Конспект урока черчения «Изображение соединений деталей на чертежах»; 10 класс
Цель урока: Изучение резьбовых соединений; изображение резьбы на стержне и в отверстии; обозначение метрической резьбы; упрощенное изображение резьбовых соединений.
Задачи урока:
1. Закрепить навыки работы с опорными конспектами в форме классификационных таблиц; развивать умения сравнивать текстовую и графическую информацию; анализировать учебный материал, сопоставлять, выделять главное и второстепенное.
2. Развивать умения самостоятельно работать со сложными дидактическими материалами, создавать целостную картину новых понятий (знаний) по её частным понятиям. Развитие способностей обучающихся к самообразованию; рече – мысленной деятельности при выдвижении и обсуждении гипотез; интеллектуальных способностей на уровне анализа и синтеза основных понятий; развитие любознательности, наблюдательности, сообразительности; образного мышления и технического кругозора, в т.ч. с опорой на жизненный практический опыт обучающихся.
3. Воспитывать культуру общения, речи (в том числе с использованием специальной терминологии), усидчивость, внимательность, графические, аналитические способности.
Оборудование:
1. Учебные таблицы «Соединение болтом»; «Соединение шпилькой»; «Винтовые соединения».
2. Дидактический материал для обучающихся – «Сходство и различие резьбовых соединений»
3. Динамические модели резьбовых соединений
Структура урока: 1. Организационный момент урока – 3 минуты.
2. Объяснение нового материала – 15 минут.
3. Самостоятельная работа обучающихся с О.К. – 8 минут.
4. Краткий опрос по новым понятиям – 7 минут.
5. Объяснение домашнего задания – 5 минут.
6. Подведение итогов урока – 2 минуты.
Ход урока
1. Подготовка обучающихся и учителя к работе на уроке; отметка отсутствующих.
2. Для объяснения и закрепления учебного материала можно выбрать форму:
• Опроса обучающихся с параллельным прослеживанием за ходом объяснения по О.К. (дидактический материал в форме выданных на парты таблиц – прилагается к конспекту урока);
• Эвристической беседы (если предварительно было дано задание, обучающимся познакомиться с учебным материалом по школьному учебнику или по дополнительной литературе);
• Семинара (для выступления назначены более заинтересованные и способные ученики);
• «Научной» школьной конференции, где в качестве докладчиков выступают обучающиеся; при этом классный коллектив разбивается на творческие группы, каждая из которых сначала рассказывает об одном из резьбовых соединений (три группы), четвертая группа подводит итог, делает обобщающий сравнительный анализ; остальные обучающиеся составляют несколько групп, которые выступают в качестве оппонентов.
При такой форме организации урока достигается несколько важных педагогических целей организации самообразования обучающихся с дифференцированной помощью учителя;
• Формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой;
• Самореализация творческого потенциала, в т.ч. в форме самовыражения (публичные выступления, формирование оригинальных докладов, таблиц, презентаций, публикаций, «газет», визиток, моделей, и т.д., с применением ИКТ);
• Проведение анализа выступлений в форме оценки и самооценки;
• Повышение познавательного интереса к предмету;
• Совершенствование качеств знаний путем многократного их повторения (выступления и оппонирование) и активного участия всех в познавательном процессе.
Примечание. Форма объяснения нового материала зависит от уровня учебных возможностей обучающихся, т.е. учебно-познавательных интересов, способностей, творческого потенциала. Организация урока в форме конференции требует большой предварительной подготовки и хорошего знания о возможностях обучающихся, чтобы урок действительно достиг поставленной цели.
В объяснении нового материала активно применяется приведение таблиц (как раздаточный материал), учебные таблицы фронтальной демонстрации (динамические модели соединений); на предыдущем уроке обучающиеся также записывали алгоритм изучения тем «Типовые сборочные соединения». По этому алгоритму составлена таблица сравнительного анализа резьбовых соединений. (Алгоритм также приведен в приложениях). Разработка урока в форме семинара или конференции заслуживает отдельного внимания и в данном конспекте детально не рассматривается.
Классификация типовых сборочных соединений
Типовые соединения
Разъемные Неразъемные
Резьбовые Не резьбовые
Болтовое Шпоночное Заклепочное
Соединяемые детали: две или более
Стандартные детали: болт, гайка, шайба Соединяемые детали: вал, втулка
Стандартная деталь: шпонка Соединяемые детали: две (или более)
Стандартная деталь: заклепка
Шпилечное Штифтовое Клеевое
Соединяемые детали: две или более
Стандартные детали: шпилька, гайка, шайба Соединяемые детали: вал, втулка
Стандартная деталь: штифт Соединяемые детали: две (или более)
Стандартный материал: клей
Винтовое Паяное
Соединяемые детали: две или более
Стандартные детали:
Винт (или винт, гайка, шайба) Соединяемые детали: две (или более)
Стандартный материал: припой (флюс)
Сварное
Соединяемые детали: две (или более)
Разъемные соединения. Изображение резьбы. ГОСТ 2.311-68
а) б)
Рис. 1 Резьбу изображают: На стержне (рис.1,а) - сплошными основными линиями по наружному диаметру резьбы и сплошными тонкими линиями - по внутреннему диаметру (на плоскости, перпендикулярной оси стержня по внутреннему диаметру проводят дугу, равную 3,4 окружности, разомкнутую в любом месте).
В отверстии (рис.1,б) - сплошными основными линиями по внутреннему диаметру резьбы и сплошными тонкими линиями - по наружному (на плоскости, перпендикулярной оси отверстия, по наружному диаметру проводят дугу, равную 3,4 окружности, разомкнутую в любом месте). Сплошную тонкую линию при изображении резьбы наносят на расстоянии не менее 0,8 мм от основной линии и не более величины шага резьбы. Резьбу, как невидимую, изображают штриховыми линиями по наружному и внутреннему диаметрам.
Граница резьбы (рис.2,а, б) определяется до начала ее сбега и изображается сплошной основной или штриховой линией, если резьба невидимая. Штриховку в разрезах и сечениях (рис.1,2) проводят до линии наружного диаметра на стержне и до линии внутреннего диаметра в отверстии, т.е. в обоих случаях до сплошной линии. Размер длины резьбы указывают без сбега. Резьбу с нестандартным профилем показывают со всеми необходимыми размерами (шагом, внутренним и наружным диаметрами, толщиной зуба, числом заходов, левым направлением резьбы и т.п.). В соединениях стержень перекрывает отверстия (рис.3), и поэтому в границах стержня резьба имеет сплошную основную линию по наружному диаметру, в отверстии - по внутреннему.
Задачи урока:
1. Закрепить навыки работы с опорными конспектами в форме классификационных таблиц; развивать умения сравнивать текстовую и графическую информацию; анализировать учебный материал, сопоставлять, выделять главное и второстепенное.
2. Развивать умения самостоятельно работать со сложными дидактическими материалами, создавать целостную картину новых понятий (знаний) по её частным понятиям. Развитие способностей обучающихся к самообразованию; рече – мысленной деятельности при выдвижении и обсуждении гипотез; интеллектуальных способностей на уровне анализа и синтеза основных понятий; развитие любознательности, наблюдательности, сообразительности; образного мышления и технического кругозора, в т.ч. с опорой на жизненный практический опыт обучающихся.
3. Воспитывать культуру общения, речи (в том числе с использованием специальной терминологии), усидчивость, внимательность, графические, аналитические способности.
Оборудование:
1. Учебные таблицы «Соединение болтом»; «Соединение шпилькой»; «Винтовые соединения».
2. Дидактический материал для обучающихся – «Сходство и различие резьбовых соединений»
3. Динамические модели резьбовых соединений
Структура урока: 1. Организационный момент урока – 3 минуты.
2. Объяснение нового материала – 15 минут.
3. Самостоятельная работа обучающихся с О.К. – 8 минут.
4. Краткий опрос по новым понятиям – 7 минут.
5. Объяснение домашнего задания – 5 минут.
6. Подведение итогов урока – 2 минуты.
Ход урока
1. Подготовка обучающихся и учителя к работе на уроке; отметка отсутствующих.
2. Для объяснения и закрепления учебного материала можно выбрать форму:
• Опроса обучающихся с параллельным прослеживанием за ходом объяснения по О.К. (дидактический материал в форме выданных на парты таблиц – прилагается к конспекту урока);
• Эвристической беседы (если предварительно было дано задание, обучающимся познакомиться с учебным материалом по школьному учебнику или по дополнительной литературе);
• Семинара (для выступления назначены более заинтересованные и способные ученики);
• «Научной» школьной конференции, где в качестве докладчиков выступают обучающиеся; при этом классный коллектив разбивается на творческие группы, каждая из которых сначала рассказывает об одном из резьбовых соединений (три группы), четвертая группа подводит итог, делает обобщающий сравнительный анализ; остальные обучающиеся составляют несколько групп, которые выступают в качестве оппонентов.
При такой форме организации урока достигается несколько важных педагогических целей организации самообразования обучающихся с дифференцированной помощью учителя;
• Формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой;
• Самореализация творческого потенциала, в т.ч. в форме самовыражения (публичные выступления, формирование оригинальных докладов, таблиц, презентаций, публикаций, «газет», визиток, моделей, и т.д., с применением ИКТ);
• Проведение анализа выступлений в форме оценки и самооценки;
• Повышение познавательного интереса к предмету;
• Совершенствование качеств знаний путем многократного их повторения (выступления и оппонирование) и активного участия всех в познавательном процессе.
Примечание. Форма объяснения нового материала зависит от уровня учебных возможностей обучающихся, т.е. учебно-познавательных интересов, способностей, творческого потенциала. Организация урока в форме конференции требует большой предварительной подготовки и хорошего знания о возможностях обучающихся, чтобы урок действительно достиг поставленной цели.
В объяснении нового материала активно применяется приведение таблиц (как раздаточный материал), учебные таблицы фронтальной демонстрации (динамические модели соединений); на предыдущем уроке обучающиеся также записывали алгоритм изучения тем «Типовые сборочные соединения». По этому алгоритму составлена таблица сравнительного анализа резьбовых соединений. (Алгоритм также приведен в приложениях). Разработка урока в форме семинара или конференции заслуживает отдельного внимания и в данном конспекте детально не рассматривается.
Классификация типовых сборочных соединений
Типовые соединения
Разъемные Неразъемные
Резьбовые Не резьбовые
Болтовое Шпоночное Заклепочное
Соединяемые детали: две или более
Стандартные детали: болт, гайка, шайба Соединяемые детали: вал, втулка
Стандартная деталь: шпонка Соединяемые детали: две (или более)
Стандартная деталь: заклепка
Шпилечное Штифтовое Клеевое
Соединяемые детали: две или более
Стандартные детали: шпилька, гайка, шайба Соединяемые детали: вал, втулка
Стандартная деталь: штифт Соединяемые детали: две (или более)
Стандартный материал: клей
Винтовое Паяное
Соединяемые детали: две или более
Стандартные детали:
Винт (или винт, гайка, шайба) Соединяемые детали: две (или более)
Стандартный материал: припой (флюс)
Сварное
Соединяемые детали: две (или более)
Разъемные соединения. Изображение резьбы. ГОСТ 2.311-68
а) б)
Рис. 1 Резьбу изображают: На стержне (рис.1,а) - сплошными основными линиями по наружному диаметру резьбы и сплошными тонкими линиями - по внутреннему диаметру (на плоскости, перпендикулярной оси стержня по внутреннему диаметру проводят дугу, равную 3,4 окружности, разомкнутую в любом месте).
В отверстии (рис.1,б) - сплошными основными линиями по внутреннему диаметру резьбы и сплошными тонкими линиями - по наружному (на плоскости, перпендикулярной оси отверстия, по наружному диаметру проводят дугу, равную 3,4 окружности, разомкнутую в любом месте). Сплошную тонкую линию при изображении резьбы наносят на расстоянии не менее 0,8 мм от основной линии и не более величины шага резьбы. Резьбу, как невидимую, изображают штриховыми линиями по наружному и внутреннему диаметрам.
Граница резьбы (рис.2,а, б) определяется до начала ее сбега и изображается сплошной основной или штриховой линией, если резьба невидимая. Штриховку в разрезах и сечениях (рис.1,2) проводят до линии наружного диаметра на стержне и до линии внутреннего диаметра в отверстии, т.е. в обоих случаях до сплошной линии. Размер длины резьбы указывают без сбега. Резьбу с нестандартным профилем показывают со всеми необходимыми размерами (шагом, внутренним и наружным диаметрами, толщиной зуба, числом заходов, левым направлением резьбы и т.п.). В соединениях стержень перекрывает отверстия (рис.3), и поэтому в границах стержня резьба имеет сплошную основную линию по наружному диаметру, в отверстии - по внутреннему.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Плотникова Людмила Геннадьевна
→ Люда6518 23.03.2012 1 13436 2231 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК