Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования новосибирской области «купинский медицинский техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 060101. 52 Лечебное дело, 060501.51 Сестринское дело, укрупненная группа специальностей 060000 Здравоохранение с учетом требований современного рынка труда к уровню общей культуры специалиста, его конкурентоспособности
Организация-разработчик:: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Купинский медицинский техникум»
Разработчик:
Папшева М.А., преподаватель русского языка и литературы ГАОУ СПО НСО «Купинский медицинский техникум»
Рекомендована Экспертной группой ГАОУ СПО НСО «Купинский медицинский техникум»
Заключение Экспертной группы №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
условия реализации программы учебной дисциплины |
11 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
13 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО 060101.52 Лечебное дело, 060501.51 Сестринское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Русский язык и культура речи входит в вариативную часть основной профессиональной образовательной программы (общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОГСЭ.06, ОГСЭ.05)
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка
создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров
устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи
грамотно оформлять медицинскую документацию
пользоваться справочниками, словарями русского языка
использовать профессиональную лексику
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
нормы русского литературного языка
правила продуцирования текстов разных жанров
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
60 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
- |
практические занятия |
40 |
контрольные работы |
- |
курсовая работа (проект) |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
30 |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) |
- |
Домашняя работа: работа с текстом, сочинение, написание конспектов, аннотаций и рецензий, работа со словарями, справочниками, тренировочные упражнения, составление документов делового и личного характера, составление инструкций |
30
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Раздел 1 Нормы русского литературного языка
|
|
51
|
|
||
Тема 1.1. Нормативный аспект культуры речи
|
Содержание учебного материала |
2
|
|||
1 2 3 4 5 |
Язык и речь. Литературный язык: устная и письменная разновидности. Языковая норма, виды норм, колебания норм. Специфика устной и письменной речи. Понятие культуры речи и речевого этикета. |
1 |
|||
Лабораторные работы |
|
3 |
|||
Практические занятия |
|
||||
Контрольные работы |
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся Составить небольшой текст о значении речи в профессии медицинского работника |
1 |
||||
Тема 1. 2. Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка
|
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 2 3 4 5 |
Основные фонетические единицы. Изучение норм произношения гласных и согласных звуков Изучение особенностей русского ударения. Особенности ударения в медицинской терминологии Интонация как средство языковой выразительности. Система нормативных помет в словарях |
1
|
|||
Лабораторные работы |
|
2
2
1
2
2
1
2
2
2
|
|||
Практические занятия Выстраивание своей речи в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами русского литературного языка Устранение орфоэпических, акцентологических ошибок и неточностей в своей устной речи |
2
2 |
||||
Контрольные работы |
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию; Работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений; Записать в тетради медицинские термины, имеющие два варианта ударения |
3 |
||||
Тема 1.3. Орфографические нормы русского литературного языка
|
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 2 3 4 |
Орфографические нормы. Принципы русской орфографии. Графические нормы, позиционный принцип русской графики. Правописание терминов и слов, необходимых в медицинской практике |
|
|||
Лабораторные работы |
|
||||
Контрольные работы |
|||||
Практические занятия Выстраивание своей письменной речи в соответствии с орфографическими нормами русского литературного языка Устранение орфографических ошибок в своей письменной речи и в медицинской документации |
2
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию; Работа с учебными текстами; Сгруппировать медицинские термины по видам орфограмм Составление словаря «Мои ошибки» В медицинских текстах найти графические ошибки, исправить их |
3 |
||||
Тема 1.4. Пунктуационные и синтаксические нормы
|
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 2 3 4 5 |
Принципы русской пунктуации. Пунктуационные и синтаксические нормы. Основные правила употребления знаков препинания. Употребление синонимических конструкций для выражения основных смысловых отношений Стилистическая окраска синтаксических средств |
|
|||
Лабораторные работы |
|
||||
Контрольные работы |
|
||||
Практические занятия Выстраивание своей речи в соответствии с пунктуационными и синтаксическими нормами русского литературного языка Устранение пунктуационных ошибок в своей письменной речи и в медицинской документации |
2
2
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию; Составление обобщающей таблицы «Знаки препинания при обращениях» Тренировочные упражнения по учебнику, расстановка знаков препинания в тексте В предложенных текстах найти орфографические и пунктуационные ошибки, исправить их Составление (или подбор) текстов на медицинскую тему, включающих наиболее сложные правила постановки знаков препинания |
3 |
||||
Тема 1.5. Морфологические и словообразовательные нормы русского литературного языка
|
Содержание учебного материала |
2 |
1
2
2 |
||
1 2 3 4 5 6
|
Морфологические нормы, колебания норм, вариантность в форме слова. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке. Морфемика. Аббревиатуры, используемые в медицинской практике Словообразовательные нормы Типы словообразовательных ошибок. Словообразование в названиях болезней, лекарственных средств |
|
|||
Лабораторные работы |
|
||||
Контрольные работы |
|
||||
Практические занятия Выстраивание своей речи в соответствии с морфологическими и словообразовательными нормами русского литературного языка Устранение морфологических и словообразовательных ошибок и неточностей в своей речи |
2
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию; Подготовка сообщения об основных способах образования слов в русском языке; Расшифровать медицинские аббревиатуры |
3 |
||||
Тема 1.6. Лексические нормы русского литературного языка. Фразеология. Лексикография
|
Содержание учебного материала |
2 |
1
2
2
2 |
||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Лексика. Лексические нормы. Стилистически окрашенная лексика. Медицинские термины. Устранение в речи медицинских жаргонизмов. Причины нарушений лексических норм: смешение паронимов, плеоназм, тавтология, анахронизм и др. Фразеологические нормы. Основные типы ошибок в употреблении фразеологизмов. Медицинские фразеологизмы. Словари норм русского литературного языка. Основные типы словарей. Словари медицинских терминов. |
|
|||
Лабораторные работы |
|
||||
Контрольные работы |
|
||||
Практические занятия Устранение лексических и фразеологических ошибок и неточностей в своей речи Использование профессиональной медицинской лексики, терминологии и фразеологии в соответствии с лексическими и фразеологическими нормами Использование справочников, словарей русского языка в профессиональной деятельности |
2 2
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию; Подготовка мультимедийной презентации по теме «Выдающиеся лингвисты» Составление профессиональных текстов с использованием предложенной лексики Работа со словарем медицинских терминов Исправление ошибок в предложениях Объяснение значения медицинских фразеологизмов Подготовить рабочую тетрадь к проверке |
4 |
||||
Раздел 2. Правила продуцирования текстов разных жанров с учетом особенностей функциональных стилей речи |
|
39
|
|
||
Тема 2.1. Особенности научного стиля речи
|
Содержание учебного материала |
2 |
1
2
3 |
||
1 2 3 4 |
Функциональные стили языка, причины выделения функциональных стилей. Специфика научного стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства. Жанры. Работа с научным текстом: правила написания конспекта, аннотации, рецензии, реферата. |
|
|||
Лабораторные работы |
|
||||
Контрольные работы |
|
||||
Практические занятия Создание текстов различных типов и жанров научного стиля Использование профессиональной медицинской лексики в текстах научного стиля |
2 2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию; Составление сложного плана научной статьи из профессиональных журналов «Сестринское дело», «Медицинская сестра» Подготовка индивидуальных сообщений о стилях речи и их особенностях Создание текстов разных жанров научного стиля (аннотация, конспект, реферат и др.) Написать рецензию на медицинскую статью из профессионального журнала
|
3
|
||||
Тема 2.2. Особенности официально-делового стиля речи
|
Содержание учебного материала |
2 |
1
2
2 |
||
1
2 3 4 |
Специфика официально-делового стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства. Жанры. Принципы оформления медицинской документации Особенности составления документов личного и делового характера (инструкция по посещению больных, дневник по практике и др.) |
|
|||
Лабораторные работы |
|
||||
Контрольные работы |
|
||||
Практические занятия Создание текстов различных типов и жанров официально-делового стиля Грамотное оформление медицинской документации в соответствии с нормами русского литературного языка Использование профессиональной лексики в текстах официально-делового стиля |
2 2 2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию; Составление деловых документов (резюме, заявление, доверенность, инструкция и др.) Заполнение медицинских документов |
4 |
||||
Тема 2.3. Особенности публицистического стиля
|
Содержание учебного материала |
2 |
1
2
3
3 |
||
1
2 3 |
Специфика публицистического стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства. Жанры письменной и устной речи публицистического стиля. Этика публичного выступления. |
|
|||
Лабораторные работы |
|
||||
Контрольные работы |
|
||||
Практические занятия Создание устных текстов различных типов и жанров публицистического стиля Создание письменных текстов различных типов и жанров публицистического стиля |
2 2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию; Подготовка небольшого выступления перед студенческой аудиторией («О вреде алкоголизма», «О вреде курения» и др.) Написание заметки в студенческую газету о жизни известного врача
|
3 |
||||
Тема 2.4. Особенности разговорного стиля речи
|
Содержание учебного материала |
2 |
1
3
3 |
||
1
2 3 |
Специфика разговорного стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства. Жанры разговорного стиля речи. Изучение особенностей речевого этикета при общении с пациентом |
|
|||
Лабораторные работы |
|
||||
Контрольные работы |
|
||||
Практические занятия Создание текстов различных типов и жанров разговорного стиля Использование профессиональной лексики в соответствии с ситуацией общения |
2 2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к зачету Составление диалога «Медсестра- пациент» Подготовка докладов о коммуникативных качествах речи на материалах текстов по специальности Подготовить рабочую тетрадь к проверке |
3 |
||||
Дифференцированный зачет
|
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и культуры речи.
Оборудование учебного кабинета:
- мебель для организации рабочего места преподавателя, рабочих мест обучающихся, для рационального размещения и хранения учебного оборудования
- учебники
- словари
- раздаточный материал
- портреты выдающихся лингвистов
Технические средства обучения:
- проектор
- экран
- компьютер
- телевизор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Введенская Л.А. Культура речи. / Введенская Л.А. – Ростов – на – Дону.: Феникс, 2003. – 448 с.
2.Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. / Введенская Л.А. – Ростов–на–Дону.: Феникс, 2007. – 382 с.
Интернет- ресурсы:
2. http://www.slovari.gramota.ru;
6. www.philol.msu,ru/rus/galya-1/
Дополнительные источники:
1.Ожегов С.И Словарь русского языка. / С.И. Ожегов. – М.: «АТЕМП», 2004. – 944с.
2. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка / И.Л. Резниченко. – М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2008. – 944 с.
3. Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации. / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 832 с.
4. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Московик. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 816 с.
11
5. Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи / Н.В. Соловьев. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 847 с.
6. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебное пособие / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2006. – 350с.
12
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка
Уметь создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров
Уметь устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи
Уметь грамотно оформлять медицинскую документацию
Уметь пользоваться справочниками, словарями русского языка.
Уметь использовать профессиональную лексику
Знать нормы русского литературного языка
|
Устный контроль: периодический, фронтальный опрос по темам; письменный контроль: контрольная работа по теме «Орфография», «Пунктуация» «Лексика», «Фразеология»; словарный диктант; срезовый контроль; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; наблюдение за деятельностью обучающихся на практических занятиях; дифференцированный зачёт |
Устный контроль: фронтальный опрос по темам; письменный контроль: контрольная работа по теме «лингвистический анализ текста»; тестовый контроль по отдельным темам, взаимоконтроль при работе в парах; наблюдение за деятельностью обучающихся на практических занятиях; дифференцированный зачёт |
|
Письменный контроль: анализ текста, терминологический диктант; оценка результатов практических занятий; взаимоконтроль при работе в малых группах; дифференцированный зачёт |
|
Письменный контроль: составление документов; взаимоконтроль при работе в малых группах; дифференцированный зачёт
|
|
Индивидуальный и групповой контроль; наблюдение за работой обучающихся, письменный контроль: словарный и терминологический диктанты
|
|
Устный фронтальный контроль; письменный контроль: проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; тестирование; взаимоконтроль при работе в парах |
|
Устный контроль: входной: устный опрос на теоретических занятиях; письменный контроль: входящий срез знаний, словарный диктант; тестирование; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; дифференцированный зачет |
|
Знать правила продуцирования текстов разных жанров |
Устный контроль: тематический, фронтальный опрос; письменный контроль: анализ текста; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы: защита сообщений или презентаций по предложенным заранее темам; взаимоконтроль при работе в малых группах; дифференцированный зачет |
13
На странице приведен фрагмент.
Автор: Папшева Марина Артуровна
→ SWETA2012 23.09.2012 0 5023 754 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.