Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. "Фармакология"


Министерство образования и науки Пермского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Пермский базовый медицинский колледж»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины



ОП.04. ФАРМАКОЛОГИЯ


Общепрофессиональная дисциплина

Профессионального цикла

для специальности

31.02.01 Лечебное дело

углублённая подготовка, форма обучения - очная





















Пермь, 2019





«Утверждаю»

Директор

_____________/Е.А.Колесова/

«02» сентября 2019г.

МП






Рассмотрено на заседании ЦМК «Лабораторная диагностика»,

«Фармация»

Протокол № 1 от «30» августа 2019




Одобрено на заседании Методического совета

ГБПОУ «ПБМК»

Протокол № 1 от «02» сентября 2019




Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Фармакологии, разработанную на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), программы подготовки специалиста среднего звена по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 31.02.01 Лечебное дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. №514




Разработчик: Коростина С.В, преподаватель высшей квалификационной

категории ГБПОУ «ПБМК»
















СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

  2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

  3. условия реализации учебной дисциплины 21

  4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 23



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04. ФАРМАКОЛОГИЯ

1.1. Область применения рабочей программы

Образовательная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 31.02.01 Лечебное дело, квалификации «Фельдшер».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Фармакология» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


уметь:

выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;

находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;

ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

применять лекарственные средства по назначению врача;

давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств;


знать:

лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;

побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;

правила заполнения рецептурных бланков;


В процессе изучения дисциплины формируются элементы следующих компетенций:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.


ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

ПК 3.8. Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.


1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 195 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 130 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 65 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

195

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

130

в том числе:


теоретические занятия

48

практические занятия

82

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

65

  • работа с учебной литературой, составление конспектов и алгоритмов;

  • работа с дополнительной литературой написание рефератов;

  • разработка мультимедийных презентаций;

  • составление кроссвордов, графических диктантов, ситуационных задач, тестовых заданий,

35


15


8


7

Промежуточная аттестация в форме: экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Фармакология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала: практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения


1

2

3

4


Раздел 1. Введение.


12



Тема 1.1.

Общая фармакология.

Содержание учебного материала:



1.


2

3.


4.

5.

6.


7.

Определение фармакологии, её место среди медицинских и биологических наук, связь с другими медицинскими дисциплинами. Цель и задачи фармакологии. Краткий исторический очерк развития науки.

Пути введения лекарственных средств в организм.

Основные понятия фармакокинетики: всасывание, распределение, метаболизм и экскреция лекарственных средств.

Фармакодинамика. Виды действия лекарственных средств.

Дозирование лекарств. Виды доз. Понятие о широте терапевтического действия.

Эффекты при повторном применении лекарств. Комбинированное применение и несовместимость лекарственных средств.

Побочное действие лекарственных средств. Нежелательные эффекты аллергической и неаллергической природы.


1

1

1




Практическое занятие:

«Общая фармакология»:обсуждение вопросов фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств,

пути введения, дозирование, эффекты при длительном применении лекарств.

Решение задач, работа с учебной и методической литературой, выполнение тестовых заданий.

4





Самостоятельная работа студентов:

Изучение учебной литературы, создание сообщения, составление кроссвордов, разработка электронных презентаций.

  1. «История медицины. Великие имена далекой цивилизации».

  2. «История медицины. Великий подвиг медиков в ВОВ».

  3. «История медицины. «Золотые» открытия - ХХ век».

  4. «Побочное действие лекарств».


4


Раздел 2. Рецептура.


10


Тема 2.1. Общая рецептура.

Содержание учебного материала:

4


1.

2.


3.

4.



Определение понятий: лекарственное вещество, средство, форма, препарат. Рецепт.

Структура рецепта. Формы рецептурных бланков. Обозначение концентраций и количества лекарств в рецептуре.

Лекарственные формы, их классификация.

Выписывание лекарственных форм твердых (порошки, таблетки, драже, капсулы), мягких (мази, пасты, суппозитории, кремы, гели), жидких (растворы, настои, отвары, настойки, экстракты) в виде рецепта с использованием справочной литературы.


1

2



Практическое занятие:

«Общая фармакология».

  • Изучение структуры рецепта и форм рецептурных бланков, составление рецептурных прописей на твёрдые, жидкие , мягкие лекарственные формы, формы для инъекций.

  • Знакомство с образцами лекарственных форм, выполнение заданий для закрепления знаний по рецептуре. Проведение анализа выписываемых рецептов. Знакомство с правилами хранения и учёта лекарственных средств в отделениях стационара.

4




Самостоятельная работа студентов:

Работа со справочной литературой Машковский М. Д. «Лекарственные средства» М., 2017г - составление рецептурных прописей по различным лекарственным формам.

6


Раздел 3. Частная фармакология




Тема 3.1

Антисептические и дезинфицирующие средства.



Содержание учебного материала

10


1.

2.

3.

4.

5.


6.

7.

8.

9.

Определение антисептиков и дезинфектантов, их классификация.

Галогенсодержащие антисептики, механизм действия, показания и противопоказания к применению.

Антисептики-окислители. Принцип действия. Применение в медицинской практике.

Антисептики группы альдегидов и спиртов. Механизм действия, показания к применению, осложнения.

Антисептики тяжёлых металлов. Механизм действия, применение, нежелательные эффекты.Антисептики группы красителей, особенности их действия и применения.

Антисептики группы кислот и щелочей, их действия и показания к применению.

Детергенты, механизм действия, показания к применению.

Дёгти, смолы, продукты переработки нефти, антисептики минерального и растительного происхождения. Особенности действия и применение.


1

2


Практическое занятие:

«Антисептики».

Обсуждение вопросов классификации, механизма действия и применения антисептиков и дезинфектантов в медицинской практике. Разведение антисептиков и рациональные пути введения. Расчёт доз препаратов в зависимости от курса лечения.

Заполнение таблиц, решение задач, выписывание и коррекция рецептов на антисептики.

Тестовый контроль для проверки знаний.

4


Самостоятельная работа студентов:

Изучение учебной литературы, составление сообщений по теме, разработка мультимедийных презентаций.

Работа со справочной литературой Машковский М. Д. «Лекарственные средства» М., 2017г - составление рецептурных прописей.


4


Тема 3.2.

Химиотерапевтические средства.


Содержание учебного материала:

20



1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.



8.

Понятие о химиотерапевтических средствах. Классификация химиотерапевтических средств: по групповой принадлежности, спектру действия, механизму действия.

Классификация антибиотиков: по спектру действия, механизму действия на микроорганизмы, по химическому строению.

Бета-лактамные антибиотики (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы). Спектр действия, кратность введения. Показания к применению, нежелательные эффекты. Осложнения и меры их профилактики.

Антибиотики групп аминогликозидов, тетрациклинов, левомицетинов и макролидов. Спектр действия, механизм действия. Фармакокинетика, показания к применению, возможные осложнения.

Противотуберкулёзные средства. Определение и классификация препаратов. Механизм действия, фармакокинетика. Показания к применению, противопоказания. Нежелательные эффекты и их коррекция.

Противогрибковые средства. Определение, классификация препаратов, механизмы фунгистатического и фунгицидного действия. Показания и противопоказания к применению. Нежелательные эффекты.

Синтетические противомикробные средства (нитрофураны, имидазолы, хинолины, фторхинолины, сульфаниламидные средства). Механизм и спектр действия. Фармакокинетика. Применение, нежелательные эффекты.

Противовирусные средства. Определение, классификация, применение в медицинской практике.


1


2


2






Практические занятия:

«Антибиотики». Обсуждение вопросов классификации, механизма действия и применения антибиотиков в медицинской практике. Разведение антибиотиков и рациональные пути введения. Расчёт доз препаратов в зависимости от курса лечения.

Заполнение таблиц, решение задач, выписывание и коррекция рецептов на антибиотики.

Тестовый контроль для проверки знаний.

4








«Химиотерапевтические средства»

Обсуждение механизма действия и применения в медицинской практике противотуберкулёзных, противогрибковых и синтетических противомикробных средств. Рациональные пути введения. Расчёт доз препаратов в зависимости от курса лечения.

Заполнение таблиц, решение задач, выписывание и коррекция рецептов на противомикробные средства.

Тестовый контроль для проверки знаний.

4



Самостоятельная работа студентов:

Изучение учебной литературы, составление сообщений по теме, разработка мультимедийных презентаций.

Работа со справочной литературой Машковский М. Д. «Лекарственные средства» М., 2017г - составление рецептурных прописей.

  1. «История открытия антибиотиков».

  2. «Осложнения антибактериальной терапии»

  3. «Современные антимикотические средства»

  4. «История противотуберкулезных средств»

  5. «Современные противовирусные средства»




6



Тема 3.3.

Средства, влияющие на афферентную нервную систему.

Содержание учебного материала:

9


1.

2.




3.

4.


5.

Классификация средств, влияющих на афферентную нервную систему.

Классификация местных анестетиков, механизм действия. Требования, предъявляемые к местным анестетикам. Показания к применению при различных видах анестезии. Осложнения и меры их профилактики.

Общая характеристика вяжущих средств. Практическое значение. Показания к применению.

Фармакологическая характеристика обволакивающих средств. Показания и противопоказания к применению.

Раздражающие средства: механизм действия, эффекты, показания и противопоказания к применению.


1


2






Практическое занятие:

«Средства, влияющие на афферентную нервную систему».

Обсуждение вопросов фармакокинетики и фармакодинамики средств, влияющих на афферентную нервную систему, пути введения, показания и противопоказания к применению.

Решение задач, выполнение заданий для закрепления знаний, выписывание рецептов.

Тестовый контроль для проверки знаний.


4










Самостоятельная работа студентов:

Изучение учебной литературы, составление сообщений по теме, разработка мультимедийных презентаций.

Работа со справочной литературой Машковский М. Д. «Лекарственные средства» М., 2017г - составление рецептурных прописей.

1. «Антацидные средства в педиатрии».

2. «Рациональное применение растительных вяжущих средств в гастроэнтерологии».


3


Тема 3.4.

Средства, влияющие на эфферентную нервную систему.


Содержание учебного материала

18


1

.2.

3.

4

5.

6.


7.


8.

Классификация средств, влияющих на эфферентную нервную систему.

Классификация средств, действующих на холинергический синапс

Стимуляторы М-холинорецепторов. Фармакокинетика и фармакодинамика препаратов, показания и противопоказания к применению.

Антихолинэстеразные средства. Особенности механизма действия, применение и нежелательные эффекты.

Н-холиномиметики. Фармакокинетика и фармакодинамика, показания к применению. Острое и хроническое отравление никотином. Препараты для борьбы с курением табака.

Холинолитические средства, их классификация. Фармакокинетика и фармакодинамика. Показания и противопоказания к применению. Отравление препаратами группы атропина. Меры помощи.

Адреномиметические средства. Определение. Классификация, фармакокинетика и фармакодинамика в сравнении с адренолином. Показания к применению, нежелательные явления.

Адренолитики и симпатолитики. Определения. Классификация, фармакокинетика и фармакодинамика. Показания к применению, нежелательные явления, помощь при передозировке.


1




2



2



Практическое занятия:

«Средства, влияющие на холинергический синапс».

Обсуждение сравнительной характеристики холиномиметиков и холинолитиков. Показания к применению в медицинской практике. Рациональные пути введения лекарственных средств.

Заполнение таблиц, решение задач, выписывание и коррекция рецептов

Тестовый контроль для проверки знаний.



4








Практическое занятия:

«Средства, влияющие на адренергический синапс».

Обсуждение сравнительной характеристики адреномиметиков и адренолитиков. Показания к применению в медицинской практике. Рациональные пути введения лекарственных средств.

Заполнение таблиц, решение задач, выписывание и коррекция рецептов

Тестовый контроль для проверки знаний.


4


Самостоятельная работа студентов:

Изучение учебной литературы, составление сообщений по теме, разработка мультимедийных презентаций.

Работа со справочной литературой Машковский М. Д. «Лекарственные средства» М., 2017г - составление рецептурных прописей.










6


Тема 3.5

Средства, влияющие на центральную нервную систему.


Содержание учебного материала

16


1.



2.


3.


4.



5.


6.


7.

8.

Определение сна по И.П.Павлову. Классификация наркозных средств. Сравнительная характеристика ингаляционных и неингаляционных средств. Осложнения во время и после наркоза. Меры их предупреждения.

Влияние этилового спирта на центральную нервную систему, сердечно-сосудистую систему, дыхательную, пищеварительную и выделительную системы.

Снотворные средства. Классификация, механизм действия, показания к применению и нежелательные эффекты.

Наркотические анальгетики. Классификация, фармакологические эффекты, показания к применению и противопоказания. Острое и хроническое отравление наркотическими средствами. Специфические противоядия.

Психотропные средства. Классификация. Фармакологическая характеристика нейролептиков и транквилизаторов. Показания и противопоказания к применению.

Психостимуляторы, антидепрессанты и соли лития. Фармакологические эффекты препаратов, применение, нежелательные эффекты.

Ноотропные средства. Механизм действия, показания к применению в медицинской практике.

Аналептики. Классификация по механизму действия, фармакологическая характеристика, применение.


1



2



2









Практическое занятие:

«Средства, действующие на центральную нервную систему».

Обсуждение вопросов фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств. Показания к применению в медицинской практике. Рациональные пути введения лекарственных средств. Сравнительная характеристика анальгетиков, особенности выписывания на рецептурных бланках, оформления требования на получение наркотических средств в медицинских учреждениях.

Заполнение таблиц, решение задач, выписывание и коррекция рецептов

Тестовый контроль для проверки знаний.


8









5



Самостоятельная работа студентов:

Изучение учебной литературы, составление сообщений по теме, разработка мультимедийных презентаций.

Работа со справочной литературой Машковский М. Д. «Лекарственные средства» М., 2017г - составление рецептурных прописей.

1. «История введения средств для наркоза в медицинскую практику».

2. «Современные ноотропные средства»

3.«Современные обезболивающие средства».


Тема 3.6.

Средства, влияющие на функции органов дыхания.












Содержание учебного материала:

9


1.

2.


3.




4.


Классификация средств, влияющие на функции органов дыхания.

Противокашлевые средства центрального и периферического действия (кодеин, кодтерпин, либексин,глауцин). Механизм действия. Показание и противопоказания к применению.

Отхаркивающие средства рефлекторного и прямого действия (бромгексин, ацетилцистеин, натрия гидрокарбонат, калия йодид, препараты термопсиса и алтея). Фармакологическое действие, показания к применению, нежелательные эффекты.

Бронхолитические средства. Определение и классификация. Показания к применению, пути введения и нежелательные эффекты.


1


2







Практическое занятие:

«Средства, влияющие на функции органов дыхания».

Обсуждение вопросов фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств. Показания к применению в медицинской практике. Рациональные пути введения лекарственных средств. Сравнительная характеристика анальгетиков, особенности выписывания на рецептурных бланках, оформления требования на получение наркотических средств в медицинских учреждениях.

Заполнение таблиц, решение задач, выписывание и коррекция рецептов

Тестовый контроль для проверки знаний.



4



Самостоятельная работа студентов:

Изучение учебной литературы, составление сообщений по теме, разработка мультимедийных презентаций.

Работа со справочной литературой Машковский М. Д. «Лекарственные средства» М., 2017г - составление рецептурных прописей.

1. «Лекарственные средства, обладающие отхаркивающим действием».

2. «Современные бронхолитические лекарственные средства».


3





Тема 3.7.

Средства, влияющие на функцию органов пищеварения.


Содержание учебного материала:

12



1.

2.



3.


4.






5.

6.



Классификация средств, влияющих на функции органов пищеварения.

Средства, применяемые при нарушение функции желёз желудка: средства, усиливающие секрецию желёз желудка; средства заместительной терапии; средства, снижающие секрецию желёз желудка; антацидные средства.

Средства, применяемые при нарушениях экскреторной функции поджелудочной железы. Фармакокинетика и фармакодинамика препаратов, нежелательные эффекты.

Классификация желчегонных средств:

- средства, усиливающие секрецию желчи (холеретики): препараты желчи и желчных кислот, средства растительного и синтетического происхождения;

- средства, облегчающие выделение желчи (холекинетики): гиперкинетики, гипокинетики (холеспазмолитики), спазмолитики миотропного действия, М-холинолитики, средства растительного происхождения. Механизм действия, показания к применению, нежелательные эффекты.

Гепатопротективные средства. Показания к применению, нежелательные эффекты.

Слабительные средства. Классификация по локализации, механизму и силе действия. Фармакологическая характеристика средств, вызывающих раздражение хеморецепторов слизистой оболочки кишечника (растительные препараты, содержащие антрагликозиды и синтетические средства); средств, вызывающих механическое раздражение рецепторов кишечника (солевые слабительные); средства, способствующие размягчению и скольжению каловых масс (вазелиновое масло).Показания и противопоказания к применению.


1

2


2


2



Практическое занятие:

«Средства, влияющие на функции органов пищеварения».

Обсуждение вопросов фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, применяемых при гипо и гиперацидных гастритах, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, панкриатите, средств, усиливающих и облегчающих выделение желчи, гепатопротекторов и слабительных средств. Показания к применению в медицинской практике. Рациональные пути введения лекарственных средств.

Заполнение таблиц, решение задач, выписывание и коррекция рецептов

Тестовый контроль для проверки знаний.



4



Самостоятельная работа студентов:

Изучение учебной литературы, составление сообщений по теме, разработка мультимедийных презентаций.

Работа со справочной литературой Машковский М. Д. «Лекарственные средства» М., 2017г - составление рецептурных прописей.

1. «Использование современных полиферментных препаратов в гастроэнтерологии».

2. «Растительная альтернатива при заболеваниях печени»

3. «Применение минеральных вод в гастроэнтерологии».


4



Тема 3.8.

Средства, влияющие на сердечно - сосудистую систему.


Содержание учебного материала

18



1.

2.



3.




4.



5.





6.



Классификация средств, влияющих на сердечно - сосудистую систему

Кардиотонические средства (гликозидной и негликозидной структуры). Определение, источники получения, классификация сердечных гликозидов по силе, продолжительности и скорости развития кардиотонического эффекта.

Кардиальные (внутрисердечные) эффекты сердечных гликозидов ( систолическое, диастолическое действие, влияние на проводящую систему миокарда, возбудимость и обмен веществ в сердечной мышце) и внекардиальные эффекты (влияние на кровообращение, диурез, центральную нервную систему, желудочно-кишечный тракт). Показания и противопоказания к применению, нежелательные эффекты.

Антиангинальные средства. Определение, классификация: нитраты, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы калиевых каналов, бета-адреноблокаторы. Механизм действия, фармакокинетика, фармакодинамика. Применение препаратов, нежелательные эффекты.

Антигипртензивные средства. Определение и классификация: средства центрального нейротропного действия; средства периферического нейротропного действия (ганглиоблокаторы, адреноблокаторы, симпатолитики); вазодилятаторы миотропного действия; средства, влияющие на ренинангиотензиновую систему; средства, влияющие на водно-солевой баланс (диуретики). Механизм действия, фармакокинетика, фармакодинамика, показания и противопоказания к применению.

Антиаритмические средства. Определение и классификация: мембраностабилизирующие средства; средства, влияющие на вегетативную регуляцию работы сердца (адреномиметики, адренолитики, М-холинолитики).


1





2



2



Практическое занятия:

«Кардиотонические и антиангинальные средства»

Обсуждение вопросов фармакокинетики и фармакодинамики, механизма действия кардиотонических и антиангинальных средств. Обсуждение сравнительной характеристики лекарственных препаратов. Принципы рационального применения в медицинской практике. Передозировка сердечных гликозидов: клиническая картина отравления, средства помощи и механизм их действия.

Решение задач, выполнение заданий для закрепления знаний, выписывание и коррекция рецептов.

Тестовый контроль для проверки знаний.


4








«Антигипертензивные и антиаритмические средства. Диуретики».

Обсуждение вопросов фармакокинетики и фармакодинамики, механизма действия антигипертензивных и антиаритмических средств. Обсуждение сравнительной характеристики мочегонных средств, нежелательных эффектов препаратов и меры профилактики осложнений. Принципы рационального применения в медицинской практике.

Решение задач, выполнение заданий для закрепления знаний, выписывание и коррекция рецептов.Тестовый контроль для проверки знаний.




4



Самостоятельная работа студентов:

Изучение учебной литературы, составление сообщений по теме, разработка мультимедийных презентаций.

Работа со справочной литературой Машковский М. Д. «Лекарственные средства» М., 2017г - составление рецептурных прописей:

1. «Применение нитратов в ишемической болезни сердца».

2. «Проблема совместимости сосудорасширяющих средств»

3. «История введения антисклеротических средств в медицинскую практику».

4. «растительная альтернатива при лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы».


6





Тема 3.9.

Препараты гормонов и их синтетические заменители.


Содержание учебного материала:

12


1.

2.


3.


4.

5.


6.


7.


8.


Понятие о гормональных препаратах, источники получения и классификации.

Препараты гормонов гипофиза (передней, средний и задний доли). Фармакокинетика, фармакодинамика, показания и противопоказания к применению.

Препараты гормонов щитовидной железы. Влияние на обмен веществ, механизм действия, показания к применению, нежелательные эффекты. Антитиреоидные средства, принцип действия, показания к применению, нежелательные эффекты.

Гормональные препараты поджелудочной железы. Классификация, механизм действия, фармакокинетика и фармакодинамика. Принцип пролонгирования и дозирования. Показания к применению, осложнения.

Синтетические гипогликемические средства, классификация и механизм действия. Применение и нежелательные эффекты.

Препараты гормонов надпочечников. Классификация. Фармакологическая характеристика минералокортикоидов и глюкокортикоидов. Показания и противопоказания к применению.

Препараты женских и мужских половых гормонов. Классификация, механизм действия, показания и противопоказания к применению.


1



2


2


Практическое занятие:

«Препараты гормонов и их синтетические заменители».

Обсуждение вопросов фармакокинетики и фармакодинамики гормональных препаратов, их синтетических аналогов. Обсуждение сравнительной характеристики гормональных средств гипофиза и щитовидной железы, противодиабетических средств, нежелательных эффектов и меры профилактики осложнений. Рациоанльные пути введения в зависимости от клинического применения.

Решение задач, выполнение заданий для закрепления знаний, выписывание и коррекция рецептов.

Тестовый контроль для проверки знаний.

4









Практическое занятие:

"Препараты гормонов и их синтетические заменители"

Обсуждение вопросов фармакокинетики и фармакодинамики гормональных препаратов, их синтетических аналогов. Обсуждение сравнительной характеристики кортикостероидов и половых гормонов, нежелательных эффектов и меры профилактики осложнений. Рациоанльные пути введения в зависимости от клинического применения.

Решение задач, выполнение заданий для закрепления знаний, выписывание и коррекция рецептов.

Тестовый контроль для проверки знаний.




4

Самостоятельная работа студентов:

Изучение учебной литературы, составление сообщений по теме, разработка мультимедийных презентаций.

Работа со справочной литературой Машковский М. Д. «Лекарственные средства» М., 2017г - составление рецептурных прописей:

1. «Профилактика и лечение эндемического зоба».

2. «Современные препараты инсулина»

3. «Анаболические стероиды и спорт – совместимы?».



4

Тема 3.10.

Витаминные препараты

Препараты натрия, калия, магния и кальция

Содержание учебного материала:

10

1.

2.


3.


4.


5.


6.

Понятие о витаминных препаратах, их классификация.

Препараты водорастворимых витаминов (тиамина бромид, рибофлавин, кислота никотиновая, кальция пантетонат, пиридоксин, цианокобаламин, кислота фолиевая и аскорбиновая, рутин) Источники получения, гиповитаминозы, авитаминозы, показания к применению и нежелательные эффекты.

Препараты жирорастворимых витаминов (ретинолы, эргокальциферол, токоферола ацетат). Источники получения, гиповитаминозы, авитаминозы, показания к применению, нежелательные эффекты.

Поливитамины, витаминноминеральные комплексы. Сравнительная характеристика, показания к применению.

Препараты натрия, калия, магния и кальция. Источники получения, показания к применению, нежелательные эффекты.


1


2





Практическое занятие:

"Витаминные препараты. Препараты минералов».

Обсуждение вопросов фармакокинетики и фармакодинамики витаминных препаратов, их синтетических аналогов. Обсуждение сравнительной характеристики препаратов водорастворимых и жирорастворимых витаминов, нежелательных эффектов и меры профилактики осложнений. Рациоанльные пути введения в зависимости от клинического применения.

Решение задач, выполнение заданий для закрепления знаний, выписывание и коррекция рецептов.

Тестовый контроль для проверки знаний.



4


Самостоятельная работа студентов:

Изучение учебной литературы, составление сообщений по теме, разработка мультимедийных презентаций.

Работа со справочной литературой Машковский М. Д. «Лекарственные средства» М., 2017г - составление рецептурных прописей:


  1. «Применение поливитаминных препаратов».

  2. «Взаимодействие витаминных препаратов: синергизм и антагонизм».

  3. «Растительная альтернатива при гипо- и авитоминозах».


4




Тема 3.11.

Средства, влияющие на систему крови.

Средства, влияющие на мускулатуру матки.


Содержание учебного материала:

12


1.




2.


3.



4.


5.


6.


7.


Средства, влияющие на гемопоэз..Классификация.

Средства применяемые при гипохромной анемии (ферковен, феррум лек, гемофер, сорбифер дурулус). Особенности применения препаратов железа. Применение цианокобаламина и фолиевой кислоты при гиперхромной анемии.

Средства для лечения лейкопений. Мезанизм действия, показания к применению, нежелательные эффекты.

Средства, снижающие свертываемость крови. Антикоагулянты прямого и непрямого действия, антиагреганты, фибринолитические средства. Механизм действия, сравнительная характеристика препаратов, показания к применению, нежелательные эффекты.

Средства, повышающие свертываемость крови. Коагулянты местного и резорбтивного действия, механизм действия, показания к применению, нежелательные эффекты, противопоказания.

Применение антифибринолитических средств, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.

Плазмозамещающие, солевые, коллоидные растворы, кристаллоиды. Показания к применению. Рациональные пути введения.

Классификация средств, влияющих на функции и сократительную активность миометрия: средства, понижающие тонус матки (токолитики); стимуляторы родовой деятельности (утеростимулирующие); средства, повышающие тонус матки (утеротонические). Показания к применению. Особенности действия препаратов, возможные нежелательные эффекты.


1





2


Практическое занятие:

«Средства, влияющие систему крови. Средства, влияющие на мускулатуру матки».

Обсуждение вопросов фармакокинетики и фармакодинамики средств, применяемых при гипо и гиперхромных анемиях, антикоагулянтов и коагулянтов, Сравнительная характеристика лекарственных средств, особенности применения в медицинской практике. Рациональные пути введения в зависимости от клинического применения. Возможные осложнения, меры помощи.

Решение задач, выполнение заданий для закрепления знаний, выписывание и коррекция рецептов.

Тестовый контроль для проверки знаний.

4


Самостоятельная работа студентов:

Изучение учебной литературы, составление сообщений по теме, разработка мультимедийных презентаций.

Работа со справочной литературой Машковский М. Д. «Лекарственные средства» М., 2017г - составление рецептурных прописей:

1. «Антикоагулянты и антиагреганты».

2. «Растительная альтернатива при кровотечениях»

3. «Как заправиться железом».


4


Тема 3.12.

Средства, применяемые при воспалениях и аллергиях.

Содержание учебного материала:

12


1.

2.

3.



4.

Типы аллергических реакций. Классификация противоаллергических средств

Антигистаминные средства. Классификация, фармакологические эффекты, показания к применению, нежелательные эффекты. Особенности действия и применения кромолина-натрия. Целесообразность использования антигистаминных средств в медицинской практике.

Противовопалительные средства (стероидные и нестероидные препараты). Сравнительная характеристика препаратов, показания к применению, нежелательные эффекты, противопоказания.


1

2


2



Практическое занятие:

«Средства, применяемые при воспалениях и аллергиях».

Обсуждение вопросов фармакокинетики и фармакодинамики средств, применяемых при гипо и гиперхромных анемиях, антикоагулянтов и коагулянтов, Сравнительная характеристика лекарственных средств, особенности применения в медицинской практике. Рациональные пути введения в зависимости от клинического применения. Возможные осложнения, меры помощи.

Решение задач, выполнение заданий для закрепления знаний, выписывание и коррекция рецептов.

Тестовый контроль для проверки знаний.


4










4


Самостоятельная работа студентов:

Изучение учебной литературы, составление сообщений по теме, разработка мультимедийных презентаций.

Работа со справочной литературой Машковский М. Д. «Лекарственные средства» М., 2017г - составление рецептурных прописей:

1. «Современные антигистаминные средства».

2. «Нестероидные противовоспалительные средства в борьбе с болью»

3. «Применение комплексных прововоспалительных препаратов».

Тема 3.13.

Принципы оказания помощи при отравлениях лекарственными средствами.












Содержание учебного материала

11


1.

2.


3.

4.


5.

Определение и классификация отравлений.

Основные принципы оказания помощи при отравлениях: меры по удалению невсосавшегося яда; меры по нейтрализации и выведению всосавшегося яда; симптоматическая помощь.

Антидоты. Классификация по механизму действия и применению.

Противоядия физиологического типа: конкурентные антагонисты; функциональные антагонисты. Принцип действия, применение.

Средства, способствующие выведению яда.




1

2



2


Практическое занятие:

«Принципы оказания помощи при отравлениях лекарственными средствами».

Обсуждение основных вопросов фармакотерапии острых отравлений наркотическими анальгетиками, снотворными средствами, этанолом, сердечными гликозидами, солями тяжёлых металлов.

Решение задач, выполнение заданий для закрепления знаний.

Тестовый контроль для проверки знаний.



4


Самостоятельная работа студентов:

Изучение учебной литературы, составление сообщений по теме, разработка мультимедийных презентаций.

Работа со справочной литературой Машковский М. Д. «Лекарственные средства» М., 2017г - составление рецептурных прописей:

  1. «Принципы терапии острых отравлений снотворными средствами».

  2. «Принципы терапии острых отравлений наркотическими анальгетиками

  3. «Принципы терапии отравлений нитратами и нитритами»


5


Повторение

2


Всего:

195




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)







3. условия реализации программы дисциплины

ФАРМАКОЛОГИЯ



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета « Фармакологии»

Оборудование учебного кабинета:

  1. Рабочие места по количеству обучающихся

  2. Рабочее место преподавателя

  3. Учебная доска.

  4. УМК по дисциплине

Технические средства обучения:

  1. Мультимедиапроектор

  2. Компьютер и программное обеспечение



Оборудование практических аудиторий и рабочих мест:

Учебно-наглядные пособия:

  1. Презентации на фармакологические группы:

- антибиотики, синтетические химиотерапевтические средства,

средства, действующие на холинергический и адренергический

синапс, центральную нервную систему и действующие на

исполнительные органы.

  1. Образцы лекарственных препаратов по темам.

  2. Рецептурные бланки: форма № 1 (107-У), форма № 2 (148-I/У-88)



3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ



Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Виноградов В.М.: Фармакология с общей рецептурой Учебник – СПб.: Специалист, 2017. – 320с.

  2. Федюкович Н.И. : Фармакология, учебник для мед. училищ и колледжей, 7 изд. Ростов н./Д Феникс, 2018 г.

  3. Машковский М.Д. Лекарственные средства. 15-е издание, Москва. Медицина, 2017 г.

Интернет ресурсы:

  1. Раздел: Лекарственные средства www.zdorovie.ru

  2. Раздел: Лекарственные средства www.vidal.ru

  3. Раздел Лекарственные средства wwwantibiotic.ru

  4. Формулярный комитет РАМН. http://www.rspor.ru/index.php?mod1=formular&mod2=db1&mod3=db2


Дополнительные источники:

  1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. – 15-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков. 2017. – 1206 с.: ил.

  2. Справочник ВИДАЛЬ. Лекарственные препараты в России. - 16-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: АстраФармСервис, 2017. – 1728с.

  3. Приказ № 706н от 23 августа 2010 г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»

  4. Федеральный Закон № 61-ФЗ от 12 апреля 2010 г. «Об обращении лекарственных средств»

  5. Приказ № 785 от 14 декабря 2005 г. «О порядке отпуска лекарственных средств»

  6. Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года.

  7. Постановление Правительства РФ № 398 от 03.06.2010 г. «О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ».

  8. Приказ МЗ и СР РФ от 23 августа 2010 года № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств». 3.Приказ МЗ и СР РФ от 24 мая 2010 года № 380 О признании утратившим силу приказа МЗ РФ от 31 декабря 1999 года № 472 « О перечне лекарственных средств А и Б ».

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

Умение выписывать лекарственные формы. в виде рецепта с применением справочной литературы.

Письменный контроль выполнения заданий по рецептуре, с самоконтролем и взаимоконтролем. Оценка выполнения практического задания.

Умение находить сведения о лечебных препаратах в доступных базах данных

Устный, письменный контроль выполнения заданий по использованию справочной литературы, электронных источников в работе малыми группами.

Умение ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств.

Устный, письменный контроль за выполнением заданий по рецептуре, при работе студентов в малых группах (знакомство с препаратами), умением пользоваться справочной литературой.

Умение применять лекарственные средства по назначению врача

Устный, письменный контроль и оценка выполнения заданий по рецептуре, решения ситуационных и расчетных задач

Умение давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств

Устный контроль и оценка умений при решении ситуационных задач.

Знания лекарственных форм, путей введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия.

Письменный и устный контроль при выполнении заданий по рецептуре, решении ситуационных задач. Оценка выполнения тестовых заданий. Фронтальный и индивидуальный опрос.

Тестирование

Знания основных лекарственных групп и фармакотерапевтических действий лекарств по группам.

Устный контроль при решении ситуационных задач. Оценка выполнения тестовых заданий. Фронтальный и индивидуальный опрос

Тестирование

Знания побочных эффектов, видов реакций и осложнений лекарственной терапии.

Фронтальный и индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач.. Оценка выполнения тестовых заданий.

Тестирование

Знания правил заполнения рецептурных бланков.

Письменный контроль выполнения заданий по рецептуре с использованием рецептурных бланков. Выполнение тестовых заданий. Фронтальный и индивидуальный опрос.

Тестирование



6



Полный текст материала Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. "Фармакология" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коростина Светлана Владимировна  Публикатор
19.01.2020 0 102 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0