законы организации» |
2 |
2 |
2 |
|
|
Темы 4. Принципы организации |
10 |
10 |
2 |
|
30 |
4.1. Классификация принципов. Общие, частные, ситуационные принципы организации |
2 |
2 |
|
|
31 |
4.2. Статистическое и динамичное состояние организации. |
2 |
2 |
|
|
32 |
Рубежный контроль знаний. |
2 |
2 |
|
|
33 |
4.3. Принципы статистического и динамичного состояния организации |
2 |
2 |
2 |
|
34 |
Практическое занятие №9 «Анализ принципов организации» (на конкретном примере) |
2 |
2 |
|
|
|
Тема 5. Коммуникации организации |
20 |
14 |
4 |
6 |
35 |
5.1. Коммуникационный процесс. Типы, формы и методы коммуникаций |
2 |
2 |
|
|
36 |
5.2. Функции и классификация организационной культуры. |
4 |
2 |
|
2 |
37 |
5.3. Система методов поддержания культуры организации |
4 |
2 |
|
2 |
38 |
5.4. Информационные технологи организационной культуры |
4 |
2 |
|
2 |
39 |
5.5.Повышение эффективности организационной культуры |
2 |
2 |
|
|
40 |
Практическое занятие №10 Составление базовой модели и схемы «Формирование и развитие организационной культуры» |
2 |
2 |
2 |
|
41 |
Практическое занятие №11 Семинар «Коммуникации и культурная среда организации в России и за рубежом» |
2 |
2 |
2 |
|
|
Тема 6. Организационное проектирование |
18 |
16 |
8 |
2 |
42 |
6.1. Факторы, этапы организационного проекта. Методы проектирования. |
2 |
2 |
|
|
43 |
6.2. Модели структур организаций как объектов управления |
4 |
2 |
|
2 |
44 |
Практическое занятие №12 «Построение моделей деятельности предприятия» |
2 |
2 |
2 |
|
45 |
6.3. Основные направления модификации организационных структур |
2 |
2 |
|
|
46 |
Практическое занятие №13 «Разработка стратегии планирования организации»
|
2 |
2 |
2 |
|
47 |
Практическое занятие №14 «Проект структуры организации» |
2 |
2 |
2 |
|
48 |
Практическое занятие №15 «Принципы работы руководителей высшего и среднего звена как субъектов управления» |
2 |
2 |
2 |
|
49 |
Контроль знаний |
2 |
2 |
|
|
Всего по дисциплине: |
128 |
98 |
30 |
30 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Студент должен
иметь представление:
о содержании дисциплины;
о связи с другими дисциплинами;
о современном состоянии теории организации;
о современных принципах организации.
Значение и содержание дисциплины «Теория организации» и связь её с другими дисциплинами.
Объект, предмет и метод теории организации. Функции теории организации. Основные направления развития теории организации.
Тема 1 Основные элементы организации
Студент должен
знать:
сущность организации;
жизненный цикл организации;
уметь:
анализировать жизненный цикл организации.
Природа и сущность организации. Организация как открытая система. Системные свойства организации. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации. Жизненный цикл организации.
Практическое занятие №1 «Анализ внутренней среды организации».
Практическое занятие №2 «Анализ внешней среды организации».
Практическое занятие №3 Семинар «Жизненный цикл организации на примере России и зарубежных стран».
Тема 2 Разновидности организации
Студент должен
знать:
классификацию организаций по правовому статусу;
принципы формирования организации;
уметь:
анализировать формирование организации.
Социальная организация. Классификация социальных организаций по правовому статусу. Государственная и муниципальная организация. Формальные и неформальные организации. Хозяйственные организации.
Практическое занятие №4 « Организационно-правовые формы организации».
Практическое занятие №5 «Изучение федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации».
Практическое занятие №6 «Формирование организации (на конкретном примере)».
Тема 3 Организация и управление
Студент должен
знать:
взаимосвязь системы управления с внешней и внутренней средой организации;
законы организации.
Взаимосвязь управления и системы отношений в организации. Управление и внешняя среда организации. Процесс управления и субъекты осуществления управленческой деятельности. Законы организации и их взаимодействие: общие, частные, специфические. Закон синергии; закон информированности; закон самосохранения; закон единства анализа (синтеза); закон развития; законы композиции и пропорциональности; специфические законы социальной организации.
Практическое занятие №7 «Характеристика методов управления»
Практическое занятие №8 «Законы организации»
Тема 4 Принципы организации
Студент должен
знать:
принципы организации;
статистическое и динамическое состояние организации;
уметь:
анализировать принципы состояния организации.
Классификация принципов. Общие, частные, ситуационные принципы организации. Статистическое и динамическое состояние организации. Принципы статистического и динамического состояния организации.
Практическое занятие №9 «Анализ принципов организации (на конкретном примере)».
Тема 5 Коммуникации в организации
Студент должен
знать:
типы, формы и методы коммуникации;
функции организационной культуры;
культурную среду организации;
информационные технологии, применяемые в организации;
уметь:
анализировать культурную среду организаций.
Коммуникационный процесс. Типы, формы и методы коммуникаций. Функции и классификация организационной культуры. Система методов поддержания культуры организации. Информационные технологии организационной культуры. Повышение эффективности организационной коммуникации.
Практическое занятие №10 Составление базовой модели и схемы «Формирование и развитие организационной культуры».
Практическое занятие №11 Семинар «Коммуникации культурная среда организации в России и за рубежом (на конкретных примерах)».
Тема 6 Организационное проектирование
Студент должен
знать:
формы и методы проектирования;
модели структур организации;
основные направления развития организации;
уметь:
проектировать структуру организации.
Факторы, этапы организационного проекта. Методы проектирования организационных структур. Оценка эффективности организационных структур. Модели структур организаций как объектов управления. Основные направления модификации организационных структур.
Практическое занятие №12 « Построение моделей деятельности предприятия».
Практическое занятие №13 «Разработка стратегии планированияорганизации»
Практическое занятие №14 «Проект структуры организации».
Практическое занятие №15 «Принципы работы руководителей высшего и среднего звена как субъектов управления»
Итоговое занятие: контроль знаний.
Список литературы
Основная:
1. Ю.Н.Лапыгин
«Теория организации»
Учебное пособие
М.: ИНФРА-М.,2010.
Дополнительная:
1. Подлесных В.И. «Теория организации»
Учебное пособие «бизнес-пресса» - М.: 2003
2. Парахин В.Н., Федоренко Г.М.
«Теория организации»- М.: КНО РУС, 2004
3. В.В. Кафидов, Т.В. Скипетрова
«Теория организации»
Учебное пособие. М.: Академический проект: Фонд «Мира».2005
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хасанова Римма Валентиновна
→ Римма369 19.04.2012 0 3399 468 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.