Программа по нравственному воспитанию обучающихся "Надёжный причал"


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Областной многопрофильный техникум»















Программа

по нравственному воспитанию обучающихся

«Надёжный причал»



Срок реализации программы 3 месяца







Автор:

Гуськова Валентина Сергеевна,

социальный педагог







р.п. Вознесенское , 2014

Пояснительная записка

Семья является важнейшим фактором социализации личности, в ней закладываются основы нравственности, формируются социальные нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья стимулирует социальную, творческую активность человека и именно ей принадлежит решающая, основополагающая роль в процессе воспроизводства общества. Социализация личности в семье зависит от состава и типа семьи, от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. Одним из важнейших условий существования, благоприятного развития и функционирования семьи являются взаимоотношения в семье, основанные на обоюдном доверии и психологической совместимости. Уровень взаимоотношений в семье определяют такие компоненты как понимание, уважение, поддержка. Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния семьи, от типа семьи: бездетная, многодетная, неполная. Таким образом, семья выступает первичным воспитательным институтом, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной выполнить в достаточной мере эти важные функции. В настоящее время, увеличивается процент семей, которые находятся на грани перехода в категорию неблагополучных и семей группы «риска». Возрастает количество пьющих, уклоняющихся от своих обязанностей родителей. Подобные проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:

  1. Резкое социально-экономическое расслоение общества;

  2. Рост скрытой и явной безработицы;

  3. Педагогическая несостоятельность родителей;

  4. Широкое распространение алкоголизма и наркомании.

Сложившаяся ситуация приводит к нарушениям воспитательной функции семьи, ослаблению сознательной родительской позиции. И как следствие, сохраняется тенденция к увеличению несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. С данной социальной группой работает социальный педагог.

В основном, это обучающиеся, которые не получают в своих семьях удовлетворение основных потребностей в любви, заботе, внимании и участии со стороны родителей, не имеют перед глазами образец ценностных семейных отношений, не способны строить крепкие родственные связи. Они, зачастую, усваивают отрицательную модель семейных отношений, жизненные установки родителей, и, в дальнейшем, воспроизводят их в собственных семьях. В результате развивается чувство тревоги, неуверенности в себе, заниженная самооценка (что со временем становиться устойчивой характеристикой личности), отсутствует доверие к людям. Многие испытывают дефицит позитивного общения с взрослыми, дефицит социального признания собственной ценности со стороны окружающих.

В процессе социализации несовершеннолетние полностью или частично отстранены от возможности усвоения норм ролевого поведения, семейных традиций, что в последующем приводит к трудностям в адаптации к социуму, к созданию собственной семьи, воспитанию собственных детей.

С целью восстановления нарушенных социальных связей и расширения у воспитанников социальных представлений о благополучной семье организуется работа по программе «Надёжный причал».

Успешной реализации программы способствует создание благоприятных условий, помогающих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; повседневное общение социального педагога с обучающимися и совместная деятельность, которые строятся на основе доброжелательности и взаимопонимания (они вызывают у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие положительные чувства, они получают опыт принятия и поддержки); индивидуальный подход к воспитанию каждого ребёнка.

В центре разнополый и разновозрастной состав несовершеннолетних. Только находясь в такой группе, где появляется ответственность старшего за младшего, взаимопомощь и взаимовыручка друг друга, сопереживание и радость, они учатся адекватно усваивать многообразие социальных ролей, существующих в обществе. Основным помощником в этом является социальный педагог.

Социальный педагог учит определённым стилям поведения, воспитывает индивидуальные качества, обязательно при этом являясь положительным личным примером. Полезно обсуждение реально случившихся ситуаций, чтобы обучающиеся поняли, что произошло, попробовали встать на точку зрения другого. Важно научить их максимально эмоционально, насыщенно представлять будущее, последствия своих действий и поступков для себя и окружающих. Постепенно расширяясь, представления обучающихся о семье, родственных связях и традициях благодаря постоянной связи с положительными эмоциональными переживаниями начинают восприниматься положительно.

Отличительной особенностью программы является то, что прежде, чем укрепить мотивацию к нормальной жизнедеятельности, необходимо добиться того, чтобы каждый обучающийся мог ощутить себя в эмоциональной безопасности, научился понимать себя и других. Помочь ему разобраться в своих переживаниях.

















Аналитическое обоснование

Данная программа разработана с учетом результатов входящей диагностики, проводившейся по двум направлениям:

1.Диагностика семейных ценностей - опросник «Я и моя семья».

2.Диагностика семейных традиций – опросник «Семейные традиции».

Критерии результативности.

Высокий

Средний

Низкий

Воспринимает семью, как важнейшую ценность. Имеет представление о семейных традициях и увлечениях. Имеет правильное представление о родственных связях. Знает распределение социальных обязанностей в семье. Испытывает потребность заботы о близких.

Осознаёт семью как ценность. Имеет представления о семейных традициях и увлечениях.

Ориентируется в родственных связях. Имеет представление о социальных обязанностях в семье. Периодически испытывает потребность заботы о близких.


Не считает семью ценностью. Имеет слабые представления о семейных традициях, родственных связях и социальных обязанностях. Не испытывает потребность заботы о близких.


В диагностике приняли участие 21 обучающийся 15-17 лет. Данные методики позволяют выявить:

- уровень направленности потребностей;

-уровень знаний о семье, социальных ролях и обязанностях;

- уровень информированности о семейных традициях.







Исходя из анализа входящей диагностики видно, что:

  1. 40% обучающихся имеют низкий уровень знаний о семейных ценностях (знания о семейных ценностях поверхностны), 50% имеют средний уровень ( испытывают затруднения в выборе ценностей), 10%-высокий.

  2. У 50% обучающихся представления о семейных традициях находятся на низком уровне развития ,40% - на среднем уровне развития и 10% - высокий уровень представлений о семейных традициях.

Вывод: обучающиеся обладают низким уровнем знаний о семейных ценностях и семейных отношениях. Поэтому возникла необходимость работы по воспитанию уважительного отношения к семье, близким людям, воспитанию уверенности в себе, с целью восстановления нарушенных социальных связей, усвоению норм ролевого поведения в семье и успешной адаптации к социуму.

Программа познакомит обучающихся с нравственными ценностями семьи, семейными традициями и нормами поведения в семье.


Концептуальные основы

Концептуальные основы программы «Надёжный причал» опираются на системно-ролевую теорию формирования личности ребёнка Н.М. Таланчука и Технологию педагогической поддержки О.С. Газмана.

Согласно концепции Н.М. Таланчука формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности, - по мнению Н.М. Таланчука, - это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д….»

Для реализации данного механизма в программе «Надёжный причал»

выбрана одна из важнейших социальных ценностей - семейная сфера

жизнедеятельности. Механизм воспитания заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования посредством оказания помощи обучающимся в освоении и выполнении социальных ролей.

Задача социального педагога при этом – создать условия, при которых внутренний потенциал обучающихся раскрывается, они готовы к сотрудничеству.

Использование Технологии педагогической поддержки О.С. Газмана проявляется в 4 тактиках, используемых социальным педагогом:

1.Тактика «защиты»: используется в ситуации, когда по тем или иным причинам обучающийся становится «белой вороной», «не таким как все» и вызывает раздражение окружающих;

2. Тактика «помощь»: помогает восстановить у обучающегося ощущение собственной значимости для других людей;

3. Тактика «содействия»: помогает обучающемуся познать себя;

4. Тактика «взаимодействия»: договорное общение воспитанника и воспитателя в преодолении какой-либо проблемы.

Иногда, при решении, конкретной ситуации, используется одна из тактик, иногда сочетание нескольких.


Цель и задачи программы

Цель: расширить социальные представления обучающихся о семье, как важнейшей ценности в жизни.

Задачи:

  1. Воспитательно-реабилитационные:

- воспитывать уважительное отношение к семье;

- воспитывать уверенность в себе, своих силах.

2. Информирующие

- познакомить с обязанностями, которые выполняют члены семьи.

3. Развивающие:

- развивать осознанное отношение к проявлению сочувствия к близким людям.

Программа базируется на следующих принципах:

  1. Принцип гуманизма – готовность прийти на помощь ребёнку, способствовать его социальному благополучию;

  2. Принцип индивидуального подхода – учёт личности конкретного ребёнка при выборе форм воздействия, а, в дальнейшем, взаимодействия и реабилитации;

  3. Принцип стимулирования внутренних ресурсов ребёнка – настрой его на самопомощь путём изменения некоторых своих взглядов и позиций.

В практической работе использованы следующие группы методов:

  • Словесные методы- методы, с помощью которых передаётся информация от воспитателя к воспитанникам:

-рассказ;

-беседы;

-викторины.

- групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением обучающихся в проблемной ситуации.

  • Наглядные методы - демонстрации моделей семейных ценностей и традиций с использованием средств наглядности:

- презентации.

  • Творческие методы - методы воспитания с использованием творческой деятельности:

- рисование;

- коллаж;

-создание альбома «Семейная память».




Формы работы, используемые на практике:

- создание педагогических ситуаций морального выбора, ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;

- просмотр кинофильмов, презентаций;

- сочинение на тему: «Моя семья».

- ведение «Семейного альбома»;

- беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с обучающимися;

- продуктивная деятельность (рисование, коллаж).


Нормативно-правовое обеспечение программы

Закон Нижегородской области от 24.11.2004г. №130-3 «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей;

Конвенция о правах ребёнка;

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 24.07.1998г. №124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 21.12.1996г. № 159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Федеральный закон от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».


Механизм реализации программы

Программа предназначена для несовершеннолетних 15-17 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации. Обучающиеся, участвующие в данной программе, педагогически-запущенные, имеют негативный социальный опыт проживания в семье. Важной задачей программы является процесс расширения социальных представлений воспитанников о семье, родственных связях и семейных традициях.

Программа нравственного воспитания «Надёжный причал» реализуется в ГБОУ СПО ВозАТТ.

Адрес: 607340, Нижегородская область, Вознесенский район, р.п. Вознесенское, ул.Восточная д.14

Телефон: 8 (83178) 61072

Директор: Курицын Николай Иванович

Исполнитель программы: социальный педагог Гуськова Валентина Сергеевна

Срок реализации программы 3 месяца.





























Тематический план

Наименование разделов и тем

Всего занятий

Количество занятий

Теоретические

Практические

1.1.Вводное организационное занятие


1 Раздел.


Основы семейного счастья

1. Право на семью

2. Берегите доверие.

3. Уважение в семье.

4. Забота в семье.

5. Старшие и младшие.

6. Семья – это то, что с тобою всегда.


2 Раздел.


Семейные традиции.

1. Святые покровители семьи.

2. Именины и тайна имени.

3. Кто кому кто.

4. Семейная летопись. Генеалогическое древо.

5. Мир семейных традиций и увлечений.

6.Семейный альбом.


3 Раздел.


Мой вклад в семейный быт

1. Я в кругу семьи.

2. Семейный оберег

3. Подарки для родителей.

4. Мой уютный дом.

5.Если к нам пришли гости.





Итого:

1






1

1

1

1

1

1






1


1

1

2


1


2





1

1

2

1

1




23

1






1

1

1

1

1







1


1

1

1


1


1






1







14












1










1




1






1

2

1

1




9

Содержание программы

Вводно-организационное занятие.

Познакомить с тематикой программы «Надёжный причал», её разделами, обозначить различные виды деятельности, используемые в программе. Показать презентацию «Моя семья – моё богатство». Подготовка рабочего места к занятию и техника безопасности при выполнении практической работы.

Оборудование: ноутбук, диск с презентацией, тематические картинки.

1 Раздел - Основы семейного счастья.

1 Тема: «Право на семью».

Информировать обучающихся, что каждый гражданин нашей страны имеет право на семью. Определить понятие «семья». Подвести их к пониманию важности семейных уз.

2 Тема: «Берегите доверие».

Раскрыть понятие «доверие в семье» на примере разбора различных жизненных ситуаций. Воспитывать нравственные качества личности: доброта, взаимоуважение, взаимопомощь, любовь к близким.

3 Тема: «Уважение в семье».

Раскрыть понятие «уважение в семье» на примере рассказа «Старый дед» А.Лопатиной.

Расширить представления о способах проявления уважения в семье.

4 Тема: «Забота в семье».

Раскрыть понятие «забота в семье»: добрые отношения к родителям, братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам .

5 Тема: «Старшие и младшие».

Расширить представления воспитанников о социальных ролях и обязанностях старших и младших детей в семье. Рассмотреть проблему «ревность в семье» и различные выходы из подобных ситуаций.

6 Тема: «Семья – это то, что с тобою всегда».

Практическая работа.

Подвести итог раздела «Основы семейного счастья» через организацию тематического вечера. Развитие эмоционально-положительного отношения к теме «семья».

Методическое обеспечение: стихи и песни о семье, плакат «Семья – это то, что с тобою всегда», карточки с описанием понятий, изученных в разделе.

Оборудование: «шкатулка семейного счастья», воздушные шары, сердечки из цветного картона.

2 Раздел – Семейные традиции.

1 Тема: «Святые покровители семьи».

Ознакомить с праздником «День семьи, любви и верности», его символическим значением, историей появления (легенда о Петре и Февронии). Раскрыть понятия «верность», «преданность», «честность». Мотивировать - использовать эти качества в своей семье.

2 Тема: «Именины и тайна имени».

Познакомить с историей возникновения имён. Раскрыть значение личных имён обучающихся. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, мотивировать обращаться к сверстникам – по имени, к взрослым – по имени отчеству.

3 Тема: «Кто кому кто».

Систематизировать знания о родственных связях. Сопоставить понятия «семья» и «родственники».

4 Тема: «Семейная летопись. Генеалогическое древо».

Раскрыть понятие «генеалогическое древо», познакомить с историей его появления.

Методическое обеспечение: стихотворение «Древо родословной» В.Гельм, «Твоя родословная» Е.В.Коротова , тематические картинки.

Практическая работа.

Мотивировать на создание древа своей семьи, помочь при выполнении практической работы.

5 Тема: «Мир семейных увлечений».

Раскрыть понятия «семейная традиция», «общее увлечение». Познакомить с разнообразием семейных традиций и увлечений.

6 Тема: «Семейный альбом».

Расширить представления воспитанников о ведении семейного альбома как хранение семейной памяти. Обучить навыкам составления альбома.

Практическая работа.

Составить семейные альбомы обучающихся. Мотивировать – использовать данный вид увлечения, как семейную традицию.

3 Раздел – Мой вклад в семейный быт.

1 Тема: «Я в кругу семьи».

Помочь определить роль участия в семье в создании тёплых отношений через умение делать друг другу приятное: помощь, подарки, совместные праздники.

Методическое обеспечение: литература – рассказ «Берегите родителей» А. Лопатиной, презентация.

2 Тема: «Семейный оберег».

Дать понятие «семейный оберег», его символическое значение.

Практическая работа.

Выполнить поделку из бумаги «Домовёнок Кузя».

4 Тема: «Мой уютный дом».

Практическая работа.

Проектирование «Мой будущий дом» с помощью оформления коллажа. Укрепление мотивации на создание в будущем семьи.

5 Тема: «Если к нам пришли гости».

Познакомить с правилами приёма гостей: приветствие, приглашение к столу, ведение беседы за столом, организация сюрпризных моментов для гостей, прощание.




Ожидаемый результат и способы определения её результативности

- уважительное отношение к семье, как к главной ценности в жизни;

- приобретение уверенности в себе, своих силах;

- знание ближайших родственных связей внутри семьи;

- знание некоторых социальных обязанностей внутри семьи;

- овладение навыками сотрудничества и эффективного взаимодействия с близкими.

Результативность реализации программы проверялась следующими методиками:

1.Диагностика семейных ценностей – опросник «Я и моя семья».

2.Диагностика семейных традиций – опросник «Семейные традиции».

Критерии результативности.

Высокий

Средний

Низкий

Воспринимает семью, как важнейшую ценность. Имеет представление о семейных традициях и увлечениях. Имеет правильное представление о родственных связях. Знает распределение социальных обязанностей в семье. Испытывает потребность заботы о близких.

Осознаёт семью как ценность. Имеет представления о семейных традициях и увлечениях.

Ориентируется в родственных связях. Имеет представление о социальных обязанностях в семье. Периодически испытывает потребность заботы о близких.


Не считает семью ценностью. Имеет слабые представления о семейных традициях, родственных связях и социальных обязанностях. Не испытывает потребность заботы о близких.


В результате проведенной работы итоговая диагностика показала следующие результаты:





Исходя из анализа итоговой диагностики видно , что:

  1. 20% воспитанников имеют низкий уровень знаний о семейных ценностях (знания о семейных ценностях поверхностны ), 70% имеют средний уровень ( испытывают затруднения в выборе ценностей ), 10%-высокий.

  2. 30% воспитанников имеют низкий уровень представлений о семейных традициях, 50% - средний уровень представлений и 20% - высокий уровень представлений о семейных традициях. Таким образом, исходя из результатов диаграмм, можно сделать вывод об успешной реализации социально-реабилитационной программы «Надёжный причал».

Оценка эффективности работы программы

Входящая диагностика Итоговая диагностика

Вывод: произошло качественное улучшение по всем показателям. Это подтверждает результативность программы «Надёжный причал».





Приложение №1

Диагностика сформированности семейных ценностей и традиций.

Опросник « Я и моя семья ».

Цель: изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни воспитанников.

  1. Любите ли вы свой дом, домашнюю атмосферу ?

А) Да.

Б) Не всегда.

В) Нет.

  1. Интересуются ли родители вашими делами ?

А) Всегда.

Б) Иногда.

В) Никогда.

  1. Охотно ли ты выполняешь просьбы родителей ?

А) Да.

Б) Бывает по-разному.

В) Нет.

4. Тебе нравится ухаживать за младшими братьями или сестрами ?

А) Да.

Б) Иногда.

В) Нет.

5.Ты хотел бы , чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту в которой ты живешь ?

А) Хотел бы.

Б) Не знаю.

В) Не хотел бы.

6.Часто ли ты слушаешь своих родителей ?

А) Часто.

Б) Иногда.

В) Почти никогда.

7.Ты часто помогаешь дедушке и бабушке ?

А) Да.

Б) Иногда.

В) Почти никогда.

8. Отмечаете ли вы семейные праздники ?

А) Да.

Б) Не всегда.

В) Никогда.

9. Принято ли в вашей семье дарить подарки ?

А) Да.

Б) Иногда.

В) Нет.

10. Как , по-вашему , будете ли вы счастливы ?

А) Да.

Б) Не знаю.

В) Нет.

Обработка результатов.

А) -2 балла

Б) -1 балл

В) -0 баллов.

0-10. Низкий уровень.

10- 20. Средний уровень.

20-30. Высокий уровень.

Высокий – сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без напоминания готовы помочь родным.

Средний – существует взаимопонимание и взаимопомощь между родными ,но семейные ценности не принимаются полностью , ориентированы на деятельность по удовольствию.

Низкий – в семье чувствуют себя некомфортно, неохотно участвуют в семейных делах. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи.







































Приложение №2

Диагностика «Семейные традиции»

Опросник « Семейные традиции».

Цель : выявить степень информированности воспитанников о семейных традициях.

1. Как ты считаешь, семья – это самая важная ценность?

2. Какие взаимоотношения должны быть в семье?

3. Назовите Ф.И.О родителей?

4. Назовите Ф.И.О. бабушек и дедушек?

5. Часто ли ваша семья собирается вместе?

6. Когда вы вместе, чем занимаетесь?

7. Чем ты можешь порадовать своих родителей?

8. Как часто ты делаешь подарки своими руками для близких?

9. Чем ты увлекаешься?

10. Хотел бы ты, чтобы твои родители поддерживали тебя в этом?

Обработка результатов.

Проводится анализ следующих этапов:

1- низкий уровень: не осознаёт ценности семьи, не знает отчества своих родителей, отчества и фамилии, бабушек и дедушек, не проявляет заботу о близких, не заинтересован в совместной деятельности с родителями.

2- средний уровень: осознаёт ценность семьи, знает Ф.И.О. родителей, затрудняется в названии отчества и фамилии бабушек и дедушек, имеет стремление к заботе о близких, заинтересован в совместной деятельности с родителями.

3- высокий уровень: осознаёт ценность семьи, знает Ф.И.О. родителей, бабушек и дедушек, стремиться к заботе о близких, имеет совместную деятельность с родителями.

Полный ответ на вопрос- 2 балла

Неполный ответ – 1 балл

Нет ответа и ответ «Нет» – 0 баллов

Максимальное количество баллов – 20.

Низкий уровень – 1-8 баллов

Средний уровень – 9-14 баллов

Высокий уровень- 15-20 баллов







































Список используемой литературы

Н.М. Таланчук «Введение в неопедагогику», М., 1991г.;

Андрей Русаков «Эпоха великих открытий в школе 90-х годов», М., 2008г.;

И.Ф. Дементьева «Российская семья - проблема воспитания», М., 2000г..;

Н.Н. Бобкова «Азбука права», Волгоград, Изд. «Учитель», 2008 г.;

Е.В. Коротков «Твоя родословная», М., 2005.;

Г.Н. Дождикова, Е.Г. Еделева, В.Ю. Ерёмина, Л.В. Неверова, С.К. Тивикова, С.А. Фадеева «Мониторинг личностного развития обучающихся в условиях ведения ФГОС», Н.Новгород, ГБОУ ДПО НИРО, 2012г.;

Е.Н. Полякова «Из истории русских имён и фамилий», Изд. Дом «Дрофа», 1998г.;

А. Лопатина, М. Скребцова «Семейные заповеди», М., Изд. «Амрита-Русь», 2008г.;

И.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилова «Организация и планирование воспитательной работы в специализированной школе-интернате», М., Изд. «АРКТИ», 2010г.










Полный текст материала Программа по нравственному воспитанию обучающихся "Надёжный причал" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гуськова Валентина Сергеевна  Екатерина_Пашкова
03.04.2015 0 1898 371

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК