Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"


Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования новосибирской области «купинский медицинский техникум»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи


































Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 060101. 52 Лечебное дело, 060501.51 Сестринское дело, укрупненная группа специальностей 060000 Здравоохранение с учетом требований современного рынка труда к уровню общей культуры специалиста, его конкурентоспособности



Организация-разработчик:: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Купинский медицинский техникум»


Разработчик:

Папшева М.А., преподаватель русского языка и литературы ГАОУ СПО НСО «Купинский медицинский техникум»





Рекомендована Экспертной группой ГАОУ СПО НСО «Купинский медицинский техникум»

Заключение Экспертной группы №____________ от «____»__________20__ г.

номер


©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО 060101.52 Лечебное дело, 060501.51 Сестринское дело.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Русский язык и культура речи входит в вариативную часть основной профессиональной образовательной программы (общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОГСЭ.06, ОГСЭ.05)

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка

  • создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров

  • устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи

  • грамотно оформлять медицинскую документацию

  • пользоваться справочниками, словарями русского языка

  • использовать профессиональную лексику

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • нормы русского литературного языка

  • правила продуцирования текстов разных жанров

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 часов.




4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

40

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Домашняя работа: работа с текстом, сочинение, написание конспектов, аннотаций и рецензий, работа со словарями, справочниками, тренировочные упражнения, составление документов делового и личного характера, составление инструкций

30


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета





























5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Нормы русского литературного языка



51







Тема 1.1.

Нормативный аспект культуры речи



Содержание учебного материала

2


1

2

3

4

5

Язык и речь.

Литературный язык: устная и письменная разновидности.

Языковая норма, виды норм, колебания норм.

Специфика устной и письменной речи.

Понятие культуры речи и речевого этикета.

1

Лабораторные работы






3

Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

Составить небольшой текст о значении речи в профессии медицинского работника


1

Тема 1. 2.

Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка


Содержание учебного материала

2

1

2

3

4

5

Основные фонетические единицы.

Изучение норм произношения гласных и согласных звуков

Изучение особенностей русского ударения. Особенности ударения в медицинской терминологии

Интонация как средство языковой выразительности.

Система нормативных помет в словарях

1


Лабораторные работы





2






2




1






2




2







1






2



2






2



Практические занятия

Выстраивание своей речи в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами русского литературного языка

Устранение орфоэпических, акцентологических ошибок и неточностей в своей устной речи



2


2

Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию;

Работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений;

Записать в тетради медицинские термины, имеющие два варианта ударения

3

Тема 1.3.

Орфографические нормы русского литературного языка



Содержание учебного материала

2

1

2

3

4

Орфографические нормы.

Принципы русской орфографии.

Графические нормы, позиционный принцип русской графики.

Правописание терминов и слов, необходимых в медицинской практике




Лабораторные работы


Контрольные работы

Практические занятия

Выстраивание своей письменной речи в соответствии с орфографическими нормами русского литературного языка

Устранение орфографических ошибок в своей письменной речи и в медицинской документации


2


2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию;

Работа с учебными текстами;

Сгруппировать медицинские термины по видам орфограмм

Составление словаря «Мои ошибки»

В медицинских текстах найти графические ошибки, исправить их



3

Тема 1.4.

Пунктуационные и синтаксические нормы


Содержание учебного материала

2

1

2

3

4

5

Принципы русской пунктуации.

Пунктуационные и синтаксические нормы.

Основные правила употребления знаков препинания.

Употребление синонимических конструкций для выражения основных смысловых отношений

Стилистическая окраска синтаксических средств


Лабораторные работы


Контрольные работы


Практические занятия

Выстраивание своей речи в соответствии с пунктуационными и синтаксическими нормами русского литературного языка

Устранение пунктуационных ошибок в своей письменной речи и в медицинской документации


2


2


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию;

Составление обобщающей таблицы «Знаки препинания при обращениях»

Тренировочные упражнения по учебнику, расстановка знаков препинания в тексте

В предложенных текстах найти орфографические и пунктуационные ошибки, исправить их

Составление (или подбор) текстов на медицинскую тему, включающих наиболее сложные правила постановки знаков препинания


3

Тема 1.5.

Морфологические и словообразовательные нормы русского литературного языка


Содержание учебного материала

2




1









2





2

1

2

3

4

5

6


Морфологические нормы, колебания норм, вариантность в форме слова.

Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке.

Морфемика.

Аббревиатуры, используемые в медицинской практике

Словообразовательные нормы

Типы словообразовательных ошибок. Словообразование в названиях болезней, лекарственных средств


Лабораторные работы


Контрольные работы


Практические занятия

Выстраивание своей речи в соответствии с морфологическими и словообразовательными нормами русского литературного языка

Устранение морфологических и словообразовательных ошибок и неточностей в своей речи


2



2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию;

Подготовка сообщения об основных способах образования слов в русском языке;

Расшифровать медицинские аббревиатуры

3

Тема 1.6.

Лексические нормы русского литературного языка. Фразеология. Лексикография


Содержание учебного материала

2



1









2



2





2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Лексика. Лексические нормы.

Стилистически окрашенная лексика.

Медицинские термины. Устранение в речи медицинских жаргонизмов.

Причины нарушений лексических норм: смешение паронимов, плеоназм, тавтология, анахронизм и др.

Фразеологические нормы. Основные типы ошибок в употреблении фразеологизмов.

Медицинские фразеологизмы.

Словари норм русского литературного языка.

Основные типы словарей.

Словари медицинских терминов.


Лабораторные работы


Контрольные работы


Практические занятия

Устранение лексических и фразеологических ошибок и неточностей в своей речи

Использование профессиональной медицинской лексики, терминологии и фразеологии в соответствии с лексическими и фразеологическими нормами

Использование справочников, словарей русского языка в профессиональной деятельности


2

2



2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию;

Подготовка мультимедийной презентации по теме «Выдающиеся лингвисты»

Составление профессиональных текстов с использованием предложенной лексики

Работа со словарем медицинских терминов

Исправление ошибок в предложениях

Объяснение значения медицинских фразеологизмов

Подготовить рабочую тетрадь к проверке

4

Раздел 2.

Правила продуцирования текстов разных жанров с учетом особенностей функциональных стилей речи


39




Тема 2.1.

Особенности научного стиля речи



Содержание учебного материала

2



1






2





3

1

2

3

4

Функциональные стили языка, причины выделения функциональных стилей.

Специфика научного стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства.

Жанры.

Работа с научным текстом: правила написания конспекта, аннотации, рецензии, реферата.



Лабораторные работы


Контрольные работы


Практические занятия

Создание текстов различных типов и жанров научного стиля

Использование профессиональной медицинской лексики в текстах научного стиля


2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию;

Составление сложного плана научной статьи из профессиональных журналов «Сестринское дело», «Медицинская сестра»

Подготовка индивидуальных сообщений о стилях речи и их особенностях

Создание текстов разных жанров научного стиля (аннотация, конспект, реферат и др.)

Написать рецензию на медицинскую статью из профессионального журнала


3



Тема 2.2.

Особенности официально-делового стиля речи


Содержание учебного материала

2



1








2




2

1


2

3

4

Специфика официально-делового стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства.

Жанры.

Принципы оформления медицинской документации

Особенности составления документов личного и делового характера (инструкция по посещению больных, дневник по практике и др.)


Лабораторные работы


Контрольные работы


Практические занятия

Создание текстов различных типов и жанров официально-делового стиля

Грамотное оформление медицинской документации в соответствии с нормами русского литературного языка

Использование профессиональной лексики в текстах официально-делового стиля


2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию;

Составление деловых документов (резюме, заявление, доверенность, инструкция и др.)

Заполнение медицинских документов

4

Тема 2.3.

Особенности публицистического стиля


Содержание учебного материала

2



1




2


3




3

1


2

3

Специфика публицистического стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства.

Жанры письменной и устной речи публицистического стиля.

Этика публичного выступления.


Лабораторные работы


Контрольные работы


Практические занятия

Создание устных текстов различных типов и жанров публицистического стиля

Создание письменных текстов различных типов и жанров публицистического стиля


2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию;

Подготовка небольшого выступления перед студенческой аудиторией («О вреде алкоголизма», «О вреде курения» и др.)

Написание заметки в студенческую газету о жизни известного врача


3

Тема 2.4.

Особенности разговорного стиля речи



Содержание учебного материала

2



1






3



3

1


2

3

Специфика разговорного стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства.

Жанры разговорного стиля речи.

Изучение особенностей речевого этикета при общении с пациентом


Лабораторные работы


Контрольные работы


Практические занятия

Создание текстов различных типов и жанров разговорного стиля

Использование профессиональной лексики в соответствии с ситуацией общения


2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к зачету

Составление диалога «Медсестра- пациент»

Подготовка докладов о коммуникативных качествах речи на материалах текстов по специальности

Подготовить рабочую тетрадь к проверке

3

Дифференцированный зачет


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и культуры речи.

Оборудование учебного кабинета:

- мебель для организации рабочего места преподавателя, рабочих мест обучающихся, для рационального размещения и хранения учебного оборудования

- учебники

- словари

- раздаточный материал

- портреты выдающихся лингвистов

Технические средства обучения:

- проектор

- экран

- компьютер

- телевизор


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Введенская Л.А. Культура речи. / Введенская Л.А. – Ростов – на – Дону.: Феникс, 2003. – 448 с.

2.Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. / Введенская Л.А. – Ростов–на–Дону.: Феникс, 2007. – 382 с.


Интернет- ресурсы:

1. portal@gramota.ru;

2. http://www.slovari.gramota.ru;

3. http://www.slovari.ru.

4. www.yamal.org//ook

  1. www.stihi-rus.rus/pravila.htm

6. www.philol.msu,ru/rus/galya-1/

Дополнительные источники:

1.Ожегов С.И Словарь русского языка. / С.И. Ожегов. – М.: «АТЕМП», 2004. – 944с.

2. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка / И.Л. Резниченко. – М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2008. – 944 с.

3. Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации. / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 832 с.

4. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Московик. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 816 с.

11

5. Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи / Н.В. Соловьев. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 847 с.

6. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебное пособие / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2006. – 350с.












































12

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  1. Уметь строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка






  1. Уметь создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров




  1. Уметь устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи


  1. Уметь грамотно оформлять медицинскую документацию


  1. Уметь пользоваться справочниками, словарями русского языка.


  1. Уметь использовать профессиональную лексику



  1. Знать нормы русского литературного языка



Устный контроль: периодический, фронтальный опрос по темам; письменный контроль: контрольная работа по теме «Орфография», «Пунктуация» «Лексика», «Фразеология»; словарный диктант; срезовый контроль; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; наблюдение за деятельностью обучающихся на практических занятиях; дифференцированный зачёт

Устный контроль: фронтальный опрос по темам; письменный контроль: контрольная работа по теме

«лингвистический анализ текста»; тестовый контроль по отдельным темам, взаимоконтроль при работе в парах; наблюдение за деятельностью обучающихся на практических занятиях; дифференцированный зачёт

Письменный контроль: анализ текста, терминологический диктант; оценка результатов практических занятий; взаимоконтроль при работе в малых группах; дифференцированный зачёт

Письменный контроль: составление документов; взаимоконтроль при работе в малых группах; дифференцированный зачёт


Индивидуальный и групповой контроль; наблюдение за работой обучающихся, письменный контроль: словарный и терминологический диктанты



Устный фронтальный контроль; письменный контроль: проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; тестирование; взаимоконтроль при работе в парах

Устный контроль: входной: устный опрос на теоретических занятиях; письменный контроль: входящий срез знаний, словарный диктант; тестирование; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; дифференцированный зачет

  1. Знать правила продуцирования текстов разных жанров

Устный контроль: тематический, фронтальный опрос; письменный контроль: анализ текста; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы: защита сообщений или презентаций по предложенным заранее темам; взаимоконтроль при работе в малых группах; дифференцированный зачет




13






























Полный текст материала Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Папшева Марина Артуровна  SWETA2012
23.09.2012 0 5023 754

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК