Рабочая программа учебной дисциплины "Право"
Государственное бюджетное образовательное
учреждение профессионального образования города Севастополя
«Севастопольский архитектурно-строительный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Право»
«общеобразовательный цикл»
основной профессиональной образовательной программы СПО
2020
Рабочая программа учебной дисциплины «Право» разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «Право» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения право в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
Учебная дисциплина право входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности: «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Организация-разработчик: ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки Российской Федерации, 2015
Разработчик: преподаватель права
ГБОУПО «Севастопольский архитектурно-строительный колледж»
Воронова Н.А
Рассмотрено: на заседании ЦК ……протокол № ____ « ____»_______________2020г.
на заседании ЦК ……протокол № ____ « ____» _______________201 г.
на заседании ЦК ……протокол № ____ « ____» _______________201 г.
Рекомендовано методическим советом протокол №____ от «____»_________2020 г.
Содержание
Пояснительная записка |
……………………………….4 |
Общая характеристика учебной дисциплины «Право» |
……………………………….5 |
Результаты освоения учебной дисциплины |
……………………………….7 |
Содержание учебной дисциплины |
……………………………….9 |
Тематическое планирование |
……………………………..12 |
Тематическое планирование содержания учебной дисциплины |
……………………………..14 |
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов Характеристика основных видов учебной деятельности студентов |
…………………………… 19
……………………………. 20 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение |
…………………23 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право» предназначена для изучения права в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Право», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Право» направлено на достижение следующих целей:
-
формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознании себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
-
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
-
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности;
-
овладение умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
-
формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО»
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования право изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но более углубленно как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей.
Приоритетным направлением содержания обучения является формирование правовой компетентности студентов, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве. Правовая компетенция представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую не только знания, ценностные установки, навыки правового поведения обучающихся, но и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в повседневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Содержание учебной дисциплины предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, акцентирует внимание на формировании опыта самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе с нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.
Отбор содержания учебного материала осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат студентам успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Отличительными особенностями обучения являются:
-
практико-ориентированный подход к изложению и применению правовой информации в реальной жизни;
-
усиление акцента на формировании правовой грамотности лиц, имеющих, как правило, недостаточный уровень правовой компетентности;
-
создание условий адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности;
-
акцентирование внимания на вопросах российской правовой системы в контексте ее интеграции в международное сообщество;
-
формирование уважения к праву и государственно-правовым институтам с целью обеспечения профилактики правонарушений в молодежной среде;
-
обеспечение необходимых правовых знаний для их практического применения в целях защиты прав и свобод личности молодежного возраста.
При изучении практико-ориентированных вопросов по трудовому, гражданскому, уголовному, административному и иным отраслям права, обеспечивающим правовую компетентность в дальнейшей профессиональной деятельности, рекомендуются такие формы деятельности обучающихся:
-
как работа с правовой информацией, в том числе с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов сети Интернет;
-
подготовка и реализация проектов по заранее заданной теме;
-
исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, доклада с презентацией на мини-конференции;
-
работа с таблицами, графиками, схемами, визуальными терминологическими моделями юридических конструкций;
-
решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам;
-
участие в ролевых, имитационных, сюжетных, деловых играх и разновариантных формах интерактивной деятельности;
-
участие в дискуссиях, брейн-рингах;
-
решение задач;
-
работа с документами.
Изучение право завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Право» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
-
личностных:
-
воспитание высокого уровня правовой культуры, правового сознания, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
-
формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
-
сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также правового сознания;
-
готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права;
-
готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей;
-
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
-
готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни;
-
-
метапредметных:
-
выбор успешных стратегий поведения в различных правовых ситуациях;
-
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые конфликты;
-
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере права, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;
-
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию правового поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
-
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
-
владение навыками познавательной рефлексии в сфере права как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
-
-
предметных:
-
сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
-
владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
-
владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
-
сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
-
сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
-
сформированность основ правового мышления;
-
сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
-
понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
-
сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
-
сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
-
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества.
Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования.
2. Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы
Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования.
Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника. Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.
Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.
-
Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности.
Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений.
Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура.
Понятие правовой системы общества. Романо-германская правовая семья. Англо-саксонская правовая семья. Религиозно-правовая семья. Социалистическая правовая семья. Особенности правовой системы в России.
4. Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации
Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная, марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Форма государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства.
Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя России. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации.
5. Правосудие и правоохранительные органы
Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральной службы охраны, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы.
6. Гражданское право
Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и ее виды. Формы сделок. Основания недействительности сделок. Представительство в сделках. Доверенность и ее виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права (исключительные — имущественные, неимущественные; иные — право доступа, право следования). Авторское право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав.
Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону.
7. Защита прав потребителей
Правовое регулирование поведения потребителей на рынке. Права потребителей. Порядок и способы защиты прав потребителей.
8. Правовое регулирование образовательной деятельности
Система образования. Основные источники образовательного права. Права обучающихся. Обязанности обучающихся. Основные правила поведение в сфере образования.
9. Семейное право и наследственное право
Основные правила наследования и порядок защиты наследственных прав. Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Договорный режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства.
10. Трудовое право
Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних.
11. Административное право и административный процесс
Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. Административные правоотношения. Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях.
12. Уголовное право и уголовный процесс
Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство.
13. Противодействие коррупции
Понятие коррупции. Мотивы коррупционного повеления. Коррупционные преступления: виды, ответственность. Правовая основа противодействия коррупции. Основные принципы противодействия коррупции. Меры по профилактике коррупции. Выявление и расследование коррупционных преступлений.
14. Международное право как основа взаимоотношений государств мира
Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность. Международное гуманитарное право и права человека.
Тематическое планирование
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Право» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) аудиторная учебная нагрузка обучающихся составляет:
по специальностям СПО социально-экономического профиля — 85 часов.
Вид учебной работы Аудиторные занятия. Содержание обучения |
Количество часов |
|
||||||||
|
|
|
||||||||
Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества. |
6 |
|
||||||||
|
|
|
||||||||
Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы |
6 |
|
||||||||
|
|
|
||||||||
Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности. |
4 |
|
||||||||
|
|
|
||||||||
Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации |
10 |
|
||||||||
|
|
|
||||||||
Правосудие и правоохранительные органы |
4 |
|
||||||||
|
|
|
||||||||
Контрольная работа |
2 |
|
||||||||
Гражданское право |
12 |
|
||||||||
|
|
|
||||||||
|
|
|
||||||||
Защита прав потребителей
|
2 |
|
||||||||
|
|
|
||||||||
Правовое регулирование образовательной деятельности |
2 |
|
||||||||
Семейное право и наследственное право |
4 |
|
||||||||
Трудовое право |
8 |
|
||||||||
Административное право и административный процесс |
8 |
|
||||||||
Уголовное право и уголовный процесс |
8 |
|
||||||||
Противодействие коррупции |
4 |
|
||||||||
Международное право как основа взаимоотношений государств мира |
4 |
|
||||||||
Зачет |
1 |
|
||||||||
|
|
|
||||||||
Итого |
85 |
|
||||||||
|
|
|
|
|||||||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
||||||||||
|
|
|
|
|
Тематическое планирование содержания учебной дисциплины «Право»
Наименование тем |
Содержание учебного материала |
Всего занятий |
|
лекция |
Семинар практич. раб. |
||
|
Первый семестр |
|
|
Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества. |
Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования. |
4 |
2 |
Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы |
Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника. Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона. |
4 |
2 |
Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности. |
Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура. Понятие правовой системы общества. Романо-германская правовая семья. Англо-саксонская правовая семья. Религиозно-правовая семья. Социалистическая правовая семья. Особенности правовой системы в России. |
2 |
2 |
Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации |
Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная, марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Форма государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства. Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя России. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации. |
8 |
2 |
Правосудие и правоохранительные органы |
Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральной службы охраны, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы. |
2 |
2 |
|
Контрольная работа за 1 семестр |
|
2 |
|
ИТОГО ЗА 1 СЕМЕСТР: |
20 |
12 |
|
Второй семестр |
|
|
Гражданское право |
Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и ее виды. Формы сделок. Основания недействительности сделок. Представительство в сделках. Доверенность и ее виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права (исключительные — имущественные, неимущественные; иные — право доступа, право следования). Авторское право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону. |
8 |
4 |
Защита прав потребителей |
Правовое регулирование поведения потребителей на рынке. Права потребителей. Порядок и способы защиты прав потребителей. |
2 |
|
Правовое регулирование образовательной деятельности |
Система образования. Основные источники образовательного права. Права обучающихся. Обязанности обучающихся. Основные правила поведение в сфере образования. |
2 |
|
Семейное право и наследственное право |
Основные правила наследования и порядок защиты наследственных прав. Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Договорный режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства. |
2 |
2 |
Трудовое право |
Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних. |
6 |
2 |
Административное право и административный процесс |
Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. Административные правоотношения. Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях. |
6 |
2 |
Уголовное право и уголовный процесс |
Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство. |
6 |
2 |
Противодействие коррупции |
Понятие коррупции. Мотивы коррупционного повеления. Коррупционные преступления: виды, ответственность. Правовая основа противодействия коррупции. Основные принципы противодействия коррупции. Меры по профилактике коррупции. Выявление и расследование коррупционных преступлений. |
2 |
2 |
Международное право как основа взаимоотношений государств мира |
Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность. Международное гуманитарное право и права человека. |
2 |
2 |
|
Зачёт |
|
1 |
|
ИТОГО за 2 семестр: |
38 |
15 |
|
Всего часов: |
58 |
27 |
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
-
Роль правовой информации в познании права.
-
Право и мораль: общее и особенное.
-
Пределы действия законов.
-
Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции.
-
Права молодежи в РФ и способы их защиты.
-
Социально-экономические права граждан.
-
Политические права граждан.
-
Личные права граждан.
-
Юридическая ответственность в экономической сфере.
-
Уголовная ответственность как вид юридической ответственности.
-
Гражданско-правовые правонарушения и их профилактика.
-
Организованная преступность.
-
Презумпция невиновности и юридическая практика.
-
Правовые основы деятельности адвокатов.
-
Правоохранительные органы РФ.
-
Судебная система РФ.
-
Организация деятельности мировых судей: вопросы теории и практики.
-
Организация деятельности полиции в РФ.
-
Основы конституционного строя в РФ.
-
Избирательная система в РФ.
-
Защита права собственности в РФ.
-
Договор возмездного оказания услуг.
-
Право на образование в РФ.
-
Право на труд в РФ.
-
Правовое регулирование трудоустройства в РФ.
-
Споры в трудовом коллективе и порядок их разрешения.
-
Материальная ответственность работников и работодателей.
-
Правовое регулирование заработной платы в РФ.
-
Наследование по закону и по завещанию.
-
Правовое регулирование семейных отношений.
-
Социальная защита в РФ.
-
Административная ответственность в РФ.
Основные виды учебной деятельности студентов
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности студентов |
|
(на уровне учебных действий) |
||
|
||
|
|
|
Юриспруденция как важная |
Понимание значения правовых знаний и умений для чело- |
|
общественная наука. Роль |
века. |
|
права в жизни человека |
Уважительное отношение к праву и иным социальным |
|
и общества |
регуляторам поведения; выбор необходимой модели право- |
|
|
мерного поведения в конкретной ситуации. |
|
|
Умение характеризовать систему юридических наук. |
|
|
Умение давать определения праву и характеризовать основ- |
|
|
ные теории его понимания, уметь отстаивать собственную |
|
|
точку зрения о поведении личности. |
|
|
Умение вычленять структуру нормы права, понимание ме- |
|
|
ханизма правового регулирования |
|
|
|
|
Правовое регулирование |
Умение давать определение системе права и понимать взаи- |
|
общественных отношений. |
мосвязь его структурных компонентов. |
|
Теоретические основы |
Умение анализировать правовые нормы с позиции их клас- |
|
права как системы |
сификации, различать институты права, отрасли права. |
|
|
Умение определять методы правового регулирования кон- |
|
|
кретных отношений. |
|
|
Владение знаниями особенностей законодательного процес- |
|
|
са в России. |
|
|
Обладание навыками социально-активного правомерного |
|
|
поведения. |
|
|
Умение прочитать нормативный правовой акт с опорой на |
|
|
правовые знания. |
|
|
Понимание сущности действия норм права во времени, про- |
|
|
странстве и по кругу лиц. |
|
|
Владение информацией о систематизации нормативных |
|
|
правовых актов |
|
|
|
|
Правоотношения, правовая |
Умение определять структуру правоотношения, характери- |
|
культура и правовое поведе- |
зовать его элементы. |
|
ние личности |
Умение решать правовые задачи по определению объема |
|
|
прав и обязанностей участников правоотношений. |
|
|
Уважительное отношение к правам и обязанностям участ- |
|
|
ников правоотношений. |
|
|
Владение навыками правомерного поведения в обществе, |
|
|
наличие высокого уровня правовой информированности, |
|
|
уважительное отношение к праву и мотивация на правомер- |
|
|
ное поведение в любых жизненных ситуациях. |
|
|
Понимание основных принципов юридической ответствен- |
|
|
ности. |
|
|
Распознавание функций юридической ответственности, ис- |
|
|
пользование принципов юридической ответственности в ре- |
|
|
шении правовых вопросов. |
|
|
Знание обстоятельств, исключающих преступность деяния |
|
|
|
|
Государство и право. Осно- |
Умение характеризовать сущность государства, определять |
|
вы конституционного права |
его функции. |
|
Российской Федерации |
Умение характеризовать форму государства и ее элементы. |
|
|
Умение различать монархию и республику как формы |
|
|
правления. |
|
|
Умение определять государственное устройство и политиче- |
|
|
ский режим. |
|
|
Владение информацией о главе государства, умение харак- |
|
|
теризовать законодательную, исполнительную и судебную |
|
|
власть. |
|
|
Знание принципов местного самоуправления. |
|
|
Умение использовать в повседневной жизни основные кон- |
|
|
ституционные нормы, уважительно относиться к Основно- |
|
|
му Закону государства и знать порядок приобретения |
|
|
|
|
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности студентов |
|
(на уровне учебных действий) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и прекращения российского гражданства, правовой статус |
|
|
человека в демократическом правовом государстве, в том |
|
|
числе умение защищать свои личные права, политические |
|
|
права и свободы, социальные, экономические и культурные |
|
|
права. Умение исполнять обязанности гражданина. |
|
|
Знание правил участия в референдуме, выборах Президента |
|
|
Российской Федерации |
|
|
|
|
Правосудие и правоохрани- |
Знание особенностей функционирования судов Российской |
|
тельные органы |
Федерации, умение обращаться за защитой нарушенных |
|
|
прав и восстановлением справедливости в суды различных |
|
|
инстанций РФ, составлять необходимые исковые и иные за- |
|
|
явления, оказывать элементарную консультационную под- |
|
|
держку лицам, нуждающимся в правовой защите. |
|
|
Умение выстраивать грамотные взаимоотношения с пред- |
|
|
ставителями правоохранительных органов страны, уваже- |
|
|
ние и поддержка правопорядка, соблюдение законов, не- |
|
|
терпимость к антиобщественным поступкам, нарушающим |
|
|
законность и незыблемые основы конституционного строя |
|
|
государства; уважение прав и законных интересов всех лиц, |
|
|
проживающих на территории страны |
|
|
|
|
Гражданское право |
Умение отличать гражданские правоотношения от иных от- |
|
|
ношений, характеризовать источники гражданского права. |
|
|
Умение характеризовать физическое лицо как субъект права; |
|
|
отличать юридические лица как субъекты права: хозяйствен- |
|
|
ные товарищества, хозяйственные общества, производ- |
|
|
ственный кооператив (артель), унитарное предприятие. |
|
|
Умение заключать договор, владея знаниями о порядке его |
|
|
заключения, изменения и расторжения. |
|
|
Умение характеризовать отдельные виды обязательств. |
|
|
Умение использовать в реальной жизни право собственности. |
|
|
Умение защищать интеллектуальную собственность и автор- |
|
|
ское право. |
|
|
Умение осуществлять защиту чести, достоинства и деловой |
|
|
репутации |
|
|
|
|
Защита прав потребителей |
Умение разбираться в сущности нормативных актов и норм, |
|
|
регулирующих взаимоотношения потребителей и продав- |
|
|
цов, изготовителей, а также лиц, оказывающих те или иные |
|
|
услуги. |
|
|
Умение формулировать права и обязанности потребителей, |
|
|
защищать права потребителей |
|
|
|
|
Правовое регулирование |
Умение выстраивать успешную образовательную траекто- |
|
образовательной деятель- |
рию в жизни с опорой на склонности, желания и интересы. |
|
ности |
Умение разбираться в видовом разнообразии образователь- |
|
|
ных организаций, уровнях получения образования в выс- |
|
|
шей школе. |
|
|
Знание и соблюдение прав и обязанностей участников об- |
|
|
разовательного процесса, умение реализовать и защищать |
|
|
свои права в сфере образования |
|
|
|
|
Семейное право и наслед- |
Знание порядка заключения и расторжения брака. |
|
ственное право |
Понимание важности института семьи для жизни челове- |
|
|
ка, уважительное отношение к близким людям, оказание |
|
|
всемерной поддержки и помощи при решении различных |
|
|
жизненных ситуаций. |
|
|
Умение защищать имущественные и личные неимуще- |
|
|
ственные права супругов. |
|
|
Умение объяснять договорный режим имущества супругов, |
|
|
оказывать помощь в составлении брачных контрактов. |
|
|
|
|
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности студентов |
|
(на уровне учебных действий) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение предотвратить, а при необходимости решить кон- |
|
|
фликты родителей и детей; знание порядка выплаты али- |
|
|
ментов в семейных отношениях. |
|
|
Умение защищать интересы детей, детей-сирот, детей, |
|
|
оставшихся без попечения родителей. |
|
|
Умение составлять завещание с соблюдением правил на- |
|
|
следственного права, разбираться в различиях наследова- |
|
|
ния по закону и наследования по завещанию |
|
|
|
|
Трудовое право |
Умение излагать актуальные проблемы занятости и безра- |
|
|
ботицы в стране. |
|
|
Умение излагать актуальные проблемы правового регули- |
|
|
рования своей будущей профессиональной деятельности, |
|
|
обладание компетентностью при поиске работы, трудо |
|
|
устройстве. |
|
|
Умение соблюдать порядок взаимоотношений работников |
|
|
и работодателей. |
|
|
Умение защищать свои трудовые права, знание порядка |
|
|
и условий расторжения трудового договора. |
|
|
Умение использовать льготы, гарантии и компенсации, |
|
|
предусмотренные трудовым законодательством для |
|
|
молодежи |
|
|
|
|
Административное право |
Умение отличить административные отношения от иных |
|
и административный |
правоотношений. |
|
процесс |
Знание сущности административной ответственности и мер |
|
|
административного наказания. Знакомство с правилами по- |
|
|
рядка производства по делам об административных право- |
|
|
нарушениях |
|
|
|
|
Уголовное право и уголов- |
Знание принципов уголовного права и действия уголовного |
|
ный процесс |
закона. |
|
|
Умение квалифицировать преступления, знание мер уго- |
|
|
ловной ответственности и наказания. |
|
|
Умение участвовать в уголовном процессе со стороны защи- |
|
|
ты и со стороны обвинения. |
|
|
Умение характеризовать особенности уголовного процесса |
|
|
по делам несовершеннолетних. |
|
|
Обладание навыками защиты от преступления. |
|
|
Умение реализовать права обвиняемого, потерпевшего, сви- |
|
|
детеля |
|
|
|
|
|
|
|
Противодействие коррупции
|
Умение выявлять признаки коррупционного поведения; Осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений (преступлений); Осознание неотвратимости наказания за совершение правонарушений (в т.ч. коррупционного характера). Способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение коррупциогенных факторов |
|
Международное право как |
Умение характеризовать международную защиту прав |
|
основа взаимоотношений |
человека в условиях мирного и военного времени. |
|
государств мира |
Умение разбираться в деятельности правозащитных орга- |
|
|
низаций, обращаться в Европейский суд по правам |
|
|
человека. |
|
|
Знание принципов и особенностей международной защиты |
|
|
прав детей. |
|
|
Осознание международно-правовой ответственности, ува- |
|
|
жительное отношение к правам людей всего мира. |
|
|
Знание основных правил международного гуманитарного |
|
|
права и прав человека |
|
|
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины
«Право»
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по числу студентов
-
рабочее место преподавателя
-
рабочая доска,
-
комплект наглядных пособий по предмету «Право» (учебники, комплекты учебных таблиц; Конституция РФ, Кодексы РФ по отраслям права).
Технические средства обучения:
-
мультимедийный проектор,
-
ноутбук,
-
экран.
Информационное обеспечение обучения
Для студентов
-
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
-
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
-
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: электронный учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
-
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (базовый и профильный уровни). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
-
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (базовый и профильный уровни). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014.
-
Певцова Е.А. Правовая защита молодежи при трудоустройстве. — М., 2014.
Для преподавателей
-
Конституция РФ от 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 24.07.2002 № 95-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3012.
-
Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
-
Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
-
Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.2001 № 146-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — № 49. — Ст. 4552.
-
Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.
-
Гражданский процессуальный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 14.11.2002138-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.
-
Жилищный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 29.12.2004 № 188-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2011. — № 1 (Ч. 1). — Ст. 14.
-
Земельный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
-
Кодекс РФ об административных правонарушениях (утвержден Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. 1). — Ст.1.
-
Семейный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
-
Трудовой кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. 1). — Ст. 3.
-
Уголовно-исполнительный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 08.01.1997 № 1-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 1997. — № 2. — Ст. 198.
-
Уголовно-процессуальный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 18.12.2001 № 174-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2001. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 4921.
-
Уголовный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
-
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (в ред. от 24.04.2008) «О референдуме» // СЗ РФ. — 2004. — № 27. — Ст. 2710.
-
Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (в ред. 2014 г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2005. — № 21. — Ст. 1919.
-
Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (в ред. от 07.05.2013) «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 171.
Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (в ред. 2014 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. — № 22. — Ст. 2031.
-
Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (в ред. 2014 г.) «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1998. — № 51. — Ст. 6270.
-
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. 2014 г.) «О полиции» // СЗ РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
-
Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (в ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. — 1994. — № 8. — Ст. 801.
-
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 07.05.2013) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. — № 39.
-
Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. — № 23. — Ст. 2102.
-
Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ (в ред. от 30.11.2011) «Об альтернативной гражданской службе» // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. — 2006. — № 31 (Ч. 1). — Ст. 3448.
-
Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (в ред. от 30.12.2012) «Об Общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2005. — № 15. — Ст. 1277.
-
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (в ред. от 07.05.2013) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. — 1999. — № 26. — Ст. 3177.
-
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3802.
-
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. 2014 г.) «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. 2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012. — № 53 (Ч. 1). — Ст. 7598.
-
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
-
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
-
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе-ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
-
Ашаффенбург Г. Преступление и борьба с ним. — М., 2015. Бабурин С.Н. Государствоведение: научные труды. — М., 2012.
-
Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени: Теория, законодательство, судебная практика. — М., 2012.
-
Бахрах Д.Н. Очерки теории российского права. — М., 2010.
-
Булатецкий Ю.Е. Потребительское право: курс лекций. — М., 2012.
-
Гражданское право: в 4 т. / отв. ред. Е.А.Суханов. — М., 2011.
-
Гражданское право / под общ. ред. С.С.Алексеева. — М., 2012.
-
Земцов Б.Н. История отечественного государства и права: учеб. пособие. — М., 2012.
-
Источники российского права: вопросы теории и истории: учеб. пособие / отв. ред. М.Н.Марченко. — М., 2014.
-
Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. — М., 2011.
-
Керимов, А.Д. Современное государство: вопросы теории. — М., 2011.
-
Кобликов А.С. Избранное: Юридическая этика. Военные суды России. — М., 2011.
-
Мальцев Г.В. Месть и возмездие в древнем праве. — М., 2012.
-
Коршунова Т.Ю. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями. — М., 2012.
-
Крашенинников П. Авторские и смежные с ними права. Постатейный комментарий глав 70 и 71 Гражданского кодекса РФ. — М., 2010.
-
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Книга для преподавателя: метод. пособие. — М., 2014.
-
Певцова Е.А. Правовое просвещение в России: состояние и проблемы. — М., Ярославль, 2013.
-
Певцова Е.А. Права детей и молодежи: актуальные проблемы правового регулирования отношений с участием молодых лиц. — М., Ярославль, 2013.
-
Певцова Е.А. Теоретико-правовые основы преодоления правового нигилизма и формирования правовой культуры детей и молодежи. — М., 2013.
-
Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение. — М., 2014.
Интернет-ресурсы
-
www.pravo.gov.ru (Официальный интернет-портал правовой информации).
-
www.consultant.ru (Правовая система Консультант Плюс).
-
www.constitution.ru (Конституция РФ).
-
www.law.edu.ru (Юридическая Россия: федеральный правовой портал).
-
www.uznay-prezidenta.ru (Президент России гражданам школьного возраста).
-
www.council.gov.ru (Совет Федерации Федерального Собрания РФ).
-
www.duma.gov.ru (Государственная Дума Федерального Собрания РФ).
-
www.ksrf.ru (Конституционный суд РФ).
-
www.vsrf.ru (Верховный суд РФ).
-
www.arbitr.ru (Высший Арбитражный суд РФ).
-
www.genproc.gov.ru (Генеральная прокуратура РФ).
-
www.sledcom.ru (Следственный комитет РФ).
-
www.pfrf.ru (Пенсионный фонд РФ).
-
www.cbr.ru (Центральный банк РФ).
-
www.notariat.ru (Федеральная нотариальная палата).
-
www.rfdeti.ru (Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка).
-
www.ombudsmanrf.org (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации).
-
www.mnr.gov.ru (Министерство природных ресурсов и экологии РФ).
-
www.rostrud.ru (Федеральная служба по труду и занятости РФ).
-
www.rosregistr.ru (Федеральная служба государственной регистрации, картографии и кадастра).
-
www.potrebitel.net (Союз потребителей Российской Федерации).
-
www.rospotrebnadzor.ru (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
-
www.рспп.рф (Российский союз промышленников и предпринимателей).
-
www.acadprava.ru (Открытая академия правовой культуры детей и молодежи).
-
www.un.org/ru (Организация Объединенных Наций).
-
www.unesco.org/new/ru (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки, культуры — ЮНЕСКО).
-
www.coe.int (Информационный офис Совета Европы в России).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Воронова Надежда Александровна
→ Публикатор 12.12.2020 0 940 150 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.