Курсовая работа "Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики"
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ
АКАДЕМИЯ (ВЭГУ)
Направление 44.03.01 – Педагогическое образование |
||
Профиль – Начальное образование |
||
|
||
Капустина Лариса Васильевна |
||
|
||
Курсовая работа Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики |
||
|
||
|
|
|
Проверил:
Уфа 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
1.1 Особенности развития творческого мышления младших школьников……6
1.2 Роль математики в развитии творческого мышления учащихся младших классов……………………………………………………………………………..9
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1 Диагностика уровня развития творческого мышления учащихся………..12
2.2 Комплекс математических заданий, направленных на развитие творческого мышления учащихся…………………………………………………………….16
2.3 Оценка полученных результатов……………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….33
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.На сегодняшний день дети с самых первых дней обучения в школе сталкиваются с большим потоком информации и должны уметь ее усваивать, т.к.обучение в современной школе предполагает всестороннее развитие ребенка. Это продиктовано требованиями современного общества, которому необходимы активные личности, способные ставить и решать новые нестандартные задачи, находить выходы из любых сложных ситуаций в условиях неопределенности, постоянно стремящиеся получать новые и совершенствовать уже имеющиеся знания, т.е. личности с хорошо развитым творческим мышлением. Именно поэтому, развитие творческого мышления учащихся является одним из основных запросов общества, предъявляемых к системе современного образования.
Как показывает практика, школьники, у которых недостаточно развито творческое мышление, испытывают значительные трудности при обучении в школе в дальнейшем, т.к. с каждым годом учебная программа усложняется и требует от учеников умения решать нестандартные задачи. Для решения данной проблемы необходимо уделять особое внимание развитию творческого мышления учащихся именно на этапе младшего школьного возраста, т.к. именно в данном возрасте закладываются его фундаментальные основы.
Уроки математики являются одними из самых эффективных во всей учебной программе для развития творческого мышления учащихся, т.к. на них дети как раз и учатся решать нестандартные задачи, логически мыслить, анализировать и находить выход из любых проблемных ситуаций.
Творческие математические задания формируют у школьников такие качества, как любознательность, активность, логику, креативность мышления и воображение. При этом, при подборе творческих математических заданий педагогу очень важно учитывать возрастные и умственные способности школьников, чтобы не отбить у них интереса к изучению математике в целом.
Важность и необходимость развития творческого мышления учащихся младших классов рассматриваются в трудах многих известных отечественных и зарубежных ученых таких, как Б.М. Теплова, В.Н. Дружининой, Е.П. Торренса, Дж. Гилфорда, Я.А. Пономарева, Е.Л. Яковлевой, Ш.М. Гнатко, М. Вертгеймера и многих других.
Цель исследования – теоретически изучить и практическим путем доказать эффективность развития творческого мышления учащихся на уроках математики.
Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс развития творческого мышления на уроках математики будет более эффективным, если:
- педагог сможет вызвать у учащихся интерес к изучению математики;
- при подборе творческих математических заданий будут учитываться возрастные особенности младших школьников;
- на уроках математики педагогом будут использоваться различные творческие математические задания (головоломки, ребусы, задачи на аналогию, задачи с неформируемым вопросом, задачи с лишними данными и т.д.);
- на уроках математики педагогом будут применяться различные формы работы (игровые, соревновательные, исследовательские и т.д.).
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- провести диагностику уровня развития творческого мышления учащихся;
- разработать и реализовать на практике комплекс математических заданий, направленных на развитие творческого мышления учащихся;
- оценить полученные результаты.
Объект исследования – процесс развития творческого мышления учащихся.
Предмет исследования – математические средства и методы развития творческого мышления учащихся.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №13 г. Бугульма.
Структура курсовой работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
1.1 Особенности развития творческого мышления младших школьников
В начальных классах, когда ребенок начинает активнее познавать окружающий мир, когда он готов рассказать все, что с ним происходит, когда ему несложно на ходу сочинять сказки или истории, необходимо сохранить это творческое начало, развить творческие способности и фантазию каждого ребенка.
В настоящее время учитель часть сталкивается с нежеланием ребят учиться, получать знания, учащимся становятся неинтересны уроки. А работы творческого характера, нередко применяемые учителями, дают возможность ребенку проявить себя, увлекают его, повышают интерес к уроку, требуют самостоятельности, активности, влечения чего-то личного.
Анализ зарубежных психологических трудов показал, что авторы термин «творческое мышление» ассоциируют с термином «креативность». Данный тип мышления был выделен учеными после получения сведений об отсутствии прямой взаимосвязи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций.
Зарубежные психологи (Л. Кронбах, Дж. Гилфорд, П. Торренс, Ф. Хеддон и др.) установили, что успешность решения проблемных ситуаций зависит от способности личности использовать данную в задачах информацию в более быстром темпе и различными способами. Данную способность ученые и назвали креативностью, а также стали изучать ее вне зависимости от интеллекта человека. Творческое мышление представлялось учеными, как мышление, основанное на создании или открытии чего-либо нового, ранее неизвестного [7].
Проблема развития творческого мышления учащихся широко изучалась и изучается и многими отечественными учеными психологами. Отечественные ученые рассматривают данную проблему с точки зрения продуктивного мышления в отличии от репродуктивного.
Анализ различных точек зрения авторов относительно данной проблемы позволил нам сделать вывод о том, что все ученые придерживаются единой точки зрения касательно того, что любой мыслительный процесс содержит в себе как продуктивные, так и репродуктивные компоненты [11].
Итак, в общем виде творческое мышление представляет собой процесс создания чего-либо нового за счет генерации оригинальных идей и их реализации.
Развитие творческого мышления учащихся происходит только в процессе обучения и воспитания детей. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте закладывается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное [5].
В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи.
Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.
Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.
Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.
Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся - обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.
Таким образом, основной особенностью развития творческого мышления учащихся является целенаправленный характер. Наиболее подходящим периодом развития творческого мышления является младший школьный возраста, т.к. именно в данном возрасте у детей отмечается любознательность и активность в познании мира и окружающей действительности. Творческое мышление является залогом не только успешности обучения в школе, но и в дальнейшей жизни человека в целом.
1.2 Роль математики в развитии творческого мышления учащихся младших классов
Задачей обучения в школе на сегодняшний день является не только умственное и интеллектуальное развитие детей, но и формирование у них творческих начал. Роль современной школы заключается в обучении и воспитании инициативных, способных нестандартно мыслить и довольно активных людей.
Развитие творческого мышления учащихся в условиях образовательного учреждения происходит на всех этапах обучения детей, но главная роль принадлежит все-таки именно начальной школе.
При поступлении в школу у детей только начинают формироваться основные способы учебной работы. Поэтому педагогам на первых этапах обучения необходимо придерживаться непрерывной четкой линии, которая должна быть направлена на развитие у детей внимательности, памяти и наблюдательности. Уже в дальнейшем, на основе полученных ранее навыков, дети учатся сравнивать, анализировать, отыскивать закономерности, проводить аналогии и т.д. [14].
Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл - одна из основных трудностей детского мышления, ярко проявляющаяся при изучении такой абстрактной школьной дисциплины, как математика.
Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления [13].
Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как мышление влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.
Не только грамотность резко отличает школьника от дошкольника: другое столь же резкое отличие - то, что школьник овладевает математикой, оперирует с числами, которые дошкольнику почти недоступны.
Трудность обобщения материала - одна из основных трудностей, возникающих при усвоении математики. Вот как описывает их психолог В.А.Крутецкий: “Неспособные ученики с большим трудом обобщали предложенный математический материал. Они с трудом перебирались от одной ступени обобщения к другой, причем каждая такая ступень должна была закрепляться значительным количеством упражнений”. Таких учеников необходимо тренировать на специально подобранном материале, включающем все возможности и комбинации несущественных признаков [17].
Развивает творческое мышление и решение задач различными способами. Выработка привычки к поиску другого варианта решения играет большую роль в будущей работе, научной и творческой деятельности. Применение различных способов решения задачи развивают не только умственные способности, но и приучает их к исследовательской работе. Именно умение и способность находить различные пути и способы решения часто приносит успех и удовлетворяет как частные, так и глобальные интересы.
Анализ школьных программ по математике дает возможность расставить основные вехи развития творческого мышления школьников, поскольку овладение таким максимально абстрактным предметом, как математика, хорошо показывает, до какого максимума поднимается мышление школьников различных возрастов. Арифметика и алгебра, абстрагированы от всех качественных различий предметов до такой степени, что остается от них только то, что они - предметы, т.е. остается только раздельность их, только число, и затем абстрагирование даже от частных значений чисел - таковы два основных этапа.
Величина, количество и эмпирическое число, мера и количественное отношение, абстрактное общее число, числовой закон, абстрактный закон количественных отношений - вот чем последовательно овладевает мышление школьника, возвышающее до умения так абстрагироваться от конкретного мира, что в мысли остаются от этого мира только число и форма [13].
Результаты обучения проявляются в осознании и управлении собственной стратегией мыслительной деятельности и в освоении методов системного мышления.
Таким образом, математика является одной из самых эффективных предметных областей в школьном обучении для развития творческого мышления учащихся. На уроках математики дети учатся сравнивать, анализировать, проводить аналогии и выискивать закономерности.
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1 Диагностика уровня развития творческого мышления учащихся
Во второй главе курсовой работы нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию творческого мышления учащихся на уроках математики. Работа проводилась нами на базе МОУ СОШ №13 г. Бугульма. В исследовании приняли участие 23 ученика 1 «Б» класса.
Для диагностики уровня развития творческого мышления учащихся начальной школы нами была выбрана методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
Цель методики: определить уровень творческого мышления у первоклассников.
Ход проведения методики: детям давалисьдве карточки, на которых изображены незаконченные фигуры, они должны были закончить их по своему усмотрению, чтобы у них получились законченные рисунки. После этого, педагог просил объяснить ребенка, что он изобразил. (Приложение А).
При дорисовывании фигур дети могли использовать простой карандаш или цветные карандаши на свое усмотрение. Никаких ограничений в замыслах не предусматривалось.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребенок дорисовал все фигуры, рисунки детей получились оригинальные, не повторялись между собой; смог назвать и объяснить каждую из своих законченных фигур.
Средний уровень – ребенок дорисовал не все фигуры; рисунки детей получились схематичными, повторялись между собой; ребенок смог назвать свой рисунок и объяснить его замысел.
Низкий уровень – ребенок не стал дорисовывать фигуру, а просто нарисовал рядом; не смог назвать и объяснить свой замысел или вовсе не стал выполнять задание.
Результаты диагностики представим в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1 – Результаты диагностики начального уровня развития творческого мышления учащихся по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Количество |
Уровень |
||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|
23 чел. (100%) |
5 чел. |
10 чел. |
8 чел. |
Рисунок 1 – Диагностика начального уровня развития творческого мышления учащихся
Результаты диагностики начального уровня развития творческого мышления учащихся по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко оказались следующими:
- высокий уровень показали 22% учащихся;
- средний уровень показали 43% учащихся;
- низкий уровень показали 35% учащихся.
Полностью справились с заданием пять детей. Они дорисовали все фигуры. Рисунки у них получились оригинальными, не повторялись не только между собой, но и не повторялись с рисунками одноклассников. При дорисовывании фигур дети использовали не только простой карандаш, но и цветные карандаши. Каждый свой рисунок дети смогли назвать и объяснить его замысел.
Дорисовали только часть фигур десять учащихся. Рисунки детей не отличались оригинальностью, часто повторялись между собой и с рисунками одноклассников. Каждый из своих рисунков дети смогли назвать и объяснить замысел.
Не справились с задание восемь учащихся. Дети не дорисовывали имеющиеся фигуры, а просто рисовали что-то рядом с ними, чаще всего это были просто линии, квадраты или кружочки. Назвать свои рисунки они не смогли, т.к. у них не было никакого замысла. Двое детей совсем не стали выполнять предложенное задание.
Для уточнения полученного результата, мы провели с детьми небольшую тест-игру «Геометрическоеживотное».
Цель тест-игры: определить уровень творческого воображения учащихся, способность представлять и создавать образ.
Детям предлагалось нарисовать животное, которое живет в стране «Геометрии». Для этого они должны нарисовать любое животное по желанию с помощью точек, линий и различных геометрических фигур (круга, квадрата, овала, треугольника и т.д.).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребенок смог воссоздать образ животного сначала у себя в уме, затем воплотить его на рисунке, используя при этом различные геометрические фигуры (четыре и более), при этом, все части животного располагались верно.
Средний уровень – ребенок смог воссоздать образ животного у себя в уме, но отобразил его в рисунке только с помощью линий и двух-трех геометрических фигур. Некоторые геометрические фигуры, обозначающие те или иные части животного, были подобраны ребенком неверно.
Низкий уровень – ребенок не смог воссоздать образ животного у себя в голове, в рисунке ограничился лишь линиями, точками и одной геометрической фигурой.
Результаты диагностики представим в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2 – Результаты диагностики начального уровня развития творческого воображения учащихся по итогам тест-игры «Геометрическое животное»
Количество |
Уровень |
||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|
23 чел. (100%) |
5 чел. |
9 чел. |
9 чел. |
Рисунок 2 - Диагностика начального уровня развития творческого воображения учащихсяпо итогам тест-игры «Геометрическое животное»
Результаты диагностики начального уровня развития творческого воображения учащихся по итогам тест-игры «Геометрическое животное» оказались следующими:
- высокий уровень показали 22% учащихся;
- средний уровень показали 39% учащихся;
- низкий уровень показали 39% учащихся.
Высокий результат показали пять учащихся. Они смогли быстро воссоздать у себя в уме образ предполагаемого животного и отобразили его на листе бумаги. При этом, они использовали много геометрических фигур (например, один из детей задумал и изобразил корову, для этого он использовал: голова - круг, туловище – прямоугольник, рога – треугольники, хвост – линия, глаза – точки, рот – овал, нос – овал с двумя точками, ноги – прямоугольники, копыта – многоугольники).
Смогли воссоздать в уме образ предполагаемого животного, но не смогли отобразить его в полном объеме на листе бумаги девять учащихся. Дети нарисовали своих животных используя только точки, линии и две или три геометрические фигуры. (например, ребенок задумал нарисовать собаку, для этого он использовал: голова – круг, туловище – овал, лапы – линии, рот – линия, глаза – точки, уши - овал).
Не смогли придумать образ животного и нарисовать его девять учащихся. Они ограничились в своих рисунках только точками, линиями и одной фигурой (например, к кругу пририсовали несколько линий в разных направлениях).
Таким образом, результаты проведенной нами диагностики свидетельствуют о недостаточности уровня развития творческого мышления учащихся на данном этапе. У детей недостаточно развито воображение и преобладает шаблонность и стереотипность мышления.
2.2 Комплекс математических заданий, направленных на развитие творческого мышления учащихся
С целью развития творческого мышления учащихся на уроках математики нами был разработан и реализован на практике комплекс математических заданий.
Прежде всего комплекс заданий разрабатывался нами с учетом возрастных особенностей младших школьников. Кроме того, все задания мы старались подбирать такие, чтобы их выполнение было детям интересно.
Мы старались развить в детях уверенность в себе, каждый раз оценивая и замечая их нестандартные находки. Мы старались сделать так, чтобы дети перестали стесняться и бояться высказывать и демонстрировать свои нестандартные мнения и решения. С этой целью мы старались внимательно относиться к творчеству каждого учащегося, выбирая при этом позицию принятия.
На уроках математики мы старались учить детей мыслить в разных направлениях, учили их анализировать проблемные ситуации с разных сторон, сначала совместно, а затем уже и самостоятельно, находили нестандартные решения, тем самым развивая у них оригинальность мышления.
Для развития творческого мышления учащихся мы подбирали задания, ориентирующие их на получение нового продукта (например, составляли задачи по рисунку, о предметах в классе, о воображаемых вещах, решали задачи - шутки, решали задания, в которые включали графические образы и геометрические фигуры, использовали математические игры).
Приведем примеры проводимых нами математических заданий.
1. «Учимся проводить аналогию».
Например, с целью научить детей проводить аналогии мы предлагали им следующие задания:
Найти недостающее слово в паре:
1) вправо – влево, вверх - …
2) сложение – произведение, вычитание - …
3) плюс – умножить, минус - …
Определить закономерность и продолжить ряд:
1) 1, 22, 333, 4444, …
2) 1, 3, 5, …
3) 8, 78, 678, …
2. «Найдем зашифрованные геометрические слова».
Используя подсказки в скобках необходимо отгадать названия геометрических фигур, спрятанных в данных словах.
- ФОР …. (Верхняя часть окна).
- ЛАС …. (Птица).
- КИС …. (Инструмент для рисования) (Точка).
- …. НИК (Человек, который стреляет из лука)
- С …. АЙ (Пришествие)
- У …. ШЕНИЕ (Изменение чего-либо в более хорошую сторону) (Луч).
3. «Решаем задачи – головоломки и ребусы».
4. «Решаем задачи с несформулированным вопросом»
1) Дима сегодня в лесу собрал 32 гриба, а завтра соберет на 4 больше.
Посмотрите внимательно на схему. Выберите вопросы так, чтобы по данному условию получилась задача.
а) Какие грибы собирал Дима?
б) Сколько грибов Дима собрал за два дня?
в) В какое время суток ходил за грибами Дима?
г) Сколько грибов Дима собрал в первый день?
5. «Решаем задачи с лишними данными».
1) Зайчик на обед съел 3 морковки, 4 конфетки, 5 яблок, 1 капусту и 6 пряников. Сколько всего овощей съел зайчик.
2) На первой полке шкафа лежит 7 книг. На второй полке лежит на 3 книги больше, чем на третей. На третей полке лежит 4 книги. Сколько книг лежит на второй полке.
6. «Решаем задачи на сообразительность».
1) Тройка лошадей пробежали 12 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
2) На ветке сидели 3 воробья, к ним подлетели еще пять воробьев. На ветку прыгнул кот и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на ветке?
7. «Магический квадрат».
1) Магический квадрат. Необходимо в пустые клетки проставить числа от 1 до 16 так, чтобы сумма чисел по всем направлениям равнялась 34.
16 |
3 |
|
|
|
|
11 |
8 |
|
6 |
7 |
|
4 |
|
|
1 |
2) В каждую клетку квадрата надо вписать одну из геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Каждая фигура должна встречаться в каждой строчке и в каждом столбце. Заполните пустующие клетки.
8. «Геометрические фигуры»
1) На рисунке три фрагмента. За две минуты составьте как можно больше узоров с использованием только этих трех фрагментов.
2) Обведите фигуры, не отрывая карандаша от бумаги и не проходя дважды по одной линии.
3) Закончи рисунки кораблика (по заданному образцу).
4) Найди «паспорт» каждой фигуры.
5) Рак ползет вверх. Переложите 3 спички так, чтобы он полз вниз.
6) Каждую из изображенных на рисунке фигур можно превратить в квадрат, сделав только один разрез ножницами. Как это сделать?
Таким образом, нами были проведены математические задания по следующим направлениям: «Учимся проводить аналогию», «Учимся находить зашифрованные геометрические слова», «Решаем задачи – головоломки и ребусы», «Решаем задачи с несформулированным вопросом», «Решаем задачи с лишними данными», «Решаем задачи на сообразительность», «Магический квадрат» и «Геометрические фигуры».
2.3 Оценка полученных результатов
После проведения нами комплекса математических заданий на уроках математики, направленных на развитие творческого мышления учащихся, нами была проведена повторная диагностика.
Для диагностики уровня развития творческого мышления учащихся начальной школы нами была также использована методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
Результаты диагностики представим в таблице 3 и на рисунке 3.
Таблица 3 – Результаты диагностики итогового уровня развития творческого мышления учащихся по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Количество |
Уровень |
||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|
23 чел. (100%) |
14 чел. (61%) |
7 чел. (30%) |
2 чел. (9%) |
Рисунок 3 – Диагностика итогового уровня развития творческого мышления учащихся
Результаты диагностики итогового уровня развития творческого мышления учащихся по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко оказались следующими:
- высокий уровень показали 61% учащихся;
- средний уровень показали 30% учащихся;
- низкий уровень показали 9% учащихся.
Большинство учащихся справились с заданием легко и быстро. Они дорисовали все фигуры, которые у них получились довольно оригинальными и необычными. При дорисовывании они использовали не только простые карандаши, но и цветные. Рисунки у детей получились четкие, разнообразные и красочные. При объяснении своих замыслов дети смогли детально описать свои рисунки и придумать им оригинальные названия (например, «Бабочка пархает над цветком», т.е. ребенок не только дорисовал имеющуюся фигуру, но и дорисовал к ней фон).
Уровень развития творческого мышления остался практически на прежнем уровне только у двух учащихся. Данные дети часто пропускают уроки по состоянию здоровья.
Для уточнения полученного результата, мы также провели с детьми небольшую тест-игру «Геометрическое животное».
Результаты диагностики представим в таблице 4 и на рисунке 4.
Таблица 4 – Результаты диагностики итогового уровня развития творческого воображения учащихся по итогам тест-игры «Геометрическое животное»
Количество |
Уровень |
||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|
23 чел. (100%) |
15 чел. (65%) |
6 чел. (26%) |
2 чел. (9%) |
Рисунок 4 - Диагностикаитогового уровня развития творческого воображения учащихсяпо итогам тест-игры «Геометрическое животное»
Результаты диагностики итогового уровня развития творческого воображения учащихся по итогам тест-игры «Геометрическое животное» оказались следующими:
- высокий уровень показали 65% учащихся;
- средний уровень показали 26% учащихся;
- низкий уровень показали 9% учащихся.
Большинство учащихся смогли быстро выполнить задание, они легко придумали образ и воссоздали его в своих рисунках. Рисунки у детей получились довольно интересные и оригинальные. Они использовали различные геометрические фигуры для прорисовывания не только основных частей тела животного, но и мелких деталей (например, когти, ресницы, кисточки на хвосте и т.д.).
Некоторые дети допустили незначительные неточности в подборе геометрических фигур для обозначения той или иной части тела животного, но задумка и рисунок в целом у них оказались интересными.
Не справились с заданием также только два ребенка.
Таким образом, результаты проведенной нами повторной диагностики свидетельствуют о том, что уровень развития творческого мышления у детей значительно повысился. У детей стало более развитым воображение, а мышление стало более креативным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе курсовой работы нами были изучены теоретические аспекты развития творческого мышления учащихся на уроках математики.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что творческое мышление учащихся является залогом успешного обучения ребенка в школе и его реализации в дальнейшей жизни.
На современном этапе развития общества одной из главных задач образовательных учреждений является формирование творческой личности, способной мыслить нестандартно. Уроки математики как раз и являются самой эффективной предметной областью для этого.
Во второй главе курсовой работы нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию творческого мышления учащихся на уроках математики. Работа проводилась нами на базе МОУ СОШ №13 г. Бугульма.
Для диагностики уровня развития творческого мышления учащихся начальной школы нами была выбрана методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
Результаты диагностики начального уровня развития творческого мышления учащихся по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко оказались следующими:
- высокий уровень показали 22% учащихся;
- средний уровень показали 43% учащихся;
- низкий уровень показали 35% учащихся.
Для уточнения полученного результата, мы провели с детьми небольшую самостоятельную работу по математике, целью которой было определить способность детей применять творческое мышление при выполнении письменных заданий.
Для уточнения полученного результата, мы провели с детьми небольшую тест-игру «Геометрический человек».
Цель тест-игры: определить уровень творческого воображения учащихся, способность представлять и создавать образ.
Результаты диагностики начального уровня развития творческого воображения учащихся по итогам тест-игры «Геометрическое животное» оказались следующими:
- высокий уровень показали 22% учащихся;
- средний уровень показали 39% учащихся;
- низкий уровень показали 39% учащихся.
Таким образом, результаты проведенной нами диагностики свидетельствуют о недостаточности уровня развития творческого мышления учащихся на данном этапе. У детей недостаточно развито воображение и преобладает шаблонность и стереотипность мышления.
С целью развития творческого мышления учащихся на уроках математики нами был разработан и реализован на практике комплекс математических заданий.
Прежде всего комплекс заданий разрабатывался нами с учетом возрастных особенностей младших школьников. Кроме того, все задания мы старались подбирать такие, чтобы их выполнение было детям интересно.
Мы старались развить в детях уверенность в себе, каждый раз оценивая и замечая их нестандартные находки. Мы старались сделать так, чтобы дети перестали стесняться и бояться высказывать и демонстрировать свои нестандартные мнения и решения. С этой целью мы старались внимательно относиться к творчеству каждого учащегося, выбирая при этом позицию принятия.
На уроках математики мы старались учить детей мыслить в разных направлениях, учили их анализировать проблемные ситуации с разных сторон, сначала совместно, а затем уже и самостоятельно, находили нестандартные решения, тем самым развивая у них оригинальность мышления.
Для развития творческого мышления учащихся мы подбирали задания, ориентирующие их на получение нового продукта (например, составляли задачи по рисунку, о предметах в классе, о воображаемых вещах, решали задачи - шутки, решали задания, в которые включали графические образы и геометрические фигуры, использовали математические игры).
Таким образом, нами были проведены математические задания по следующим направлениям: «Учимся проводить аналогию», «Учимся находить зашифрованные геометрические слова», «Решаем задачи – головоломки и ребусы», «Решаем задачи с несформулированным вопросом», «Решаем задачи с лишними данными», «Решаем задачи на сообразительность», «Магический квадрат» и «Геометрические фигуры».
После проведения нами комплекса математических заданий на уроках математики, направленных на развитие творческого мышления учащихся, нами была проведена повторная диагностика.
Для диагностики уровня развития творческого мышления учащихся начальной школы нами была также использована методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
Результаты диагностики итогового уровня развития творческого мышления учащихся по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко оказались следующими:
- высокий уровень показали 61% учащихся;
- средний уровень показали 30% учащихся;
- низкий уровень показали 9% учащихся.
Для уточнения полученного результата, мы также провели с детьми небольшую тест-игру «Геометрическое животное».
Результаты диагностики итогового уровня развития творческого воображения учащихся по итогам тест-игры «Геометрическое животное» оказались следующими:
- высокий уровень показали 65% учащихся;
- средний уровень показали 26% учащихся;
- низкий уровень показали 9% учащихся.
Таким образом, результаты проведенной нами повторной диагностики свидетельствуют о том, что уровень развития творческого мышления у детей значительно повысился. У детей стало более развитым воображение, а мышление стало более креативным.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аскарова Д. К. Творческие задания на уроках математики в начальных классах и предъявляемые к ним требования / Д. К. Аскарова // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 181-183.
Галямова Э.Х. Методика формирования и диагностики универсальных учебных действий при обучении математике в основной школе: учебно-методическое пособие / Э.Х. Галямова. – Набережные Челны: Набережночелнинский гос. пед. ун-т, 2019. – 134 c.
Далингер В.А. Методика обучения математике. Изучение дробей и действий над ними: учебное пособие для вузов / В.А. Далингер. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 194 с.
Далингер В.А. Методика обучения математике. Когнитивно-визуальный подход: учебник для вузов / В.А. Далингер, С.Д. Симонженков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 340 с.
Далингер В.А. Методика обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся: учебник и практикум для вузов / В.А. Далингер. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 460 с.
Далингер В.А. Методика обучения математике. Практикум по решению задач: учебное пособие для академического бакалавриата / В.А. Далингер. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 271 с.
Далингер В.А. Методика обучения началам математического анализа: учебник и практикум для вузов / В.А. Далингер. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 162 с.
Дрозина В.В. Механизм творчества решения нестандартных задач: учебное пособие / В.В. Дрозина. – 4-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2020. – 258 с.
Капкаева Л.С. Теория и методика обучения математике: частная методика в 2 ч. Ч. 1: учебное пособие для вузов / Л.С. Капкаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 264 с.
Капкаева Л.С. Теория и методика обучения математике: частная методика в 2 ч. Ч. 2: учебное пособие для вузов / Л.С. Капкаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 191 с.
Криницкий И. В. Занимательная математика: учение через увлечение. Как заинтересовать младших школьников математикой / И. В. Криницкий, Н. Ю. Кузнецова // Юный ученый. — 2019. — № 5 (25). — С. 59-63.
Методика обучения математике в начальной школе: учебник / Н.Б. Истомина-Кастровская, И.Ю. Иванова, З.Б. Редько [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 301 с.
Методика обучения математике в 2 ч. Ч. 1: учебник для вузов / Н.С. Подходова [и др.]; под ред. Н.С. Подходовой, В.И. Снегуровой. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 274 с.
Методика обучения математике в 2 ч. Ч. 2: учебник для вузов / Н.С. Подходова [и др.]; под ред. Н.С. Подходовой, В.И. Снегуровой. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 299 с.
Методика обучения математике. Практикум: учебное пособие для вузов / В.В. Орлов [и др.]; под ред. В.В. Орлова, В.И. Снегуровой. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 379 с.
Методика обучения математике. Формирование приемов математического мышления: учебное пособие для вузов / Н.Ф. Талызина [и др.] ; под ред. Н.Ф. Талызиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 193 с.
Методика развивающего обучения математике: учебное пособие для вузов / В.А. Далингер, Н.Д. Шатова, Е.А. Кальт, Л.А. Филоненко; под общ. ред. В.А. Далингера. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 297 с.
Перельман Я.И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки / Я.И. Перельман. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 163 с.
Шадрина И. В. Методика преподавания начального курса математики: учебник и практикум для вузов / И. В. Шадрина. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 279 с.
Ястребов А.В. Методика преподавания математики: задачи: учебное пособие для вузов / А.В. Ястребов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 201 с.
Ястребов А.В. Методика преподавания математики: теоремы и справочные материалы: учебное пособие для вузов / А.В. Ястребов, И.В. Суслова, Т.М. Корикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 199 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Диагностический материал для методики «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Результаты диагностической работы
Рисунок Б.1 – Пример выполнения диагностического задания ребенком с высоким уровнем развития творческого мышления
Рисунок Б.2 – Пример выполнения диагностического задания ребенком сосредним уровнем развития творческого мышления
На странице приведен фрагмент.
Автор: Капустина Лариса Васильевна
→ Публикатор 05.05.2024 0 571 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы