Рабочая программа по химии по специальности "Технология машиностроения"
|
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Малоохтинский колледж» |
Приложение II.6
к ООП по специальности
15.02.08 Технология машиностроения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.06 ХИМИЯ
2020
СОДЕРЖАНИЕ
-
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.06 ХИМИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основании федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
15.02.08 Технология машиностроения
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина ОБД. 06. Химия является общеобразовательной базовой дисциплиной и относится к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
• формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
• развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей,
• формулировать и обосновывать собственную позицию; приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
-
личностных:
-
-
Л1 чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
-
Л2 готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
-
Л3 умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
-
-
метапредметных:
-
М1использование различных видов познавательной деятельности и основных
-
интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипо- тез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон хи-мических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость стал- киваться в профессиональной сфере;
-
М2 использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере
-
предметных:
-
-
П1 сформированность представлений о месте химии в современной научной
-
картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функ- циональной грамотности человека для решения практических задач;
-
-
П2 владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
-
П3 владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
-
П4 сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
-
П5 владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
-
П6 сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
-
-
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
-
-
-
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
78
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
Теоретические занятия
50
Практические занятия
28
Самостоятельная работа студента (всего)
Итоговая аттестация: в форме дифференцированного зачета 2
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
РАЗДЕЛ 1. Органическая химия |
|
43 |
Л1 Л3 М1 М2 |
||
Тема 1.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений |
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. На- чала номенклатуры IUPAC. Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.
|
3 |
|||
Тема 1.2 Углеводороды и их природные источники |
Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связя- ми. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. |
22 |
|||
|
Практическая работа № 1 Номенклатура алканов |
2 |
|||
Практическая работа № 2 Решение генетических переходов |
2 |
||||
Практическая работа №3 Решение задач на вывод формул |
2 |
||||
Практическая работа № 4 Получение этилена и изучение его свойств
|
1 |
||||
Практическая работа № 5 Решение генетических переходов |
2 |
||||
Практическая работа № 6 Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов |
1 |
||||
Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды» |
1 |
||||
Тема 1.3 Кислородсодержащие органические соединения |
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия для организма человека и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поли-конденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
|
12 |
|||
|
Практическая работа № 7 Химические свойства альдегидов и кетонов |
1 |
|||
|
Практическая работа №8 «Химические свойства глюкозы» |
1 |
|||
|
Контрольная работа № 2 по теме «Кислородсодержащие соединения» |
1 |
|||
Тема 1.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры |
Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие с щелочами, кисло- тами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон |
6 |
|||
|
Практическая работа № 9 Химические свойства белков. |
1 |
|||
|
Контрольная работа № 3 по теме «Азотсодержащие органические соединения. Полимеры» |
1 |
|||
Раздел 2. Общая и неорганическая химия |
|
34 |
Л1 Л3 М1 М2 П4 |
||
2.1. Основные понятия и законы |
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. |
2 |
|||
2.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома |
Периодический закон Д. И. Менделеева. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов — графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Строение атома и Периодический закон Д. И. Менделеева. Атом — сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для раз- вития науки и понимания химической картины мира. |
3 |
|||
2.3. Строение вещества |
Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кри- сталлические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. |
5 |
|||
|
Контрольная работа № 4 по темам «Строение вещества». |
1 |
|||
2.4. Химические реакции |
Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. |
6 |
|||
|
Практическая работа № 10 Электролитическая диссоциация. |
3 |
|||
|
Практическая работа № 11 Гидролиз солей |
3 |
|||
|
Контрольная работа №5 по теме «Типы химических реакций |
1 |
|||
2.5. Металлы и неметаллы |
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы — простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
|
17 |
|||
|
Практическая работа №12 Электролиз растворов и расплавов |
4 |
|||
|
Практическая работа № 13 Генетическая связь органических и неорганических веществ химии |
4 |
|||
|
Контрольная работа №6 по теме «Металлы и неметаллы» |
1 |
|||
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2 |
Л1 Л3 М1 М2 П4 |
||
Итого |
78 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
-
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
-
-
Материально-техническое обеспечение
-
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Учебная дисциплина изучается в кабинете «Химии».
Оборудование учебного кабинета:
Столы ученические - 15 шт. Стулья ученические – 30 шт. Стол преподавателя – 1 шт. Стул преподавателя – 1 шт. Доска классная 1 шт.
Таблица Менделеева 1 шт. Шкаф вытяжной 1 шт.
Оборудование для проведения лабораторных работ -15 шт.
Приборы и наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента Специализированные приборы
Модели
Натуральные объекты, коллекции Реактивы
-
наглядные пособия по дисциплине (таблицы, карты);
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в Интернет, мультимедийный проектор, колонки и т.д.
-
-
Информационное обеспечение обучения
-
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной лите- ратуры
Основные источники:
Дополнительные источники:
-
Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образова- ния».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
-
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения сред- него общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Интернет-ресурсы:
-
ЭБС «Академия»
-
ЭБС Юрайт
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Раздел (тема) учебной дисциплины |
Код формируемой компетенции |
Формы и методы контроля и оценки результатов обуче- ния |
Оценочные средства |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел1. Органическая химия |
|||
1.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений |
Л1 Л3 М1 М2 |
Беседа, устный /письменный опрос
Выполнение заданий для практических /лабораторных работ |
Экспертная оценка результатов деятель- ности обучающегося при выполнении и за- щите результатов практических занятий и лабораторных ра- бот, выполнении до- машних работ, те- стирования, кон- трольных работ и других видов текущего контроля |
1.2. Углеводороды и их природные источники |
Л1 Л3 М1 М2 П4 |
Собеседование, бе- седа Выполнение практи- ческих заданий |
1.3. Кислородсодержа- щие органические соединения |
Л1 Л3 М1 М2 П4 |
Беседа, устный /письменный опрос |
|
|
|
Выполнение заданий |
|
|
|
для практических |
|
|
|
/лабораторных работ |
|
1.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры |
Л1 Л3 М1 М2 П6 |
Беседа, устный /письменный опрос
Выполнение заданий |
|
|
|
для практических |
|
|
|
/лабораторных работ |
|
|
|
|
|
Раздел 2. Общая и неорганическая химия |
|||
2.1. Основные понятия и законы |
Л1 Л3 М1 М2 П2 |
Беседа, устный /письменный опрос
Выполнение заданий для практических /лабораторных работ |
Экспертная оценка результатов деятель- ности обучающегося при выполнении и за- щите результатов практических занятий и лабораторных ра- |
2.2 Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома |
Л1 Л3 М1 М2 П2 |
Письменный опрос, устный опрос, вы- полнение заданий разного уровня сложности, собесе- дование, комменти- |
бот, выполнении до- машних работ, те- стирования, кон- трольных работ и других видов текущего контроля |
|
|
рование |
|
|
|
Выполнение практи- |
|
|
|
ческих заданий |
|
2.3. Строение вещества |
Л1 Л3 М1 М2 П2 |
Собеседование, ра- бота с картами, за- щита творческой ра- боты, тестовые зада- |
|
|
|
ния |
|
|
|
Выполнение практи- |
|
|
|
ческих заданий |
|
2.4. Химические реакции |
Л1 Л3 М1 М2 П2 П4 П6 |
Собеседование, те- стовые задания, бе- седа, защита творче- ской работы |
|
2.5. Металлы и неметаллы |
Л1 Л3 М1 М2 П2 П4 |
Выполнение практи- ческих заданий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Промежуточная атте- стация в форме диф- ференцированного за- чёта |
Л1 Л3 М1 М2 П2 П4 |
Тестовые задания |
Оценка теста |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лобанова Екатерина Сергеевна
→ Публикатор 09.04.2021 0 973 153 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.